Так вступив на тропу раздора, вражды и ссор, бросаются они друг на друга с кулаками, забрасывают друг друга камнями и палками

сражаются на мечах. Так спешат они навстречу смерти или смертельным страданиям. Это монахи, и есть нищета желаний, явная цепь страданий, желанием вызванных, желанием связанных, желанием сохраняемых и желанием обусловленных.

*И далее, монахи, желанием побуждаемые, желанием подгоняемые, желанием одержимые, только лишь из-за суетного желания бросаются они в бой с мечом и щитом в руках, с луком и колчаном на поясе, с двух сторон в боевом порядке. И летят стрелы и сверкают мечи. И пронзают они друг друга копьями и рассекают мечами головы. Так спешат они навстречу смерти или смертельным страданиям.

Это, монахи, и есть нищета желаний, явная цепь страданий, желанием вызванных, желанием связанных, желанием сохраняемых и желанием обусловленных.

* А потом, монахи, желанием побуждаемые, желанием подгоняемые, желанием одержимые, только лишь из-за суетного желания нарушают люди договоры, рушат чужое поместье, крадут, обманывают, соблазняют замужних и совершают иное зло. Тогда цари приказывают схватить такого и приговаривают к разным наказаниям. Бьют кнутом, палкой или розгами, прогоняют сквозь строй, травят щёлочью, обрызгивают кипящим маслом, зажимают в тиски, рвут тело крючками, отрубают уши или отрубают нос, бреют раковиной, отрубают руку, отрубают ногу или отрубают руки и ноги, надевают венок из смолы, бросают в кипящий котёл,

Травят собаками, насаживают живым на кол, отрубают голову. Так спешат они навстречу смерти и смертельным страданиям.

Это, монахи, и есть нищета желаний, явная цепь страданий, желанием вызванных, желанием связанных, желанием сохраняемых и желанием обусловленных.

*И далее, монахи, желанием побуждаемые, желанием подгоняемые и желанием одержимые, только лишь из-за суетного желания

Бредут они порочным путём в мыслях своих,

Бредут они порочным путём в словах своих,

Бредут они порочным путём в делах своих.

Страдают они из-за порочности желаний, а их место в жизни, среди заблудших и неправедных, путь их жизненный есть ложный путь, это путь воздаяния. После смерти они унаследуют ложный путь, - путь забвения, путь порицания, а то и проклятий.

Это, монахи, и есть порочная - нищета желаний, явная цепь страданий, желанием вызванных, желанием связанных, желанием сохраняемых и желанием обусловленных».

Эта речь считается до сегодняшнего дня основным документом буддийского учения. Учение разошлось по всему миру. Колесо учения пришло в движение.

P. S. От автора.

Склонный к размышлениям, к величайшей глубине созерцания и сосредоточения, Сиддхартх Гаутама последовательно, от медитации до медитации развенчивал мир мечты, иллюзий и заблуждений, очищая, таким образом, свои убеждения, от пустого, ложного и вредного. И когда его убеждения, мысли и поступки пришли в соответствие, в верном сосредоточении, его разум испытал эмоциональное сопереживание от осенившей Правды - Озарение о страдании. Это способствовало формированию особых убеждений и очищало Дух от порочности. Сопереживая Истины о страдании, Шакьямуни осознал не только чудовищную порочность своего времени и своей страны, он осознал главное, - человеческая жизнь, или по другому – жизнь каждого человека была, есть и будет - «нескончаемая цепь страданий». Каждое желание возмущает Дух, содержит в себе мотив исполнения желанного, душа хотела бы сразу и сейчас, но вынуждена пока потерпеть. Терпеть, это значит страдать. Страдание может быть лёгкое, тяжёлое и даже смертельное. Нескончаемый поток желаний, порождает нескончаемую цепь страданий. Человек, не осознающий сути наваждений, всю жизнь страдает от личных и чужих желаний и не знает почему - вырваться из порочного круга страданий, помогает разоблачение и обуздание желаний.

С желаниями, оказывается, следует быть аккуратнее и не забывать об этом.

Сиддхартха испытал спасительное Озарение - Осознание, что страдания есть порождение желаний, желания побуждаются инстинктами, потребностями и иллюзиями, а живут эти желания в мыслях наших, а мысли есть неизбежное и единственное состояние здравствующего сознания. Это понимание помогло Сиддхартху Гаутаме успокоить свои мысли и желания. Обуздать их хотя - бы на время. Он призрел желания как ядовитый приговор и выгнал их вон. Хотя - бы на время удавалось пресечь страдания бытия и осознанно пребывать в духовном сопереживании состояния истины. Сиддхартха освоил это состояние и пользовался этим во благо. Это сделало его Великим и Совершеннейшим при жизни, а также увековечило в памяти последователей, на многие века и тысячелетия. Мир благодарен за изречённую Истину (Правду).

Вечным стало учение о духовной практике.

Вечной стала философия - религия, что сформировалась на базе этой духовной практики. Культурно-нравственные ценности буддизма, соответствуют миропониманию и высказываниям самого Просветлённого в его времени.