В этом совете муравей употребил десять видов обращения: воззвание, привлечение внимания, упоминание имени, веление, сообщение, предостережение, обособление, разъяснение, обобщение, оправдание

Все десять видов - в этом коротеньком совете.

Поэтому Сулейману, да благословит его Аллах и приветствует, понравились его слова, и он улыбнулся и попросил Аллаха помочь благодарить Его за Его милости, когда услышал слова этого муравья.

Пожалуй, нет ничего удивительного в "смышленности" этих живых существ, восхваляющих Господа своего. В достоверном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Один из пророков остановился под деревом и его укусил муравей. Тогда он велел перенести свои вещи в другое место, а потом велел сжечь муравейник. Тогда Аллах внушил ему: "Неужели из-за того, что тебя укусил муравей, ты велел сжечь одну из общин, восхваляющих Аллаха?! Почему же ты не убил только одного муравья?".

(аль-Бухари, 3319; Муслим, 2241)

См. "Мифтах дар ас-саада"

РУКОВОДСТВО АЛЛАХА, ДАРОВАННОЕ МУРАВЬЯМ

Муравей - одно из самых умных созданий, и в его жизни много удивительного. Маленький муравей выходит из своего жилища для того, чтобы добыть пропитание преодолевать большие расстояния.

А когда он что-нибудь находит, он взваливает на себя свою добычу и тащит её домой по неровной и трудной дороге, полной возвышенностей и ям, после чего запасает добытое в своём жилище.

Ели добыча представляет собой нечто такое, что может прорасти, муравей делит её на две половинки, а если это растение, которое прорастает и из половинки, то он делит его на четыре части, чтобы оно не прорастало.

А если запасы вдруг намокнут, муравей, не желая, чтобы они испортились и заплесневели, дожидается солнечного дня и выносит добытое наружу и раскладывает сушиться возле своего жилища, после чего забирает обратно.

И ни один муравей не ест запасов, сделанных другим.

Достаточно вспомнить, что сказал Всевышний Аллах в Коране о муравье, слова которого услышал пророк Сулейман (мир ему). Этот муравей сказал своим соплеменникам:

«О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» (сура 27 «Муравьи», аят 18).

Этот муравей начал свою речь с обращения, призванного привлечь внимание тех, к кому он обращается, причём за ним следует не конкретизированное слово [он обращается к муравьям в общем], а потом велел им войти в их жилища, как в надёжную крепость, и далее объяснил им причину, по которой это необходимо сделать: идущие воины во главе с Сулейманом могут наступить на них и передавить их.

Сказав это, муравей добавил в оправдание пророка Аллаха и его войска: если они и сделают это, то лишь потому, что сами не заметят, не почувствуют, что наступают на кого-то. Это поистине удивительно - как Всевышний привёл муравья к подобному заключению.

Посмотрите, как Всевышний выделил муравьёв, сказав:

«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки» (сура 27 «Муравьи», аят 17).

И далее Он говорит:

«Когда они прибыли в долину муравьёв...» (сура 27 «Муравьи», аят 18).

Всевышний Аллах сообщает нам о том, что Сулейман вместе со всем своим войском проходил через эту долину, и указывает при этом, что долина эта была известна тем, что в ней жили муравьи, - как долина хищников, например.

А потом Он упоминает о том, что свидетельствует о свойственных муравью, который приказал остальным муравьям укрыться в их жилищах, проницательности и глубоком понимании: и он, и другие муравьи знали, что каждая семья [группа] имеет своё жилище, в которое не войдут другие муравьи.

Муравей сказал: «...чтобы Сулейман и его воины не погубили вас».

Причём этот муравей назвал Сулеймана ( мир ему) по имени, и о войске сказал, что это войско его, Сулеймана, а затем добавил: «...даже не почувствовав этого».

И этот муравей, с одной стороны, говорит об оправдании, которое имеется у Сулеймана и его войска, а с другой стороны, упрекает муравьёв, которые проявляют беспечность, не остерегаются и при виде войска не спешат укрыться в своих домах. Поэтому пророк Аллаха улыбнулся, услышав слова этого муравья, -поистине, они достойны удивления и улыбки.

Аз-Зухри передаёт со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Абдаллаха ибн ‘Утбы рассказ Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать муравьёв, пчёл, удодов и сорокопутов.

От Абу Хурайры также передают достоверный хадис: «Как-то раз муравей укусил одного из пророков, который остановился отдохнуть под деревом. Тот велел перенести свои вещи в другое место и сжечь муравейник, и Аллах ниспослал ему откровение: “Неужели из-за того, что тебя укусил муравей, ты сжёг одну из общин, прославлявшую Аллаха? Почему же ты не убил одного этого муравья?.’”» [Бухари, 3019, 3318; Муслим, 2241].

‘Ауф ибн Абу Джамиля передаёт от Кусамы ибн Зухайра, что Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «У всех есть господа, и даже у муравьёв есть господа».

Ещё удивительнее то, что муравей знает о своём Господе, что Он над небесами над Своим Троном. Имам Ахмад приводит в главе о воздержании и умеренности хадис от Абу Хурайры: «Однажды один из пророков вышел вместе с людьми для того, чтобы просить Аллаха о ниспослании дождя, и вдруг они увидели муравья, который лежал на спине, протягивая лапки к небу, и взывал к Аллаху. Тогда этот пророк сказал: “Возвращайтесь, ибо вы уже обеспечены [или: вам уже дарован дождь] из-за мольбы других”».

А вот ещё один хадис: «Однажды Сулейман сын Давуда (мир им обоим) вышел для того, чтобы просить Аллаха о ниспослании дождя, и увидел муравья, который лежал на спине, подняв лапки к небу, и говорил: «О Аллах! Поистине, мы -Твои творения и не можем прожить без пропитания и воды, дарованных Тобою, и Ты или накорми нас и напои, или погуби нас? Услышав это, Сулейман сказал людям: “Возвращайтесь, ибо вас напоят из, за мольбы других”» [Ахмад].

Был такой случай: однажды муравей вышел из своего домика и обнаружил половинку саранчи. Он попытался поднять её и отнести домой, но не смог. Тогда этот муравей пошёл назад и вернулся уже с помощниками, чтобы вместе унести добычу. А человек, который рассказал мне эту историю, поднял находку с земли. Муравьи обошли указанное их товарищем место, но ничего не обнаружили. Тогда они возвратились домой. Этот человек положил саранчу обратно на то же место. Муравей снова подошёл к ней и попытался сдвинуть её с места, но не смог. Тогда он снова отправился за помощниками. Они вернулись вместе, чтобы унести её, однако этот человек опять поднял её, и они, так ничего и не найдя, снова удалились. Так он проделал несколько раз. И вот они пришли снова и опять ничего не нашли. Тогда они окружили того муравья и разорвали его на части. Когда эту историю рассказали нашему шейху, он сказал: «Всевышний Аллах вложил в муравьёв отвращение ко лжи и стремление воздать лжецу по заслугам».

Муравей одно из самых старательных и усердных в работе созданий. Его неутомимость и усердие стали притчей во языцех. Рассказывают, что Сулейман ( мир ему) увидев трудолюбие муравьёв и то, сколько усилий они прикладывают для того, чтобы запасти еду, подозвал к себе одного муравья и спросил его: «Сколько съедает в год Один муравей?» Муравей ответил «Три пшеничных зерна». Тогда Сулейман велел посадить этого муравья в сосуд и закрыть горлышко сосуда, чтобы он не мог выйти. По прошествии года он велел открыть сосуд и обнаружил оставшееся целое зерно и ещё половинку. Тогда он сказал муравью: «Ну и Где твои утверждения? Ты сказал, что съедаешь каждый год три пшеничных зерна». Муравей ответид: «Да, это так. Однако, когда я увидел, что ты занят делами своих соплеменников, я посчитал, сколько мне осталось жить, и обнаружил, что жить мне осталось больше назначенного тобой срока, и потому съел только половину своего обычного пропитания, а вторую половину оставил про запас, чтобы