Декабря 1975 г. Сегодня рано утром Прабхупада вызвал руководителей храма и сердито отчитал их за то, что мы потратили пятьдесят лакхов рупий

Сегодня рано утром Прабхупада вызвал руководителей храма и сердито отчитал их за то, что мы потратили пятьдесят лакхов рупий, чтобы построить такой большой храм и гостиницу, но зимой здесь нет горячей воды. Последние несколько дней вода с утра была такой холодной, что он не мог даже почистить зубы. Одного за другим он вызывал Гопала Кришну, Акшаянанду Свами, Гунарнаву и Дхананджаю. Никто из них не хотел брать на себя ответственность за этот недосмотр. Шрила Прабхупада спрашивал, почему нет горячей воды. Когда они пытались найти оправдание, он резко обрывал их. Было ясно, что вместо оправданий он хочет услышать, когда они собираются исправить положение.

Прабхупада вызвал Саурабху даса, преданного из Голландии, который был архитектором и руководил строительством и проектированием храма, но его не нашли. Это еще больше рассердило Прабхупаду. Решив, что в случившемся виноват Саурабха, он заочно строго отругал его.

Когда преданные заверили Прабхупаду, что проблема решится очень скоро, он смягчился. Его гнев, быстро появившись, так же быстро сошел на нет.

Как наш духовный учитель, Шрила Прабхупада объясняет нам каждый аспект преданного служения. Его похвала и критика никогда не бывают чрезмерными или не к месту. Они всегда направлены на то, чтобы подтолкнуть нас в духовном развитии. Он ожидает, что мы будем сознательными, поскольку внимание к мелочам в преданном служении является практическим проявлением нашей серьезности и искренности. Ему не нравится слушать оправдания о невыполненных делах, и он громит наше бюрократическое сознание.

Шрила Прабхупада сказал, что в Индию такое сознание занесло правление британцев, и оно подрубило ноги индийскому обществу. Он решительно настроен искоренить его в МОСК. «Я прошу тебя что-то сделать. Ты просишь его. Он просит еще кого-то. А ты уходишь и забываешь. Никакого дела. Сплошная бюрократия! Если я прошу тебя что-то сделать, это твой долг, а не его. Даже если ты поручил это кому-то другому, ты должен проследить, чтобы это поручение было выполнено».

Несмотря на сегодняшний случай, Прабхупада очень высоко ценит служение Саурабхи и остальных преданных. Он уже неоднократно спрашивал меня во время массажа, нравятся ли мне гостиница и храм. Когда я отвечал утвердительно, он глядел на здания и говорил: «Да, я думаю, они все сделали хорошо. Таких храмов больше нет нигде». Но он не может разрешить нам впасть в самодовольство. Теперь эти здания нужно содержать в порядке и чистоте, и Шрила Прабхупада своим примером показывает, как это следует делать. Как представитель Кришны, он хочет убедиться, что тем, что дал нам Кришна, мы пользуемся правильно и не растрачиваем впустую. Он постоянно пытается привить нам такое же чувство ответственности.

* * *

Прабхупаде особенно нравятся наставления Прахлады Махараджи, поскольку они очень актуальны для современного общества. Сегодняшний стих подчеркивал то, что стремление к богатству есть просто пустая трата времени. Шрила Прабхупада очень негативно отозвался о современном обществе, которое обращает внимание только на экономический прогресс. Он сказал, что невозможно получить больше счастья, чем положено человеку по карме. Несчастья приходят, хотя мы их не ищем, так же приходит и счастье. Поэтому, следует стремиться только к духовному прогрессу.

«Человеческая жизнь предназначена для понимания Кришны. Вместо того, чтобы использовать свою энергию для познания Кришны, люди тратят ее на зарабатывание денег. Такова современная цивилизация. Весь западный мир, как они впустую расходуют свою жизнь! Прахлада Махараджа начал со слов дурлабхам манушам джанма. Эта жизнь очень, очень важна, и мы получили ее после многих и многих жизней.

Чанакья Пандит говорил, аюшах кшана эко пи на лабхья сварна-котибхих. Сварна означает «золотые монеты», а коти - «десять миллионов». Сегодня шестое декабря. Сейчас семь часов утра, уже больше. Можете ли вы вернуть это мгновение, заплатив один крор золотых монет? А? «Я хочу снова вернуться в семь часов утра шестого декабря». Нет - это время ушло безвозвратно. Видите, время так ценно, что даже одно мгновение жизни не вернуть за миллионы и миллионы долларов. Так дорого время! Посчитайте!»

Обращаясь к восьмидесяти или девяноста юношам и девушкам, собравшимся здесь для того, чтобы получить особое благословение от служения в святой дхаме, он предупредил, что мы не должны забывать о цели нашей деятельности. «Нет гарантии, что я снова рожусь в теле человека. Но у преданного есть небольшая гарантия. Гарантия состоит в том, что он может совершить небольшую ошибку по незнанию. Но если он сознательно допускает ошибку, то станет кошкой или собакой. Таков выбор. Если человек сознательно допускает ошибку и ведет греховную жизнь: «Я повторяю Харе Кришна и могу грешить. Потом я замолю все свои грехи», то такой негодяй получит очень, очень суровое наказание. Намнад балад ясья хи папа буддхих. «Я живу во Вриндаване. Это дхама. Так что я могу делать все, что пожелаю. Все это сойдет на нет». Такие люди будут кошками, собаками и обезьянами во Вриндаване. Дхамапарадха. Конечно, влияние Вриндавана будет сказываться, но по крайней мере одну жизнь придется провести свиньей и собакой во Вриндаване. Видите, здесь много собак, свиней. Все равно, Вриндавана-дхама так могущественна, что в следующей жизни он получил освобождение, даже если стал собакой или свиньей. Но это плохо. Зачем грешить во Вриндавана-дхаме и становиться кошкой или собакой? Нужно быть осторожным. Просто посвятите свою жизнь служению Мукунде. Мукунда - это одно из имен Кришны. Мука означает освобождение. Мукти. Итак, ананда, мукти-ананда - это настоящая ананда, освобождение. Наше дело - полностью предаться лотосным стопам Мукунды, мукунда чаранамбуджам, и быть полностью занятыми в служении Ему. Поэтому Прахлада Махараджа говорит: «Не стремитесь к чему-либо еще».

* * *

Прабхупада назначил Харикеше новое служение. Он хочет, чтобы тот написал статью «Экспериментальное знание», в которой объяснялись бы недостатки современной науки и была представлена научная основа сознания Кришны. Прабхупада лично руководил им, регулярно обсуждая вопросы логики. Он велел Харикеше критиковать не современную науку как таковую, а ее неправильное применение. Наука не должна быть средством пропаганды безбожных взглядов, поэтому нужно разоблачать их ложные заявления. Современная наука бросает вызов Богу, а теперь Прабхупада, как слуга Бога, бросает им ответный вызов. «Спасибо вам за изобретения, но зачем объявлять себя Богом?»