Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES

· возникновение массовых религий и появление больших храмов с вождями, жрецами, религиозными рабочими

· хранение и защита излишков продовольствия в храмах

· концентрация власти в руках религиозной элиты

Торговый город и ECONOMIC THEORY

· развитие торговли и появление крупных рынков

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №1 - открытая онлайн библиотека

1 – Кастелаццо (Италия), 2 – индийское поселение типа Нандиаварта, 3 – Кой-Крылган-Кала (Хорезм), 4 – норманнская крепость (Дания), 5 – индийское поселение типа Падмака, 6 – Топрак-Кала (Хорезм), 7 – Кахун (Египет), 8 – цитадель Багдада, 9 – Самаль (Сирия)

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №2 - открытая онлайн библиотека 7 Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №3 - открытая онлайн библиотека 8 Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №4 - открытая онлайн библиотека

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №5 - открытая онлайн библиотека Планировочные системы Древней Греции, Рима и Китая

1 Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №6 - открытая онлайн библиотека 2 Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №7 - открытая онлайн библиотека 3

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №8 - открытая онлайн библиотека 4 Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №9 - открытая онлайн библиотека 5

1 – Милет (Греция), 2 – Пирей (Греция), 3 – Тимгад (римская Африка, Алжир),

4 – Тяньцзинь (Китай), 5 – Пекин (Китай)

Планировка европейских городов в Средние века

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №10 - открытая онлайн библиотека

К началу XVI века в Европе сложились следующие типы планировочных систем городов:

- «естественная» планировка с криволинейной формой улиц и очертаниями

- регулярная планировка, происходящая от римского города с прямоугольной решёткой улиц и двумя главными осями

- планировка городов второй половины XIII - XV вв., основанных на принципах самоуправления (Магдебургское право, 1225), с прямоугольной решёткой улиц и рыночной площадью, занимающей квартал в центре (север и восток Германии, Польша, Галиция, Белоруссия).

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №11 - открытая онлайн библиотека

Идеи Возрождения получают развитие в XVII – начале XIX вв. в градостроительстве классицизма

- Город начинает рассматриваться со своим окружением. Города выходят за пределы стен (стены разрушаются, на их месте устраиваются бульвары, впервые - в Париже в 1670 г.).

- Город и окружающая его природа воспринимаются регулярно спланированными. По Ложье (1753) исторический город подобен лесу, через который необходимо пробить просеки.

- Городские центры и улицы распределяются по двум-трём иерархическим уровням. Город застраивается по улицам.

- Равномерная прямоугольно-решётчатая сетка улиц нивелирует различия между иерархическими уровнями. Постепенно теряется композиционная связность частей города. В XIX веке города застраиваются уже не по улицам, а по кварталам.

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №12 - открытая онлайн библиотека

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №13 - открытая онлайн библиотека

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №14 - открытая онлайн библиотека

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №15 - открытая онлайн библиотека

Нововведения в строительстве способствовали увеличению площади городов

Появление легких стальных каркасов позволило строить дома повышенной этажности по сравнению с традиционными кирпичными зданиями (первый небоскреб – Чикаго, 1885 г.)

Появление пассажирского лифта снизило издержки на подъем внутри высоких зданий, что повысило практичность небоскребов

Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №16 - открытая онлайн библиотека Религиозный город и RELIGIOUS THEORIES - №17 - открытая онлайн библиотека

Критика планировочной практики середины XIX в.

Венский архитектор и планировщик Камилло Зитте в работе

«Художественные основы градостроительства» (1889) призвал

отказаться от принципов градостроительства классицизма и обратиться в современной практике к наследию Средневековья

и барокко:

- замкнутые пространства улиц и площадей привлекательнее открытых,

- группа маленьких площадей лучше для сочетания зданий, чем одна большая,

- незначительная асимметрия расположения зданий и памятников предпочтительнее строгой симметрии,

- применение криволинейных форм обогащает застройку, создаёт полузамкнутые пространства,

- пересечения двух улиц эффективнее организуют движение транспорта, чем звездообразная схема,

- площадь должна служить местом общения людей, а не транспортной развязкой.

Свои принципы Зитте отразил в проекте завершения реконструкции Вены