Команды, скрытые в предложениях и вопросах

Манипулятор скрывает свою команду‑установку под видом просьбы. Наглядно это может продемонстрировать одна дзен‑буддистская притча:

Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный ничиренский священник пришел в храм, вознамерившись поспорить с Банкеем.

«Эй, дзенский учитель! – позвал он. – Подожди минутку. Всякий, кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?»

«Подойди ко мне, и я покажу тебе», – сказал Банкей. Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю.

Банкей улыбнулся: «Встань слева от меня». Священник повиновался. «Нет, – сказал Банкей, – нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда». Священник с достоинством перешел направо. «Видишь, – сказал Банкей, – ты повинуешься мне. Мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай».

В этой притче из далекого прошлого мы можем наблюдать прямые манипуляции, она подчеркивает лишь характер посылов, стоящих за обычным разговором и предложениями. Но подобное влияние может осуществляться и более скрытыми приемами.

Противоядие: Четко осознавать свои цели и «систему координат». Стоит также постараться выяснить мотивы и интересы собеседника. В последующем будет легче отследить тактику и стратегию их достижения, оформленную в виде конкретных техник.

Лесть

В этом случае манипуляторы играют на повышенном самомнении объекта манипуляций. Например, его подкупают слова, что он «проницательный и эрудированный», «интеллектуально развитый и компетентный», «творческий» или «умеющий планировать» и т. д. Честолюбивый человек ставится перед дилеммой: либо принять данную точку зрения, либо отвергнуть лестную публичную оценку и вступить в не самый приятный спор.

Противоядие: Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть, тогда вас сложнее будет поймать на крючок приписывания несвойственных вам качеств. В этом случае констатация фактов вас эмоционально не затронет, а несоответствие действительности скорее насторожит, чем ослепит.