Задание 2: составить свой конспект статьи А.В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова», используя в качестве примера данный конспект

Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

В книге «Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова». – М., 1989. Стр. 240 – 278.

План Конспект
1. Общая характеристика романа Гончарова. Тайна успеха романа Гончарова заключается, по мнению Добролюбова, «в силе художественного тала-нта автора и в необыкновенном богатстве содержания романа». «Гончаров не даёт вам, и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, которые вы сделаете из романа: это уже ваше дело. Ошибётесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. У него нет и той горячности чувства, которая иным талантам придаёт наибольшую силу и прелесть. Талант его неподатлив на впечатления… В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова». «У Гон-чарова есть и ещё одно свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания. Вот отчего неко-торым кажется роман Гончарова растянутым. Он, если хотите, действительно растянут». «Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Гончаров не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши причин, не понявши свя-зи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнув-ший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. Поэтому во всём, что касса-лось Обломова, не было для него вещей пустых и ничтожных. Он может, кажется, остановить самую жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтоб мы вечно на него смо-трели, поучаясь или наслаждаясь».
2. Обломов и обломовщина. «Слово «обломовщина» служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придаёт ро-ману Гончарова гораздо более общественного значения. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы находим произведение русской жизни, знамение времени. Обломов есть лицо не совсем новое в на-шей литературе; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гон-чарова. Родовые черты обломовского типа мы находим ещё в Онегине. Это коренной, народный наш тип. Но с течением времени этот тип изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение». Главная черта Обломова, считал Добролюбов, заключается в инертности, в апатии ко всему, что делается на свете. А причина апатии заключается во внешнем положении – он барин, имею-щий Захара и «ещё триста Захаров», а также в образе его умственного и нравственного развития. «Как первый раз они взглянут на жизнь навыворот, − так уж потом до конца дней своих не могут достигнуть разумного понимания своих отношений к миру и к людям. Обломов не привык делать что-нибудь осно-вательно, не может хорошенько определить, что он может сделать и чего нет, − следовательно, не может и серьёзно, деятельно захотеть чего-нибудь… Оттого он может помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось». «Но в чём главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина». Все герои прошлых романов, замечает Добролюбов, страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чём пред-ставляют разительное сходство с Обломовым. Но, «читал он по выбору, сознательно», хотя это и продол-жалось недолго. «Наш Илья Ильич не уступит никому в презрении к людям: оно ведь так легко, для него даже усилий никаких не нужно». «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя постыдно. Ольга захотела, чтоб он перед свадьбой устроил дела по именью; это уже была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. Сокровища были зарыты в его натуре, только рас-крыть их перед миром он никогда не мог». «Теперь Обломов является перед нами разоблачённый, как он есть, молчаливый, сведённый с красивого пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом. «Вопрос: что он делает? в чём смысл и цель его жизни? − поставлен прямо и ясно, не забит никакими побочными вопросами. И вот почему мы видим в романе Гончарова знамение време-ни». «Он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. В глубине их души коренится одна мечта, один идеал – возможно-невозмутимый покой, обломовщина». «Кто же, наконец, сдвинет их с мес-та» «этим всемогущим словом «вперёд!», о котором так мечтал Гоголь и которого так давно и томите-льно ожидает Русь? До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе». «Гончаров решился похоронить обломовщину и сказать ей похвальное надгробное слово». Но это неверно, считает Добролюбов, «вся Россия не согласится с этим. Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы – на-ши воспитатели, её триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова и рано ещё писать нам надгробное слово. Обломовщина ещё никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь». Обломову противопоставлен Штольц, но Добролюбов утверждает, что его время ещё не пришло, да это и не тот человек, за которым пойдут русские люди. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни. Она бросила Обломова, когда перестала верить в него: она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. Обло-мовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить её во всех видах, под всеми масками и всегда найдёт в себе столько сил, чтоб произнести над ней суд беспощадный».