Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов

Дневное

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков("Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский(не путать с Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" - парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

- ранняя стоя (III - II вв. до н. э.), представители - Зенон,

Клеанф, Хрисипп и др.;

- средняя стоя (II- I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

- поздняя стоя (I в. до н. э. - IIIв. н, э.) - Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

- признание добродетели высшим благом, а порока - единст­венным злом;

- определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;

- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

- высокий эстетизм в мыслях и поступках;

- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

- признание стремления к счастью высшей целью человека.

6.Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека(5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

- проповедовал идеи добродетели;

- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

- приветствовал покой и созерцание;

- был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

- верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

- видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Марк Аврелий Антонин(121 - 180 гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стоик, в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

- глубокое личное уважительное отношение к Богу;

- признание высшим мировым началом Бога;

- понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

- объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;

- видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;

- разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

- признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

- разделение души и разума;

- призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;

- размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

- предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей действительности.