Хадис 199-200. Кто имеет больше прав возвещать азан и объявлять о начале обязательной молитвы?

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Муэдзин имеет больше прав на призыв к намазу, а имам - на объявление о его начале». Этот хадис передал Ибн ‘Адий, и он же назвал его слабым. Аль-Бейхаки передал похожее высказывание ‘Али.

Комментарий:

Ибн ‘Ади назвал этот хадис слабым, потому что его единственным рассказчиком был Шурейк. Йахйа ибн Ма‘ин сказал: «Шурейк - правдивый и заслуживающий доверия рассказчик, но если его хадисы противоречат другим сообщениям, то мы склонны отдавать предпочтение другим рассказчикам». Ан-Насаи назвал его неплохим рассказчиком. Имам Ахмад считал его благоразумным и правдивым человеком. Муслим тоже принимал его хадисы. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 62.

Хадис указывает на то, что муэдзин имеет больше всех прав на призыв к намазу, поскольку в его обязанности входит следить за наступлением времени намаза и оповещении других. Имам же имеет больше всех прав на объявление о начале намаза, и поэтому объявлять об этом можно только с его разрешения.

На первый взгляд, это сообщение противоречит хадисам о том, что Билал призывал на намаз сразу при виде Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали со слов Джабира ибн Самуры: «Муэдзин Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, призывал на намаз, а затем дожидался, пока не увидит Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда же он выходил, он сразу объявлял о начале намаза». Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверен согласно требованиям Муслима.

Однако между этими преданиями нет противоречий, поскольку перед объявлением о начале намаза Билал приходил в дом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и спрашивал разрешения сделать это. Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и Абу Давуд передали со слов ‘Аиши: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал по ночам одиннадцать рак‘атов, а после наступления рассвета совершал еще два коротких рак‘ата. Потом он ложился на правый бок и дожидался прихода муэдзина, который звал его на намаз».

Богословы не были единодушны по поводу того, должны ли собравшиеся на намаз вставать и выстраиваться в ряд сразу после объявления о начале намаза. Передают со слов Абу Катады, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если объявлено о начале намаза, то не вставайте до тех пор, пока не увидите меня».Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Этот хадис указывает на то, что люди не должны вставать на намаз, пока не увидят имама внутри мечети. На него опирались большинство ученых. Ат-Тирмизи сказал: «Сподвижники и другие ученые мусульмане не одобряли то, что люди дожидаются имама стоя. Некоторые из них говорили: "Если имам находится в мечети, и объявляется начало намаза, то люди должны встать, когда муэдзин скажет: "Намаз начинается! Намаз начинается". Так считал Ибн аль-Мубарак».

Аль-Бейхаки сообщил, что этого мнения придерживались Анас ибн Малик, аль-Хусейн ибн ‘Али, ‘Ата и аль-Хасан аль-Басри. Абу Давуд в книге «аль-Масаиль» сказал: «Я спросил Ахмада: "Когда люди должны вставать на намаз?" Он ответил: "Когда муэдзин скажет: "Намаз начинается". Я спросил: "А если имам еще не подошел?" Он сказал: "Они не должны вставать, пока не увидят его"».

Малик сказал: «Я не слышал, чтобы существовало какое-либо правило относительно того, когда люди должны вставать во время объявления о начале намаза. Считаю, что это зависит от их собственного состояния, ведь среди них есть и грузные, и легкие люди».

Абу Ханифа сказал: «Люди должны встать, когда услышат слова "Спешите к успеху". Когда же муэдзин скажет: "Намаз начинается", имам должен возвеличить Аллаха». Имеется в виду, что он должен начать намаз.

Ибн аль-Мусейиб сказал: «Когда муэдзин говорит: "Аллах превелик", нужно обязательно встать, а когда он говорит: "Спешите на намаз", нужно выровнять ряды. Когда же он скажет: "Нет божества, кроме Аллаха", имам должен возвеличить Аллаха».

Перечисленные мнения не опираются на достоверные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому большинство ученых считает, что если имам находится в мечети, то люди не должны вставать до тех пор, пока не закончится объявление о начале намаза. Если же имам отсутствует во время объявления о начале намаза, то они не должны вставать, пока не увидят его. Когда же он войдет в мечеть, они должны встать и выстроиться в ряды, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно занимал свое место только после того, как сподвижники выравнивали ряды.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не хотел, чтобы мусульмане дожидались его появления на ногах, потому что это могло причинить им неудобство, хотя известно, что иногда он затягивал начало намаза после того, как люди уже выстроились в ряды. Аль-Бухари, Муслим и др. передали со слов Анаса: «Однажды было объявлено о начале намаза, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тихо беседовал с каким-то мужчиной в углу мечети. В ту ночь он не встал на намаз, пока некоторые люди не заснули». По мнению ученых, это было связано с исключительными обстоятельствами. Возможно также, что он сделал это, чтобы разъяснить дозволенность такого поступка. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 200; «Ахкам аль-Азан ва аль-Икама», с. 103-105.