Звуки алфавита русского языка

* Звук «А». Гласный. Способствует твёрдости пред­шест­вующего согласного.

Губы и зубы в открытом положении. Губы расслаблены. Корень языка немного отходит назад, середина упирается в нижнее нёбо. Воздух выходит напрямую засчёт давления диафрагмы через горловые связки. При выходе потока воздуха с задействованием связок у звука появляется резонанс. Звук имеет свободную продолжительность, как и все гласные.

* Звук «Я». Гласный. Способствует мягкости пред­шествую­щего согласного. В отдельном произношении состоит из звуков "й" и "а".

Зубы приоткрыты. Губы не сомкнуты. В момент при­го­тов­ления произношения уголки губ слегка напряжены, образуя полуулыбку, середина языка напряжена, приближена к се­редине верхнего нёба, образуя щель, через которую проходит поток воздуха, а боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Кончик языка лежит, касаясь нижних зубов. В момент произношения челюсть приоткрывается, язык расслабляется, губы могут расслабиться, воздух проходит напрямую. Связки задействованы, как и у всех гласных.

* Звук «Б». Согласный. Звонкий (следовательно, связки задействованы). Твёрдый.

Губы сомкнуты, напряжены. Челюсть открыта. Середина языка поднята, но нёба не касается. Кончик языка либо нахо­дится между верхним и нижним нёбами, либо опущен. В момент произношения губы, расслабляясь, открываются, накоп­лен­ный во время приготовления воздух выходит. Звук имеет короткую продолжительность, значит, диафрагмой производится толчок. Однако задержка может иметь более долгую продолжительность за счёт сомкнутости губ.

* Звук «Б’». Согласный. Звонкий. Мягкий, парный твёрдому "б".

Губы более напряжены. Челюсть приоткрыта (открыта немного). Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Середина языка приподнята, напряжена. Кон­чик языка касается нижних зубов. В момент произношения губы, расслабляясь, открываются, накопленный во время приготовления воздух выходит. Звук имеет короткую продол­жи­тельность. Задержка может иметь более долгую продол­жи­тельность.

* Звук «П». Согласный. Глухой (следовательно, связки не задействованы), парный звонкому "б". Твёрдый.

Губы сомкнуты, напряжены. Челюсть открыта. Середина языка приподнята, но нёба не касается. Кончик языка либо находится между верхним и нижним нёбами, либо опущен. В момент произношения губы, расслабляясь, открываются, на­коп­ленный во время приготовления воздух выходит. Про­дол­жительность короткая. Задержка не слышна, поскольку звук глухой и короткий.

* Звук «П’». Согласный. Глухой. Мягкий, парный твёрдому "п".

Губы сомкнуты, более напряжены. Челюсть приоткрыта. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Середина языка приподнята, напряжена. Кончик языка касается нижних зубов. В момент произношения губы, рас­слабляясь, открываются, накопленный во время приготовления воздух выходит. Звук имеет короткую продолжительность. Задержка может иметь более долгую продолжительность.

* Звук «В». Согласный. Звонкий. Твёрдый.

Уголки губ в положении полуулыбки. Нижняя губа напряжена и приподнята до соприкосновения с верхними зу­бами. Челюсть приоткрыта. Середина языка приподнята. Воз­дух выходит из щели между верхними зубами и нижней губой толчком диафрагмы. Продолжительность свободная.

* Звук «В’». Согласный. Звонкий. Мягкий, парный твёрдому "в".

Середина языка, в отличие от твёрдого "в", лежит на ниж­нем нёбе, слегка напряжена. Кончик языка упирается в нижние зубы. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов, образуя ямочку.Челюсть несколько прикрыта. Воздух выходит из щели между верхними зубами и нижней губой толчком диафрагмы. Продолжительность свободная.

* Звук «Ф». Согласный. Глухой, парный звонкому "в". Твёрдый.

Уголки губ в положении полуулыбки. Нижняя губа напря­жена и приподнята до соприкосновения с верхними зубами. Челюсть приоткрыта. Середина языка приподнята. Воздух вы­ходит из щели между верхними зубами и нижней губой толчком диафрагмы. Продолжительность свободная.

* Звук «Ф’». Согласный. Глухой. Мягкий, парный твёр­дому "ф".

Уголки губ в положении полуулыбки. Нижняя губа напря­жена и приподнята до соприкосновения с верхними зубами. Середина языка лежит на нижнем нёбе, слегка напряжена. Кончик языка касается нижних зубов. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Челюсть более прикрыта. Воздух выходит из щели между верхними зубами и нижней губой толчком диафрагмы. Продолжительность свободная.

* Звук «Г». Согласный. Звонкий. Твёрдый.

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты, расслаблены. Корень языка упирается в заднюю часть верхнего нёба. В мо­мент произношения потоком воздуха корень языка оттал­ки­вается, воздух выходит через полученный промежуток. Про­дол­жительность звука короткая. Имеется задержка.

* Звук «Г’». Согласный. Звонкий. Мягкий, парный твёрдому "г".

В отличие от звука "г", не корень языка упирается в заднюю часть верхнего нёба, а часть языка между серединой и корнем упирается в более близкую часть верхнего нёба. Бо­ковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зу­бов. Середина языка приближена к нёбу, но не касается его, образуя ямочку. Кончик языка касается нижних зубов. В мо­мент произношения потоком воздуха язык отталкивается, воз­дух выходит через полученный промежуток. Продолжи­тель­ность звука короткая. Имеется задержка.

* Звук «К». Согласный. Глухой, парный звонкому "г". Твёрдый.

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты, расслаблены. Корень языка упирается в заднюю часть верхнего нёба.В мо­мент произношения потоком воздуха корень языка оттал­ки­вается, воздух выходит через полученный промежуток. Про­дол­жительность звука короткая. Задержка не слышна, поскольку звук глухой и короткий.

* Звук «К’». Согласный. Глухой. Мягкий, парный твёрдому "к".

Часть языка между серединой и корнем упирается в заднюю часть верхнего нёба. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Середина языка приближена к нёбу, но не касается его, образуя ямочку.Кончик языка касается нижних зубов. В момент произношения потоком воз­ду­ха язык отталкивается, воздух выходит через полученный промежуток. Продолжительность звука короткая. Задержка не слышна.

* Звук «Д». Согласный. Звонкий. Твёрдый.

Челюсть почти сомкнута. Губы открыты, расслаблены. Кон­чик языка упирается в переднюю часть твёрдого нёба. В момент произношения язык опускается, поток накопленного во время задержки воздуха выходит. Продолжительность ко­роткая. Имеется задержка.

* Звук «Д’». Согласный. Звонкий. Мягкий, парный твёрдому "д".

Вместе в кончиком языка упирается в нёбо и его середина. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Уголки губ немного напряжены. В момент произ­но­шения язык опускается, поток накопленного во время задержки воздуха выходит. Продолжительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «Т». Согласный. Глухой, парный звонкому "д". Твёрдый.

Челюсть почти сомкнута. Губы открыты, расслаблены. Кончик языка упирается в переднюю часть твёрдого нёба. В момент произношения язык опускается, поток накопленного во время задержки воздуха выходит. Продолжительность ко­роткая. Задержка не слышна.

* Звук «Т’». Согласный. Глухой. Мягкий, парный твёрдому "т".

Челюсть почти сомкнута. Губы открыты, расслаблены. Кончик и середина языка упираются в нёбо. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Уголки губ немного напряжены. В момент произношения язык опускается, поток накопленного во время задержки воздуха выходит. Продолжительность короткая. Задержка не слышна.

* Звук «Е». Гласный. Способствует мягкости пред­шеству­ющего согласного. В отдельном произ­ношении состоит из звуков "й" и "э".

Зубы приоткрыты. Губы не сомкнуты. В момент приго­тов­ле­ния произношения уголки губ немного напряжены, образуя полуулыбку, середина языка напряжена, приближена к се­редине верхнего нёба, образуя щель, через которую проходит поток воздуха, а боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Кончик языка лежит, касаясь нижних зубов. В момент произношения середина языка расслабляется, отходит от нёба, позволяя потоку воздуха более свободно выйти.

* Звук «Э». Гласный. Способствует твёрдости пред­шествующего согласного.

Челюсть открыта. Губы расслаблены. Корень языка нем­ного отходит назад, остальные части языка в естественном по­ложении. Воздух выходит напрямую.

* Звук «Ё». Гласный. Способствует мягкости пред­шествующего согласного. В отдельном произношении состоит из звуков "й" и "о".

Зубы приоткрыты. Губы не сомкнуты. В момент при­го­тов­ления произношения уголки губ немного напряжены, образуя полуулыбку, середина языка напряжена, приближена к се­редине верхнего нёба, образуя щель, через которую проходит поток воздуха, а боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Кончик языка лежит, касаясь нижних зубов. В момент произношения язык свободно опускается, нижняя челюсть немного опускается, уголки губ рас­слабляются, но губы остаются артикуляционнособраны. Воздух выходит напрямую.

*Звук «O». Гласный. Способствует твёрдости пред­шествующего согласного.

Челюсть открыта. Губы немного напряжены, уголки при­собраны, образуя круг. Корень языка немного отходит назад, середина упирается в нижнее нёбо. Воздух выходит напрямую.

*Звук «Ж». Согласный. Звонкий. Всегда твёрдый. Шипящий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Губы напряжены, раскрыты, выдвинуты вперёд кольцеобразно. Середина языка напряжена, верхнего нёба не касается. Кончик языкаприближен к середине верхнего нёба. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Воздух выходит через зубы. Продолжительность свободная.

*Звук «Ш». Согласный. Глухой, парный звонкому "ж". Всегда твёрдый. Шипящий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Губы напряжены, раскрыты, выдвинуты вперёд кольцеобразно. Середина языка напряжена, верхнего нёба не касается. Кончик языкаприближен к середине верхнего нёба. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Воздух выходит через зубы. Продолжительность свободная.

*Звук «Щ’». Согласный. Всегда глухой. Всегда мягкий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Губы напряжены, раскрыты, выдвинуты вперёд кольцеобразно. Середина языка напряжена, приближена к верхнему нёбу, но не касается его. Кончик языканапряжён, находится между верхним и нижним нёбами.Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Воздух выходит через зубы. Продол­жи­тельность свободная.

*Звук «З». Согласный. Звонкий. Твёрдый. Свистящий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Уголки губ немного напряжены. Губы не сомкнуты. Кончик языка приближен к верхнему нёбу. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов. Середина языка упирается в нижнее нёбо. Воздух выходит через зубы через образующуюся щель. Продол­жи­тельность свободная.

*Звук «З’». Согласный. Звонкий. Мягкий, парный твёрдому "з". Свистящий.

В отличие от звука "з", к верхнему нёбу приближены как кончик языка, так и его середина. Боковые стороны языка также касаются внутренних сторон верхних зубов. Уголки губ чуть более напряжены. Воздух выходит через зубы через образующуюся щель. Продолжительность свободная.

*Звук «С». Согласный. Глухой, парный звонкому "з". Твёрдый. Свистящий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Уголки губ немного напряжены. Губы не сомкнуты. Кончик языка приближен к верхнему нёбу. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов. Середина языка упирается в нижнее нёбо. Воздух выходит через зубы через образующуюся щель. Продол­жи­тельность свободная.

* Звук «С’». Согласный. Глухой. Мягкий, парный твёрдому "с". Свистящий.

Зубы сомкнуты или почти сомкнуты. Уголки губ чуть более напряжены. Губы не сомкнуты. Кончик и середина языка приближены к верхнему нёбу. Боковые стороны языка касса­ются внутренних сторон верхних зубов. Воздух выходит через зубы через образующуюся щель. Продолжительность свободная.

* Звук «И». Гласный. Способствует мягкости пред­шествующего согласного.

Уголки губ в положении полуулыбки. Губы не сомкнуты. Зубы присомкнуты. Середина языка почти касается верхнего нёба, образуя щель. Боковые стороны языка касаются внут­рен­них сторон зубов. Кончик языка касается нижних зубов. Воздух выходит через образующуюся щель.

* Звук «Ы». Гласный. Способствует твёрдости пред­шествующего согласного.

Челюсть присомкнута. Губы расслаблены. Корень и середина языка уходят назад, но верхнего нёба не касаются. Кончик языка находится между верхним и нижним нёбами. Воздух выходит практически напрямую.

* Звук «Й». Согласный. Всегда звонкий. Всегда мягкий. Сонорный.

Челюсть присомкнута. Уголки губ напряжены в полуул­ыб­ке. Губы не сомкнуты. Середина языка почти касается верхнего нёба. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов. Кончик языка касается нижних зубов. В момент произ­ношения середина языка, расслабляясь, отходит от нёба, воздух толчком диафрагмы выходит. Продолжительность звука короткая. Имеется задержка.

* Звук «Л». Согласный. Всегда звонкий. Твёрдый. Сонорный.

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты, расслаблены. Самый кончик языка упирается в верхнее нёбо, близко перед­них зубов. Середина языка упирается в нижнее нёбо. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов, но не упираются в них. В момент произношения кончик языка опускается, воздух выходит толчком диафрагмы. Продол­жительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «Л’». Согласный. Всегда звонкий. Мягкий, парный твёрдому "л". Сонорный.

В отличие от твёрдого звука "л", челюсть более открыта, вместе с кончиком языка нёба касается и его середина. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов. В момент произношения кончик языка опускается, воздух выходит толчком диафрагмы. Продолжительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «М». Согласный. Всегда звонкий. Твёрдый. Сонорный.

Челюсть открыта. Губы сомкнуты, напряжены. Середина языка слегка приподнята, напряжена. Кончик языка оказы­ва­ется на нижнем нёбе. В момент произношения губы откры­ваются, воздух выходит толчком диафрагмы, но не сильным, поскольку часть давления уходит через нос. Продол­жительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «М’». Согласный. Всегда звонкий. Мягкий, парный твёрдому "м". Сонорный.

В отличие от твёрдого звука "м", челюсть несколько прик­рыта, слегка напряжены и уголки губ, кончик языка касается нижних зубов, а середина языка более расслаблена и находится ближе к верхнему нёбу. В момент произношения губы откры­ва­ются, воздух выходит толчком диафрагмы, но не сильным, поскольку часть давления уходит через нос. Продол­жи­тельность короткая. Имеется задержка.

* Звук «Н». Согласный. Всегда звонкий. Твёрдый. Сонорный.

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты. Кончик языка упирается в верхнее нёбо, близко передних зубов. Середи­наязыка касается нижнего нёба. Боковые стороны языка касса­ются внутренних сторон верхних зубов. В момент произ­ношения кончик языка опускается, воздух выходит толчком диафрагмы. Продолжительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «Н’». Согласный. Всегда звонкий. Мягкий, парный твёрдому "н". Сонорный.

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты. В отличие от твёрдого звука "н", в верхнее нёбо близко передних зубовкак кончик, так и середина языка. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. В момент произношения язык, расслабляясь, опускается, воздух выходит толчком диафрагмы. Продолжительность короткая. Имеется задержка.

* Звук «Р». Согласный. Всегда звонкий. Твёрдый.

Челюсть открыта. Губы открыты, расслаблены. Мягкая часть кончика языка касается бугорка верхнего нёба, но не упирается в него. Язык расслаблен. В момент произношения поток воздуха выходит, а под его давлением кончик языка, оставаясь приближенным к верхнему нёбу, то касается, то отталкивается от него, язык приобретает вибрацию. Продол­жительность звука свободная. Задержка отсутствует.

* Звук «Р’». Согласный. Всегда звонкий. Мягкий, парный твёрдому "р".

Челюсть приоткрыта. Губы открыты. Уголки губ в поло­жении улыбки. В отличие от твёрдого "р", кончик языка касается более близкой к зубам части верхнего нёба, а также к нёбу приближена середина языка. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон зубов. В момент произношения поток воздуха выходит, а под его давлением язык, оставаясь приближенным к верхнему нёбу, то касается, то отталкивается от него, приобретая вибрацию. Продолжительность звука свободная. Задержка отсутствует.

* Звук «У». Гласный. Способствует твёрдости пред­шествующего согласного.

Челюсть открыта. Губы не сомкнуты. Уголки губ приближены друг к другу, образуя узкое кольцо, через кото­роенапрямую проходит воздух. Середина языка приподнята, напряжена. Кончик язык находится либо между верхним и нижним нёбами, либо опущен. Верхнего нёба язык не касается. Продолжительность свободная.

* Звук «Ю». Гласный. Способствует мягкости пред­шествующего согласного. В отдельном произно­шении состоит из звуков "й" и "у".

Зубы приоткрыты. Губы не сомкнуты. В момент приго­тов­ления произношения уголки губ немного напряжены, образуя полуулыбку, середина языка напряжена, приближена к середине верхнего нёба, образуя щель, через которую проходит поток воздуха, а боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Кончик языка лежит, касаясь нижних зубов. В момент произношения уголки губ расслабляются, затем переходят в кольцеобразное положение. Середина языка опускается, но остаётся напряжена, кончик языка отходит назад. Воздух выходит напрямую.

* Звук «Х». Согласный. Всегда глухой. Твёрдый.

Челюсть открыта. Губы не сомкнуты, уголки губ слегка отодвинуты. Корень языка отодвинут назад, приближен к задней части верхнего нёба. Через полученную щель напрямую выходит поток воздуха. Кончик языка находится либо между верхним и нижним нёбами, либо опущен. Продолжительность свободная. Задержка отсутствует.

* Звук «Х’». Согласный. Всегда глухой. Мягкий, парный твёрдому "х".

Челюсть приоткрыта. Губы не сомкнуты, уголки губ слегка отодвинуты. Середина языка приподнята к верхнему нёбу, но не касается его, напряжена, упирается в нижнее нёбо. Кончик языка касается нижних зубов. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Через полученную щель выходит поток воздуха. Продолжительность свободная.

* Звук «Ц». Согласный. Всегда глухой. Всегда твёрдый. Свистящий.

Челюсть сомкнута или почти сомкнута. Губы не сомкнуты. Уголки губ в положении полуулыбки. Мягкая часть кончика языка упирается в часть верхнего нёба близко передних зубов. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Середина языка касается нижнего нёба. В момент произношения поток воздуха отталкивает кончик языка и выходит через полученную щель.

* Звук «Ч’». Согласный. Всегда глухой. Всегда мягкий.

Челюсть прикрыта. Губы раскрыты, напряжены, выд­винуты вперёд, образуя кольцо. Мягкая часть кончика языка упирается в бугорок верхнего нёба. Боковые стороны языка касаются внутренних сторон верхних зубов. Середина языка касается нижнего нёба, напряжена. В момент произношения поток воздуха отталкивает кончик языка и выходит через пол


Интуитивное дыхание

1). Спящее (во время сна), не требующее контроля с Вашей стороны.

2). Медленное, (беззвучное), если не хотите, чтобы услышали (например, по телефону, при пении в микрофон), что Вы запыхались. Желудок подвижен, воздушный поток есть, но ничего не слышно. Горло расслаблено, открыто, чтобы никакой иной подзвучки не было.

3). Зевание. Помогает опустить гортань и расслабить горло. Вздох. Выдох.

4). Быстрое дыхание, короткое, цепное. «Ах». Вдох резкий. Увеличивая частоту, получается пыхтение (собачье дыхание). Напряжение снимается, предпосылки к развитию вибрато. 

5). Контролируемое, затаённое (как его называю я). Выпускание воздуха на звук «ТСсссс, ЛЮБУЮ шипяшую» (утечка воздуха из пляжного мячика)

6). Сказочное. Свободное, смелое дыхание (на замо­роженное стекло в автобусе, или дыхание змея Горыныча) с полной свободной гортанью и свободной нижней челюстью.

Реплика из опыта работы: Форсированное дыхание» в начале обучения – нормальное явление. Иначе НЕ заставить работать дыхательные мышцы.

Уп­ражне­ния для раз­ви­тия пра­виль­но­го ре­чево­го

ды­хания (уп­ражне­ния пи­тания го­лоса)

1. Вы­бери­те удоб­ную по­зу (ле­жа, си­дя, стоя), по­ложи­те од­ну ру­ку на жи­вот, дру­гую – сбо­ку на ниж­нюю часть груд­ной клет­ки. Сде­лай­те глу­бокий вдох че­рез нос (при этом жи­вот вы­пячи­ва­ет­ся впе­ред, и рас­ши­ря­ет­ся ниж­няя часть груд­ной клет­ки, что кон­тро­лиру­ет­ся той и дру­гой ру­кой). Пос­ле вдо­ха сра­зу же про­из­ве­дите сво­бод­ный, плав­ный вы­дох (жи­вот и ниж­няя часть груд­ной клет­ки при­нима­ет преж­нее по­ложе­ние).

2. Про­из­ве­дите ко­рот­кий, спо­кой­ный вдох че­рез нос, за­дер­жи­те на 2-3 се­кун­ды воз­дух в лег­ких, за­тем про­из­ве­дите про­тяж­ный, плав­ный вы­дох че­рез рот.

3. Сде­лай­те ко­рот­кий вдох при от­кры­том рте и на плав­ном, про­тяж­ном вы­дохе про­из­не­сите один из глас­ных зву­ков (а, о, у, и, э, ы).

4. Про­из­не­сите плав­но на од­ном вы­дохе нес­коль­ко зву­ков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaу­ууу­у

5. Про­из­ве­дите счет на од­ном вы­дохе до 3-5 (один, два, три...), ста­ра­ясь пос­те­пен­но уве­личи­вать счет до 10-15. Сле­дите за плав­ностью вы­доха. Про­из­ве­дите об­ратный счет (де­сять, де­вять, во­семь...).

6. Проч­ти­те пос­ло­вицы, по­говор­ки, ско­рого­вор­ки на од­ном вы­дохе. Обя­затель­но соб­лю­дай­те ус­та­нов­ку, дан­ную в пер­вом уп­ражне­нии.

Кап­ля и ка­мень дол­бит.

Пра­вой ру­кой стро­ят – ле­вой ло­ма­ют.

Кто вче­ра сол­гал, то­му зав­тра не по­верят.

На ска­ме­еч­ке у до­ма це­лый день ры­дала То­ма.

Не плюй в ко­лодец – при­годит­ся во­ды на­пить­ся.

На дво­ре тра­ва, на тра­ве дро­ва: раз дро­ва, два дро­ва – не ру­би дро­ва на тра­ве дво­ра.

Как у гор­ки на при­гор­ке жи­ли трид­цать три Егор­ки: раз Егор­ка, два Егор­ка….

Ин­те­рес­но, сколь­ко Его­рок по­лучит­ся у Вас на од­ном вы­дохе?

7. Про­читай­те рус­скую на­род­ную сказ­ку «Реп­ка» с пра­виль­ным вос­про­из­ве­дени­ем вдо­ха на па­узах.

Реп­ка.

По­садил дед реп­ку. Вы­рос­ла реп­ка боль­шая-пре­боль­шая.

По­шел дед реп­ку рвать. Тя­нет-по­тянет, вы­тянуть не мо­жет.

Поз­вал дед баб­ку. Баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла баб­ка внуч­ку. Внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла внуч­ка Жуч­ку. Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла Жуч­ка кош­ку. Кош­ка за Жуч­ку, Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла кош­ка мыш­ку. Мыш­ка за кош­ку, кош­ка за Жуч­ку, Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут - вы­тяну­ли реп­ку!

Упражнение «Точка». Возьмите за основу звук «Ц». Активный, короткий вдох и сделать тридцать толчков на одном дыхании, произнося звук «Ц». Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Из опыта работы: Лучше всего, моими студентами запомнилось упражнение «Позовём кошку», а именно: вместо звука «Ц», я предложила использовать два звука «КС» и мы дружно справились, 30 раз её позвав. Уверена, что это упражнение, они никогда не забудут.

Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, спины, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.

Упражнение «Машина» "Посадите" всех своих учеников в «автомобиль» и объясните, что техника дыхания = технике вождения, а именно: Включить зажигание – прогреть машину (настроение, разогретый голосовой аппарат упражнениями ) - Сцепление ( ВДОХ + ДИАФРАГМА) - Газ – (ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА) поехали. Если ученик не контролирует свой выдох, он моментально лишится возможности что - либо из себя извлечь, или всё будет толчками, так же, как на машине, когда нет плавного отпускания сцепления и координации его с педалью газа. Вдох очень короткий и лучше носом.

Начали: Мгновенная сцепка дыхания диафрагмой и тут же выпускаем медленно воздух на любую из шипящих букв (Ц-Ч-Ш-Щ) - Буквы можно по ходу упражнения менять, НО ПРИ ЭТОМ, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЫШНО НИКАКОГО ПЕРЕХОДА НА НЕЁ. Этого можно достичь, путём усиленной работы диафрагмы при смене буквы. Гортань сохраняет своё среднее положение и переход не слышен, вы работаете, как будто, с одной из шипящих букв.

Усложняем это же упражнение. По мере его исполнения, производите сцепку выдоха диафрагмой на долю секунды и продолжайте далее выдыхать. Долготу сцепки и выдоха контро­лируйте сами (от одной, до 3 секунд и более). После сцепления выдоха следите за тем, чтобы продолжение начиналось не рывком, а очень плавно.

Подсказка: На помощь приходит надувной мяч. Откройте его и предложите ученику надавливать на него с разной силой. Шум, издаваемый при этом, будет различен. Потом, попросите ученика, положить обе руки на мяч, упереться в него и надавливать с одной и той же силой. Звук выходящего из него воздуха будет РОВНЫМ.

Продолжаем делать это упражнение, только теперь на беззвучную трель. Если у Вас не трудится диафрагма, опора не достаточно хороша, трель не получится.

В продолжении - чередуйте трель беззвучную со звучной. Регулируйте механизм переключения очень плавно, толкайте воздух сбалансированной работой диафрагмы, регулируйте свою опору, вы же себя слышите и чувствуете.

Усложняем: Выполняя упражнение на трель, выполняйте сцепление дыхания, так же, как описано выше. Вам будет нелегко после сцепления снова "поехать", не переживайте, если на первом этапе Ваша трель будет останавливаться, то, работая над этим упражнением постоянно, Вы доведёте его до совер­шенства. Помните, сегодня это упражнение, а завтра это будет большая фраза в тексте с закрытой, одной, или несколькими цезурами.

Из опыта работы, проверено на практике: Я назвала это «Закрытая цезура» – остановка, путём сцепления диафрагмой воздуха, графически изображается, как перечёркнутая галочка. При работе с текстами, ученики делают пометки, путём пере­чёркнутой галочки там, где нужна минимальная остановка, но, добора дыхания в этом месте, нет.

Упражнение «Включаем зажигание». В данном упраж­нении все задачи остаются прежними, одно разнится – толчок диафрагмой воздуха на вторую часть упражнения на трели, а именно: Короткий вдох, мгновенное сцепление, короткая (точечная) трель, сцепление и толчок воздуха с трелью длиннее по времени. Упражнение выполняется на одном тоне, с подъ­ёмом по полутонам, или с различным изменением подъёмов и спусков на усмотрение учащегося. Выполняется с открытыми и закрытыми цезурами, причём, студент сам планирует упражнение, регулируя своё дыхание с мышечной работой.

Упражнение «Мотор тарахтит, как куры в курятнике». Попросите ученика коротко пропеть (почти сказать), НО, на точном, примарном тоне слово: «Тук-тук-тук», пройдитесь по клавиатуре с подъёмами и спусками на разные интервалы, вплоть до квинты. Затем, усложните это упражнение, поднимая второе «Тук» на квинту…. далее, поднимая второе «Тук» на октаву от первого тона. Следите, чтобы уходя наверх, опора трудилась настолько хорошо, чтобы позиция не пострадала и верхнее «Тук» звучало не отдельно от первого, а как единое целое, завершая третьим «Тук».

Усложняйте упражнение изменением ритма, а именно: Первое «Тук» - две четверти; Второе «Тук» - одна восьмая; Третье «Тук» - четверть с точкой. Измените теперь так: Первое «Тук» - одна восьмая; Второе «Тук» - две четверти с точкой; Третье «Тук» - восьмая с точкой. 

Второе «Тук» очень хорошо толкается диафрагмой, удерживается в одной позиции и успевает хорошо окраситься обертонами с чистейшим интонированием во всех трёх точках упражнения. Для актёра очень важна подача звука, но, не зажимая своё горло, а высвобождая его, посылая звук далеко-далеко, благодаря отлично слаженной работы дыхания и мышц.

В практике наиболее удобным считается ниж­нерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосооб­разования…. Речевой вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Актёрам  необходимо заниматься специальной дыхательной гим­­настикой для овладения замедленным выдохом. Специаль­ная тренировка очень важна для развития и закрепления  речевого дыхания: она помогает  актёру значительно быстрее нау­чить­ся, не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать большой звуковой эффект. Научиться управлять своим дыханием, можно только пос­ледовательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начи­на­ю­щих  актёров это самый главный фактор в обучении. Подсоз­на­тельное правильное дыхание приходит только с опытом. Правильное речевое дыхание не только развивает возможности  студента - актёра, но и является целебным, так как все сос­тавляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое.

Из опыта работы: Опираясь, в первую очередь, на эмоциональную составляющую при подаче звука, очень часть происходит перехлёст этих эмоций, и звук может пойти со­вер­шенно не в ту сторону, т.е. уйти в головной регистр, или просто упереться в связки, что делает его совершенно не свободным. Давайте себе и ученикам постоянно такую установку: «Всё делаем на мягкой атаке, хорошей опоре и своим родным тембром. Никому и ничему не подражая»

Все пос­ле­ду­ющие уп­ражне­ния, данной методики, рас­счи­таны на ис­полне­ние с уче­том опи­сан­ной тех­ни­ки ре­чево­го ды­хания.

Пси­холо­гичес­кие уп­ражне­ния для раз­ви­тия го­лоса

Вы мо­жете раз­вить свой го­лос при по­мощи этих уп­ражне­ний по­доб­но то­му, как раз­ви­ва­ете мыш­цы при по­мощи за­нятий физ­куль­ту­рой. В ре­зуль­та­те тембр го­лоса из­ме­нит­ся, ваш го­лос ра­зовь­ёт­ся и ста­нет бо­лее низ­ким и бла­гоз­вучным, его ди­апа­зон рас­ши­рит­ся, про­из­но­шение ста­нет бо­лее чет­ким, мо­дуля­ции вы­рази­тель­нее, а экс­прес­сивность убе­дитель­нее. До­пол­ни­тель­ный эф­фект от уп­ражне­ний вы­разит­ся в ак­ти­виза­ции ва­ших сил. Луч­ше все­го вы­пол­нять эти уп­ражне­ния ре­гуляр­но, при­чем по ут­рам, ибо это за­рядит вас бод­ростью на це­лый день. У вас не толь­ко ра­зовь­ет­ся бо­лее при­ят­ный го­лос, но нам­но­го улуч­шится ва­ше об­щее са­мочувс­твие. По ме­ре то­го, как бу­дет про­ис­хо­дить раз­ви­тие го­лоса, бу­дет со­вер­шенс­тво­вать­ся и ва­ша лич­ность.

1. С чего начать? Ещё лёжа в постели, проснувшись от бу­диль­ника на 10 минут раньше, чем Вам нужно встать, ос­тавайтесь лежать и стоните всё это время. Именно стон даст точный тембр вашего голоса, именно стон сделает так, что ваше тело завибрирует и приведёт все жизненноважные органы в действие. Не давите на звук, стоните с получением от этого удовольствия, слушайте свой голос и просыпайтесь вместе с ним, слушая свой родной тембр.

Вы встали и попросили приготовить Вам кофе. Пос­лушайте себя внимательно. Разве это Ваш родной тембр? Вы же только что слышали его, лёжа в постели…и что же случилось? Вы стали что – то выдумывать в своей глотке и изменять природу своего тембра, а зачем?

В ванной комнате, после утреннего туалета: Встань­те пе­ред зер­ка­лом. Сде­лай­те вы­дох, за­тем вдох и про­из­но­сите каж­дый звук до тех пор, по­ка у вас хва­тит ды­хания. Итак, вдох­ни­те и на­чинай­те:

и­иии­иии­иии а­ааа­ааа­ааа
э­эээ­эээ­ээээ о­ооо­ооо­ооо
ыыыыыыыыыы у­ууу­ууу­ууу

Эта пос­ле­дова­тель­ность не слу­чай­на, вы на­чина­ете со зву­ка са­мой вы­сокой час­то­ты - "и". Ес­ли вы при этом по­ложи­те ла­донь на го­лову, то ощу­тите лег­кую виб­ра­цию ко­жи. Это сви­детель­ство бо­лее ин­тенсив­но­го кро­во­об­ра­щения. Про­из­не­сение зву­ка "э" ак­ти­визи­ру­ет об­ласть шеи и гор­ла, вы это мо­жете по­чувс­тво­вать, при­ложив ру­ки к шее. Про­из­не­сение зву­ка "а" бла­гот­ворно воз­дей­ству­ет на об­ласть груд­ной клет­ки. При про­из­не­сении зву­ка "о" уси­лива­ет­ся кро­вос­набже­ние сер­дца, а уп­ражне­ние со зву­ком "у" ока­зыва­ет по­ложи­тель­ное воз­дей­ствие на ниж­нюю часть жи­вота. Про­из­но­сите мед­ленно один за дру­гим все зву­ки три ра­за. Ес­ли вы хо­тите, что­бы тембр го­лоса был бо­лее низ­ким, а го­лос был бо­лее глу­боким и вы­рази­тель­ным, то в те­чение дня мно­гок­ратно про­из­но­сите звук "у".

2. Те­перь нуж­но ак­ти­визи­ровать об­ласть гру­ди и жи­вота, а для это­го на­до про­из­но­сить звук "м" с зак­ры­тым ртом. Уп­ражне­ния на звук "м" про­делай­те три ра­за. Один раз сов­сем ти­хо, вто­рой раз - гром­че и в тре­тий раз - как мож­но гром­че, что­бы го­лосо­вые связ­ки нап­ряглись. По­ложив ла­донь на жи­вот, вы ощу­тите силь­ную виб­ра­цию. Вместе с детьми сделайте сле­дующее упражнение: «Я клоун – БиМ, а я, клон БоМ!» Взрос­лый называет себя, а ребёнок – себя. Очень забавно и фонема «М» в конце имени даст 100% включение всей резонаторной системе. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку делать это громче, чем это делаете Вы, давить на связки нельзя, выбор тона должен быть удобен именно ребёнку, ну, а вы, уж в данном случае, пристроитесь, а потом, сделаете это упраж­нение в своей удобной тесситуре.

Осо­бое вни­мание сле­ду­ет уде­лить зву­ку "р", пос­коль­ку он спо­собс­тву­ет улуч­ше­нию про­из­но­шения и при­да­ет го­лосу си­лу и энер­гичность. Для то­го, что­бы рас­сла­бить язык, про­веди­те пред­ва­ритель­ную под­го­тов­ку: под­ни­мите кон­чик язы­ка к не­бу за пе­ред­ни­ми вер­хни­ми зу­бами и "по­рычи­те" как трак­тор. Итак, сде­лай­те вы­дох, по­том вдох и на­чинай­те "ры­чать": "рррр". Пос­ле это­го вы­рази­тель­но и эмо­ци­ональ­но с под­чер­кну­то рас­ка­тис­тым "р" про­из­не­сите сле­ду­ющие сло­ва:

роль руль ринг рубль ритм рис ко­вер по­вар за­бор сыр то­вар тра­ва кры­ло си­рень мо­роз и т.п.

3. "Уп­ражне­ние Тар­за­на" по­мимо спо­соба раз­ви­тия го­лоса пред­став­ля­ет со­бой про­филак­ти­чес­кое средс­тво про­тив прос­тудных за­боле­ваний и ин­фар­кта ми­окар­да. Встань­те пря­мо, сде­лай­те вы­дох, за­тем глу­бокий вдох. Сож­ми­те ру­ки в ку­лаки. Гром­ко про­из­но­сите зву­ки "и­иии­иии­иии" и од­новре­мен­но ко­лоти<