Вопрос № 1. Основные этапы развития социологической мысли и принципы периодизации истории социологии

Вопрос № 3. Основные идеи социологии Г. Спенсера

Теоретические источники социологии Спенсера: Й. Бентам, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ч. Дарвин.

Социология – всеобъемлющая наука, включает и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. Социология становится подлинной наукой, когда она следует идее природного, эволюционного закона (натурализм Спенсера). Социология продолжает разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращает их в социологические законы. Предмет социологии: конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов. Главный вопрос социологии – что такое общество.

Эволюция – переход от состояния неопределенности, однородности к состоянию разнородности и связанности. В этом смысле эволюция универсальна, так как подобные изменения можно наблюдать и в природе, и в обществе. Эволюция достигается средствами структурно-функциональной дифференциации: от простоты к сложности, от аморфности к четкости, от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности, от текучести к стабильности. Эволюция характеризуется 2 процессами:1)дифференциация как переход к структурной разнородности, возрастание разнообразия;2)интеграция. Рост разнородности сопровождается установлением взаимосвязи между разнородными частями общества, этим обеспечивается его единство, прочность связей между частями. (1) и (2) приводят к усложнению структуры целого и его связи с внешним окружением.

Типы общества:1)по критерию управления и контроля: воинствующие (жесткая централизация) и индустриальные (дифференцированное управление);2)по усложнению политической структуры: простые и сложные, имеющие разный уровень сложности (двойной, тройной);3)по степени оседлости: кочевые, полукочевые и оседлые.

3 фазы эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая (соц) эволюции. Соц. эволюция – часть всеобщей эволюции.

Спенсер сравнивает общество с живым организмом. Пытался соединить органическую модель общества с ценностями либерализма. Сходство общества и организма: они увеличиваются, наращивая массу (численность населения), это приводит к усложнению структуры, что сопровождается дифференциацией частей, затем отдельные составные части продолжают свое существование, даже если жизнь целого нарушена, целое более устойчиво, чем части. То есть у общества и у организма одинаковые принципы организации. Различия: рассеянность элементов общества в пространстве и их значительная независимость, вследствие этого одно из условий существования общества – установление символической коммуникации. В организме способность чувствовать и сознание сосредоточены лишь в его отдельных частях. В обществе эта способность распространена по всем его частям. Отдельные элементы общества подвижны. В организме части существуют ради целого, в обществе – целое ради частей.

Составные части общества – соц. институты – часть общей системы, основной принцип которой – единство или согласие. Деятельность каждого института зависит от остальных. Согласованность институтов – условие жизнедеятельности общества. Институты выполняют определенные функции, удовлетворяя определенные соц. потребности. Здесь Спенсер – предшественник структурного функционализма. Типы институтов:1)домашние – семья, брак;2)церемониальные (регулируют поведение с помощью обрядов, обычаев, ритуалов);3)политические;4)церковные, обеспечивающие интеграцию общества;5)профессиональные, основанные на разделении труда.

Спенсер показал неизбежность, закономерность, неодолимость соц. эволюции; показал обширные возможности использования сравнительно-ист. метода; разработал типологию общества, понятия «соц организм», «структура», «система», «функции», «соц институт», без которых было невозможно дальнейшее развитие социологии. Спенсер – предшественник структурного функционализма.

Субъективный метод.

В социологии Лаврова разработка субъективного метода была связана с его пониманием места исторических законов в социологическом познании или соотношения истории и социологии. С точки зрения Лаврова социология, изучая неповторяющиеся явления, открывает законы общества. Однако, т.к. общество развивается, то необходимо в социологическом познании сочетать повторяющееся и прогрессивное. Чтобы это было возможно, необходима некая единая наука, которая будет включать в себя философию истории и социологию с общим для них субъективным методом. Обоснование идеи субъективного метода связано с тем, что социология изучает не просто общество, а человека. В связи с чем анализ особенностей его жизни предполагает некую субъективную оценку. Это означает, что при познании общественной жизни необходимо учитывать субъективный компонент деятельности людей. Для этого не нужно быть бесстрастным посторонним наблюдателем общественной жизни, но необходимо занять ту же позицию, что и страждущие или наслаждающиеся представители того или иного общества. Люди, живущие в обществе в той или иной степени стремятся это общество преобразовать в соответствии со своими представлениями об истине и справедливости, т.е. в соответствии со своим нравственным идеалом. Это предполагает, что анализ общественной жизни должен осуществляться исследователем в соответствии с его представлениями о справедливости, идеале; а соц. науки при этом становятся необходимым элементом политической и идеологической борьбы. Однако Лавров не отрицал применения объективного метода, но лишь в строго установленных границах. Объективный метод необходим для анализа исторических фактов, но эти факты представляют собой сырой исходный материал для его последующей интерпретации с точки зрения мировоззрения интересов, идеалов ученого. Это не предполагает субъективизма, поскольку требует определения критерия научной истины, основанного на научно-обоснованном нравственном идеале, разделяемом большинством членов общества.

Михайловский категорически против применения принятых биологией понятий в социологических науках, т.к. в основе метода аналогии общества и биологического организма лежит не причинно-следственная связь, а случайное сходство. В социологическом познании выделяет 2 типа знания:

1. «правда-истина» - это те знания об обществе, которые получены объективным способом.

2. «правда-справедливость», т.е. нравственные принципы ученого, играющие не последнюю роль в процессе социологического познания. Этот вид знания связан с представлением о том, что желательно, о должном, о том, к чему должен стремится социолог. С точки зрения Михайловского, сущность социологического знания в отличие от естественных наук, неизбежно включает этот компонент, т.к. эти выводы касаются жизни людей, социальных институтов (государства, семьи и т.д.).

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

Разделы методологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипоте­зы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

МЕТОДЫ

По масштабу применения

1. Общенаучные (например, математические методы).

2. Частнонаучные (например, методы опроса).

По уровню знания

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки.

3. Методы анализа.

ИССЛЕДОВАНИЯ

(типы и уровни исследования)

По характеру знания

1. Методологические.

2. Неметодологические.

По уровню знания

1. Теоретические.

2. Эмпирические.

По ориентации исследования

1. Фундаментальные

2. Прикладные.

По предмету исследования

1. Социологические.

2. Комплексные (социально-экономические, социально-по­литические, социально-психологические и др.)

Стадии исследования

1. Методологическая.

2. Эмпирическая

3. Теоретическая.

Направления исследований

(по предмету и объекту исследования)

1. Социальные группы.

2. Социальные институты.

3. Социальные организации.

4. Социология труда.

5. Социология образования

Предмет социологии

Обычно при определении предмета социологии выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К ним относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а ток же причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, разви­тия, организаций и проблей совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Фёрис) считают, что отправным по­нятием современной социологии является понятие «соци­альная структура», а основным содержанием категории «соци­альное» - «равенство-неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и струк­туры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности об­щества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других обще­ственных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из са­мых различных объектов окружающей действительности долж­ны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.

Определяющим свойством предмета социологического зна­ния является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. За­дачей социологии является исследование этих связей и отно­шений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, спо­соба их организации являются исходными для понимания от­личительных особенностей предмета социологического зна­ния, а социальных закономерностей - для понимания его сущности.

Специфика социологии как науки заключается в том,что она: а) разрабатывает, общую социологическую теорию, кото­рая позволяет понять общество как единую объективно-субъективную социальную систему; б) акцентирует внимание на со­циальных или асоциальных действиях личностей; в) анализиру­ет и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и спе­цифических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных сис­тем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятель­ности личностей, социальных групп, классов, народов, соци­альной ответственности властных структур и личностей за соци­альные последствия совершаемых действий.

5. Родственные социологии науки: философия, политология, этнология, культурология и др.

Типы личности.

В современной социологии выделяют типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

1. Традиционалисты ориентированы, в основном, на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа весьма низкая.

2. Идеалисты. У них сильно выражено критическое отношения к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустрированного типа характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалисты ориентированы, в первую очередь, на получение удовольствий здесь и сейчас, и эта погоня за наслаждением жизни приобретает форму удовлетворения потребительских желаний.

4. Ролевая теория личностиРолевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, пре­жде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе обществен­ных и межличностных отношений.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последова­тельность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоох­ранительных органов - и соответствующая ей система социаль­ных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной сис­темы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую на­правленность и цель действий, а стиль их выполнения - фак­тор вариативный. Например, роль директора фирмы предпо­лагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: ав­торитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограни­чений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в со­ответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой от­ношений описывается понятием межличностная роль. Как и со­циальные роли, межличностные роли тоже могут быть различ­ными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную па­литру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Пар-сонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщи­ны роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет ог­ромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организ­ма. Это связано с местом той или иной группы и соответствен­но ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем по­ложения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В лю­бом обществе и в любой сфере общественной жизни - произ­водственной, правовой, потребительской и других - существу­ет пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социаль­ное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Конфликты.

Во-первых, все чаще возникают экономические и финансовые противоре­чия, проявляется обострение борьбы за рынки и ресурсы. В перспек­тиве именно дефицит ресурсов (причем не только нефти и газа, но и воды, а также продуктов питания) превратится (в одну из главных про­блем. Борьба за доступ к ресурсам на местном, региональном и гло­бальном уровнях способна стать одной из наиболее распространенных причин конфронтации, вооруженных столкновений и войн.

Новые конфликты тесно связаны со снижением влияния и эффективности государственной власти, с ее эрозией. Источниками кризисов и кон­фликтов становятся также нестабильность, слаборазвитость и нищета, которые благоприятствуют подъему религиозногоинтегризма; в частности исламского фундаментализма.

Среди глубинных причин кон­фликтов нового поколения следует назвать социально-экономические и социально-демографические изменения: разрыв в доходах между различными странами и различными регионами в рамках одной страны; бурный рост урбанизации; продолжающееся обвальное увеличение населения, в наименее развитых странах мира. В результате массового исхода сельского населения в города последние превращаются в огром­ныедеревни, новое население которых, утрачивая свою идентичность,культурное самосознание, не имеет никаких шансов на трудоустройство. В странах с переходной экономикой модернизация не всегдаможет служить средством предотвращения конфликтов: способствуя увеличению разрыва в доходах населения, сопровождаясь обнищанием, значительной его части, она подогревает индивидуальные и групповые амбиции при одновременном ослаблении лояльности по отношению к государству.

Наконец, одной из причин современных конфликтов счи­тают глобализацию. Усиление конфликтов иден­тичности и этнического терроризма представляют собой ответную ре­акцию на высокомерную политику безальтернативности либеральной демократии, ничем не ограниченной экспансии рынка, прав человека в их западнойинтерпретации.

Во-вторых, меняются участники конфликтов. Конфликты между государствами, в том числе ивоенные, не исчезают, ноперспективакрупномасштабных межгосударственных войн, типа двух мировых, становится все менее вероятной. Это не значит, что государство пере­стает быть одной из сторон конфликтов, однако его противником или другой стороной конфликта, все чаще будут выступать негосударственные авторы - экстремистские религиозные течения ипреступные группировки (в том числе и внутри самого государствен­ного аппарата); транснациональные преступные синдикаты, проникающие в самые разные структуры; террористические формирования и этнокультурные кланы ... Иначе говоря, конфликты часто ведутся с участием новых бойцов мотивы, которых трудно понять. Они не заинтересованы в окончании конфликта, потере своего статуса бойца,таккак послеокончания конфликта общество часто не может предложить им привлекательных стимулов для занятия созидательным трудом.

В-третьих, меняется характер и содержание конфликтов. Они все меньше и меньше являются межгосударствен­ными и все более и более внутригосударственными. Иначе говоря, они происходят преимущественно в пределах внутренних границ госу­дарств, и, как правило, в густонаселенных, высокоурбанизированиых и слаборазвитых регионах. Все более распространенными становятся асимметричные, в силу сущностного несходства противоборствующих сторон, конфликты. Они приобретают характер раздробленных, де­централизованиых процессов, с которыми гораздо сложнее бороться. Кроме того, конфликты становятся все более продолжительными, все труднее определить точку их начала и окончательного разрешения. Неопределенность распространяется и на результат конфликтов: в отличие от обычных межгосударственных войн, в них становится гораздо сложнее выявить, кто победил и кто проиграл, они не имеют четких ограничений во времени, указанная неопределенность, касается не только времени, но и пространства: конфликты все больше распространяются в пространстве. При этом кон­фликтное пространство все меньше определяется государственными границами.

Возникновение такой характеристики новых конфликтов, как их растущая ожесточенность. Так как новые конфликты и войны вы­зывают у великих держав желание сосредоточиться на самих себе, то значительная часть слаборазвитых стран «третьего мира» «сползает» к полной анархии. Конфликты и войны, которые возникают в странах третьего мира, отличаются особой жестокостью, дикостью и варварством.

Международный терроризм.

Современный терроризм можно определить как систему использова­ния насилия для достижения политических целей посредством при­нуждения государственных органов, международных и национальных организаций, государственных и общественных деятелей, отдельных граждан или их групп к совершению тех или иных действий в пользу террористов, для того чтобы избежать реализации последними угроз по отношению к определенным лицам или группам, объектам жизне­обеспечения общества, источникам повышенной опасности для лю­дей или окружающей среды.

На рубеже ХХ и XXI вв. проблемы терроризма и противодейст­вия ему стали одними из важнейших как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштаба­ми и характером террористических акций последнего времени. Если на рубеже XIX и ХХ вв. террористы действовали методом индивиду­ального террора, убивая политических и государственных деятелей, то первичными объектами атак современных террористов все чаще становятся никак не защищенные мирные обыватели. Иногда это еди­ницы, но могут быть сотни и даже тысячи людей. Террористы прош­лого нередко стремились найти этические оправдания своим действиям и направляли их только против тех, на ком, с их точки зрения, лежала ответственность за существующее положение вещей. Совре­менные террористы гораздо чаще демонстрируют цинизм, воинствующую аморальность и готовность пренебрегать жизнью людей.

Меняются и средства осуществления террористических акций. Сна­чала террористы использовали холодное и огнестрельное оружие,

потом появились взрывчатые вещества. Сегодня тенденции разви­тия террористической деятельности свидетельствуют об изменении ее технической и технологической базы. Только за последнее десяти­летие террористы использовали газ, боевые отравляющие вещества и даже самолеты с захваченными пассажирами. Но, как считают спе­циалисты, это только первые признаки технологической революции в деятельности террористов. Возможно создание портативных ядер­ных устройств небольшой мощности, пригодных для террористиче­ских целей.

Сегодня действия тер­рористов могут привести к огромным разрушениям, массовой гибе­ли людей, экологическим катастрофам и в случае использования са­мых обычных средств. Это может случиться, если объектами террора станут химические заводы, атомные электростанции или другие вы­сокосложные и опасные технические объекты. Объектами -«компьютерного терроризма» могут быть информационные коммуникации.

Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей, тер­роризм может иметь и другие негативные последствия. Например, экономические потери, связанные со свертыванием деловой актив­ности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обсто­ит дело в Стране Басков в Испании в Израиле и на палестинских территориях, до недавнего времени - в Северной Ирландии. Терро­ризм дестабилизирует международные отношения, а также политическую ситуацию внутри отдельных государств. Если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается ав­торитет действующей власти, нарушается нормальное функциони­рование основных политических и общественных институтов.

Хотя большинство террористов ставят перед собой политические цели, вдохновляясь идеологическими доктринами, националистиче­скими и религиозными чувствами, терроризм как социально-политический феномен отделен от обыкновенной уголовной преступно­сти тонкой и весьма зыбкой. чертой. И не только потому, что любой террористический акт является уголовно наказуемым преступлени­ем по законам любого государства, и не только потому, что уголовни­ки и террористы используют сходные и одинаковые средства и формы деятельности (убийство человека всегда остается убийством незави­симо от того, политическими или корыстными мотивами оно объясня­ется), но и потому, что сегодня политический и уголовный терроризм тесно переплетаются между собой.

Борьба с терроризмом: многочисленные международные конвенции. В нормативных актах предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различными видами и формами террористической деятельности.

Личностные тесты

Личностные тесты - это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. УСЛОВНО личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся, многофакторные личностные опросники, дающие разнообразую комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16РР), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (ММРI), некоторые личностные опросники Г. Айзенка и др. Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т. п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др).

Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям. Первое из них - стандартизация. Стандартизация. В первоначальном определении психологический тест был назван стандартизированным измерением. Стандартизация означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов теста. Стандартизация включает разработку точных инструкций относительно используемых материалов, ограничения времени, формулирования устных инструкций испытуемому, указания, касающиеся предварительных предъявлений теста, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения теста.

Другое требование к тесту - надежность.

Надежность. Надежность теста есть постоянство оценок, полученных одним и тем же индивидом при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Существуют разные типы надежности. Надежность может быть проверена в отношении колебаний во времени, какой-либо специфической выборки заданий или моделей поведения, составляющих тест, роли разных экспериментаторов и других аспектов тестовой ситуации.

Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отношении психологического теста, касается его валидности, т. е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина