Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду

Социология как логико-экспериментальная наука.

Сторонник позитивизма. + психические установки. Указать людям на нелогичность их поведения. «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения...

Теория общества

Общество – соц система, находящаяся в динамическом равновесии.

Общество скорее механизм, чем организм.

Основные факторы:

внешние природные условия

внешние соц условия (неприродные)

внутрисистемные соц условия

Признавая эволюцию, отказывал обществу в прогрессе. Эволюция и равновесие - маятниковый и циклический характер.

Социология - наука о «нелогических» действиях.

Теория нелогического действия

Действия индивидов - логический и нелогический характер. Первые - рациональный подбор средств.

Все рассматриваемы чувства (нелогические действия):

постоянные (осадки, residui)

производные (derivatie).

Социальное равновесие определяется осадками. 6 классов осадков:

1. осадки “инстинкта комбинаций” (склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех соц изменений)

2. осадки “постоянства агрегатов” (консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые)

3. “потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов” (связаны с чувством собственности)

4. “осадки, связанные с социальностью”

5. “единство индивида и того, что ему принадлежит” (стремление проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках)

6. “сексуальный осадок” (связан с половым инстинктом)

В каждом классе осадков существует множество подклассов))

Производные нужны, чтобы скрывать истинные мотивы действий, это эквивалент идеологии или оправдательной теории

4 класса дериваций:

1. абсолютные истины, аксиомы и догмы (“так надо, потому что так надо”)

2. суждения, опирающиеся на авторитет (“ты должен слушаться, потому что этого хочет папа”)

3. апелляции к общепринятым принципам или сверхестественным силам (“если будешь так себя вести, Дед Мороз не даст тебе подарок”)

4. словесные доводы, не имеющие объективного эквивалента (на них основана любая пропаганда,их активно использовали фашистские режимы в Италии и Германии).

Теория элиты

Общество неоднородно.

Элита :

- правящая

- неуправляющая (ее представители заняты в основном в сфере науки и худ творчества)

Основные качества прявящей – умение убеждать, способность применять силу.

Процесс обновления элиты (циркуляция) происходит регулярно.

2 типа элит:

1. гл – умение убеждать, инстинкт комбинаций, лисицы.

2. Гл – умение принуждать, основанное на осадках “постоянства агрегатов” (типа львы)

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду.

Три основных периода:

1. Период создания и становления психологической социологии (с середины XIX до начала XXв.).

2. Период утверждения, конституирования и институционализации психологической социологии (с начала XX о 60-70-ч гг. XXв.).

3. Период формирования новейших форм психологической социологии (с 60-70-ч гг. XXв. до настоящего времени).

Основные представители: Г. Тард, Г. Лебон, В. Вундт.

Тард (1843 – 1904 гг.) – Фр.

Работы: «Законы подражания»(1890), «Социальная логика»(93), «Эссе по социологии»(95),, « Универсальная оппозиция»(97), «Социальные законы»(98), «Общественное мнение и толпа»(1901).

Общество – продукт взаимодействия индивидов. Основа общественного развития – «интериндивидуальные отношения людей.

Психология -базис социологии, прогрессивное развитие - возрастающ психологизация.

К 3 основным процессам, детерминирующим становление, развитие, функционирование общества:

- подражание

- оппозицию (противоположение)

- адаптацию

Единственный источник общественного прогресса – открытия и изобретения, инициатива отдельных людей. Общ прогресс – подражание.

Закон подражания низших слоев высшим.

Главный момент межклассовых отношений, по Т., не борьба, а сотрудничество. Низшему классу Тард рекомендовал восходить по ступеням иерархии путем абсолютного подражания высшему.

Толпа – собрание людей поскольку они готовы подражать др.др. в данный момент или походят др на др, т.к. их общие черты – старинные копии с одного и того же образца.

Типы толпы: выжидающая, внимающая, заявляющая о себе, действующая.

Толпа – зародыш и элемент общества (в городе). Семья – зародыш деревенского общества.