Древнеиндийская философия

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

На основе этих умозаключений появилась способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как нечто коренным образом отличающееся от него. Человек стал делать соответствующие выводы, а затем и размышлять. Основными постулатами древнеиндийской философии являются убеждения в том, что жизненный цикл не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:

· ведический;

· классический;

· индуистский.

Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) – религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.

Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана история философии. Именно поэтому учение об обществе и эстетика – две отдельные науки. Главная отличительная черта учения «Древнеиндийская философия» заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.

Зарождение философской мысли человечества происходило в то время, когда первые государства и классовые общества стали заменять родовые отношения. Древние литературные памятники стали носителями некоторых философских идей, которые обобщены в тысячелетнем опыте человечества. Причем наидревнейшей философией является берущая свое начало в Индии и Китае.

Основными философскими школами Древней Индии являются: брахманизм, объявивший первичной реальностью безличный Мировой Дух - Брахман. Человеческая душа является частицей Брахмана, она бессмертна, но человек привязан к земной жизни и зависит от своих прошлых деяний (кармы). Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман». Атман - всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе - манасе). Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, природе), неубиение; буддизм - четыре благородные истины, открытые Буддой: жизнь есть страдание; страдания имеют свою причины - жажду наживы, славы, удовольствия жизни и т.д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана