С чего начать работать над голосом?

Ес­ли есть воз­можность, за­пиши­те свой го­лос на дик­то­фон и прос­лу­шай­те за­пись. Вам пон­ра­вилось? Вас ус­тра­ива­ет тембр ва­шего го­лоса? Или вы вос­клик­ну­ли: "Не­уже­ли это мой го­лос?". Ког­да вы пой­ме­те, ка­кие ос­новные эле­мен­ты учас­тву­ют в фор­ми­рова­нии го­лоса, вы смо­жете вы­рабо­тать собс­твен­ные при­емы его улуч­ше­ния. Го­лос соз­да­ет­ся в глу­бине ва­шего ор­га­низ­ма, а не толь­ко в об­ласти го­лосо­вых свя­зок. Глу­бокое ди­аф­рагмаль­ное ды­хание под­держи­ва­ет го­лосо­вой про­цесс, гор­тань про­тал­ки­ва­ет воз­дух сквозь виб­ра­торы, ре­зони­ру­ющие тка­ни и по­лос­ти, а ар­ти­куля­торы поз­во­ля­ют вам про­из­но­сить зву­ки и сло­ва, и все эти про­цес­сы уп­равля­ют­ся на под­созна­тель­ном уров­не, от­ра­жая го­лосом всю ва­шу че­лове­чес­кую сущ­ность и то сос­то­яние, в ко­тором вы в дан­ное вре­мя на­ходи­тесь. Нап­ри­мер, ес­ли вы:

Ø по­выша­ете гром­кость го­лоса, то вы вол­ну­етесь;

Ø по­выша­ете тон го­лоса, то из-за вол­не­ния вы на­чина­ете те­рять кон­троль над со­бой;

Ø ус­ко­ря­ете темп ре­чи, то вы неуверенны в се­бе;

Ø от­ве­ча­ете, не дос­лу­шав воп­ро­са, то вы раз­дра­жены или оп­равды­ва­етесь;

Ø взяв труб­ку бес­про­вод­но­го или мо­биль­но­го те­лефо­на, на­чина­ете без це­ли пе­реме­щать­ся по ком­на­те, то вы сму­щены и вол­ну­етесь;

Ø иде­те по ули­це быс­трым ша­гом и при этом раз­го­вари­ва­ете по мо­биль­но­му те­лефо­ну, то вы не ува­жа­ете се­бя;

Ø ус­лы­шав те­лефон­ный зво­нок, ос­та­нав­ли­ва­етесь, ес­ли вы бы­ли в дви­жении, или ус­тра­ива­етесь по­удоб­нее в крес­ле, ес­ли вы на­ходи­тесь в по­меще­нии, и де­ла­ете па­узу преж­де, чем от­ве­тить, то вы спо­кой­ны и уве­рен­ны в се­бе.

Есть зву­ки, ос­но­ван­ные на глас­ных, ко­торые ока­зыва­ют воз­дей­ствие на раз­личные ор­га­ны. Нап­ри­мер:

и-и-и - вы­зыва­ет ко­леба­ния в голове; о-о-о - в ди­аф­рагме;
о-о-о - в сред­ней час­ти гру­ди; а-а-а - в го­лове;
э-э-э - в же­лезах и в моз­гу, у-у-у - в глот­ке, гор­та­ни;
су-су-су - в ниж­ней час­ти лег­ких; м-м-м - в лег­ких.

Древ­ние тра­диции ут­вер­жда­ют, что в ос­но­ве Тво­рения Все­лен­ной ле­жало пять из­на­чаль­ных зву­ков-рос­тков: А, У, Э, О, И, иг­ра зву­чаний,  ко­торых из­ме­ня­ет ритм Бы­тия. Этот ритм при­сущ всем объ­ек­там, вклю­чая че­лове­чес­кое те­ло. Рит­ми­чес­кие виб­ра­ции, воз­ни­ка­ющие при про­из­не­сении мантр, по­рож­да­ют раз­личные сос­то­яния ума.

Те­ория зву­ков-рос­тков тес­но свя­зана со всей сис­те­мой ми­ровоз­зре­ния. Нап­ри­мер, все сло­ги ман­тры "Ом ма­ни пад­мэ хум" ("Спа­сение в нас са­мих") со­от­но­сят­ся с ме­дита­тив­ны­ми цве­тами, оли­цет­во­ря­ющи­ми раз­личные нравс­твен­ные сос­тавля­ющие Прос­ветле­ния: ом - бе­лый, ма - си­ний, ни - жел­тый, пад - зе­леный, мэ - крас­ный, хум - чер­ный. Раз­личные цве­та со­от­но­сят­ся с раз­личны­ми про­яв­ле­ни­ями ума, со сти­хи­ями и си­лами При­роды, а раз­личные кон­фи­гура­ции рта при про­из­не­сении зву­ков и воз­ни­ка­ющие при этом виб­ра­ции так­же со­от­ветс­тву­ют сти­хи­ям, по­это­му зна­чимость го­лоса и дик­ции вы­ходит да­леко за пре­делы прос­то­го об­ще­ния меж­ду людь­ми. Вот пе­речень не­кото­рых сим­пто­мов то­го, что вам це­лесо­об­разно за­нять­ся ва­шим го­лосом:

Ø - лю­ди час­то про­сят вас пов­то­рить толь­ко что ска­зан­ные ва­ми сло­ва;

Ø - лю­ди за­меча­ют у вас иди­осин­кра­зию (сво­его ро­да ал­лергию) к пуб­личным выс­тупле­ни­ям;

Ø - у вас за­мет­ный ак­цент;

Ø - у вас ус­та­ет гор­ло пос­ле де­сяти­минут­но­го раз­го­вора;

Ø - у слу­ша­ющих вас лю­дей че­рез не­кото­рое вре­мя на­чина­ет блуж­дать взгляд;

Ø - вы те­ря­ете кон­троль над го­лосом в кон­це длин­но­го пред­ло­жения;

Ø - вам при­ходит­ся объ­яс­нять слу­шате­лям, что вы яв­ля­етесь ру­ково­дите­лем или за­нима­ете иную вы­сокую дол­жность, по­тому что по ва­шей ре­чи они это­го не чувс­тву­ют;

Ø - у вас со­лид­ная внеш­ность, но го­лос зву­чит слиш­ком мо­лодо;

Ø - вам не нра­вит­ся собс­твен­ный го­лос.

А вот спи­сок на­ибо­лее рас­простра­нен­ных оп­ре­деле­ний неп­ри­ят­но­го го­лоса, ко­торый ме­ша­ет в жиз­ни и ко­торый не поз­во­лит сде­лать хо­рошие аф­фирма­ции:

гну­савый; плак­си­вый; бес­цвет­ный;
рез­кий; с одыш­кой; пом­пезный;
скри­пучий; роб­кий; сар­касти­чес­кий;
хрип­лый; от­ры­вис­тый; не­уве­рен­ный;
дро­жащий; слиш­ком гром­кий; мо­нотон­ный;
вы­соко­го тем­бра (пис­кля­вый); сла­бый, нес­лышный; нап­ря­жен­ный;
прон­зи­тель­ный;   скуч­ный.


А вот ха­рак­те­рис­ти­ки го­лоса, спо­собс­тву­юще­го ва­шей са­море­али­зации и прек­расно под­хо­дяще­го для аф­фирма­ций:

при­ят­ный; теп­лый; хо­рошо ин­то­нирован­ный;
виб­ри­ру­ющий; ме­лодич­ный; вы­рази­тель­ный;
спо­кой­ный; за­бот­ли­вый; ес­тес­твен­ный;
хо­рошомо­дули­рованный; уве­рен­ный; звуч­ный.
низ­ко­го тем­бра; влас­тный;  
до­вери­тель­ный; дру­жес­кий;  

Прос­лу­шав дик­то­фон­ную за­пись сво­его го­лоса, а так­же уч­тя свои собс­твен­ные субъ­ек­тивные ощу­щения от сво­его го­лоса, вы мо­жете сде­лать вы­вод о том, нуж­но ли вам ра­ботать над сво­им го­лосом, а ес­ли нуж­но, то в ка­ком нап­равле­нии. Ес­ли вспом­нить о том, что про­цесс ге­нера­ции го­лоса уп­равля­ет­ся на под­созна­тель­ном уров­не, то ста­нет по­нят­но, что пло­хой го­лос - это преж­де все­го ва­ша си­ту­ация, ко­торую мож­но "ле­чить" те­ми же са­мыми при­ёма­ми пе­реп­рограм­ми­рова­ния под­созна­ния, ко­торы­ми ис­прав­ля­ют­ся и дру­гие си­ту­ации.

А сфор­му­лиро­вать си­ту­ацию для пе­реп­рограм­ми­рова­ния чрез­вы­чай­но прос­то, ибо она фор­му­лиру­ет­ся аб­со­лют­но пря­моли­ней­но - "У ме­ня пло­хой го­лос", "У ме­ня гну­савый (рез­кий, скри­пучий, хрип­лый и т.п. в со­от­ветс­твии с ва­шими ощу­щени­ями) го­лос".

 При этом,  под­созна­ние на­зовёт вам при­чины, по ко­торым оно ге­нери­ру­ет имен­но та­кой го­лос, и эти­ми при­чина­ми ча­ще все­го бы­ва­ют раз­ру­шитель­ные мыс­ли клас­са гор­ды­ни (рез­кий и слиш­ком гром­кий - "не­чего це­ремо­нить­ся с ду­рака­ми!") или са­мо­уни­чиже­ния (дро­жащий, роб­кий, сла­бый - "я не­дос­той­ный, бед­ный, нес­час­тный, сла­бый, боль­ной, нич­тожный" и т.п.), хо­тя мо­гут быть и ка­кие-ни­будь дру­гие. В про­цес­се пе­реп­рограм­ми­рова­ния под­созна­ния вы уз­на­ете то по­зитив­ное на­мере­ние, во ис­полне­ние ко­торо­го под­созна­ние снаб­ди­ло вас имен­но та­ким го­лосом, ко­торое обыч­но бы­ва­ет весь­ма дос­той­ным (что-ни­будь ти­па "не тра­тить си­лы на тех, кто всё рав­но это­го не пой­мёт (для гор­ды­ни) или "убе­речь се­бя от лиш­них проб­лем" в ос­таль­ных слу­ча­ях).

Пос­ле пе­реп­рограм­ми­рова­ния под­созна­ния ваш го­лос мо­жет из­ме­нить­ся нас­толь­ко, что боль­ше ни­какой кор­ректи­ров­ки и не пот­ре­бу­ет­ся, но ес­ли вам за­хочет­ся до­пол­ни­тель­ных усо­вер­шенс­тво­ваний сво­его го­лоса, ес­ли за­хочет­ся при­дать ка­кой-то оп­ре­делен­ный ему тембр,  или осу­щес­твить раз­ви­тие го­лоса в дру­гом нап­равле­нии, то вы мо­жете при­бег­нуть к по­мощи со­от­ветс­тву­ющих уп­ражне­ний, ко­торые на очи­щен­ное от раз­ру­шитель­ных инс­трук­ций под­созна­ние бу­дут ло­жить­ся очень хо­рошо. В лю­бом слу­чае даль­ней­шую ра­боту над го­лосом це­лесо­об­разно на­чать с отработки  пра­виль­но­го ре­чево­го ды­хания, ко­торое обес­пе­чит нор­маль­ное го­лосо и зву­ко­об­ра­зова­ние, а так­же му­зыкаль­ность ре­чи. Основным механизмом образования  звука является скоординированная мышечная работа с дыханием.

Вывод: ПФД (память физического действия). ВЫ НАРАБАТЫВАЕТЕ МЫШЕЧНУЮ ПАМЯТЬ одно­времен­но СО ЗВУКОМ. Одних физических упражнений (накачи­ва­ние пресса) для актёра недостаточно! Необходимы комп­лекс­ные упражнения – ДЫХАНИЕ + МЫШЦЫ + ГОЛОС!!!

Сила произношения, т. е. громкость звука, зависит от созданного давления диафрагмы на воздух. Чем активнее работает диафрагма, тем громче и чётче становится звук. Фонетическое дыхание может быть произведено как на выдохе, так и на вдохе. На выдохе мы можем воспроизводить звуки, перечисленные в основном разделе, другие звуки из иностран­ных языков, например, французская "r", украинская "г", английские "g", "w" и другие, и звуки эмоционального сос­тояния, например, стон, так называемое "мычание" и другие. На вдохе тоже можно извлекать звуки, однако их произ­ношение будет значительно отличаться от привычных. Такими могут быть гласные и некоторые согласные, особенно глухие и сонорные. Это можно назвать «Эмоциональный клич». При произ­ношении на вдохе с задействованием связок звук приобретает хрип.