Понятие методологии. Взаимосвязь и различие метода и методологии. Философия как методология науки с точки зрения истории и современности

Метод – путь к чему-либо, представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предполагает знание о том, какие следует совершать действия и в какой последовательности для того, чтобы решить те или иные задачи.

Методология – модель постановки научных задач и способов их решения.

Парадигма (Т.Кун) – в узком смысле - это принятое в рамках определенного научного сообщества модель постановки и решения задач (парадигма = методология). В широком смысле - совокупность научных достижений, признанных всем научным сообществом на данном этапе развития.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей.

Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалогический метод Сократа и Платона, и т.д. Поэтому методология тесно связана с философией - особенно с такими ее разделами как гносеология (теория познания) и диалектика.

1. Древний мир, средневековье: философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний (древний мир, средневековье).

2. Начиная с XV-ХVI вв. развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

3. Х1Х в. - наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, "ставшего" знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.



19. Классический позитивизм: О.Конт о стадиях развития человеческого мышления.

Позитивизм – направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основная цель позитивизма – борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, эфир и т.п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов.

Позитивизм исходит из того, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания».

Представители: О.Конт (основатель позитивизма), Дж.Стюарт Милль, Герберет Спенсер.

О.Конт о стадиях развития человеческого мышления

Конт постулирует 3 основных закона позитивизма:

1. Закон трех стадий развития человеческого мышления:

– теологическая (от древности до Средневековья включительно) – объяснение через Бога: фетишизм, политеизм, монотеизм;

– метафизическая или философская (XV-XVI в.) – объяснение мира через абстрактные сущности, философские понятия (материя, субстанция и т.д.) «не надо умножать сущности»

– позитивная стадия или научная (с XIX в.) – объяснение мира через постановку и решение конкретных научных задач.

2. Закон подчинения воображения наблюдению: задача философа и вообще ученого состоит в ответе на вопрос, как происходят явления, а не почему они происходят. Принцип верификации: любое научное утверждение должно быть сводимо к наблюдаемому факту, иначе оно не научно.

3. Энциклопедический закон: построение новой классификации наук. На первое место поставлена математика, далее астрономия, физика, химия, физиология, социология и мораль. У каждой из этих наук есть своя область бытия (мира), не сводимая к другим областям. В этой классификации нет места философии.

20. Особенности философии эмпириокритицизма: Э.Мах, Р.Авенариус

Эмпириокритицизм – философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус и Э.Мах: отправным пунктом теории чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познается людьми.

Главная задача – очистить от метафизики не только теоретическое знание, но и научный опыт

Развитие химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя "объяснительная модель" утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.

Мах:

- опыт – единственная база научного познания

- цель познания – накопление опытных данных

- расширение опыта приводит к смене теории, которые как сухие листья отлетают от древа знания.

- отстаивал принцип экономного мышления.

Его суть: исключить из теории ссылки на философские сущности; из всех теоретических описаний опыта выбирать наиболее экономные.

Авенариус:

"эмпириокритицизм" - критика опыта. Опыт - это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая "принципиальная координация": нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства "Я" и "среды" нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как "физические", и как "психические".

Авенариус "эмпириокритицизм" – "надпартийный" философский подход, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин, "любая область среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: "Это следует проверить". Если же "среда – предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт". Содержанием утверждения в таком контексте выступает "испытанное". Критикуя "чистый опыт", призывает вернуться к "естественному понятию мира", постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также – множественность актуальных отношений между всеми ними ("закон жизненного ряда").

Общее понятие – это "ощущение". В картине мира понятию ощущения отводится ключевая роль. Эмпириокритицизм оказал прямое влияние на возникновение следующей стадии позитивизма - логического позитивизма, также он сыграл свою роль в общем "феноменологическом повороте" всей западной философии. Кроме того, необходимо отметить значительное влияние эмпириокритицизма на философские воззрения многих крупных физиков начала XX в.

21.Неопозитивизм: принцип верификации и проблема языка науки.

30-60 гг 20 в.

Неопозитивизм сосредоточился на анализе языка науки.

Особенности этого периода:

1.Базисом науки является не просто чувственное восприятие познающего субъекта, как утверждал Мах, а чувственные данные, выраженные в языке. Начался поиск унифицированного языка науки как языка протокола.

2.Каждое теоретическое высказывание должна сводиться к протокольным предложениям и быть проверяемым опытом, то есть верифицировано.

Верификация – это способ отделения научного знания от ненаучного. Весь язык был разделен на совершенный (наука) и несовершенный (философия).

Неопозитивисты продолжили традицию критики оснований классической науки, обратив особое внимание на соотношение языка наблюдений и языка теории, методологические возможности принципа верификации, статус математических уравнений.

Базисные идеи разрабатывали представители "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, К. Гедель), "Берлинского общества эмпирической философии" (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Основополагающими для формирования и дальнейшего развития неопозитивизма стали идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

Неопозитивизм стал на путь применения аппарата логики и математики к рассматриваемым вопросам. Для неопозитивизма философия не имеет своего предмета, как химия или физика, она есть деятельность, анализирующая язык, чтобы выяснить смысл понятий, установить, какие содержательны, а какие - нет.

Б. Рассел Развитие математики в конце XIX - начале XX в. (разработка неевклидовых геометрий, создание теории множеств, попытки формализации арифметики, геометрии) потребовало ее более глубокого анализа логических основ, исследования природы аксиоматики. Научная деятельность в этом направлении привела к созданию новой логической дисциплины - Математической логики. Пытаясь дать строгие в логическом отношении определения математических понятий, Рассел пришел к выводу, что все математические понятия можно свести к отношениям натуральных чисел, которые (отношения) имеют чисто логическую природу, следовательно, всю математику можно свести к логике. Столкнулся с Логическими парадоксами, и увидел их корни в несовершенстве нашего языка, и предложил ряд правил, ограничивающих пользование языком. Разработал систему математической логики, язык, исключающий возникновение парадоксов чисто логическим способом. Из-за эффективности метода логического анализа делает вывод: Логика - сущность философии. Формулирует постулаты научного метода познания физического мира, которые образуют предварительные условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется. В 20-х XX в. Рассел формулирует концепцию логического атомизма, в соответствии с которой весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. По его мнению, философия занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет собой определенную духовную влиятельную силу.