Субъективный идеализм философии И. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества Ф. Шеллинга

Важный шаг в пересмотре кантовского учения осуществил И.Г. Фихте (1762-1814), указав на противоречивость понятия вещи в себе и на необходимость его устранения из критической философии.

. По Фихте, из чистого Я должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. А это значит, что кантовский субъект тем самым превращается в абсолютное начало всего сущего - абсолютное Я, из деятельности которого должна быть выведена вся полнота реальности, весь объективный мир, именуемый Фихте "Не-Я".Таким образом понятый субъект по существу встает на место божественной субстанции классического рационализма: известно, что в юности Фихте увлекался философией Спинозы. Для понимания субъективного идеализма Фихте мы должны все время помнить, что Фихте обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской "Критики чистого разума" - как возможно научное знание - остается центральным и у Фихте. Поэтому Фихте называет свою философию "учение о науке" ("наукоучением) Наука, согласно Фихте, отличается от ненаучных представлений благодаря своей систематической форме. Однако систематичность - необходимое, но не достаточное условие научности знания: истинность всей системы базируется на истинности ее исходного основоположения. Это последнее, говорит Фихте, должно быть. очевидным; очевидность, с точки зрения немецкого философа, - главный критерий истины. Такое самоочевидное положение должно составлять фундамент самого человеческого сознания, источника и носителя всего остального знания. Как в свое время Декарт в поисках самого достоверного принципа обратился к нашему Я ("мыслю, следовательно, существую"), так же точно поступает и Фихте Поэтому и суждение "Я есмь" - не просто констатация некоторого наличного факта, как, например, суждение "роза красна", а как бы ответ на призыв, на требование - "будь!" - сознай свое Я, сознай его как некую автономную реальность актом осознания-порождения и тем самым войди в мир свободных, а не просто природных существ. Это требование апеллирует к воле, а потому в суждении "Я есмь Я" выражается та самая автономия воли, которую Кант положил в основу этики. Философия Канта и Фихте - это идеализм свободы, этически ориентированный идеализм. Однако у Фихте нет того водораздела, который Кант проводил между миром природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Фихте теоретическое и практическое начала совпадают, и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утрачивая тот остаток самостоятельности, который она имела в философии Канта. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Фихте единственным источником всего сущего. Природа, по Фихте существует не сама по себе, а ради чего-то другого: чтобы осуществлять себя, деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самой собою. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом, к какому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса. . Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оноподвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Не менее сложным является исходное понятие учения Фихте - понятие "Я". С одной стороны, Фихте имеет в виду Я, которое каждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит, индивидуальное. Я. С другой - это некая абсолютная реальность, никогда полностью недоступная нашему сознанию.. Абсолютное Я - это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись на границу, на некоторое Не-Я, деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и т.д. Эта пульсация деятельности и ее осознавания есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального и абсолютного Я. В этом и состоит исходное противоречие Я, развертывание которого и составляет, по Фихте, содержание всего мирового процесса и, соответственно, отражающего этот процесс наукоучения. Индивидуальное и абсолютное Я у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта "пульсация" совпадений-распадений - ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием ("Я есмь") полагается и его противоположность - Не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно, согласно Фихте, только путем ограничения ими друг друга, т.е. частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что Я и Не-Я делимы, ибо только делимое имеет части. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, чтобы абсолютное Я - совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Тождество противоположностей - Я и Не-Я, мышления и бытия есть предмет стремлений, который никогда полностью недостижим. Именно этот пункт учения Фихте - недостижимость тождества противоположностей - стало предметом критики его младших современников - Шеллинга и Гегеля. Эта критика велась обоими с позиций объективного идеализма, который, впрочем, они обосновывали по-разному.





Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) родил­ся в семье священника,окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где учился вместе с Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской револю­ции,преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах опубликовал труды по проблемам натурфилософии, которые были с интересом приняты учеными и философами. По рекомен­дации Гете Шеллинг был приглашен профессором в Иенский университет. В этот период он общается с Гете, Шиллером, Фихте, Гегелем.Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов. Особенно плодотворным был, видимо, первый, связан­ный с осмыслением диалектики природы. К традиционной фи­лософии природы, или натурфилософии Шеллинг подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия, сделан­ные к тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как Лавуазье,Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.Шеллинг выступает против метафизического разрыва «мате­рии» и «силы», а также представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен и с мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как динамичес­кий процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и органической материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем единстве природы. С этих позиций Шеллинг крити­кует механистические представления,распространенные в есте­ствознании того времени. Шеллинг открывает диалек­тику именно как единство таких противоположных начал, как не­обходимость и случайность, целое и часть, внутреннее и внеш­нее, конечное и бесконечное. Преодолевая механистические представления об эволюционных процессах, он указывает на по­явление качественно нового в ходе развития. Динамический про­цесс природы состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Высшие ступени,или формы, природы представляют собой возведенные в степень низшие. Иными словами, количественное увеличение приводит к новому качеству.Своеобразны взгляды Шеллинга на развитие форм мышле­ния. Традиционное мышление, подчиняющееся законам и прави­лам формальной логики, есть сфера рассудка, который не спо­собен вскрыть суть явлений. Это может сделать только разум, не опираясь при этом на обычные умозаключения, а путем не­посредственного созерцания предмета при помощи интеллекту­альной интуиции.Разум усматривает потаенную суть вещей - единство противоположностей. Но разум не рядовой, не обыч­ный, а «философский и художественный гений»,Положительной стороной натурфилософских взглядов Шел­линга была борьба с метафизическим, механистическим мировоз­зрением, утверждение диалектического способа мышления. Од­нако, как и всякий натурфилософ того времени, он не всегда считался с конкретными данными и выводами естественных наук, входил с ними в противоречие.

27.Обьективный идеализм Г.Ф. Гегеля.Диалектика Гегеля. (1770-1831)

Основные работы: «Наука логики» «Энциклопедии философских наук» «Феноменология духа» «Философия истории» «Ф-я права» «Ф-я истории».Предметом «Феноменология духа» было описание поступательного события от его низшей ступени до абсолютного знания.Результатом этого явл понятия науки,кот должна быть изложена как система.Гегель выделял:1)феномен-то что постигаем в ряде чувств.»Абсолютная идея»-явл основой мира.Ее развитие проходит 3 стадии:1)выступает в виде чистых логических сущностей.2)в форме инобытия идеи- природа,3)в различ формах конкретного духа.В соответствии с этим Гегель выдел 3 части :1)логика2)Ф-я природы3)Ф-я духа.К последней примыкают Ф-я права,истории,религии,история Ф-и и др.В основу Ф-и Гегель положил принцип тождества бытия и мышления,рассматриваемый с обьективной идеологической позиции.Первоначальное тождество бытия и мышления образуют субсидиарную основу мира.При этом мышление поним не только как субьективная ч-кая мысль,но и как независимая от ч-ка обьективная сущность и первооснова всего сущего.Логика-это первая часть Гегелевской Ф-и.Ее предметом явл абсолютная идея как системасаморазвивающихся категорий.Логика вкл:учение о бытии,сущности и понятия.Она начина-ся с хар-ки самых абстрактных категорий бытия:чистое бытие,ничто,становление.В учении о сущности рассматрив проблема противоречия,т.е.связанные с ней категории.По отношению к бытию и сущности понятия выступает в качестве их истины.Понятие согласно Гегелю-есть абсолютная творческая мощь,пораждающая предметы и явления.Истинным бытием обладает только понятие плоды.Ф-я природы посвещена инобытию идеи или природы.Идея в природе существует как отчужденный от себы дух,т.о. развитие-есть становление этого духа,причем идею развития Гегель приминяет только к явлениям духовного порядка.Движение идеи в природе идет от абстрактного к конкретному-Ф-я природы разделяется на 3 части:механизм,физика,органика.т.к.природа явл чуждой средой для идеи она стремится снова возвратится в адекватную ей стихию.Ф-я духа-выдел 3 раздела:учение и субьективном,обьективном и абсолютном духе.Учения о убьективном духе:антропология,психология,фенаминология.Оно посвещено хар-ке индивидуального сознания.Обьективный дух проходит 3 стадии развития:абстрактный,мораль,нравственный.Нравственность охватывает семью,гражданс-е общ-во и гос-во.Новой стадией развития обьективного духа явл всемирная история.Абсолютный дух 3 ступени проходит:искусство,религия,Ф-я.Эти формысамосознания духа явл завершающим этапом развития идеи.В Ф-и идея познает саму себя, соединяя конец абсолютной идеи с ее началом.В Ф-ой системе Гегеля есть внутреннее противоречие которое заключается в соединении противоположных сторон.Гегель положил конец процессу развития в области познания и истории.