Анархизм. П.Ж. Прудон. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин

Анархизм - это учение об анархии, т.е. безвластии. Сторонники анархизма, однако, утверждают, что анархизм - политическая философия и движение, главным своим принципом имеющая свободу и ставящая своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. По убеждению анархистов, общественные системы и институты должны основываться на заинтересованности и добровольном согласии каждого их участника, а власть должна быть ликвидирована. Теория анархизма основывается на 5 базовых принципах:

ü отсутствие власти,

ü уничтожение государства,

ü свобода от принуждения,

ü взаимопомощь,

ü разнообразие.

Анархизм появился в конце 18 в., одновременно с появлением других политических идеологий (либерализм, консерватизм) и формированием индустриального общества. Одним из 1-ых теоретиков анархизма был английский писатель и философ Уильям Годвин (1756 - 1836). Выступая с рационалистическо-просветительских позиций, он утверждал, что государство и ему подобные институты подавляют возможности людей правильно применять свой разум. Исходя из позитивной оценки человеческой природы, он утверждал, что социальный порядок возникает естественным путём, а несправедливость, алчность и агрессивность - следствие вмешательства государства.

В 19 в. анархизм разделяется на несколько течений. М. Штирнер (1806 - 1856) стал родоначальником анархо-индивидуализма, делавшего акцент прежде всего на свободе личности.

Другие разновидности анархизма носят коллективистский характер. Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865) был основателем анархизма взаимопомощи (мьючиализма). Его идеал - сообщества мелких частных собственников, обменивающиеся товарами и услугами без помощи государства. Впоследствии анархизм взаимопомощи эволюционировал в анархо-синдикализм. В анархо-синдикализме место сообществ мелких частных собственников занимают профессиональные организации трудящихся, берущие на себя государственные функции.

Ближе всего к марксистскому социализму находится анархо-коммунизм. Анархо-коммунисты выступали за немедленное после революции уничтожение государства, замену его самоуправлением общин. Крупнейшими теоретиками анархо-коммунизма были русские мыслители - М. А. Бакунин (1814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1921). Из-за этой разноликости анархистского движения нельзя однозначно ответить на вопрос, как анархисты относятся к конфликтам и какие пути предлагают для их разрешения.

В последние десятилетия 19 - первые десятилетия 20 вв. среди анархистов преобладали сторонники революционного насилия - восстаний и террора. Анархисты активно участвовали в гражданской войне в России (армия батьки Махно)

Другой тактикой борьбы, выработанной также анархистами и позже воспринятой другими политическими течениями, стало "прямое действие". Под "прямым действием" понимается широкий спектр форм внепарламентской борьбы, которые могут выходить за конституционные и законные рамки, но не связаны с применением вооруженного и массового насилия. Это забастовки, демонстрации, бойкот, саботаж, блокирование и ненасильственный захват государственных учреждений, публичное оскорбление высокопоставленных государственных чиновников или общественных лидеров и т.д.

Тактика "прямых действий" более типична для анархистского движения после IIМВ. Это проявилось в

® событиях 1968 г. в Западной Европе и США, получивших название "молодёжной революции",

® в антиглобалистском движении 1990-х - 2000-х гг.

Беспорядки, происходящие во время массовых мероприятий антиглобалистов (битьё витрин в закусочных сети "Макдональдс", стычки с полицией и пр.) обычно относят к проявлениям деятельности так называемого "Чёрного блока", т.е. анархистов.

Новые направления в анархизме продолжали возникать и в 1960-е - 1980-е гг.: появились автономисты (сторонники "рабочей автономии", являющиеся анархо-марксистами), анархо-энвайроменталисты (анархисты - сторонники охраны окружающей среды), анархо-феминистки и пр.

Среди современных анархистов есть немало и сторонников ненасильственных действий, анархо-пацифистов. Обычно они воздерживаются от участия в политических акциях, предпочитая создавать анархистские коммуны (общины), построенные на принципах сотрудничества и взаимного уважения.

34) Конфликтологические идеи зороастризма

Религия Зороастризма, получила широкое распространение в древности и в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране. Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Заратустра (Заратуштра), который жил примерно в VIII-VI вв. до нашей эры. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авеста".

Авеста утверждает, что человек во всем подобен Богу - Творцу. Главным признается свобода выбора, которым наделен и человек. Самое главное проявление свободы выбора человека заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. Человек ежеминутно и ежесекундно делает этот выбор, добровольно и сознательно становясь на сторону Добра или Зла.

По своему характеру зороастризм как религия существенно отличается от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта своей этической направленностью. В культовых обрядах, совершающих жрецами, идеи зороастризма отражаются в культе воды, земли и огня. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Такая вода считается нечистой и использовать ее категорически запрещается. Строго соблюдается и чистота земли (на предмет не погребенных и разлагающихся животных), полевые работы вести запрещается. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости. Смертельным грехом в зороастризме считаются: воровство, грабеж, обман. Добродетелями – правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, сострадание, смирение. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития. Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления.

Основные положения зороастризма можно свести к следующему:

1)вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда);

2)учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла;

3)практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире;

4)этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений;

5)учение об особой роли государства и священном характере верховной власти