Социология в жизни общества

К сожалению в этом формате не отображаются рисунки и формулы, а так же подстрочные сноски. Однако, я считаю, что эта лекция может представлять интерес для заинтересованных читателей и потому публикую её здесь.
Приведенная иллюстрация взята из сети Интернет
ВВЕДЕНИЕ
Определить значение науки в жизни человека, можно только понимая, что эта наука из себя представляет и чем занимается.. Говоря о социологии, можно сказать, что её предметом являются закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.
То есть, предмет социологии есть социальная жизнь общества.
Поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет социологии неразрывно связан со специфической формой проявления человека как личности.
В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения людей в определенной жизненной ситуации, изучение их потребностей, интересов и ориентаций.
Социология изучает общественное сознание посредством анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности.
Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и сознания человек, группы к которой он принадлежит.
Социология изучает общество как целостную организованную систему социальных связей и отношений, институтов, обществ групп, взаимодействующих друг с другом, т.е. социальной структуры общества.
Специфика и отличие социологии от других обществ наук состоят в том, что она изучает социальные системы и социальные явления с точки зрения их взаимодействия и влияния на развитие социальные отношений между людьми, на формирование человека, его сознание и поведение.
Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса.
Поэтому то, тема принятая нами к исследованию в данной работе является чрезвычайно актуальной и значимой как с теоретической, так и с практической точек зрения.
О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю: «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей» .
1. Социология и ее структура
Рассматривая значение социологического знания для человека – рассмотрим сначала кратко его структуру, чтобы понимать предмет нашего исследования.
Итак, «социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов» .
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый подход (содержательный).
Существует деление социологии на следующие составные части:
1) общая социология как макросоциальное исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;
2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы;
3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.
Второй подход (целевой).
В зависимости от уровня получаемого знания выделяют эмпирические и теоретические социологические исследования. В теоретических исследованиях решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
В эмпирических же в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Третий подход (масштабный).
В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями, различают социологию:
1) фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки);
2) прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области).
«В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня:
общее социологическое знание,
отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.),
самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории» .
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Следовательно, социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.
Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с:
социальной философией,
историей,
политологией,
экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.
Этим мы и займемся в следующей главе данного исследования
2. Социология в системе наук о человеке и обществе
2.1 Социология и социальная философия.
Соотношение социологии и социальной философии определяется, прежде всего, тем, что социология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия.
Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.
Но при всём при этом «философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении» .
Но философскими законами, отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.
Особенно тесны взаимосвязь, и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую.
Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.
2.2 Социология и история
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы.
Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории.
«История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии» .
В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.
Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе.
Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.
«Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта» .
Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности.
С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.
Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.
2.3 Социология и политология
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии.
Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:
- социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;
- политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;
- политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;
- тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Тем не менее, это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества.
Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.
«Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии» .
Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.
2.4 Социология и специальные науки
Можно рассмотреть соотношение социологии и экономической и некоторых других наук.
Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть.
Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах.
Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней.
С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.
То же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками.
3. Особенности социологии в жизни современного человека
3.1 Потребность людей в социологии
Общественное значение и престиж социологии резко возрастают в XX веке и особенно - на Западе после второй мировой войны.
Это объясняется тем, что «потребность современных обществ в социологии напрямую связана со степенью их демократизации» .
роцветание современных динамичных сообществ во многом зависит от их прозрачности для самих себя (полноты общественной информации) и от эффективности управления, невозможной без знания реального положения дел в обществе и понимания идущих в нем процессов. Не менее важно для современных массовых обществ наличие развитого критического мышления, способного разоблачать опасные социальные мифы и затруднять манипулирование массовым сознанием.
Отсюда - все возрастающая потребность современного мира в социологическом знании и в вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности, противостоящих как грубым идеологическим построениям, так и утопическим фантазиям.
«Социолог - это, прежде всего, эксперт» .
Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др.
Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества.
В этом он наследует свою «миссию» у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль «советника государя» (вспомним хрестоматийные примеры - Платон в Сиракузах, Макиавелли во Флоренции...)
Для России социолог - профессия достаточно новая.
Тем не менее, и в России социологическая экспертиза постепенно становится неотъемлемой частью таких сфер деятельности, как принятие государственных решений, законодательный процесс, организация науки и образования, управление организациями, журналистика, реклама, избирательные кампании, общественная и правозащитная деятельность и т.д.
3.2 Предмет социологии
Социология изучает различные формы совместной жизни людей - существующие, существовавшие и даже те, что только могли бы существовать.
Можно сказать и иначе: «социология изучает человека как принципиально общественное существо, то есть как существо, рождающееся, формирующееся и действующее внутри определенного сообщества, внутри определенной системы общественных связей и отношений» .
Социологию иногда отождествляют с опросами общественного мнения. Такое отождествление неверно.
Опрос - всего лишь один из прикладных инструментов социолога, а общественное мнение - только один из объектов его интереса. Существует множество аспектов социальной реальности, которые не поддаются изучению с помощью опросов.
Люди не всегда говорят то, что они действительно думают, и не всегда думают то, что говорят.
Люди не всегда могут адекватно выразить свои предпочтения.
Люди не всегда реально действуют в соответствии с тем, что говорят, и далеко не всегда адекватно понимают самих себя.
Опрос дает людям возможность ответить только на те вопросы, которые им задают, и эти вопросы далеко не всегда совпадают с теми, которые для людей действительно важны.
Опросы обычно служат конкретным прикладным целям и не пытаются решить проблему связи между ответами людей и их действиями, проанализировать тип их мышления и мотивы или причины их социального поведения, предсказать направление возможного развития общества в долгосрочной перспективе.
3.3 Отличия социологии от других наук о человеке
И науки, изучающие нашу психику, и науки, изучающие наше тело - все они, до той поры пока не получат прививку социологии, склонны рассматривать человека изолированно, как своего рода Человека, живущего в одиночку на своем необитаемом острове.
Как устроено сознание Человека?
Как устроен его организм?
Как такой Человек познает мир?
Как действует?
Что является для него благом, и к чему он стремится?
Формируется ли его образ мыслей и его практические умения под влиянием окружающей его среды, или же, наоборот, он сам меняет и формирует окружающую среду, используя свой автономный и рациональный ум, свою энергию, свою природную способность действовать и производить блага?
Что происходит, когда два таких Человека вдруг встретятся?
Или когда множество одиноких Людей живут вместе, рядом друг с другом?
И вот в этом месте в диалог наук вступает социология и заставляет нас переформулировать вопросы и изменить их последовательность.
Какие формы принимает или может принять совместная жизнь Людей?
Что в различных обществах оказывается главным в совместной жизни Людей и почему - способность познавать мир, экономика, язык, циркуляция информации, семья, этические ценности, религия, национальные традиции, власть государства и т.д.?
Как все эти сферы жизни влияют друг на друга?
Есть ли среди форм социальной жизни хорошие и плохие, или все они равноценны?
Как влияет сообщество на каждого отдельного Человека?
И можно ли вообще изучать человека в отрыве от его социального мира? (Вот он, наконец, вопрос вопросов!)
Ответы на все эти и на множество других вопросов зависят от того, с какой стороны мы смотрим на «природу» человека.
Социология - и в этом она категоричнее любых других наук - исходит из того, что «природа» человека принципиально социальна.
«Социология отказывается говорить о человеке как о «Человеке вообще» и о какой бы то ни было универсальной «человеческой природе» .
Различным эпохам, различным сообществам соответствуют различные типы человека.
Человек не рождается на необитаемом острове.
Человек живет и формируется среди людей.
У него есть родители, он воспитывается в семье, он учится в школе (как говорят социологи, проходит «социализацию»), впитывает множество знаний и ценностных установок, учится множеству вещей, необходимых, чтобы существовать в обществе и быть полноценным членом тех или иных микросообществ. Он становится частью своего общества, его отражением.
И если он в какой-то момент попадает на необитаемый остров, он складывает свою жизнь на острове из тех кирпичиков и на основе тех чертежей, которые он принес с собой из своего социального мира.
Для социолога, даже Человек живущий на необитаемом острове, является представителем вполне определенного человеческого сообщества, носителем присущих этому сообществу свойств, его, если угодно, «экзистенциальным авангардом»; изучая и описывая «жизнь и удивительные приключения» такого Человека, социолог изучает и описывает характеристики и структуру сформировавшего его сообщества, совокупность образующих это сообщество социальных связей, способность к творчеству, которую сообщество развивает (или, наоборот, подавляет) у своих членов.
«В этом своем взгляде на природу человека социология последовательна и категорична.
Везде, даже в том, что нам кажется самым личным, самым интимным, она обнаруживает волю сообществ - общие правила, принудительную для человека силу социальных фактов, моральные запреты или кодексы, коллективные привычки и суеверия - или же, наоборот, таланты, умения и мастерство, но все также принадлежащие человеку не как автономному Робинзону, а как члену сообщества, овладевшему с той или иной степенью совершенства правилами соответствующей социальной игры» .
Социолог в определенном смысле «расколдовывает» наш внутренний мир, раскрывая для нас самообман и иллюзию, благодаря которым мы считаем свой мир чем-то глубоко «внутренним», уникальным, неповторимым. Будь то вещи:
- «духовные» (наш образ мыслей, наша способность познавать мир, наши чувства и идеалы, наши глубочайшие потребности души, наши любимые книги, фильмы, люди - даже, в конечном итоге, наша совесть...),
- «материальные» (наш режим сна и бодрствования, наша еда, наша походка, наше обращение с собственным телом - от физкультуры до гигиены - наша манера болеть - не говоря уже о нашей одежде, прическе, манере выражаться).
Во всем этом социолог видит не просто индивидуальные предпочтения, но следствия условий общественной жизни, проявления коллективных правил, норм или стереотипов, принятых в сообществах и социальных группах, к которым мы принадлежим.
Можно сказать и иначе: «это – «социальные техники», или, другими словами, личные социальные умения (такие же, как, например, умение есть ложкой или китайскими палочками); владение такими техниками позволяет индивиду быть полноправным членом тех или иных социальных групп и играть - с большей или меньшей степенью виртуозности - те или иные социальные роли» .
Социологи исследуют сообщества на микро- и макроуровне.
В первом случае они изучают ситуации непосредственного взаимодействия людей в повседневной жизни, мотивы их действий и смыслы, которые люди вкладывают в свои поступки, способы их взаимного влияния на поведение друг друга в ситуациях прямого общения (например, между членами разного рода профессиональных, этнических или конфессиональных коллективов, между влюбленными, между школьниками и учителями, между детьми и родителями, между харизматическими лидерами и толпой и т. д.).
Во втором случае - большие статистические совокупности, социальные структуры и институты (такие как система образования, церковь, семья, экономическая и политическая система и т. д.).
В первом случае больше применяются подробные «интервью» и непосредственное наблюдение, во втором - опросы, переписи, анкеты, которые обрабатываются с помощью математико-статистических методов.
Социологи также работают с уже имеющимися данными, анализируют и сравнивают общества прошлого на основе исторических документов, обращаются для осмысления идущих в современном обществе процессов к анализу прессы, художественных текстов, кино- и видео материалов и т. д.
3.4 Значение функций социологии
Как уже было сказано, основная функция современной социологии - экспертная.
«Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов»
В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности.
Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое, оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.
Практический характер социологического знания сочетается с его эвристичностью (способностью объяснять и предсказывать закономерности, регулирующие жизнь сообществ).
Социология поэтому нередко указывает другим наукам на границы их возможностей, призывая их вернуться к реальности и умерить свои неоправданные амбиции.
Эта ее способность связана с тем, что она, как было сказано, смотрит на конкретных живых людей из плоти и крови, живущих в конкретных сообществах, а не абстрактных и бесплотных Робинзонов, изобретенных теоретиками в тиши кабинетов.
«Социология, может, например, объяснить, почему в определенных ситуациях люди не хотят (или не могут, или не считают нужным) вести себя как «хомо экономикус» и преследовать свою «экономическую выгоду», в результате чего экономика, несмотря на то, что ее пытаются организовать на основе добротных экономичных теорий, все равно "не работает", отказываясь соответствовать скрупулезным расчетам профессионалов-экономистов (как это было в период неудачных экономических реформ в России в начале 1990-х годов)» .
И, наконец, еще одна функция социологии - последняя по счету, но далеко не последняя по важности.
Социология в современном мире является своего рода самосознанием сообществ, она говорит нам, кто мы такие и что мы как общность собой представляем.
Но при этом она - не просто нейтральное зеркало; она оказывает на человека формирующее воздействие и влияет на его практические действия.
«Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям», - гласит известная социологическая теорема, сформулированная американским социологом У. Томасом» .
Социология создает образы и концепты, влияющие на наше представление о том, какова реальность ситуаций, в которых мы уже находимся или можем оказаться в будущем.
Социология поэтому в определенном смысле формирует будущее, влияя на образ мыслей людей и их представление о самих себе, на стиль их жизни, на их потребности, на весь спектр их действительных или возможных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.
Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата.
Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.
Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном.
В этом состоит специфика социологической точки зрения.
Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии.
В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии.
Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии.
Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Симферопольский Коледж Национального Экономического Университета

Реферат

На тему: «Социология в жизни человека»

Студентки группы ТППУ-8

Жураковской Василисы