Января 1976 г. На сегодняшней прогулке Ачьютананда Свами рассмешил Прабхупаду, с юмором рассказав о своих встречах с некоторыми известными свами и садху

На сегодняшней прогулке Ачьютананда Свами рассмешил Прабхупаду, с юмором рассказав о своих встречах с некоторыми известными свами и садху.

Однако разговор стал серьезнее, когда Прабхупада начал обличать современное умонастроение людей, эксплуатирующих природу для своего чувственного наслаждения. «Прахлада Махараджа сказал тат праясам на картавьям: «Так поступать не следует, эксплуатировать», без нужды улучшая свое экономическое положение. Современная цивилизация говорит: «Эксплуатируйте природу и обретите материальное богатство»».

Яшоданандана заметил: «Путешествуя по стране, мы видим, что нигде нет недостатка в рисе, в любой пище, но правительство утверждает, что в Индии нехватка пищи. Но ведь она растет повсюду, и в достаточном количестве».

«Уменьшайте население, убивайте людей», добавил Прабхупада. «Так поступал Хираньякашипу».

«Контроль рождаемости?»

«Да», кивнул Прабхупада. «Праджапати. Он запретил Праджапати зачинать детей».

Преданные задавали Прабхупаде вопросы на различные темы. Многообразие религиозных воззрений и ритуалов в Индии может сбить с толку неопытных преданных. Присутствие Шрилы Прабхупады - хорошая возможность рассеять любые заблуждения.

Один преданный спросил Прабхупаду об определенном виде поклонения Дурге, с которым он столкнулся в Южной Индии. Он сказал, что один Почетный Член МОСК в Бангалоре рассказал ему, что поклонение Шанти Дурге находится в гуне благости. Преданный попросил Прабхупаду объяснить, так ли это. Ачьютананда Свами сказал, что, как он считает, саттва-гуна - тоже майя.

Прабхупада отвечал: «Из Брахма-самхиты мы узнаем: сришти-стхити-пралая. Пралая (разрушение) - амангала, а сришти (творение) - мангала. Стхити (сохранение) - тоже мангала. Так что у Гаури, Дурги, три функции».

Анандамоя, преданный из Франции, живущий в Хайдерабаде, хотел прояснить кажущееся противоречие, связанное с падением преданных и вечной природой преданного служения. Он спросил: «Преданный, испытавший нектар лотосных стоп Господа, неспособен забыть его. Значит ли это, что его материальное путешествие тоже должно закончиться?»

Прабхупада решил не отвечать сам. Вместо этого, он спросил: «Кто-нибудь может ответить?»

Отвечать вызвался Махамса: «Он падает вследствие определенных оскорблений, но после этого, по милости чистого преданного, возвращается. Испытав нектар преданного служения, он может в течение какого-то времени наслаждаться в материальном мире, но потом уже будет сыт по горло и вернется».

«Бхагавад-гита говорит, что когда человек занят служением Господу, даже если он падает, его следует считать святым», добавил Тамал Кришна.

Прабхупада согласился. «Да, если это случайность. Если он делает это намеренно, то он не святой; тогда он - оскорбитель».

Один из преданных не совсем понял, что означает «случайность». Прабхупада объяснил подробнее: «Случайность. У него остались прежние привычки, и он по ошибке сделал что-то не так. Это случайность. Так объясняет Бхактивинода Тхакура. Необдуманная ошибка. Это апарадха. Намно балад ясья хи папа-буддхих».

Ачьютананда спросил о двух парах Божеств - в МОСК и еще где-то. В нашем центре в Нью-Дели Божеств зовут Шри Шри Радха-Партха-саратхи. Поскольку Партха-саратхи означает «возничий Арджуны (Партхи), Махараджа хотел понять, почему, когда Кришна играет такую роль, с Ним вместе стоит Радхарани, которая присутствует только во Вриндавана-лиле.

Прабхупада объяснил: «Если Кришна - Партха-саратхи, неужели это значит, что с Ним больше нет Радхи? Почему? Радха-кришна-праная-викритир хладини шактир. Когда Он сражается, хладини-шакти тоже находится рядом с Ним. Она не проявлена».

Еще одна пара Божеств, которую видел Ачьютананда Свами, представляла собой Радху, Рукмини и Кришну вместе. «Не чувствует ли Кришна смущения, когда стоит между Радхой и Рукмини?»

Прабхупада засмеялся: «Почему? Чего Ему стесняться? С двух сторон. С одной стороны Радха...»

«Да, с одной стороны Радха, а с другой - Рукмини», кивнул Ачьютананда.

«Это авторитетно?», спросил Тамал Кришна.

«Да», ответил Прабхупада. «Я не вижу в этом ничего плохого».

Ачьютананда хотел знать наверняка: «Значит, это не расабхаса?»

Прабхупада продолжал. «Нет, не расабхаса. Но об этом не говорится ни в одном писании. Это выдумка... им не следовало так делать».

Ачьютананда также спросил о глине, которую используют преданные, чтобы ставить тилаку. «Гопи-чандану берут из озера, в котором утопились гопи, и оно находится недалеко от Двараки. Так было на самом деле?»

Прабхупада не дал ясного ответа: «Может быть, так оно и было».

В своей комнате, после прогулки, Прабхупада продолжал говорить о майявади, особенно об одном из них, жившем в Южной Индии, который привлекал к себе последователей, показывая магические трюки.

Ачьютананда Свами упомянул о том, что один из его последователей критиковал наше Общество, называя нас «книжными червями».

Прабхупада немедленно парировал, так, что мы все захохотали: «А он - навозный червь! В следующей жизни он станет навозным червем, за то, что обманул столько людей!»

* * *

Сразу после завтрака к Прабхупаде зашли несколько журналистов из местных газет. Разговор вскоре перешел на движение ненасилия Ганди, которое тот пытался ввести на основе Бхагавад-гиты.

И вновь, когда Прабхупада откровенно обличал Ганди в том, что он исказил суть Бхагавад-гиты, пытаясь основать на ней свою философию ненасилия, его слушали сначала с недоумением, а затем с большим интересом. Прабхупада объяснил, что попытка Ганди установить принципы ненасилия провалилась, так как сам он был убит. Поэтому все его движение оказалось бесполезным. Затем Прабхупада добавил, что политик вообще не может обойтись без насилия. В Бхагавад-гите Кришна велел Арджуне проявить насилие, сражаться, вооружившись знанием. Так мог ли Ганди построить свою теорию ненасилия на принципах Гиты? Шрила Прабхупада пришел к выводу, что, к сожалению, Ганди не обладал необходимым знанием.

Журналисты, покоренные очарованием Шрилы Прабхупады и его блестящими ответами, были довольны. Встреча с Прабхупадой произвела на них неизгладимое впечатление.

* * *

Даже в таком провинциальном городе, как Неллор, нам регулярно поступает почта, и Прабхупада продолжает решать проблемы, возникающие в МОСК - общие и частные, большие и маленькие.

Одно из писем было от Брахмананды Свами из Найроби. Раньше он являлся постоянным секретарем Прабхупады, но поскольку одновременно был представителем ВРС в Африке, Прабхупада отослал его туда в ноябре для разрешения некоторых конфликтов.

Брахмананда сообщал, что из-за некоторых безответственных преданных у нас возникли проблемы, и это подорвало нашу репутацию среди индийцев, особенно в Момбасе. Вследствие этого Общество в Африке попало в трудное положение, так как в финансовых вопросах мы целиком и полностью зависим от индийцев. В результате, храм оказался в больших долгах.

Хотя Прабхупада спрашивал, когда Брахмананда вновь приступит к исполнению обязанностей секретаря, Брахмананда просил разрешения остаться в Африке. «Мне кажется, что мы можем следовать постановлению ВРС, принятому в прошлом году в Майяпуре, о том, что каждый месяц секретари Вашей Божественной Милости, члены ВРС, будут меняться. Когда Шьямасундара был вашим секретарем и долго не бывал в своей зоне, там все пришло в упадок. Поэтому, мне кажется, что ни один член ВРС, включая и меня, не должен надолго покидать свою зону, ожидая, что все пойдет само собой, особенно в том, что касается духовных стандартов. Поэтому я прошу вас разрешить мне остаться здесь до фестиваля в Майяпуре». Тамал Кришна Махараджа подтвердил, что ситуация в Африке достаточно тяжелая. Преданные живут только за счет пожертвований риса, поскольку программа Почетных Членов не приносит никаких средств. Прабхупада объявил, что безответственные преданные, из-за которых возникли эти трудности, никогда больше не должны занимать ответственных постов. Он назвал их «глупыми бездельниками».

Прабхупада обвинил и Брахмананду Махараджа в том, что тот не следил за своей зоной. «Обязанность члена ВРС», сказал он, «следить, чтобы все шло хорошо, и пресекать дурное влияние». Но, в то же время, он с радостью отметил чувство ответственности, проявленное Брахманандой, и немного поделился с ним новостями о своей нынешней проповеди. «Поскольку ты сообщаешь, что в Африке наши дела пришли в упадок, я разрешаю тебе оставаться там, сколько потребуется. Главная обязанность членов ВРС - следить за руководством храмов в их зонах. И все же, мне нужен постоянный секретарь. Кроме этого, каждый месяц я могу брать с собой одного из членов ВРС. Здесь нам пожертвовали участок земли в девять акров. Местные жители полны энтузиазма, и мы собираемся построить храм Радхи-Кришны».

Несколько писем пришло из района Южных Морей. Упендра писал из штата Гавайи, рассказывая, что когда он покинул нас в Нью-Дели, полный энтузиазма проповедовать, ему отказали во въездной визе на Фиджи, поскольку у него не было с собой достаточной суммы денег. Его посадили на тот же самолет, и ему пришлось вылететь на Гавайи. Он спрашивал Прабхупаду, что делать дальше.

Кроме этого, он задавал несколько философских вопросов, которые ясно показали, что Шрила Прабхупада совершенно справедливо беспокоится о стандартах философского образования преданных в МОСК, которые следует повышать путем систематического изучения книг. «Иногда я воспринимаю все мои отношения в МОСК, все радости и трудности, как сон. Я вспоминаю, как вы объясняли мне, что в этом мире нет ничего, кроме Божественного Имени и служения Ему. В Шримад-Бхагаватам я прочел, что все, что связано с прошлым, настоящим и будущим - только сон. Я понимаю: «Да, даже мои отношения с женой, детьми, друзьями, близкими духовными братьями в сознании Кришны, в МОСК - все это подобно водорослям, соединяющимся в потоке воды и неизбежно разлучающимся вновь, но плывущими к одной цели - Кришна бхакти, назад, домой в Океан». Однако, хотя они все же остаются частью прошлого, настоящего и будущего, преданное служение и чувства, которые испытывает преданный, являются вечными, вечно развивающимися или неизменными. Так я понял: Нет!, наши отношения в МОСК друг с другом вечны и являются дополнением к служению. И МОСК, и мы, его члены, останемся такими же и там. Я не смог найти подтверждения всему этому в писаниях, так что представляю эти мысли на ваш суд, чтобы не совершить оскорбления или философской ошибки.

Предыдущий вопрос, несомненно, стал следствием моей неопытности в сознании Кришны, и потому я думаю: за эти годы, оставаясь слабым учеником, я так и не смог вытянуть якорь чувственного наслаждения, и хотя я «греб» изо всех сил, это не привело меня к цели. Теперь, вернувшись к проповеди, я чувствую ужасный недостаток знаний о ваших книгах и свою полную некомпетентность. Не расставаясь так долго с дурными привычками и неоднократно падая, я знаю, что новые попытки будут еще более сложными. Пожалуйста, дайте мне совет, как быть в этой ситуации. Куда я пал и на что надеяться, если я совершил столько оскорблений и потратил столько лет, не изучая ваши книги?»

Ответ Прабхупады полностью прояснял его заблуждение, и, как всегда, вдохновлял продвигать миссию проповеди. «Что касается твоего вопроса, являются ли отношения между преданными вечными, ответ: «да». Это подтверждает Шри Нароттама даса Тхакура: чакхудана дило ей, джанме джанме прабху сей, он - мой господин жизнь за жизнью. Так что, тебе нужно понять это, тщательно изучая философию. Сейчас у нас столько книг, и я хочу, чтобы все мои ученики их внимательно изучали. Скоро мы введем экзамены на Бхактишастри, и всем брахманам нужно будет его сдавать. Так что все свое свободное время используй для тщательного изучения моих книг. Там ты найдешь ответы на все свои вопросы».

Мадхудвиша Свами написал с Фиджи. В письме он рассказывал о некоторых административных проблемах. Общество на Фиджи организовано, в основном, господином Деоджи Пунджей и его семьей, и сейчас к нему постепенно примыкают другие люди. Для того, чтобы официально зарегистрировать МОСК, Мадхудвиша хочет удостовериться, что все учредители соответствуют стандартам Прабхупады: следуют регулирующим принципам и повторяют ежедневно шестнадцать кругов. Господин Пунджа следует принципам, но некоторые другие учредители - нет, хотя они очень расположены к МОСК и дают большие пожертвования. Он попросил Прабхупаду лично обратиться к ним с просьбой отказаться от учредительства в пользу брата Деоджи, Каршанджи.

Прабхупада понимает, что это - очень щекотливый вопрос. Изначально создание храма МОСК на Фиджи стало следствием энтузиазма Деоджи и его братьев, которые пригласили туда Прабхупаду. Прабхупада не хочет принимать решение, которое обидит кого-либо из тех, кто сочувствует МОСК. Поэтому он попросил Мадхудвишу решить все самому, постаравшись придти к общему согласию. «Если придется отказаться от кого-то из учредителей, это следует обсудить с самими учредителями. Все они - важные люди, и мы должны быть очень осторожны, чтобы не обидеть их. Если я приму какое-то решение, это будет не очень хорошо выглядеть. Если некоторые учредители не следуют принципам и не повторяют шестнадцать кругов, то другие учредители, которые делают это, должны сами убедить их отказаться от роли учредителя. Мне кажется, ты понял, о чем я говорю».

Новый преданный из Новой Зеландии по имени Ральф просил Прабхупаду объяснить, можно ли посещать лекции и киртаны двух санньяси-отступников - Сиддха Сварупананды Госвами и Тушта Кришны Свами. Ральф слышал разные мнения, но был лично привязан к их обществу, хотя в то же время регулярно посещал утренние программы в храме МОСК. Поскольку он, и некоторые другие преданные, вскоре могли получить посвящение, он хотел, чтобы Прабхупада дал окончательное мнение о том, как ему следует поступать.

Шрила Прабхупада ответил: «Нет причин избегать общества кого-либо из моих учеников, при условии, что они следуют нашим принципам. Если Сиддха Сварупа Махараджа и Тушта Кришна Махараджа остаются санньяси, т.е. одеваются в дхоти, бреют голову, оставляя шикху, строго следуют правилам и ограничениям и проповедуют на основе моих книг, я не возражаю. Иногда между духовными братьями возникают недоразумения, это происходит даже между освобожденными душами. Важно, чтобы все были заняты в служении Кришне под руководством духовного учителя».

К счастью, не все письма рассказывали о проблемах. Бришакапи, президент храма в Вашингтоне, округ Колумбия, прислал радостный рассказ, а также несколько фотографий нового участка земли в пятнадцать акров, который они приобрели «в самой богатой стране, Америке, в самом богатом городе страны, Потомаке, штат Мериленд». Похоже, мы получили эту землю по желанию Кришны, поскольку без Его особой милости мы не смогли бы себе это позволить. «Общая стоимость составляет $657.000, $30.000 из которых - 9% за рассрочку. Первые десять лет мы не будем платить процентов, а только выплачивать по $3.000 в месяц. Через десять лет наш долг составит $297.000, и процент за рассрочку составит $2.300 в месяц».

Прабхупада с улыбкой поднял брови, услышав суммы денег. Эти новости указывали на рост процветания МОСК и особую милость Господа Шри Кришны.

Бришакапи также попросил о двух вещах. «Мы находимся всего в сорока минутах лета от Нью-Йорка, и поскольку это столица Америки, просим вас благословить этот город своим присутствием. Когда вы приедете, мы постараемся устроить вашу встречу с президентом США, сенаторами, конгрессменами и другими важными людьми.

Как вам известно, мы уже установили полутораметровые Божества Гаура-Нитай и метровые Радху-Кришну. Мы еще не установили Господа Джаганнатху, Госпожу Субхадру и Господа Балараму. Я читал в журнале, что вы будете устанавливать в новом храме в Бомбее Божества Ситы, Рамы, Лакшмана и Хануманджи, и мы хотели бы узнать, нельзя ли нам установить Ситу, Раму, Лакшмана и Ханумана в Вашингтоне, округ Колумбия, столице Америки, ведь Господь Рамачандра - совершенный царь».

Кроме этого, он сообщил о росте распространения книг. Храм в Вашингтоне распространяет более 300 больших книг и 2.000 журналов каждый день на улицах и в аэропорте. Бришакапи также привел список кандидатов на посвящение и их письма, выражавшие любовь и преданность.

Прабхупада был счастлив таким новостям и радостно ответил на вопросы: «Я очень доволен, что теперь у нас появилась такая замечательная собственность в столице страны, Вашингтоне. На фотографиях видно, что мы можем превратить ее в очень важный храм. А поскольку ты говоришь, что она расположена в очень престижном районе, то я не сомневаюсь, что это милость Кришны. Если ты сможешь организовать мою встречу с президентом, я обязательно приеду.

Что касается твоего желания установить Божества Сита-Рамы, это хорошая мысль, но лучше немного подождать. Сначала нужно собрать достаточное количество брахманов, хорошо обученных и достойных, а потом можно думать о поклонении Сите, Раме, Лакшману и Хануману. Рама - идеальный царь, и Он займет как раз свое место в столице Америки. Сейчас у вас Божества Гаура-Нитай, и ты можешь сразу заказать божества Прабхупады и Бхактисиддханты. Стандартом для всех храмов является поклонение Гуру и Гауранге.

Принимая новых учеников, особенно брахманов, Прабхупада снова проявил беспокойство об их духовных стандартах. «Я прилагаю священные шнуры для брахманов. Они должны будут прослушать мантру Гаятри через правое ухо с кассеты. Брахман означает «очень чистый» - внутренне чистый благодаря прославлению Господа, а внешне - из-за регулярного омовения. Брахман должен учить окружающих своим примером. Ты должен проследить за тем, чтобы у всех брахманов было достаточно времени, чтобы читать книги. Скоро мы введем обязательный для всех брахманов экзамен Бхактишастри. Он будет основан на Бхагавад-гите, Нектаре преданности, Нектаре наставлений, Ишопанишад и маленьких книгах, таких как «Легкое путешествие». Брахман должен быть пандитом.

* * *

После большой проволочки и нескольких просьб с нашей стороны, сейчас, в самом конце пребывания Прабхупады в Неллоре, мы, наконец, получили копию дарственной на два участка земли. Однако выяснилось, что этот «дар» мог состояться только при выполнении многих условий. Тщательное изучение документа выявило несколько статей, которые вызывают у нас сомнения. Например, в одной из статей содержалось требование построить на участке в два акра храм, библиотеку сравнительного изучения религии и зал для медитации.

Прабхупада покачал головой. По его мнению, нам эти вещи совершенно ни к чему. Храма с Божествами Радхи-Кришны вполне достаточно, так как Они являются единственным объектом медитации. Более того, знание, которое содержится в Ведах, уже является полным, так зачем же его с чем-то сравнивать?

Другие условия были включены с еще более очевидной целью. В документе утверждалось, что если строительство не будет закончено в течение трех лет, то земля и все, что на ней находится, перейдет в руки другой благотворительной организации, в частности, конкретной миссии, базирующейся в Калькутте.

Что касается участка в семь акров, на котором стоит дом и разбит сад, в документе было сказано, что если МОСК не вступит в права собственности и не задействует его в полной мере в течение года со дня смерти сестер, то он тоже будет передан в собственность «какой-либо благотворительной организации». При этом снова упоминалась та же миссия из Калькутты.

Мы были единодушны в своей оценке документа. Стало ясно, что они просто хотят заставить МОСК начать работы на этой земле. Затем работы будут каким-то образом приостановлены, так что мы не успеем их своевременно закончить, и это станет поводом для передачи земли в собственность миссии из Калькутты. Остановить любое строительство не так сложно, достаточно прекратить подачу цемента, которую контролирует правительство.

Теперь, когда мы, наконец, получили эту недостающую информацию, все встало на свои места. Эту миссию из Калькутты часто называют «миссия мурги» (куриная миссия), так как ее члены содержат большие птицефермы и едят мясо. Эти две сестры тоже содержат птиц и едят мясо. В Калькуттской миссии установлена именно такая, как описано в дарственной, стандартная форма ашрама - храм, библиотека сравнительного изучения религии и зал для медитации.

Даже выращивание кустов туласи, которые мы приняли за признак преданности Кришне, теперь открылось нам в новом свете. Есть два вида деревьев туласи, с зелеными и синими листьями; зеленое называется по имени Господа Рамы, а синее - Господа Кришны. Обследуя сад в день приезда, я заметил, что кусты туласи посажены по очереди - зеленый, синий, зеленый, синий - Рама Кришна, Рама Кришна. Я также вспомнил туласи в горшке, подстриженное в форме большой птицы - теперь нет сомнений, что это была курица.

Стоящее на улице мурти Гопала Кришны, открытое для любого загрязнения. Странный, холодный прием. Стало очевидно, что наши хозяева - не преданные Кришны.

Анализируя их мотивы, Прабхупада заметил, что МОСК является практически единственной организацией в Индии, которая обладает достаточным количеством людей и денег, чтобы начать строительство такого большого храма. Люди постепенно утрачивают интерес к другим миссиям, а эта конкретная миссия из Калькутты, по некоторым сведениям, испытывает серьезные трудности со своими членами и с поступлением денег. Поэтому очевидно, что МОСК хотели использовать для того, чтобы мы начали работы, а затем нас изгнали бы отсюда при помощи какой-нибудь юридической уловки. Не вполне ясно, кто стоит за всем этим, но Прабхупада сказал, что сестры, будучи вдовами, могли стать легкой добычей для так называемых спиритуалистов, неразборчивых в средствах. Этих людей нисколько не интересует духовная жизнь. Прабхупада никого не обвинял, но требовал защитить наши интересы.

Шрила Прабхупада принял следующее решение: Махамса Свами должен встретиться с сестрами и объяснить им, что пожертвование - это то, что отдается безо всяких условий. Пожертвование земли должно делаться в духе Бхагавад-гиты (17.20): «Жертва, принесенная из чувства долга, в подходящем месте и в подходящее время, достойному человеку, и без желания получить что-то взамен, считается благотворительностью в гуне благости».

Прабхупада сказал, что если они не захотят предоставить нам землю без условий, то мы должны вежливо отказаться от их предложения.

* * *

Позже, тем же вечером, Шрила Прабхупада отправился в местный ротарианский клуб, где в его честь было устроено специальное заседание. Господин Г. Гопала Редди, нынешний президент клуба, сопровождающий Шрилу Прабхупаду во время утренних прогулок, тепло приветствовал его, прославив проповедь, которую совершает МОСК по всему миру.

Затем Прабхупада дал прекрасную лекцию для небольшой, но внимательной аудитории по общим принципам философии сознания Кришны. Назвав Общество сознания Кришны «очень маленькой попыткой» убедить людей в существовании Бога, он попросил их всех последовать совету Шри Чайтаньи Махапрабху. «Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит, что Его миссия особенно предназначена для индийцев - тех, кто родился в Индии. Амара агьяя гуру хана тара ей деша. Это указание Чайтанья Махапрабху дал, путешествуя по Южной Индии. «Если вы хотите помочь Мне, то последуйте Моему совету и станьте гуру. Станьте гуру».

«Но, господин, у меня нет образования. Я не брахман. Я такой, я сякой. Могу ли я стать гуру?»

«Чайтанья Махапрабху говорит: амара агьяя гуру хана тара ей деша. Где бы вы ни жили, просто попытайтесь спасти тех людей, кто живет рядом с вами. Станьте гуру».

«А как стать гуру?»

«Яре декха таре каха кришна упадеша: «Просто повторяйте то, что сказал Кришна, вот и все. Так вы станете гуру. Больше ничего не нужно».

Сославшись на пример распространения Британской Империи, Прабхупада противопоставил мотивам ее представителей мотивы Шри Чайтаньи. «Миссия Индии не в том, чтобы колонизировать другие страны, эксплуатировать их, отнимать их деньги и становиться «Господами». Нет. Миссия Индии заключается в том, чтобы возродить во всем мире сознание Кришны. Такова миссия Индии: возродить сознание Кришны, утвердиться в сознании Кришны, а затем нести это знание другим людям. Такова индийская миссия».

Конец лекции ознаменовался вежливыми аплодисментами. После этого Прабхупаду пригласили сфотографироваться с ведущими членами клуба. Прабхупада, его санньяси и я сидели в первом ряду, а члены клуба стояли сзади. Приняв участие в официальной фотографии Шрилы Прабхупады, я ощутил себя частью истории.

* * *

Вечерняя лекция в пандале была последней, потому что завтра Прабхупада возвращается в Мадрас, а затем едет в Бомбей.

Открытый двор был снова заполнен до отказа, и тысячи внимательных мужчин и женщин тихо слушали, как Прабхупада завершает серию лекций по Шестой Песни Шримад-Бхагаватам. Затем он приветствовал новых Почетных Членов, что уже стало традицией.

Прабхупада очень доволен поездкой, если, конечно, не считать трудностей с землей.