Социальное пространство – есть пространство диспозиций (взаиморасположеннос тей) статусов, ролей, позиций и взаимоотношений людей в микро-, мезо- и макро сообществах (статика)

Лекция №3. Социальное пространство и его измерения

1. Концепция социального пространства в современной социологии.Концепция социального пространства разрабатывалась разными социологами в течении ХХ века по отдельным аспектам, но обобщена и получила современную интерпретацию в работах французского социолога мирового уровня ныне живущего Поля Бурдье. Помимо него этой темой занимались и внесли большой вклад Д.Урри, Э.Гидденс, Б.Верлен, З.Бауман, а также А.Трейвиш, О.Раммштедт, Д.Ло, Р.Харре, А.Филиппов и другие современные ученые.

Социальное пространство – есть пространство диспозиций (взаиморасположеннос тей) статусов, ролей, позиций и взаимоотношений людей в микро-, мезо- и макро сообществах (статика).

Российский Совр.социолог А.Филиппов в своей работе «Социология пространства» 2008г. дает определения трехуровневого социального пространства:

· «Порядок социальных позиций, например статусов, сосуществующих таким образом, что занятие одной позиции исключает занятие другой» [с.262]. Это верно лишь для традиционных обществ с строгой иерархией социального пространства и низкой мобильностью, а современный человек может быть и учителем и журналистом и рок-музыкантом одновременно и занимать не одну, а несколько разных позиций в разных средах и системах отношений.

· Любое физическое пространство, он полагает по его происхождению как гомогенное (однородное), генетически производное от социального пространства: «Характеристика любого пространства, поскольку его составляющие имеют социальное происхождение, является социальным» [с.262]. Это же подчеркивает и Поль Бурдье.

· «Физическое пространство, поскольку на него проецируется принцип распределения и соотнесения социальных позиций отражает социальное пространство» [с.262] Вместе с тем, по мысли А. Филиппова, концепт «социальное пространство» должен быть дополнен и рассматриваться с рядом таких понятий как событие и действие, тело, территория и личная территория, область манипуляций, направленность действий и коммуникаций, практическая схема, место и регион, локал и другими, хотя эти понятия заимствованы из других социальных и гуманитарных наук, таких как социальная психология, социальная география, семиотика, социальная антропология и другие.

Социальное пространство – это поле (П.Бурдье) возможностей, практик, коммуникаций и взаимодействий (динамика). Оно формируется структурами, системами, нормами, традициями и обычаями, символами и ценностями культуры, поэтому предписывает индивиду его функции, образцы поведения (через систему требований и ожиданий), которые так или иначе воплощаются в его «Габитас»(привычках склонностях предрасположенностях), а через него в практиках (его поведении). Индивид как субъект (агент у П.Бурдье) вносит собственное видение и исполняет роль по – своему, тем самым изменяя со временем социальное пространство.

Рис. 1 Концепция социального пространства. П. Бурдье.

 
 

СТРУКТУРЫ HABUTUS ПРАКТИКИ

Правила, нормы, законы- Склонности, субъективная Реальные способы

Объективные для индивида, предрасположенность, и модели поведения

детерминирующие определяющая выбор техники и действия личность способа действия, воспроизводящие

жизненную стратегию структуры общества

2. Основные характеристики и показатели социального пространства.

1. Позиции и диспозиции агентов (понимание своего места, понимание места Другого) влияющие на их точку зрения, потребности, интересы, возможности и обязанности. Этим и определяется «точка зрения» каждого из нас. Исследование социальных практик человеческого восприятия, понимания, переживания и использования пространства в различных обществах, в различных его социальных средах и сообществах, помогает прояснению символических значений пространств в человеческой повседневности и социально-культурных смыслов человеческих пространственных практикв целом. Здесь решаются вопросы: какие индивидуальные или коллективные особенности влияют на конструирование и восприятие социально-антропологических пространств? Какие пространственные аспекты, и в какой форме оказывают влияние на человека и коллективы, и при каких условиях это происходит? И, наконец, какие механизмы связывают между собой эти две основополагающие формы взаимодействия социума и человека?

2.Границы и масштаб социального пространства.Здесь выделяют микросреду, мезо и макросреду. Фактически мы каждый день устанавливаем, выстраиваем и нарушаем границы свои собственные и других людей. Вторгаясь в чужое пространство, задавая вопросы, требуя внимания или отказывая в нем. Мы ежедневно вновь и вновь выстраиваем всю систему взаимоотношений в городе, регионе, стране своим отношением и поведением. Мы участвуем в возведении мостов и баррикад. «Моя хата с краю» или «Мой дом Вселенная» (противоположные позиции). Мишель Фуко в исследовании форм социального как способов транс­формации властных отношений, изучая больницы, тюрьмы, приюты, пытал­ся проследить различные социальные практики образования маргинальных групп. Установления границ нормального и анормального. В его первой работе "История безумия в классическую эпоху" речь идет об истории изменения отношения к сумасшедшим в европейском обществе. В сущности, мысль Фуко совпадает с мнением Бодрияра, что рождение социального связано с появлением первых социальных институтов, ста­вящих своей целью заботу о сумасшедших. Социальное заявляет о себе в процессе институционализации отношения к маргинальным группам. Бордрияр пишет «Социальное выступает как способность к исключению - под предлогом социальной опеки из общества исключались бедняки, бездельники, раз­вратники, богохульники, сумасброды и безумцы. Условия, определяющие трансформацию социального в обществе, зачастую связаны не с прогрессом гуманистической мысли, а с экономическими потребностями общества.» "Соци­альное существует только в пространстве перспективы", - утверждает Бод­рияр. Установление границ и предписывание каждому согласно его месту (категории) прав, обязанностей, нормы поведения и привилегий. Так же и с границами государств. Постсоветские страны не боролись за свою независимость и отделения от СССР (по крайней мере массово), они получили эту независимость совершенно неожиданно и долго не знали, что с ней делать.

3. Центр или центры влияния.Общество индивидуализировано и отсутствует общий единый центр.«Для человека средневековья Бог являлся точкой центрирования и основой иерархиче­ского единства Вселенной. Благодаря этому его жизнь получала сверх личностный смысл, сопряженный в неразрывное единство со смыслом всего мироздания.

Во всех традиционных цивилизациях космический и социальный порядок опреде­лялся особой концепцией Axis Mundi - центра мира и границы конца мира.(Ойкуменна). Эта концепция или мифологема лежала в основе представлений о космосе, иерархии общества и организации социаль­ного пространства. Ориентация в пространстве и его организация всегда исторически и логически предшествовали хозяйственной деятельности. Все традиционные культуры апелли­ровали к идее центра, вокруг которого вращалась жизнь народа, с которым прямо или косвенно были связаны его основные ценностные ориентации, институты и идеалы. Она выполняла важные социальные функции. Центр служил тем элементом, который собирал вокруг себя членов сообщества, определял формы общения, взаимодействия, социального обмена. Ритуалы центра способствовали снятию напряжения между различными полюсами культуры и вклю­чали в себя символы общественного единения и священного брака. Статус человека в значительной степени определялся дистанцией и отношением к центру в социальном пространстве. Центр также представлял собой критическую модель самоидентифика­ции. В архаический период истории центры мира были более или менее универсальны­ми, и мы не обнаруживаем существенных отличий между идеями центра у разных на­родов ими могли быть костер, очаг, святилище, храм, древо, священный камень или капище. Однако в дальнейшем культуры дифференцируются и избирают для себя раз­личные траектории движения и образы центра. Процесс развития культур в широкой перспективе предстает бесконечным танцем вокруг единой точки, коловращением во­круг одних и тех же идей, символов и архетипических сюжетов. Культура может сколь угодно далеко отклоняться от своего первоначального центра, но она неизменно стре­мится вернуться к нему. В качестве репрезентации центра могли выступать вещь, ат­рибут культа, символ или даже относительно абстрактная категория. Центр является ведущей метафорой мира в данной культуре и своего рода репре­зентацией всех главных национальных стихий мира. Он дифференцирует простран­ство, разрушая его гомогенность и бескачественность. В балансировании и примирении важ­нейших политических, религиозных или эстетических сил и состоит одна из важней­ших социальных функций центра.

Для человека современной цивилизации такая точка центрирования, стягивающая в единый узел смысл его существования и существование мира, оказалась безнадежно потерянной. Мировоззрение, основанное на принципах жизненного прагматизма, по самой своей сути не способно творить единый универсум. Индивид с необходимостью сам для себя становится такой точкой отсчета мироздания и тем самым оказывается наглухо замурованным в соб­ственном индивидуальном пространстве, приватном космосе. Он - вечный Робинзон бесконечных коммуникационных линий» пишет философ Блюмерканц в своей статье «Феноменология современного ландшафта или в поисках имен и лица».Другой всемирно известный социолог М.Кастельс описал закономерность изменения пространства при переходе к информационному обществу так «пространство из пространства мест и стран стало пространством потоков: информационных, энергетических. человеческих, финансовых….».

4. Социальное пространство - всегда структурировано. Основные координаты и бинарные оппозиции социального пространства такие: верх/низ; высшие/средние/ низшие классы; левое/ правое не только в политике, но ив жизни; открытое/ закрытое общество или пространство, куда входят только посвященные или избранные и связанная с этим тайна; священное/профанное, разрешенное/ запрещенное; плотное, скученное/ разряженное, пустое пространство; близость/ чуждость, приватное/ публичное, внутреннее/внешнее.

5. Элементы социального пространства: «социальные круги» Г.Зиммель, Ф.Теннис, П.Блау ; «социальные миры»; «социальные слои, группы и общности» - социальная структура традиционной социологии. ( будут отдельные лекции). Именно через эти элементы агенты себя определяют и идентифицируют (от «Я=МЫ до антитезы МЫ/Они). Положение человека в соц. структуре или в микро группе называют статусом. Каждый обладает несколькими статусами. Различают врожденный, приписываемый и приобретенный статусы. Кроме того каждый индивид в конкретных вторичных и первичных группах имеет дополнительные статусы: формальные и не формальные. Формальный - связан с должностью и званием, а не формальний с авторитетом и репутацией в коллективе.Один из этих статусов есть главный или интегральный. Он определяет его положение в обществе. Главный статус связан либо с должностью или профессией (бизнесмен, шоумен, продавец) либо с этнической принадлежностью (фин, немец, китаец). Социальный статус проявляется у облике, речи, одежде, манере поведения и общения, месте проживания и других социальных признаках (форма, знаки различий, награды) а так же, внутренне (профессиональные деформации, мировозрение, мораль).

6. Главная категория социального пространства - «Дистанция», характеризующая отношения агентов в социальном пространстве. Она отражает степень близости в социальном пространстве индивидов и социальных групп между собой и удаленности друг от друга.Дистанция присутствует во всех отношениях, даже личных. Есть понятие «Личное пространство», которое также входит в социальное пространство. Именно вторжение посторонних в личное пространство вызывает раздражение и негативные эмоции, этим объясняется частые стычки и ссоры в общественном транспорте, хотя тут еще играет роль различие культур. Когдэлл и Сигдам, провели сравнительное кросс-культурное исследование ценностей в разных культурах. Так в одних культурах личный физический контакт с незнакомыми или малознакомыми допустим (задевать друг друга руками, плечами), приобнимать, похлапывать по плечу и т.д. принято в США и России, что европейцами и японцами рассматривается как бескультурность и фамильярность. Именно с дистанцией связаны понятия: «свои/не свои», близость/далекость,рассматриваемые в прошлой лекции №2. Разделяют физическую, социальную, психологическую и культурную дистанцию или близость.

Методов измерения дистанции в отношениях много.В социологии – этот метод придуман Брогдаусом и носит название социометрияили шкала Брогдауса. Этот метод применяется для исследования внтуригрупповых (in-) и межгрупповых (out) отношений. В психологии применяется метод проективных рисунков для изучения дистанции в отношениях в малых группах (семья, трудовой или учебный коллектив). Студенты нашей академии провели ряд социометрических исследования на темы межэтничной и межконфессиоальной толерантности (Индекс толерантности) среди студентов Днепропетровска, а также населения Днепропетровской, Запорожской и Николаевской обл. Кроме того, тем же методом изучалось отношение к сексуальным меньшинствам (два исследования), беспризорникам и бомжам.