И, наконец, помните этот девиз

Усердная практика ведет к успеху.

Хари Аум Тат Сат


Указатель практик и обсуждений Книга Страница
Аджна чакра II 650
Амароли II 214
Анахата чакра II 555
Асаны .... Благотворное действие II 222
Асаны .... Введение I 92
Асаны .... Правила и приготовления I 100
Бинду III 47
Бхакти йога:    
Часть 1 II 192
Часть 2 II 244
Часть 3 II 296
Часть 4 II 342
Вегетарианство I 428
Вишуддхи чакра II 623
Джняна йога III 156
Диета и пищеварение I 361
Искусство и наука расслабления I 63
Йога .... Путь к совершенству III 468
Карма йога:    
Часть 1 I 656
Часть 2 II 8
Крийя-йога .... Введение I 18
Крийя-йога:    
Часть 1 III И
Часть 2 III 66
Крийя-йога .... Подготовка и правила III 27
Манипура чакра II 508
Медитация .... Введение I 396
Медитация .... Правила практики I 409
Медитация и ум I 439
Мозг II 478
Муладхара чакра II 405
Натуропатия III 108
Обзор Книги III III 9
Осознание .... Введение I 179
Первопричина напряженности I 119
Прана .... Введение I 158
Пранаяма 1 223
Пранаяма .... Дыхание I 50
Пранаяма .... Правила I 234
Психический символ III 272
Равновесие жизни:    
Часть 1 II 532
Часть 2 II 590
Расстройства пищеварения I 496
Сатсанг III 348
Сахасрара III 63
Свадхистхана чакра II 452
Структура йоги I 310
Тантра II 64
Тантра .... Янтры II 119
Тратака и сосредоточение I 644
Устранение психологических проблем:    
Часть 1 I 507
Часть 2 I 552
Часть 3 I 606
Чакры:    
Часть 1 II 386
Часть 2 II 437
Часть 3 II 500
Что такое йога? I 250
Шивалингам II 285

Практики Хатха - йоги Книга Страница
Агнисар крийя I 324
Багхи крийя I 206
Басти III 244
Вама наули III 177
Ваман дхоути I 196
Варисар дхоути I 676
Вастра дхоути III 329
Ватасара дхоути I 293
Вахнисар дхоути I 324
Вьягхра крийя    
Гаджа карма I 196
Ганеша крийя II 141
Гхрита нети I 579
Дакшина наули III 179
Данта дхоути I 84
Данта мула дхоути I 84
Джала нети I 31
Джихва мула дхоути I 83
Дугха нети I 579
Кайя кальпа I 676
Капал рандхра дхоути I 83
Кунджал крийя I 196
Кунджара крийя I 196
Лагху шанкхапракшалана I 676
Мадхьяма наули III 176
Мула шодхана II 140
Наули:    
Стадия 1 III 173
Стадия 2 III 211
Свамутра нети II 221
Сутра нети I 573
Тонизирующие техники для глаз I 84
Чакрикарма II 141
Чакшу дхоути I 84
Шанкхапракшалана I 676

Практики Асан Книга Страница
Ардха баддха падмоттанасана III 360
Ардха матсиендрасана I 582
Ардха падма пасчимоттанасана II 417
Ардха падмасана I 391
Ардха шалабхасана I 529
Ашва санчалана асана III 215
Ашва санчаланасана (стадии 4 и 9 сурья намаскар) I 276
Аштанга намаскар (стадия 6 сурья намаскар) I 278
Баддха йони асана II 378
Баддха падмасана II 156
Бака дхьянасана III 262
Бхуджангасана I 209
Бхуджангасана (стадия 7 сурья намаскар) I 278
Ваджрасана I ИЗ
Вайю нишкасана I 344
Ватаянасана III 362
Вирасана I 392
Вьягхрасана I 338
Вороний шаг I 45
Вращение колена I 43
Вращение мельницы I 45
Гарбхасана III 306
Гарудасана II 362
Гомукхасана III 257
Гупта падмасана III 302
Дви пада кандхарасана III 477
Движение шеи I 47
Двиконасана I 695
Джану сиршасана II 413
Динамическая пада хастасана III 131
Динамическая пасчимоттанасана II 45
Динамическое кручение позвоночника I 46
Доласана I 697
Дханурасана II 227
Дхануракаршанасана III 259
Йога мудрасана II 149
Кагасана I 45
Кандхарасана II 324
Кати чакрасана I 636
Кручение лодыжки I 41
Куккутасана III 308
Курмасана III 335
Лоласана III 303
Маюрасана III 182
Макарасана I 156
Марджариасана I 109
Матсьясана II 457
Меру вакрасана I 220
Мерудандасана III 216
Наданусандхана асана II 333
Наукасана I 74
Нираламба пасчимоттанасана III 218
Нираламба сарвангасана II 278
Паванмуктасана I 152
Пада ангустхасана III 128
Пада ангуштхасана III 399
Пада прасар пасчимоттанасана II 46
Пада хастасана III 122
Пададирасана II 613
Падахастасана (стадии 3 и 10 сурья намаскар) I 275
Падма маюрасана III 188
Падма сарвангасана II 277
Падмасана I 384
Парватасана III 304
Парватасана (стадии 5 и 8 сурья намаскар) I 277
Пасчимоттанасана II 35
Пашини мудра II 670
Полная бабочка I 342
Полубабочка I 41
Пранамасана (стадии 1 и 12 сурья намаскар) I 275
Предмедитативные упражнения I 40
Пурна матсиендрасана III 479
Колка дров I 343
Сайтхалиасана I 107
Саламба сиршасана III 432
Сантоланасана III 396
Сарал дханурасана II 230
Сарвангасана II 255
Сарпасана I 216
Свастикасана I 390
Сету асана III 84
Сиддха йони асана I 388
Сиддхасана I 386
Симха крийя I 142
Симхасана I 386
Сиршасана:    
Часть 1 II 514
Часть 2 II 563
Стоячие асаны I 690
Сукхасана I 112
Супта ваджрасана II 463
Сурья намаскар I 268
Тадасана I 632
Тирьяка бхуджангасана I 637
Тирьяка тадасана I 634
Триконасана I 690
Ударакаршанасана I 639
Урдхва падмасана III 436
Уттан падасана I 335
Уттханасана I 44
Уттхита джану сиршасана III 129
Уттхита хаста мерудандасана III 217
Уштрасана I 331
Халасана и варианты II 665
Хануманасана III 481
Хаста уттханасана (стадии 2 и 11 сурья намаскар) I 275
Чакрасана III 87
Шавасана:    
Часть 1 I 75
Часть 2 I 133
Шалабхасана I 525
Шанкхапракшалана асана I 632
Шашанкасана и варианты I 147
Шашанк-бхуджангасана I 214
Эка пада пранамасана III 395
Эка пада сирасана III 338

Практики пранаямы Книга Страница
Антар кумбхака I 466
Бахир кумбхака I 699
Брюшное дыхание I 58
Бхастрика пранаяма III 133
Бхрамари пранаяма II 334
Верхнее дыхание I 60
Дыхание йогов I 61
Каки мудра III 369
Капалабхати III 440
Кевала кумбхака (определение) I 642
Мурчха пранаяма III 22!
Нади шодхана пранаяма:    
стадия 1 I 174
стадия 2 I 237
стадия 2 (усложненная) I 298
стадия 3 (с антар кумбхакой) I 466
стадия 4 (с бахир кумбхакой) I 699
стадия 4 с джаландхара бандха (антар кумбхака) II 170
стадия 4 с джаландхара бандха (антар и бахир кумбхака) II 283
стадия 4 с уддияна бандха II 372
стадия 4 с мула бандха II 427
стадия 4 с маха бандха II 579
Самавета пранаяма I 115
Среднее дыхание I 59
Сурья бхеда пранаяма III 341
Уджайи пранаяма I 346
Уджайи пранаяма с АУМ III 402
Чатуртха пранаяма                                      III 484
Шитали пранаяма III 365
Шиткари пранаяма III 367

Мудры и бандхи Книга Страница
Агочари мудра I 473
Ашвини мудра II 279
Бхайрава мудра II 49
Бхучари мудра I 592
Ваджроли мудра III 317
Джняна мудра I 460
Джаландхара бандха II 159
Йони мудра II 377
Каки мудра III 369
Кхечари мудра I 347
Маха бандха II 579
Махайони мудра II 50
Мула бандха II 421
Набхо мудра I 347
Насикагра дришти I 174
Насикагра мудра I 174
Уддияна бандха II 365
Унмани мудра III 79
Чин мудра I 462
Чинмайя мудра I 462
Шамбхави мудра I 533
Шанкха мудра II 48
Шанмукхи мудра II 377
Шунья мудра II 50

Медитативные практики Книга Страница
Аджапа джапа:    
стадия 1 II 466
стадия 2 II 523
стадия 3 II 581
стадия 4 II 631
стадия 5 II 676
Анахата шуддхи II 560
Антар мауна:    
стадия 1 III 92
стадия 2 III 144
стадия 3 III 190
стадия 4 III 226
стадия 5 III 265
стадия 6 III 310
Анулома вилома I 302
Байкхари джапа II 180
Вак шуддхи II 184
Вишуддхи шуддхи II 628
Джапа сахита дхьяна II 238
Джапа:    
Часть 1 II 172
Часть 2 II 236
Ида и пингала шуддхи II 617
Йога-нидра:    
Часть 1 III 372
Часть 2 III 404
Часть 3 III 446
Часть 4 Ш 488
Кайя стхаирьям I 419
Ликхит джапа II 239
Манасик джапа II 181
Нада йога:    
Часть 1 II 329
Часть 2 II 374
Нахождение аджна чакры II 661
Нахождение анахата чакры II 559
Нахождение вишуддхи чакры II 628
Нахождение муладхара чакры II 409
Нахождение свадхистхана чакры II 454
Прана шуддхи I 302
Произнесение АУМ I 702
Джапа пульса II 185
Сумирани джапа II 239
Тратака:    
стадия 1 I 484
стадия 2 I 537
стадия 3 I 595
Трикути джапа II 186
Трикути сандхалам II 662
Упаншу джапа II 181
Чакра шуддхи II 560
Чанкраманам III 297
Чидакаша дхарана II 53

Практики крийя-йоги Книга

Страница





1. Випарита карани мудра III

34

2. Чакра анусандхана III

40

3. Нада санчалана III

79

4. Паван санчалана Ш

116

5. Шабда санчалана III

167

6. Маха мудра III

200

7. Маха бхеда мудра III

234

8. Мандуки мудра III

286

9. Тадан крийя III

292

10. Наумукхи III

316

11. Шакти чалини III

323

12. Шамбхави III

352

13. Амрит пан III

356

14. Чакра бхедан III

386

15. Сушумна даршана

III

389
16. Прана ахути

III

426
17. Уттхан

III

429
18. Сварупа даршана

III

470
19. Линга санчалана

III

471
20. Дхьяна

III

473
       

[1] На самом деле Р. Вильгельм не понял практики, описанной в этом тексте, и дал в корне неверную интерпретацию. Адекватный перевод этого текста готовится к печати.

[2] Как указывали многие авторы, более подходящим (и понятным современному читателю) является понятие «виртуальности». Некоторые физики проводят параллель между «шунья» и вакуумом Дирака - миром виртуальных частиц с нулевой энергией. Подробнее о параллелях между современной физикой и восточным мистицизмом можно прочитать в книге Фритьофа Капры «Дао физики», (пер.)

[3] Современному читателю может быть понятна метафора «сингулярности» - безразмерной точки, из которой в результате Большою Взрыва родилась Вселенная, (пер.)

[4] Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» - это именно та вечная сущность человека (или любого существа), которая сохраняется от перерождения к перерождению, (пер.)

[5] Тибетская Книга Мертвых подробно описывает путь инволюции, который включает в себя прохождение через промежуточные состояния бардо (своего рода загробный мир, который, однако, существует только в сознании). Это прохождение может закончиться новым перерождением («вхождением в чрево») либо освобождением, если человек осознает, что миры бардо - это порождения его собственного ума. Путь инволюции проходит каждый умерший человек. Согласно идеям восточного мистицизма, направление осознания по пути инволюции, или «смерть до смерти», позволяет избежать очередного перерождения и выйти из круга рождений и смертей: «кто умирает до смерти, тот не умирает, когда приходит смерть». Это означает не бессмертие и не продолжение индивидуального существования на другом уровне (в Царстве Небесном), а вечное бытие в единстве с абсолютом (обожение). (пер.)

[6] Именно поэтому теоретическая физика постепенно подходит к альтернативному описанию реальности в виде единого квантового поля, которое существует вне пространства-времени в качестве фундаментального субстрата, отдельными проявлениями которого являются элементарные частицы, атомы и т.д. Наиболее смелые ученые даже утверждают, что это единое нелокальное поле (квантово-волновая функция) имеет информационную природу, таким образом возвращаясь, на новом уровне, к вечной мудрости духовных традиций, (пер.)

[7] Многие авторы указывали на сходство этого представления с идеей Большого Взрыва. Согласно теории космолога Стивена Хокинга, волновая функция вселенной («сокровенное из сокровенного») существовала до Большого Взрыва в «мнимом времени», (пер.)

[8] И здесь напрашивается параллель с современной физикой, в которой также считается, что фундаментальная реальность выражает себя через нематериальную квантово-волновую функцию («тонкую вибрацию»), (пер.)

[9] Интересно отметить, что знаменитый нейрофизиолог сэр Джон Экклз высказал гипотезу, согласно которой человеческий моз1 взаимодействует с нематериальным миром сознания через посредство особых нейроанатомических структур - «колоночных модулей» новой коры, расположенных в верхней части черепа, то есть в области макушки; он полагал, что такое взаимодействие может иметь квантово-волновую природу. Сахасрару можно метафорически сравнить с квантово-волновой функцией, которая является нелокальной (то есть существует везде и всегда, в любой точке пространства и времени) и не поддается физическому описанию (может быть описана только математически в пространстве мнимых чисел) Интересно также, что положение точки бинду соответствует структурам мозга, ответственным за активацию других отделов мозга, в том числе «модулей» новой коры. В свою очередь, аджна чакра находится в области древних структур ствола мозга, также играющих важную регулирующую роль в функционировании мозга и нервной системы в целом (центральной, симпатической и парасимпатической), - еще один знаменитый нейрофизиолог Уайлдер Пенфильд даже называл их «центрэнцефалическим регулятором» и считал центром осознания. В таком случае, не исключено, что практики крийя-йоги, связанные с перемещением осознания по «психическим каналам», действительно могут приводить к специфической активации упомянутых мозговых структур и установлению связи с нематериальным (информационным?) миром сознания - сахасрарой, или квантово-волновой функцией, (пер.)

[10] Английское слово « awareness», которое в русскоязычной литературе принято переводить как «осознание», буквально означает «осведомленность», то есть, по-русски, «знание о чем-либо». Однако в английском языке оно имеет и более узкое значение «личное знание, не доступное никому другому» - то есть чисто субъективное переживание, которое не обязательно выражено словами, или представлено понятийному сознанию (в духовных традициях - уму). Когда объект осведомленности выражен понятиями (представлен уму), в английском языке используется термин « conscious awareness» - буквально «сознательная осведомленность». Дело в том, что в большинстве европейских языков слово «сознание» ( consciousness) генетически связано со словом «совесть» ( conscience), первоначально означавшим знание, потенциально доступное всем (отсюда муки совести: «а вдруг об этом узнают?!»; понятие совести как «сверхэго» появилось гораздо позже, с распространением монотеизма - «Бог всеведущ»). Поэтому для обозначения «интимной» разновидности сознания стали использовать термин « awareness» - осведомленность. Таким образом, можно «быть осведомленным» о том, что выходит за пределы любых понятий (как бинду или сахасрара). Это и есть состояние, соответствующее второму из приведенных определений: совершенное внутреннее молчание (отсутствие понятий) и повышенный уровень бодрствования (осведомленность о всем происходящем без его называния). освидетельствование» - более ограниченный термин, означающий состояние, в котором понятия существуют, но не имеют эмоциональных ассоциаций, приводящих к отождествлению с ними (мысли приходят, какое-то время остаются, а потом уходят). Авторы не упоминают о третьем определении осознания, которое считается вершиной духовной практики в буддизме и в некоторых других традициях - осознание как осведомленность о внутренних и внешних событиях а о своей осведомленности о них как о процессе, то есть осведомленность об объектах сознания и о состоянии сознания. Согласно Тибетской Книге Мертвых, именно такое осознание ведет к освобождению (выходу из круга рождений и смертей), (пер.)

[11] В йоге (и в других духовных традициях) «реальность» означает не «окружающую действительность», а прежде всего, реальность переживаемого опыта, которая может отличаться от «окружающей действительности» или даже вообще не иметь с ней ничего общего. В восточном мистицизме «окружающая действительность» называется майей - иллюзией. Современные исследователи сознания называют ее «реальностью консенсуса» или «обусловленной реальностью». В середине XX в. антропологи Сепир и Уорф эмпирически обнаружили, а философ Куэйн теоретически сформулировал принцип «лингвистической относительности», согласно которому воспринимаемая нами «окружающая действительность» определяется понятиями нашего естественного языка Это означает, что мы не воспринимаем то, для чего у нас нет понятий, - не потому, что физически или психологически не способны на это (хотя механизмы блокирования «иррелевантного» опыта действуют уже на уровне органов чувств - см. книгу Р. Грегори «Разумный глаз», вышедшую в издательстве «Мир» в середине 1960-х гг.), а потому, что наш ум сразу же навязывает нам понятия, хотя бы отдаленно соответствующие отдельным характеристикам опыта, в результате чего мы воспринимаем не то, что есть на самом деле, а то, что хочет увидеть, услышать, почувствовать наш ум. Эта функция ума представляет собой условный рефлекс, который вырабатывается у нас в процессе воспитания параллельно с усвоением естественного языка, за счет поощрения «правильного» и наказания «неправильного» восприятия и поведения окружающим обществом (родителями, учителями и т.д.). В результате такого обусловливания мы склонны называть «трансцендентным» - то есть запредельным - то, что на самом деле является «имманентным», присущим нашей подлинной природе. Вот почему для самопознания - познания глубинных аспектов нашего бытия, для которых у нас нет понятий - необходимы устранение обусловливания и отказ от любых заранее усвоенных понятий, (пер.)

[12] И, что еще хуже, повредить спинной мозг и навсегда остаться прикованным к постели из-за паралича ног. (пер.)

[13] Читатели без труда узнают в этой асане классический «мостик» из спортивной и художественной гимнастики, хотя там он выполняется из другого исходного положения; кстати, поза колеса (прогиб с захватом лодыжек руками) входит в число обязательных фигур художественной гимнастики для спортсменок высокого уровня, (пер.)

[14] Эти данные значительно устарели. В настоящее время только в официальной медицине используются как минимум сотни препаратов растительного происхождения, (пер.)

[15] Виноградная диета не подходит для жителей средних широт, потребляющих большое количество дрожжевого хлеба, поскольку вызывает у них усиленное газообразование и вздутие живота, которое обусловлено процессами дрожжевого брожения в кишечнике. Взамен виноградной диеты можно с успехом использовать яблочную (пер.)

[16] Гомеопатия - буквально «лечение подобным» - исходит из постулата, что вещества, которые в относительно больших количествах ядовиты, в чрезвычайно малых количествах обладают лечебным действием. В настоящее время предложен ряд теорий, пытающихся объяснить эффективность гомеопатического лечения, в том числе и такие, в которых предполагается изменение физико-химических свойств воды под действием бесконечно малых (до нескольких молекул) количеств тех или иных биологически активных веществ О современном состоянии исследований в этой области можно узнать из записи беседы с профессором Е. Бурлаковой на Веб-странице телепередачи Александра Гордона, (пер.)

[17] Эти элементы соответствуют основным природным стихиям: капха - воде, питта - огню, а вата - воздуху (пер.)

[18] Непереводимая игра слов: имеется в виду, что человек пришел к мастеру дзэн с «ничто»; то есть «ничто», понимаемое как нечто существующее (обозначаемое существительным), также представляет собой предубеждение. Поэтому мастер говорит- «отбрось его», (пер.)

[19] Например, Уильям Джемс приводит в своей книге «Принципы психологии» такое высказывание Моцарта: «Я могу увидеть все произведение единым взором в уме, как будто это прекрасная картина... таким образом я слышу его в своем воображении вовсе не как последовательность... но как бы все сразу», (пер.)

[20] Трудно судить, насколько Эйнштейн был «одержим загадкой времени и пространства», но идея теории относительности действительно пришла к нему как озарение - причем в буквальном смысле, в форме зрительного образа. Как пишет его биограф, Эйнштейн однажды засмотрелся в темном сарае на солнечный луч, который проникал через отверстие в стене (или в крыше), образуя на полу пятнышко света. Эйнштейн представил себе, как это пятнышко, представляющее собой верхушку светового луча, со скоростью света движется во вселенной, и внезапно буквально «увидел», как выглядит вселенная с точки зрения наблюдателя, находящегося в этом пятнышке (современному физику, наверное, скорее пришла бы на ум аналогия серфингиста, несущегося на гребне световой волны). Так или иначе, но именно это озарение (или, если угодно, мистическое переживание) привело к созданию специальной теории относительности, (пер.)

[21] Еше более красноречивая формулировка этого положения принадлежит Нильсу Бору, который сформулировал принцип дополнительности: «Противоположностью тривиальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина».(пер.)

[22] Разумеется, это относится только к двоичной, или Аристотелевой логике, поскольку, в принципе, возможна многозначная логика, с которой согласуются любые Феномены. Примером может служить квантовая логика, учитывающая принцип дополнительности, (пер.)

[23] См. книги Раманы Махариши, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Пападжи (Пунджаджи).

[24] Возможно, допущена ошибка при иллюстрации, поскольку положение рук на рисунке не соответствует описанию (кисти лежат на тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях), (пер.)

[25] Нетрудно заметить, что третья стадия антар мауны, по существу, аналогична методу свободных ассоциаций в классическом психоанализе. «Исчерпание» всплывающих подсознательных мыслей в психоанализе называется «проработкой», (пер.)

[26] Этот метод ввел в практику психоанализа К.Г. Юнг под названием «управляемое воображение». Суть метода состоит в том, чтобы стараться непосредственно ощущать более глубокий смысл выбранной вами мысли, не передаваемый ее словесным содержанием (т. е. ее значением). Дело в том, что значение всегда несет на себе оттенок позиции третьего лица (даже если вы думаете о себе), в то время как смысл является глубоко личным, то есть выражает позицию первого лица. Если вы ощущаете непосредственный смысл, то он автоматически порождает образы, которые также обладают свойством вызывать ассоциации, однако на гораздо более глубоком уровне. Эти образные ассоциации, в свою очередь, порождают новые словесные мысли и так далее. С помощью такого метода можно извлекать из подсознания (или бессознательного) очень глубоко укорененные конфликты, например, связанные с событиями детства или даже младенчества. Интересно, что образные ассоциации нередко имеют мифологическую природу и связаны с так называемыми «архетипами коллективного бессознательного», к числу которых принадлежат фигуры благостных и гневных божеств, ангелов, демонов, мудрецов, святых и т.д. То есть ваш глубинный конфликт может предстать, например, в форме битвы сил Добра и Зла либо опасного путешествия по неизведанной территории. Об этом необходимо помнить при выполнении любой практики, связанной с манипулированием образами и изменением состояния сознания, иначе порождения вашего собственного ума могут вызвать у вас шок или даже психическое расстройство, (пер.)

[27] Именно поэтому более эффективно разрешать глубинные психологические конфликты на уровне образов. При использовании метода управляемого воображения и сходных техник не требуется ни малейшего подавления, поскольку происходит глубинное постижение истинной природы конфликта на уровне непосредственно ощущаемого смысла, а затем и ее сознательное понимание (пер.)

[28] Басти широко упоминается в традиционных текстах Аюрведы, однако там этот термин относится к промыванию и очищению толстой кишки различными травяными чаями и настоями Следовательно, вода не втягивается в задний проход, а вводится туда с помощью каких-либо приспособлений (как в случае обычной медицинской клизмы) См.. например, Васант Лад, «Домашние средства Аюрведы», М., «Саттва», 2000.

[29] На самом деле, в толстом кишечнике существует множество видов бактерий, как полезных, так и вредных. Полезные бактерии вырабатывают некоторые витамины и другие незаменимые питательные вещества, которые организм человека не в состоянии производить самостоятельно. Другие нейтральные (или вредные) бактерии и грибки просто обитают в кишечнике, составляя его естественную микрофлору, но при попадании в другие части организма могут вызывать заболевание или отравление. К таким «условно вредным» микроорганизмам относятся кишечная палочка, каловый стрептококк и дрожжи кандида, которые могут составлять более половины всего объема нормального стула. Именно поэтому каловые массы образуются даже при питании полностью усвояемой пищей. Человек не может жить без кишечной микрофлоры - ее отсутствие представляет собой болезнь, именуемую дисбактериозом. Однако чрезвычайно важно поддержание равновесия между полезными и условно вредными микроорганизмами. Злоупотребление клизмами (или басти) может приводить к полной очистке кишечника от микрофлоры. В процессе ее восстановления условно вредные (или даже просто вредные) бактерии и грибки могут размножаться быстрее и подавлять рост полезных бактерий, результатом чего будут самоотравление организма, дефицит веществ, вырабатываемых полезными бактериями, и распространение нежелательного бактериального роста на другие органы. Например, чрезвычайно распространенным заболеванием такого типа является кандидоз - размножение дрожжей в мочеполовой системе. Поэтому водная басти и другие процедуры полного очищения кишечника, как правило, не подходят и даже могут быть опасны для жителей Запада, в рационе которых значит