Упражнение 1. Укажите, какие приемы, сходные с определением, употреблены в следующих текстах

Укажите, какие приемы, сходные с определением, употреблены в следующих текстах.

1. “Слово гири фактически непереводимо... Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири...

Гири - это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсивность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчиненного к начальнику, должника к заимодавцу и т.д.

Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он должен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять...

Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней...

...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно слилось с его глубинным чувством и интеллектом.

Поскольку гири - явление эпохи феодализма, оно прежде всего строилось на иерархической основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Последний тоже осуществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим, покровительственным... По современным понятиям глава фирмы или учреждения нарушает нормы гири, если он общается с подчиненными только в сфере профессиональной деятельности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жизнью, семейными делами подчиненного. В свою очередь подчиненные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, например помогать ему в самых различных домашних делах.

Те, кто отступают от норм гири, теряют лицо. Их престиж в глазах окружающих сильно падает...” (Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983. С. 115-117)

2. «Маленькая рыбка сказала морской королеве: “Я постоянно слышу о море, где оно - я не знаю”. Морская королева ответила: “Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти”.» (Там же, с. 44)

3. В старой книге “Свойства порядочного человека” написано: «Он соединяет благовоспитанность с физическими и умственными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наездником, охотником, но при этом обладать ученостью, остроумием, умением вести беседу и знанием света. Под “знанием света” подразумевается: любезно, но крайне почтительно обходиться с дамами; молчать о своих добрых качествах, но с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком; при любых обстоятельствах хранить выдержку неполное самообладание». (цит. по: Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. С. 58)

4. “Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения.Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.” (Гоголь Н.В. Ревизор. М., 1956)

5. “Развитие понимается как частный случай изменения объектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма затруднительно (оно не известно), то понятие о развитии дается применительно к каждой из областей действительности:

- развитие в неорганической природе есть изменение, характеризующееся усложнением структуры, появлением новых свойств и отношений. Однако термин “развитие” в этой области очень условен. О развитии здесь скорее всего можно судить лишь относительно изменений, способствующих возникновению органической природы;

- развитие в органической природе - изменения, характеризующиеся становлением более совершенного приспособления к внешней среде и более совершенным ее отражением;

- развитие в обществе - изменения, характеризующиеся возникновением более совершенных производительных сил и производственных отношений;

- развитие в познании - изменения, характеризующиеся возникновением более высоких форм и методов отражения действительности, ее более точным и полным отображением” (Петров Ю.А. Рукописный текст).

6. «Как ведут себя стулья. Хороший стул - это почти совершенное изделие. Это не должно нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, может быть даже большую, часть нашей жизни. С помощью стула мы выполняем целый ряд необходимых в жизни действий - сидим во время еды, работы, при чтении, во время развлечения, отдыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходимость стула очевидна, и часто он бывает более необходим чем, скажем, кровать. Стул появился на заре истории, так как у человека возникла потребность посидеть, и выполнял роль протеза для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает. В отличие от колеса стулу предшествовали различные естественные “сиденья”: камни, пни, неровности ландшафта. Однако их нельзя было переносить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.

Психологическая функция стула многогранна. Стул может оформлять угол помещения, организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, но может возбуждать и страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать и угрожать: стулья у гостей, стулья на ковре у начальника. Существует, наконец, стул смерти - электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состояние - от удобного отдыха до длительного и утомительного сидения. Конечно, стул может служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упражнения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться. Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и “говорят” с нами на четком языке символов.» (Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. С. 36)

7. “Стул является временным костылем для прямоходящего существа, позвоночник которого требует отдыха, восстановления сил. Поскольку наши верхние конечности служат для работы, а нижние - для ходьбы, то нам крайне необходим протез. В результате оказывается, что стул с физиологической и анатомической точек зрения, а также в психологическом и социальном аспектах необходим человеку. Стул часто бывает тем предметом, в котором человек нуждается в первую очередь. Это символ цивилизации и символ взаимодействия человека с жизненной средой.” (Черноушек М. Психология жизненной среды.М., 1989. С. 41)