Проблема ценностей в философии

Философское учение о природе ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности человека называется аксиологией (от гр АКСИС - ценность и логос - учение)

Начиная с освоения орудий труда, а затем совершенствуя их, человек научился удовлетворять собственные элементарные потребности, начала выделять главное и второстепенное, необходимо, постоянное и временное в своей оему жизни Постепенно осмислювалася значимость предметов и явлений окружающего мира для отдельного индивида, группы, общества, т.е. определялась их ценностьь.

Ценность - это понятие, указывающее на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений и предметов деятельности

Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственность, добро, красоту Любые события и явления в природе, обществе, жизни и индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к них.

Формирование понятия \"ценность\" прошло сложный исторический путь Целесообразно коснуться только истории тех взглядов на ценность, которые являются важнейшими для современного понимания этого понятия

Интересным утверждению древнегреческой философии является то, что высшим мерилом ценности и высшей ценностью является человек Известный тезис Протагора: \"Человек есть мера всех вещей\"

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в саму жизнь, рассматривались как присущие ему, неразрывны с реальностью Исследование ценностей как таковых стало возможным тогда, когда и понятие реальности расщепилось в реальность в собственном смысле и ценность как объект человеческих привязанностей, страстей и стремлениемь.

Категория ценности наиболее полно была разработана классической немецкой философией, особенно I Кантом И Кант понятие ценности связывает с понятием доброй воли Сама по себе добрая воля имеет цениться н несравненно выше, чем осуществленное им в пользу какой-то склонности Важным в кантовском анализе понятие ценности является то, что это понятие он соотносит с человеком как целью, ее развитием, а таки и аспект ценности, как полезность, - с миром природы желаний Этот аспект И Кант называет относительной, обусловленной ценностью Основное внимание он обращает на субъективный аспект ценности, который и стремятся осветить и время подчеркивает наличие и объективного аспекта, но детально его не разрабатывает кантовской концепции ценности восприняли в основном, с некоторыми изменениями, все представители классической немецкой фило софе філософії.

Современная социально-философская литература характеризуется разнообразием взглядов на природу ценностей и их понимание Они наконец более или конкретизацией проблемы, намеченной в немецкой классической фило ософии, или разрабатываются через противопоставление последнией.

Наиболее аргументированным, распространенным и приемлемым является утверждение, согласно которому ценности являются предметом потребностей и интересов человека Этими предметами выступают вещи, явления или идеи, мысли зависимости от того виде иляють две группы ценностейй:

- материальные - это орудия и средства труда, предметы и вещи непосредственного потребления;

- духовные - это идеи, теории, мнения: политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные, экологические и т.д.

зависимости от ценностного отношения человека к миру ценности определяются как \"предметные\" и \"субъектные\"

\"предметный\" ценностями выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений как объектов ценностного отношения Они оцениваются в плане добр ра и зла, истины или ложности, красоты или уродства, допустимого или запрещенного, справедливо или несправедливо тощливого тощо.

\"Субъектные\" ценности - способы и критерии, на основе которых проводятся самые процедуры оценки соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами деятельности человек ни Это - установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, которые отображаются в форме нормативных наступитих настанов.

Разнообразие ценностей предполагает классификацию по их уровню Так, выделяются ценности личности, социальных и профессиональных групп, национальные, общечеловеческие

В настоящее время особое значение приобретают общечеловеческие ценности Они являются регуляторами поведения человечества, выступая важнейшими критериями, стимулами и орудиями поиска путей взаимопонимания, зл чинят и сохранения жизни людей планеты Следует иметь в виду, что общечеловеческие ценности имеют конкретно-исторический характер Их понимание в античности или в эпоху Средневековья существенно отличается от их понимания в современном информационном обществтві.

В современной философии пока нет единого видения того, что являются общечеловеческими ценностями Есть основания которая позволяла определить единые, общезначимых ценностей для всех народов, систем и культа ур Наблюдается чрезвычайное разнообразие мнений относительно понятия \"общечеловеческоеюдське".

Можно выделить некоторые ценности, которые, несомненно, являются общечеловеческими:

- ценность человеческой жизни;

- смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.;

- ценность природы как основы жизнедеятельности человека, предотвращения экологическому кризису, сохранения окружающей среды;

- предотвращения угрозы термоядерной войны;

- обеспечение свободы, демократизации всех сфер человеческой жизнедеятельности - экономики, политики, культуры и т.д.

Дальнейшее конкретно-исторический анализ сущности и развития ценностей является важной стороной научного исследования и понимания истории общества и культуры

Классификация ценностей:

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования определяет разнообразие ценностей, классифицировать которые можно по разным основаниям:

С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на объективные и субъективные.

По содержанию различаются религиозные, правовые, нравственные, познавательные, политические, эстетические, художественные, экологические и др.

Самое крупное разделение на предметные и духовные ценности. Предметные ценности связаны с целью, духовные - со смыслом поведения. Духовные ценности включают в себя

познавательные, эстетические и нравственные.

Виды ценностей:
подсознательные, осознаваемые, сознательно-социальные, позитивные, негативные, фальшивые, реальные, исключающие друг друга, совместимые, фоновые, локальные, глобальные, индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие.

В Франк выделил три основных вида ценностей:
- созидательные (те, что реализуются в продуктивных действиях),
- ценности переживания (мгновения сильных ощущений, наслаждения музыкой, поэзией и т.п.),
- ценности отношения (отношение к Факторам, ограничивающим жизнь человека: болезни, смерти и т. п.).

За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные(ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психическиеисоциальныеценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды.