Диалектическая теория познания Гегеля. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема единства бытия и мышления в философии Гегеля

Важной частью философии Гегеля является его теория познания, учение об истине. Цель познания – достижение истинного знания Абсолютной идее о самой себе, происходит это посредством человека. Абсолютная идея приобретает форму бытия в виде мышления и знания. Содержание сознания, по Гегелю, - знание об Абсолютной идее и формах ее бытия. Тогда знание можно рассматривать как единство субъективного и объективного, субъекта и объекта. Процесс познания понимается Гегелем как живой процесс, жизненный процесс познающего субъекта.

Основа познания – практическое отношение человека к вещам. Это связано с тем, что человек стремится утвердить себя, подчинить себе мир вещей. Отсюда возникает диалектика раба и господина. Господином здесь будет являться тот, кто обладает знанием. Не обладающий знанием будет рабом обстоятельств и собственных инстинктов.

Субъект познает сначала отдельные явления природы, воспринимая из как инобытия идеи, а затем постигает общий смысл и содержание.

Первый уровень познания – познание эмпирическое, непосредственное, предметы при этом познаются с внешней стороны в своей целостности. Чувственное познание не расчленяет предмет на его составляющие и не выявляет сущность предмета. Определяется внешняя сторона предметов (явлений), познается то, что есть, а не то, что должно быть. Предметы понимают как чувственно-воспринимаемые формы инобытия идеи и духа. Несмотря на то, что в чувственном понимании мы не постигаем сущность вещей, но понимаем, как она проявляется.

Абстрактное мышление позволяет познать сущность бытия идеи. Инструмент познания в данном случае – понятие, охватывающее явления с различных сторон. Понятийное познание не рассматривает конкретную данность вещей и предметов. Такое познание можно также считать теоретическим, опосредованным. Понятие – сущностная форма бытия объективной идеи, отсюда познание постигает сущности вещей. Благодаря мышлению вещь разлагается на составляющие, затем производится их синтез, благодаря чему делается умозаключение о всеобщей сущности вещей.

Истинно то знание, которое соответствует всеобщей сущности вещей. Истина – конкретность всеобщего. В ней открываются законы бытия идеи. Кроме того, истина – единство противоположностей, единство субъективного и объективного, конкретного и абстрактного. Относительной истиной Гегель считает достоверное знание о предметных формах бытия идеи. Тогда абсолютная истина – достоверное, неопровержимое знание о сущности объективной идеи и объективного духа. Абсолютная истина – совпадение понятия и идеи. Абсолютная идея – то же, что и абсолютная истина. Абсолютная истина есть синтез относительных истин, их преобразовании в единстве.

Мышление и бытие, познание и бытие совпадают по форме и содержанию, это противоречивое тождество. Реальность духа есть для него объективный мир, объективный мир есть идеальность, в которой дух познает сам себя.

Отсюда следует взаимосвязь объективной диалектики (бытие и развитие объективной идеи до своего Абсолюта) и субъективной диалектики (процесс бытия и саморазвития сознания, мышления). Деятельность познающего субъекта – не произвол, а подчиняется всеобщим диалектическим законам развития. (закон единства и борьбы противоположностей – источник саморазвития, закон перехода количественных изменений в качество – механизм саморазвития; закон отрицания отрицания – как принцип саморазвития, самообновления, самосовершенствования, как принцип восхождения к Абсолютной идее).

Принципы диалектического метода:

1. Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии.

2. Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность». А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.

3. Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего. Только через связь с другим конкретное явление проявляет свою подлинную реальность.

4. Всякое развитие нужно рассматривать не только как процесс качественного изменения, но и как процесс самоотрицания предыдущих состояний.

5. Всякое развитие есть не что иное, как способность различных явлений, в т.ч. объективного духа, все более всесторонне проявлять свое внутреннее содержание.

По Гегелю, диалектика – учение о развитии и саморазвитии чего-либо. Выделяется два ее вида:

1. объективная (диалектика саморазвития объективного мира вне нас);

2. субъективная (диалектика мышления и человеческой деятельности).

Эти виды диалектики взаимодействуют между собой.
Гегель выдвигает учение о трех диалектических законах:

1. единства и борьбы противоположностей,

2. перехода количества в качество – определяет механизм развития. Описывается через количество, качество, меру, скачок. Качество – совокупность свойств, присущих предметам и явлениям. Количество – степень выраженности свойств. Единство количества и качества – мера бытия, в границах которой она тождественна сама себе. Скачок - переход от одной меры к другой.

3. закон отрицания отрицания. Здесь отрицание – философская категория, которой мы обозначаем особые процессы, прежде всего – не уничтожение чего-либо (деструктивное отрицание), а упразднение каких-либо сторон в предметах и явлениях, которые препятствуют развитию, совершенствованию предметов и явлений. Отрицание включает в себя сохранение всего положительного, освобождение места для бытия нового. Второе отрицание – «отрицание отрицания», в котором не утрачивается связь ни между началом, ни между первым и вторым отрицанием. Между ничто и вторым отрицанием существует опосредованная связь, а между первым и вторым отрицанием – непосредственная. Во втором отрицании наблюдается возврат к самому себе, но в обновленном содержании.

Этот закон фиксирует цикличность развития, «триадный» характер развития присущ любым явлениям.