Философское понимание мира

Основой философского понимания мира, без сомнения, является онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия.

Бытие – одно из важнейших философских понятий, которое еще с античности относится к представлению сущего:

1. Парменид утверждал, что бытие – вечное и неизменное единство. Оно всюду непрерывно и однородно, совершенно неконкретно, не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью, оно вечно, неподвижно, неделимо и сферообразно. Окружающий нас чувственный мир – нечто кажущееся, небытие.

2. По Платону, бытие – это мир эйдосов-идей. Платон писал об абсолютном «едином», которое есть бытие, превосходящее материальное и идеальное.

3. Резко противопоставляли бытие небытию атомисты (например, Левкипп и Демокрит, а, в последствии, Эпикур). Бытие – это атомы, небытие – пустота, в которой атомы движутся, сталкиваясь друг с другом.

Онтология: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000773/st000.shtml

Бытие: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бытие_(философия)

Бытие у Парменида: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/st011.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/Парменид

Бытие у Демокрита: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000158/index.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000159/index.shtml

В идеалистической философии бытие понимается как:

1) обобщенное существование, связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами, или стремящееся освободиться от них и образовать самостоятельную и абсолютную действительность;

2) сущее в значении «смысл», «суть» (эссенция);

3) реализованная и осуществленная сущность (субстанция), сначала чувственная, а потом умопостигаемая;

4) идея – осуществленное бытие, трактуемое как нечто самостоятельное и независимое от чувственной материи, как обладающее божественной силой создавать, осмысливать и направлять;

5) бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и первообраз всего существующего;

6) чистая деятельность, принимающая весьма разнообразные формы (аристотелевская «энергия», неоплатоническая «эманация»);

7) совпадение противоположностей, стоящее выше всякого субъекта и объекта.

Бытие у Платона: http://www.psylib.ukrweb.net/books/dobro01/txt04.htm

Бытие у средневековых авторов: http://intencia.ru/Pages-view-237.html

Бытие у Гегеля: http://di-mat.ru/node/133

В материалистической философии бытие трактуется как:

1) чувственно воспринимаемая материя;

2) фактическое существование (экзистенция) чего бы то ни было материального, субстанция;

3) все многообразие форм движения материи.

В идеалистической онтологии разработана категория «ничто», обозначающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей, характеризующих нечто.

Бытие у Маркса: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектический_материализм

Бытие у Хайдеггера: http://www.eunnet.net/metod_materials/being/terms/dasein.html

http://www.eunnet.net/metod_materials/being/terms/seinzumtode.html

Содержание термина "материя" менялось на протяжении эпох:

1. В представлениях древнегреческих философов материя - это прежде всего вещество. У Аристотеля материя - пассивная причина бытия. В учении атомистов материя представлена в виде мельчайших неделимых частиц, атомов.

2. В учениях средневековых философов материя - низшая ступень бытия, cозданного Богом.

3. В 17-18 вв. складывается механистическое представление о материи. Здесь представлены два подхода к пониманию материи:

- Субстанциальный подход, утверждающий существование двух самостоятельных субстанций – материальной (протяженной) и идеальной (мыслящей), развивается в учении Р. Декарта.

- Представитель французского материализма 18 в. П.-А. Гольбах определил материю как "все, что каким-либо образом воздействует на наши чувства". Материя в данном случае отождествляется с понятием вещества, имеющего массу, являющегося непроницаемым, делимым. Вещество образует различные тела, способные перемещаться в пространстве. Данный подход получил название субстратного (субстанцианального).

Представителями механистического материализма в 18 в. являются также Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, Э. де Ламетри.

4. В конце 19 в. механистическое истолкование материи приходит в противоречие с данными науки. В результате появляется трактовка материи как объективного мира, бытия, отражаемого сознанием. Это представление особо развивается в философии марксизма. Определение материи приводится В.И. Лениным: "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Данное определение принято называть гносеологическим, поскольку оно строится на противопоставлении материи сознанию, основной функцией которого является отображение материального мира. Представление о материи здесь конкретизируется положениями об атрибутах (изначально присущих, неотъемлемых свойствах) материи - это движение, понимаемое как всякое изменение, пространство и время. Пространство и время называют также формами существования материи. В качестве атрибутивного свойства выделяется также отражение - способность одних материальных объектов запечатлевать свою структуру в других при взаимодействии. Материя определяется также как неуничтожимая и несотворимая субстанция.

Материя: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part2_2.html

Субстанциальный и субстратный подходы: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000773/st002.shtml

Атрибуты и свойства материи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Материя_(философия)#.D0.90.D1.82.D1.80.D0.B8.D0.B1.D1.83.D1.82.D1.8B_.D0.B8_.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B8

Отражение: http://ru.wikipedia.org/wiki/Отражение_(философия)

Положение о материальном единстве мира было сформулировано Энгельсом в работе "Анти-Дюринг", где утверждалось: "Действительное единство мира состоит в его материальности".

Материальное единство мира проявляется субстанциально (взаимопревращаемости, взаимопереходе различных форм материи при ее количественном сохранении), атрибутивно (в наличии общих свойств у различных материальных систем), генетически (в порождении одних материальных процессов и явлений другими), номологически (в наличии общих законов у всех форм материального бытия.

Учение о формах движения материи было впервые разработано Ф. Энгельсом в работе "Диалектика природы". "Движение, - писал Энгельс, - рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е., понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящее во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением".

Энгельс выделил ряд качественно специфических форм движения материи:

механическая (простое перемещение в пространстве - самая общая форма),

физическая (носитель - атомы),

химическая (носитель - молекулы),

биологическая (носитель - живой белок),

социальная (носитель - общество, характерная черта - наличие сознания).

Выделение форм движения материи осуществляется соответственно структурным уровням организации материи. Классификация форм движения материи основывается на диалектически понимаемом принципе развития. Разные формы связаны между собой генетически (одни порождаются другими). При этом высшие формы включают в себя низшие в снятом виде (в качестве составных частей и условий, необходимых для появления новой, более высокой формы движения материй). Необходимо учитывать антиредукционистский подход к классификации - более сложные формы движения материи несводимы к предшествующим, более простым.

Современные представления не выделяют в качестве самостоятельной механическую форму движения. В других формах выделяются различные уровни (например, атомный и субатомный для физической формы) и переходные формы (например, биохимическая).

Материя, движение трактуемое как изменение и пространство и время, определяемые как формы существования материи, взаимосвязаны. Не существует материи вне движения, пространства и времени. Движение реализуется через постоянное взаимодействие материальных объектов, постоянное изменение и развитие. Развитие трактуется в данном случае как направленное изменение. Всякое изменение реализуется в пространстве и во времени.

Существует два обобщающих подхода в трактовке пространства и времени:

1. Субстанциальныйпредполагает абсолютизацию пространства и времени, рассмотрение их в качестве самостоятельных субстанций, существующих независимо от материи. Родоначальниками данной трактовки считают древнегреческих атомистов Левкиппа и Демокрита. Наиболее последовательно она представлена у Ньютона.

2. Второй - реляционный - подход восходит к Аристотелю и утверждает взаимосвязь пространства, времени движения и материи. Этот подход наиболее последовательно проводился Лейбницем. Современные представления о взаимосвязи пространства, времени и материи базируются на реляционной трактовке. Подтверждением тому служат и данные науки, в частности фундаментальные положения общей и специальной теории относительности.

Причина и следствие– это философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление (следствие). Отношение между причиной и следствием называют каузальностью или причинно-следственной связью. Исследование причинно-следственных связей и зависимостей находится в фокусе научного познания.

Причина: http://ru.wikipedia.org/wiki/Причина

Следствие: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/631.php

Отношения между причиной и следствие связаны с категорией “условия”, поскольку одна и та же причина в разных условиях вызывает не одинаковые следствия. Причина и следствие при определенных условиях могут меняться местами, то есть, следствие может стать причиной другого явления.

Категории причины и следствия отражают динамику процессов, фиксируя их движение от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему и т.д. Поскольку в природе и обществе существуют многообразные формы взаимодействия, взаимосвязи, взаимообусловленности явлений, то существует многообразие причинно-следственных зависимостей (по характеру связей - динамические и статические, по числу и связанности воздействий - простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные и т.д.). К примеру, характер причинно-следственных связей в микромире, в живой природе (генетика), в социально-экономических процессах носит вероятностно- статистический характер.

Философская концепция о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений называется детерминизмом. Детерминизм утверждает объективный характер причинности, то есть такую связь явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).

Соответственно выделяют:

классический ("жесткий", лапласовский)

неклассический (вероятностный) типы детерминизма.

Детерминизм: http://ru.wikipedia.org/wiki/Детерминизм

Объективная диалектика - это диалектика материальных процессов, существующих независимо от человеческого сознания .

Вопрос о развитии мира поставили представители античной философской мысли: Гераклит Эфесский, предположивший наличие противоположностей. В последствии диалектика материального мира признавалась мыслителями эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей), философами ХVI – ХVIII вв. Ф. Бэконом, Р. Декартом; французским материалистами, считающими движение неотъемлемой характеристикой материального мира, но сводящими это движение только к одному их возможных и известных в то время видов движения – механическому движению.

В докритический период И. Кант в своих трудах развил диалектические идеи применительно к Вселенной.

Диалектика материального мира как форма реализации саморазвития абсолютного духа признавалась Гегелем. В объективно-идеалистической философии Гегеля субъективная диалектика, диалектика духа определяла диалектику природы. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса придавала объективной диалектике статус первичной, определяющей по отношению к диалектике субъективной, раскрывая их взаимосвязь. В.И. Ленин, анализируя в «Философских тетрадях» концепцию Гегеля, писал: «Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот».

Субъективная диалектика –это диалектика нашего сознания и она присуща каждому мыслящему существу, субъекту отражения, ибо человек, обретая внешний мир, отражает и взаимосвязи, и развитие этого мира. Субъективная диалектика выступает как диалектический метод мышления.

В силу субъективности формы отражения возможны определенные отклонения: неадекватность отражения, даже ложный характер отражения, которые могут зависеть от состояния субъекта отражения, от уровня и характера его знаний, от конкретно-исторических условий, в которых протекает процесс отражения. Высшей формой субъективной диалектики является диалектика как систематизированная область знания, как наука, в которой все индивидуальные, внешние и несущественные факторы остаются остаются как бы вне рассмотрения. В диалектике как науке отражаются основные, главные, существенные, устойчивые характеристики материального мира и самого человека и его мышления, выявляются закономерности его развития, и выражаются они в категориальной форме. Кроме теоретической диалектики можно говорить и о диалектике обыденного сознания.

Диалектика – наука о наиболее общих взаимосвязях и законах развития природы, общества, человеческого мышления. Диалектика как наука представляет собой отражение объективной диалектики в форме системы теоретических знаний о наиболее общих взаимосвязях и законах объективного мира. Она включает в себя принципы, законы и категории. Это: принципы – всеобщей связи, развития и конкретно-исторического подхода; законы – единства и борьба противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания; категории – материя и движение, движение и покой, тождество и различие, количество и качество, причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание и т.д.

Диалектика: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика

Становление диалектики.

Античные философы впервые заговорили о диалектическом методе мышления как способе спора, как способе доказательства истины путем выявления противоречий в суждениях противников. Зенон Элейский с помощью этого метода доказывал отсутствие движения, и его диалектика приобрела характер негативной диалектики. Сократ развил рационалистическую этику и с помощью своего диалектического метода, включающего опровержение и майевтику как искусство достижения истины, дал мощный толчок развитию субъективной диалектики, диалектики как метода познания и преобразования мира.

Особенно актуальным вопрос о диалектическом методе стал на рубеже ХVIII – ХIХ вв., когда вслед за доминирующим развитием механики в науке и философии стал безусловно доминировать механистический метод исследования. Проявлением метафизического метода является рассмотрение объектов изолированно, вне всеобщей связи, застывшими, статичными, сведение высшего к низшему (редукционизм). Например, французский материализм рассматривал человека как существо, функционирующее оп механическим законам. Французский материалист Ламетри написал книгу «Человек – машина», где изобразил человека как перпендикулярно ползающую машину, как искусный часовой механизм и т.д.

Немецкая классическая философия восстановила в правах диалектический метод познания, развив его преимущественно в идеалистической форме. Диалектика Канта с его антиномиями послужила средством доказательства непознаваемости мира и поэтому может быть названа негативной. Субъективно-идеалистическая диалектика "Я" и "не-Я" Фихте свела процессы взаимосвязи и взаимоперехода противоположностей к явлениям чисто духовным. Наиболее значительна роль Гегеля, создавшего целостную систему саморазвития Абсолютного Духа, выявившего законы развития духа, выразившего в категориальной форме весь процесс развития. Поскольку основополагающим принципом объективно-идеалистического учения Гегеля является принцип тождества бытия и мышления при доминанте Мышления, Духа, то гегелевская диалектика духа оказалась первичной по отношению к диалектике природы. Более того, диалектика природы и общества является лишь формой саморазвития духа, познающего себя через свою противоположность, инобытие – материю.

Различие метафизики и диалектики как противоположных методов познания заключается в следующем: Метафизика - признает только частные, локальные связи в объективном мире; усматривает источник развития вне самого объекта; рассматривает развитие как простое повторение старого, круговорот, сводит высшее к низшему (редукционизм); человеческие понятия раз и навсегда заданы.

Диалектика признает как частные, так и всеобщие связей явлений и объектов; источник развития находит внутри объекта; развитие рассматривает как процесс перехода от одного качественного состояния к другому путем количественных изменений; считает, что содержание понятий меняется вслед за изменением объекта. Развитие системы трактует как ее саморазвитие.