Вера и любовь. Счастье и смысл жизни

Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении событий, в предполагаемом поведении человека, истинности идеи при дефиците информации.

Слово вера в русском языке обозначает два совершенно разных явления (в других языках для этих явлений имеются разные обозначения; например, в английском – faith и belive). Первое значение слова вера – “доверие”, “принятие чего-либо без доказательств”. Например: “… я верю в то, что Волга впадает в Каспийское море, хотя сам я это еще не видел”. Это вера-доверие, belive. Вера же в религиозном смысле – это не просто признание факта, что Бог есть и Он прав, а, прежде всего, личностное самоопределение по отношению к знанию о Высшей реальности. Верить в этом смысле – значит согласовывать каждую свою мысль и каждое свое действие с тем фактом, что есть Бог, ад, рай, сверхъестественная реальность, оказывающая влияние на нашу судьбу. Это вера-faith, “горячая”, заинтересованная вера.

Религиозная вера – это чувственное отношение человека к Богу, уверенность в том, что он есть и мы зависим от него. Вера появляется в неопределенной ситуации, поэтому действие человека в соответствии с ней связано с риском, необходимостью проявления волевых качеств. Вера в обыденности быстро угасает. Религиозная же вера возникает по поводу процессов, имеющих для человека жизненно важный смысл, и представляет сплав знаний и эмоций. Объектом религиозной веры может быть не только Бог, но и Родина, народ, будущее и т.д. Как сказал поэт: “В Россию можно только верить …”

Вера относится к числу категорий этики, так как является необходимым основанием истинности моральных заповедей, поскольку невозможно рационально доказать их полезность везде и всегда. Вера в таком случае выступает как механизм придания моральным заповедям характера безусловности: один верит, что моральная заповедь от Бога, другой верит в высокое предназначение Человека, из природы которого и выводится мораль.

Любовь – это чувство, которое предполагает открытие максимальной ценности человека. В любви становятся относительными все моральные оценки, поскольку поведение подчиняется логике отношений с конкретным человеком, семьей, группой людей, Родиной. Любовь оказывается наиболее действенной формой преодоления отчуждения между людьми, поэтому она есть вершина нравственного отношения к человеку. Любовь не может быть предписана, поскольку она есть проявление человека как свободного существа. Нельзя с точки зрения морали обязать любить, но любя человек берет на себя ответственность за обьект своей любви. Любовь есть стремление к обретению гармонии и целостности, поэтому она мыслится неразрывно с другой этической категорией – счастьем.

Счастье – понятие, с помощью которого обозначают состояние человека, в котором он испытывает наибольшую удовлетворенность своей жизнью. Счастье не может быть выражено обьективными условиями: можно быть счастливым в хижине и несчастным во дворце. Поэтому понятие счастья имеет ценностный характер и зависит от того, как человек понимает смысл своей жизни.

Существуют условно три варианта понимания того, в чем заключается смысл человеческой жизни: а) религиозный – человек должен стремится к совершенной жизни, которая наступит для него после смерти, земная же жизнь есть подготовка к вечному блаженству. Мораль, имеющая религиозное происхождение, ориентирует человека скорее на личное самосовершенствование: “не судите, да не судимы будете…”; б) гуманистичес-кий – человек должен активно перестраивать окружающий мир на началах добра и справедливости, которые присущи человеку как родовому существу. Служение общему делу, современникам и потомкам есть основной критерий добродетели при таком подходе; в) абсурдно-релятивистский – нет смысла жизни, заданного заранее, каждый сам создает его себе.

Итак, в качестве вывода можно сказать следующее. Этические категории и принципы пронизывают жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете основания для классификации моральных категорий?

2. Почему добро и зло являются главными среди моральных категорий?

3. Что такое добро и зло в деятельности сотрудника правоохранитель-ных органов?

4. Является ли человек добрым по природе?

5. Какой смысл вы вкладываете в понятие моральная ответственность?

Тесты

1. Добро – это:

а) моральный выбор человека, ведущий к успеху;

б) моральная категория, предельно выражающая то, что важно и значимо для жизни человека и общества;

в) моральная категория, выражающая определенную степень человеческого совершенства.

2. Долг – это:

а) моральная категория, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к другим людям в конкретных условиях;

б) то, что надо возвратить;

в) моральная категория, выражающая необходимость всегда поступать согласно нормам морали.

3. Совесть – это:

а) внутренний голос человека;

б) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;

в) эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать.

4. Достоинство обязывает человека:

а) поступать так, чтобы тебя уважали;

б) сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности;

в) добиваться высокой оценки со стороны общества.

5. Какое из следующих суждений наиболее точно выражает Ваше понимание справедливости?

а) Справедливость – это равенство всех людей перед нормами закона.

б) Справедливость – это наказание человека с учетом всех обстоятельств его поступка и его личности.

в) Справедливость – это наказание человека в соответствии с его материальным или служебным положением.