Социально-экономические предпосылки возникновения социологии

Особо следует отметить две «великие революции» ХVIII-ХIХ столетий в Европе - промышленную революцию и Великую Французскую революцию 1789-1794 гг., которые выступили своего рода катализаторами появления новой науки - науки об обществе. Эти две революции стали сутью и истоками происшедших экономических и поли­тических преобразований всей эпохи. Благодаря им при­вычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование. Эти революции положили начало эпохи утверждения капитализма в Западной Европе.

Промышленная революция (промышленный переворот) является важнейшим событием в экономической жизни капиталистических обществ того времени. Она основыва­лась на достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Промышленный переворот представлял собой значительный скачок в развитии про­изводительных сил, его сущность заключалась в переходе от ремесла и мануфактуры к машинному производству. Капитализм привел к замене ручного труда машинным. Иногда промышленную революцию представляют просто как ряд технических достижений (новые машины, ис­пользование энергии пара в промышленности и т.д.). Но технические изобретения являлись лишь частью гораздо более широкого спектра социально-технических измене­ний. Вместе с техникой приходил и новый социально-экономический порядок, характерными особенностями которого стали фабричная система хозяйствования, инду­стриализация и урбанизация.

Свое начало промышленная революция берет в Вели­кобритании в 1760 г. Громадный подъем английской про­мышленности охватил не только текстильное производст­во (ведущую отрасль промышленности Англии), но и все остальные отрасли производства. Буквально за несколько десятилетий (промышленный переворот в Англии закон­чился в 10-20-х гг. XIX в.) в корне была изменена экономическая жизнь страны. Повсеместное введение машин, использование силы пара, развитие путей сооб­щения привели к тому, что Великобритания из государст­ва с незначительно развитой промышленностью, с пре­имущественно земледельческим населением и с обычны­ми для того времени маленькими городами превратилась в государство с большими фабричными городами. В 1830-е годы в ней уже полностью утвердилась фабричная систе­ма производства. Став крупнейшим капиталистическим государством, она начала оказывать мощное экономичес­кое и политическое влияние на все страны мира.

Вслед за Великобританией в разное время до конца XIX в. промышленный переворот - скачок в развитии производительных сил, переход от мануфактур к машин­ному производству начинается в США, Франции, Герма­нии, Италии и Японии. В XIX в. промышленная револю­ция распространилась по всей Западной Европе и в Амери­ке. В России она начинается только в первой половине XIX в. и заканчивается к концу 70-х - началу 80-х гг. XIX в., что, естественно, сказалось на специфике и времени появления в ней социологии. Благодаря промышленному пере­вороту капитализм смог окончательно утвердиться во многих странах мира.

До XIX в. в городах даже наиболее высокоурбанизированных обществах проживало не более 10% населения. Самые крупные города в доиндустриальных обществах по современным меркам были очень малы. Например, насе­ление Лондона до XIV в. было около 30 тыс. человек. К началу XIX в. численность населения в нем уже составля­ла около 900 тыс. человек, что намного превышало чис­ленность населения в других известных городах. Несмот­ря на густонаселенность Лондона, в это время в городах проживала лишь незначительная часть населения Англии и Уэльса. А через сто лет, к 1900 году, уже около 40% населения Англии и Уэльса жили в городах с населением 100 и более тысяч человек [см.: 40. С. 131].

В 1800 г. 27,2 млн. человек земного шара, т.е. 3% всего населения, проживало в городах (с населением 5 тыс. и более человек), из них 15,6 млн. человек, т.е. 1,7% всего населения, проживало в больших городах (население 100 тыс. и более человек). В 1900 г. уже 218,7 млн. человек (13,3%) проживало в городах, из них 88,6 млн. человек (5,5%) в больших городах [см.: 279. С.6].

Развитие городов связано с урбанизацией. О феномене урбанизации можно говорить уже с XVIII в. Ученые выде­ляют ряд признаков урбанизации: увеличиваются - доля городского населения; плотность и степень равномернос­ти размещения сети городов на территории всей страны; число и равномерность размещения крупных городов; доступность крупных городов для всего населения, а также многообразие отраслей народного хозяйства.

Процесс урбанизации сопровождают как позитивные, так и негативные последствия. Среди негативных отметим следующие: снижение естественного прироста населения; повышение уровня заболеваемости; отчуждение масс го­родского населения от традиционной культуры, свойст­венной селу и небольшим городкам, а также возникнове­ние промежуточных и «маргинальных»[17] слоев населения, ведущих к формированию люмпенизированных (т.е. не имеющих собственности, не придерживающихся норм ос­новной культуры) и пауперизированных (т.е. физически и нравственно деградированных) групп населения.

Большой город на своей относительно небольшой тер­ритории с помощью институтов города контролирует не­сколько тысяч или несколько миллионов человек, создает определенный образ жизни и образует ряд характерных общественных явлений. К ним относятся огромное коли­чество предметных контактов и преобладание предметных контактов над личностными. Разделение труда, узкая спе­циализация ведут к сужению интересов людей и. в первую очередь, к ограничению интереса к делам соседей. Это приводит к тому, что возникает явление все большей изоляции, уменьшается давление неформального общест­венного контроля и разрушаются узы личных отношений. И естественным результатом отмеченного выше становит­ся - увеличение социальной дезорганизации, преступ­ности, девиации[18]. Большие города породили множество острых проблем.

Интенсивная урбанизация сопровождалась огромным притоком иммигрантов из других стран. Все миграцион­ные потоки с XVI в., время начала втягивания разных стран в орбиту капиталистического развития, что стало причиной значительных социальных перемещений насе­ления, до конца XVIII в. направлялись в основном только в Америку. О их масштабах говорят следующие данные, если в 1610 г. на территории, ныне занимаемой США, проживало 210 тыс. человек, то в 1800 г. численность населения выросла ^о 5,3 млн. человек [см.: 305. С.18]. Резкий рост населения стал причиной ломки, столкнове­ния традиционных жизненных устоев коренного и вновь прибывшего населения. Это вело к обострению классовых и этнических противоречий, а также дополнительно со­здавало массу иных проблем. Поэтому американская со­циология в первые десятилетия XX в. развивалась как социология городских проблем.

Развитие производства послужило толчком к исследо­ванию социальных вопросов. Используя естественные ре­сурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в резуль­тате чего единственным способом увеличения производи­тельности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производ­стве материальных благ. Если в начале XIX в. производи­тели служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересо­ванные в своей деятельности люди.

Неизбежным итогом промышленного переворота стали формирование новых классов, новых отношений между ними и обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией.

Великая Французская революции 1789-1793 гг., а также последующие за ней события - во многом поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Она представ­ляла собой ряд исторически специфических событий, в результате чего стала символом политических преобразо­ваний всей эпохи. Эта революция существенно отлича­лась от всех предшествующих восстаний разных времен. Восстания крестьян против помещиков-феодалов были и до этого, но их выступления обычно были попыткой устранить конкретных лиц от власти или же добиться снижения цен и налогов. Во время Французской револю­ции впервые в истории под воздействием социального движения был полностью разрушен общественный строй. Политическим идеалом этого движения была всеобщая свобода и равенство, В истории человечества потребность в демократических свободах была совершенно новым яв­лением.

Следует отметить, что буржуазные революции начина­ются уже в XVI в. Первой успешной буржуазной револю­цией была Нидерландская буржуазная революция (1566-1609), в ней антифеодальная борьба сочеталась с нацио­нально-освободительной борьбой против Испании, господство которой тормозило развитие капиталистичес­ких отношений в стране. Первой буржуазной революцией европейского масштаба выступила Английская буржуаз­ная революция XVII в. Именно она положила начало смене феодальной формации капиталистической. В ран­них буржуазных революциях гегемоном выступала бур­жуазия, и только в эпоху империализма им становится пролетариат.

Великая Французская революция - это первая буржу­азно-демократическая революция, в которой впервые большинство народа (угнетенное крестьянство, городская беднота, пролетариат) выступило самостоятельно, нало­жив на весь ход революции отпечаток собственных требо­ваний. Великая Французская революция отличалась от Английской буржуазной революции тем, что если в 1648 г. буржуазия выступила против монархии, феодального дво­рянства и господствующей церкви в союзе с новым дво­рянством, то в 1789 г. ее союзником стал уже народ.

Великая Французская революция 1789-1794 гг., круп­нейшая буржуазная революция, отличалась от более ран­них буржуазных революций тем, что она гораздо реши­тельнее, чем они, покончила с феодально-абсолютист­ским строем и проложила широкую дорогу для развития во Франции производительных сил капиталистического общества. Она расчистила путь дальнейшему бурному развитию капитализма не только во Франции, после нее начался период утверждения и быстрого развития капита­лизма в большинстве стран Европы.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей по­ставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодейст­вий.

Таким образом, благодаря двум революциям в общест­ве утвердились новые формы сознания и действий, новые образцы социального поведения людей. Европейское об­щество, подвергнутое изменениям, которые возникли в результате двух «великих революций», стало перед необ­ходимостью осмысления причины и возможных послед­ствий данных революций.

Появление социологии, как отмечает Г.П.Давидюк, было обусловлено также изменением положения господ­ствующего класса в обществе [см.: 59. С.102-103]. В XIX столетии капиталистический строй утвердился, окреп и перестал нуждаться в обосновании своего революционно­го развития. Класс буржуазии почувствовал свою силу и прочность своей власти, стал стремиться любыми путями сохранить их, доказать, что это лучший в мире строй. Буржуазии уже не нужна была революционная теория буржуазных философов, мыслителей, особенно француз­ских, развивших идеи о революционном преобразовании общества. Утратив после Парижской коммуны веру в благополучный для капитализма ход исторического процесса, господствующие классы западных стран нуждалась в науке, которая могла бы максимально раскрыть пози­тивный процесс развития общества и обосновать его эво­люционное развитие. И.С.Кон отмечает, что в это время «идея социальной эволюции из средства осуждения фео­дализма становится средством оправдания уже победив­шего капитализма» [124. С.16]. В науке, способной в эволюционистском духе истолковать появление рабочего класса, его борьбу и образование в обществе противопо­ложных классов, социальных групп. Правительство запад­ных стран считало, что основная цель социологии заклю­чается в установлении прочной «социальной гармонии», что отвечало их интересам. Как считают некоторые иссле­дователи, именно появление необходимости выполнения такой, своего рода «охранительной, задачи» стало одной из основных причин возникновения на Западе новой науки об обществе. Таким образом вызванная к жизни новая наука, естественно, должна была выполнять соот­ветствующую идеологическую функцию.

Большую роль в возникновении социологии сыграли формирование рабочего класса и нарастание кризиса обще­ственных отношений. Если социальная философия эпохи Просвещения, как отмечает И.С.Кон, отражала процесс разрушения феодальных порядков и зарождения нового, буржуазного общества, которое она во многом предвосхи­щала, то социология возникает как отражение внутренних антагонизмов, присущих капиталистическому обществу, и порожденной ими общественно-политической борьбы, таким образом, «рождение социологии было... связано с определенным социальным заказом» [см.: 124. С.13].

Процесс формирования и развития рабочего класса, так же, как и буржуазии, начинается уже в XV в. Перво­начально основными его представителями были ремес­ленники и работники мануфактурного производства, яв­ляющиеся неотъемлемой частью «третьего сословия» (два других - духовенство и дворянство). Рабочий класс (про­летариат) в современном понимании этого слова возника­ет после промышленного переворота. В капиталистичес­ком обществе рабочие становятся одним из ведущих клас­сов. Пролетариат - это наемные работники, лишенные средств производства, живущие продажей своей силы и эксплуатируемые буржуазией.

Первоначально формы выступления ремесленников и работников мануфактурного производства не отличались достаточной степенью зрелости. Например, объектом первых стихийных выступлений т.н. луддитов выступали машины и станки. Новая техника, изобретения прядиль­ных и других механизмов, по мнению рабочих, были основным источником их тяжелого положения. Поэтому движение луддитов было направлено на разрушение машин, а не на изменение социальных условий. Посте­пенно у рабочих начинает пробуждаться классовое само­сознание, и они начинают понимать, что их врагом явля­ются не машины, а фабриканты и все привилегированные имущие классы.

Стремление рабочих к объединению с целью сопро­тивления гнету привело к тому, что с конца XVIII в. в западноевропейских странах и США начинают возникать массовые организации, сначала объединяющие трудя­щихся, связанных общим профессиональным интересом, первоначально это были общества взаимопомощи, а позд­нее имеющие более широкий масштаб. В Великобрита­нии и в ряде других англоязычных стран создаются про­фессиональные союзы - тредюнионы (англ. trade-unions), главной целью которых была борьба за установление более выгодных условий продажи рабочей силы и проведение ограниченных реформ в рамках бур­жуазного государства.

Бурный рост капитализма в начале XIX в. привел к первым явным проявлениям его противоречий. Инду­стриализация, сущность которой заключалась в процессе создания крупного промышленного производства, вела к концентрации на фабриках пролетарских масс, способст­вовала их сплочению и постепенно избавляла бывших ремесленников от мелкобуржуазной психологии, от не­сбыточных надежд вновь стать самостоятельными хозяй­чиками. Создание новых машин делало излишним сотни и тысячи рабочих рук, вызывая этим безработицу. Начи­ная с 1825 г., капиталистическую экономику начали со­трясать периодические кризисы. Все это усугубило и без того тяжелое положение народных масс, привело к усиле­нию эксплуатации рабочих, обнищанию трудящихся, а также разорению мелких ремесленников и торговцев. Возникают совершенно новые формы классового проти­воборства.

Большое историческое значение имеют первые массо­вые выступления пролетариата, показавшие осознание им своих классовых задач и интересов, своей собственной позиции, отличных от буржуазных слоев общества. Не­смотря на то, что первые выступления рабочих во многом оставались еще стихийными бунтами, они принимали классовый, политический характер. Постепенно начался процесс превращения пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя», что нашло выражение в осознании ими своего истинного социального положения и стремлении к классовой солидарности и коллективным действиям в целях отстаивания своих интересов.

Конец 30-х - начало 40-х годов XIX века в социаль­ной сфере - это время крайней нестабильности. Усиле­ние эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положе­ние рабочих, использование детского и женского труда, увеличение продолжительности рабочей недели, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту при­вели к тому, что трудящиеся стали прибегать к новым мощным формам классового противоборства.

В ноябре 1831 г. в Лионе - втором по величине промышленном центре Франции - произошло первое самостоятельное вооруженное выступление французского пролетариата. Оно было вызвано тяжелым положением рабочих шелкоткацких предприятий Лиона: 15-часовой рабочий день, сокращение заработной платы. В восстании приняло участие более 30 тыс. человек. Рабочие боролись на баррикадах под знаменем, на котором было начертано: «Жить, работая, или умереть, сражаясь!» Повстанцам уда­лось захватить власть в городе, но, не имея опыта, они не знали, как ею распорядиться. Правительство, оправив­шись от испуга, подтянуло войска и сравнительно быстро подавило восстание.

В апреле 1834 г. происходит второе выступление лион­ского пролетариата. На этот раз рабочие, имея уже опре­деленный опыт, выступили более организованно. Данное восстание уже носило открыто республиканский характер и проходило под политическими лозунгами, главным был призыв - «Свобода, равенство, братство или смерть!» Это восстание получило поддержку пролетариев в других го­родах Франции, но, несмотря на это, так же, как и первое восстание, оно было жестоко подавлено правительством.

В 1844 г. в Германии происходит восстание силезских ткачей. Хотя в основном действия германского пролета­риата оставались стихийными, в них появились элементы пролетарской сознательности и организованности. Вос­стание получило отклик во всей Германии, возникли «го­лодные бунты» рабочих и стихийные выступления крес­тьян в ряде районов страны. Данное восстание, как и предыдущее восстание в 1793 г., было подавлено прусски­ми войсками.

О росте классового самосознания пролетариата гово­рит появление и развитие в Англии чартистского движе­ния. Парламентская реформа избирательной системы в Англии в 1832 г., за которую рабочие боролись совместно с буржуазией, практически ничего рабочим не дала, так как не представила им избирательного права, а только усилила позиции крупной буржуазии. Это, а также эконо­мические кризисы и неурожаи, еще больше ухудшившие положение трудящихся, послужили толчком к осознанию необходимости самостоятельного выступления за свои интересы. Во второй половине 30-х г. в Англии возникает первое массовое, политически оформленное революцион­ное движение рабочего класса - чартизм (от англ. charter - хартия). В 1838 г. требования чартистов были сформу­лированы в программном документе в виде законопроек­та «Народной хартии» (от названия данного документа произошло и название движения), состоящем из 6 пунк­тов: введение всеобщего избирательного права (для муж­чин), ограничение рабочего дня, повышение заработной платы и др. В 1840 г. английские рабочие создали свою собственную организацию - Национальную чартистскую ассоциацию. По сути дела, была основана первая массо­вая рабочая партия. Главная цель ассоциации заключа­лась в борьбе за всеобщее избирательное право. Чартист­ское движение очень быстро приняло массовый характер. Подтверждением этого является следующий факт, в 1842 г. под национальной петицией, подготовленной движением, поставили свои подписи около 3.5 млн. человек [см.: 27. С.8-10]. За время своего существования чартисты неодно­кратно (в 1840, 1843 и 1848 гг.) вносили в парламент петиции со своими требованиями, но все петиции были отвергнуты. Возникновение чартистского движения сви­детельствовало о том, что рабочие в политической борьбе видели средство улучшения своего положения.

Чуть позже происходит революция 1848 г. во Фран­ции. Все эти события свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений, а во времена решитель­ных и быстрых перемен у людей, естественно, возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнози­ровать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Утопический социализм в силу своей незрелос­ти не мог выполнить эту роль.

Выход на историческую авансцену пролетариата вы­звал к жизни марксизм, выражающий мировоззрение, идеологию рабочего класса, вступившего на путь револю­ционной борьбы против капиталистической эксплуата­ции. В рамках марксизма оформляется марксистско- ле­нинская социология, социально-философским и теорети­ческим ядром которой выступает исторический материализм. Наибольшее распространение марксистско-ленинская социология получает в странах социалистичес­кой ориентации.

В заключение следует подчеркнуть, что социология как наука возникла не в результате умозаключений того или иного мыслителя, а во многом была обусловлена определенными (перечисленными выше) теоретически­ми, социальными, экономическими, политическими и другими предпосылками и условиями развития общества, т.е. появление социологии как науки было социально обусловлено.

Основатели социологии

Развитие социологии как науки можно рассматривать двояко: в широком и узком смысле. В первом случае рассматривается весь исторический путь, пройденный со­циальной мыслью, начиная с ее зарождения в форме первых представлений о человеке, обществе и его устрой­стве, нашедших свое выражение в первобытной мифоло­гии, до новейших социологических теорий западных и российских социологов. Во втором, более строгом случае рассматривается конкретный временной период, начиная с середины XIX века (О.Конт), когда на основе накоплен­ных философией и другими науками данных формируется самостоятельная наука - социология, имеющая свой предмет, свои специфические задачи и методы [см.: 137. С.З].

Поэтому среди ученых нет единого мнения по поводу того, где и когда конкретно зародилась социология. Если рассматривать время возникновения социологии, то, на­пример, ряд ученых относит зарождение социологии к античности. По мнению других ученых, социологическая мысль начала формироваться только в трудах великих ученых Средневековья. Третьи считают, что время ее рож­дения - XIX в., а по мнению четвертых, о социологии как науке правомерно говорить только с XX в. При опре­делении места возникновения социологии одни придер­живаются точки зрения, что ее зачатки имеют место в обществах древнего Востока (например, Индии), другие считают, что это - изначально европейское явление [см.: 56. С.55].

В данном случае следует считать правомерным выска­зывание российского специалиста в области теории и истории социологии А.Б.Гофмана, что «возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интел­лектуальных и социальных факторов, которые пересек­лись в определенный исторический период в определен­ной точке мирового культурного пространства. Этим пе­риодом стала первая половина XIX в., а этой точкой - Западная Европа» [56. С.56].

Естественно, что и при попытке выделить конкретную персоналию, сыгравшую основную, решающую роль в возникновении социологии, мнения ученых также расхо­дятся. В социологической литературе имеет место очень широкий веер возможных претендентов на эту роль.

Одни социологи уже в творчестве Платона, Аристоте­ля и других мыслителей античности усматривают попыт­ки создания социальных теорий [см.: 226, Стб.731-734; 95. С.5: 289. С.ЗЗ; 160. С.89-94 и т.д.]. Другие исследователи находят прообраз социологии в творчестве арабского ис­торика и социального философа Ибн-Хальдуна (1332-1406) [см.: 289. С.75; 268. С.7]. Третьи честь создания социоло­гии приписывают основоположнику философии истории Нового времени Джанбаттисту Вико [Viko] (1668-1744) [см.: 289. С.121; 268. С.7]. В своем главном труде «Осно­вания новой науки об общей природе наций», написан­ном в 1725 г., он обосновывает теорию исторического круговорота. Многие исследователи именно Шарля Луи де Монтескье [Montesquieu] (1689-1755). французского про­светителя, правоведа и философа, считают зачинателем новой науки об обществе, т.е. социологии, хотя само название новой науки - «социология» - появляется не­сколько позже. Как писал виднейший русский социолог, автор первого (1-е изд., 1897 г.) русского учебника по социологии Н.И.Кареев: «Мы... не можем не признать. что если кто- либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии, то это право принадлежит, конечно, Монтескье. Однако Монтескье скорее только предчувствует будущую науку об обществе, чем сознает ее необходимость. Во всяком случае он не представляет себе еще, что над старыми общественными науками должна воздвигнуться новая наука, которая имела бы своим пред­метом не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы» [95. С.3].

Ряд ученых родоначальником социологии считают французского философа-просветителя, математика и по­литического деятеля Жана Антуана Никола Кондорсе [Kondorcet] (1743-1794). В своей книге «Эскиз историчес­кой картины прогресса человеческого разума» (1794) он развил концепцию исторического прогресса, в основе ко­торого лежал разум. По этому поводу К.М.Тахтарев напи­сал следующее: «Всякий, кто пожелал бы выяснить самые корни социологии, должен искать их и в политической науке, и в истории, и в статистике, и в политической экономии, и в трудах политических мыслителей, и исто­риков, и статистиков, и экономистов прежнего времени. Недаром Кондорсе, признаваемый родоначальником но­вейшей социологии, которого сам Огюст Конт считал своим духовным отцом, совмещал в себе эти основные направления общественной мысли, был в известной сте­пени и историком, и политиком, и экономистом и самым решительным образом настаивал на возможности - при­менять математику к решению задач обществоведения» [268. С.7].

П.А.Сорокин, кратко рассматривая историю социоло­гии как науки, в своем «Общедоступном учебнике социо­логии», изданном в 1920 г. в Ярославле, писал, что «фор­мально она ведет свое начало со времени Огюста Конта . Он впервые предложил название социологии для нашей науки, ясно и определенно указал ее место в ряду других наук и набросал ее систему. Однако элементы и отдельные вопросы этой дисциплины задолго до Конта стави­лись и решались рядом мыслителей. Общественная жизнь людей издавна привлекала к себе внимание последних. Разработкой и изучением ее с различных точек зрения занимались и мыслители Востока, и философы древней Греции, и юристы Римской империи, и средневековые богословы и философы, и арабские ученые, и историки древнего и нового времени, и моралисты, короче, множе­ство мыслителей, разрабатывавших в своих работах те или иные вопросы общественной жизни. Из множества этих имен следует отметить имена Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, блаженного Августина и Фомы Аквината, арабского ученого Ибн-Хальдуна, имена Макиавелли и Гвичиардини, Бодена и Вико, Монтескье и Тюрго, Руссо и Кондорсе, Мальтуса и Ад.Смита, Гердера и Сен-Симона. Трудами их и ряда других писателей была подготовле­на почва для появления социологии в качестве самостоя­тельной науки» [238. С.184-185]. Сразу же после О.Конта, по мнению П.А.Сорокина, наибольший вклад в разработ­ку социологии внесли Г.Спенсер, А.Кетле, Дж.С.Милль, Г.Т.Бокль и ряд других ученых [см.: 238. С. 185).

М.М.Ковалевский, также считая О.Конта основателем социологии [см.: 1 19 , Т.2. С.7; 120. С.159 и т.д.], обращает внимание на большое значение Герберта Спенсера [Spenser] (1820-1903) в развитии социологии. По этому поводу в своей работе «Социология» (1910) он пишет: «Когда для XIX столетия настанет пора окончательной оценки всего сделанного им для истории прогресса, одним из духовных его вождей признан будет, наравне с Сен-Симоном и Огюстом Контом, и Герберт Спенсер» [119, Т. 1.с. 199]. Он считает, что фигура Г.Спенсера заслуживает такого же внимательного изучения, как и центральная фигура исто­рии социологии - О.Конт. М.М.Ковалевский видит в Г.Спенсере «мыслителя, давшего во второй половине XIX века наиболее прочную и разностороннюю постановку основным вопросам отвлеченной науки об обществе» [119, Т.1.. С.197]. О том, как высоко М.М.Ковалевский ценил Г.Спенсера, вспоминал и П.А.Сорокин в своей статье «М.М.Ковалевский и его западные друзья», напе­чатанной 30 апреля 1916 г. в «Биржевой Ведомости». Так, при обсуждении в этом же году плана работы социологи­ческого семинара М.М.Ковалевский сказал ему следую­щее: «Возьмите предметом занятий Конта и Спенсера, этих двух китов социологии. Если студенты их достаточно хорошо будут знать, они будут знать главное. Большинст­во социологов и до сих пор занимается лишь повторением того, что было сказано ими» [цит. по: 237. С.271]. М.М.Ковалевский был знаком с Г.Спенсером лично, но в связи с тем, что последний вел достаточно замкнутый образ жизни, знакомство ограничилось всего нескольки­ми встречами [237. С.271; 109].

Наш современник, один из ведущих специалистов в области истории мировой и отечественной социологии В.П.Култыгин также считает, что необходимо выделять двух основоположников социологии - О.Конта и Г.Спенсера. При рассмотрении вклада О.Конта в созда­ние социологической науки он пишет: «Мыслителями, впервые обосновавшими необходимость выделения соци­ального знания в самостоятельную научную дисциплину, определившими предметы новой науки и сформулировав­шими специфические, лишь ей присущие методы, были француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер. Уже в их творчестве в полной мере отразился плюрализм[19] в подходах и многоаспектность новой зарождающейся науки. Так, если Конт был последовательным сторонни­ком положения, согласно которому лишь общество в целом и отдельные его социальные институты являются полноправным субъектом социальных отношений, лич­ность же - всегда лишь слепок, результат, продукт воз­действий общества, то Спенсер был страстным поборни­ком известного принципа laissez, из которого вытека­ет, что лишь личность - основной субъект всех социальных отношений, общество же - образование вто­ричное и безусловно подчиненное интересам отдельных личностей» [145. С.11-12].

Видный французский социолог нашего столетия Р.Арон в своем труде «Основные этапы развития социо­логической мысли» (М., 1992) к «основателям» социоло­гии причисляет следующих семерых ученых - Ш.Л -Мон­тескье, О.Конта, К.Маркса, А. де Токвиля, Э.Дюркгейма, В.Порето, М.Вебера . В монографии подробно рассмотре­ны их биографии и творчество. Р.Арон считает, что Ш.Л.Монтескье - «не предвестник социологии, а один из основоположников социологической доктрины» [14. С.ЗЗ]. По поводу Аристотеля он пишет: «Скорее Мон­тескье, чем Аристотель, достоин быть представленным в этой книге в качестве основателя социологии. Но если бы научный замысел считался более существенным, чем виде­ние социального , то Аристотель, вероятно, имел бы права, одинаковые с Монтескье или даже с Контом» [14 . С.25]. В галерее представленных в работе портретов социологов, к сожалению, отсутствует Г.Спенсер. Но Р.Арон объясня­ет это не умалением значимости Г.Спенсера, а плохим знанием оригиналов основных его работ и подчеркивает: «Я охотно признаю, что ему принадлежит заметное место» [14. С.28].

Как видно из вышеизложенного, в социологии XIX в. учеными выделяются две крупные фигуры - О.Конт и Г.Спенсер, сыгравших в тот период времени наибольшую роль в развитии социологи. При этом О.Конта называют первым основоположником или «отцом» социологии, а Г.Спенсера - вторым основоположником социологии. Некоторые исследователи усматривают в социологии Г.Спенсера продолжение эволюционного подхода О.Конта. Но Г.Спенсер отрицал влияние идей О.Конта на свою концепцию и даже специально в 1866 г. написал статью по этому поводу «О причинах моего разногласия с О.Контом» [см. подробнее: 2651.

Только в 1852 г., благодаря писательнице Джордж Эллиот и с ее помощью, Г.Спенсер начал знакомиться с идеями О.Конта, приступив, как он выразился, к чтению вступительной части к «Курсу положительной филосо­фии». По окончанию чтения он, во-первых, усомнился в возможности закона трех стадий, а во-вторых, отверг предложенную классификацию наук [см.: 119, Т.1. С.220]. Позднее Г.Спенсер писал: «Конт воздействовал на меня далеко не как учитель на ученика. Я обязан ему тем, что его противоположные воззрения во многом выяснили мне мои собственные. Отвергнув его учение о развитии наук, я тем самым наведен был на мысль изложить мои личные взгляды на этот предмет...» [цит. по: 119, Т.1. С.221].

Неоднократно доказывая оригинальность своего фи­лософского учения, он писал следующее: «Какова провоз­глашаемая Контом цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание внешнего мира. Конт пред­лагает описывать необходимое и реальное происхождение идей. Я предлагаю описывать необходимое и реальное происхождение вещей. Конт выступает за объяснение ге­незиса нашего знания природы. Моей задачей является объяснение... генезиса явлений, которые составляют при­роду. Одно является субъективным. Другое - «объектив­ным» [цит. по: 121. С.45]. М.М.Ковалевский, несмотря на отрицание Г.Спенсера влияния, оказанного на него идея­ми О.Конта, писал, что данное влияние было все-таки «весьма значительным» [120. С. 159].

Г.Спенсер начал свою научную деятельность во второй половине XIX в. (Social statics. L., 1851), Т.е. позже О.Конта, что было обусловлено во многом чисто объек­тивными причинами. В то время, когда вышла в свет первая небольшая брошюрка О.Конта «Проспект научных трудов, необходимых для реорганизации общества» (1822), как отмечал Н.И.Кареев, «мыслители, которым впоследствии суждено было оказать наиболее сильное влияние на современную социологию, были еще малыми детьми, Дарвину было 13 лет, Марксу - 4 года, Спенсеру - 2» [97. С.13].

Современником О.Конта был А.Кетле (О.Конт родил­ся 1898 г, а А.Кетле в 1896 г.), который также много сделал для развития новой науки об обществе. Н.М.Райхесберг в биографическом очерке, посвященном жизни и научной деятельности А.Кэтле, писал: «Конт и Кетлэ - два золотых имени, занесенных золотыми буквами на страницы истории общественной науки! Первый вызвал эту науку к жизни, в то время как второй создал возмож­ность ее дальнейшего существования и развития. Чья заслуга больше - трудно сказать; достоверно только то, что на том пути, который предначертал Конт, жизненная энергия этой юной науки вскоре оказалась бы истощен­ной» [204. С.61]. К.М.Тахтарев также считал, что справед­ливости ради следует отдать должное и творчеству А.Кетле. Он писал, что А.Кетле так же, как и О.Конт и Г.Спенсер, - это родоначальники новейшей социологии [см.: 268. С.8].

Но, к сожалению, в существующей литературе учены­ми рассматривается вклад А.Кетле в основном только в развитие статистики, по мнению многих ученых, он явля­ется отцом новейшей статистики [см.: 95. С.6; 83. С.66]. Незаслуженно мало внимания уделено его социологичес­ким взглядам. Можно считать, что именно эти два ученых XIX в. - О.Конт и А.Кеттле (Г.Спенсер, как отмечено

выше, начал свою научную деятельность позже их), сыг­рали решающую роль в процессе появления новой науки об обществе - социологии.

Они первыми (не считая А.Сен-Симона) заговорили о необходимости создания новой науки - науки об обще­стве, которая занималась бы изучением законов, прису­щих обществу, и главная цель которой заключалась в улучшении благосостояния народа. А.Кетле об этом пишет в своей двухтомной работе «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих