Древнеиндийская философия

Первым источником философской мудрости в Древней Индии стала ведическая литература («веда» – знание), составлявшаяся в течение девяти веков (1500 – 600 гг. до н.э.).

В мире действует универсальный космический закон: всё имеет живую бессмертную душу: горы, деревья, облака, животные, люди и т.д., и всё сущее взаимосвязано: Человек, Земля и Космос.

В начале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное. Начало творению положило жертвоприношение: космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Жертвоприношение стало главным законом жизни: Солнце дарит свое тепло и свет, мать жертвует силы и здоровье своему ребенку и т.д.

Место людей в мире сущего:

— Мир богов – Рай.

— Мир людей (состоит из каст):

- Брахманы – мудрецы, толкователи Вед (белый цвет благости и святости).

- Кшатрии – воины, правители (красный цвет власти и страстей).

- Вайшьи – земледельцы и скотоводы (желтый цвет умеренности и трудолюбия).

- Шудры – слуги (черный цвет невежества).

— Мир демонов, духов – Ад.

Таким образом, человек занимает среднее положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и спуститься до адской жизни.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Тот, кто совершал благие дела, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, кто жил неправедно, может в будущей жизни родиться шудрой или даже животным, камнем и др.

В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н.э., раскрывается путь преодоления страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении пяти буддийских заповедей:

— Не вредить живым существам.

— Не брать чужого.

— Воздерживаться от распущенности в половой жизни.

— Не вести лживых и праздных речей.

— Не употреблять опьяняющие напитки.