Он загипнотизирован, что дальше?

Итак, вы погрузили своего подопечного в транс. Что теперь с ним делать?

Помните, нельзя заставить его избить надоевшего начальника или забросать тухлыми яйцами здание налоговой службы. Прежде всего с вашей стороны это было бы безответственно, а с другой стороны, никто не расстанется со своими моральными принципами только потому, что вы его загипнотизировали.

Например, в 18-й серии 1-го сезона «Менталиста» («Красный картофель») команда КБР ищет человека, который гипнотизирует людей, заставляя их делать за себя грязную работу. По ходу исследования агент Ригсби, коллега Патрика Джейна, тоже подвергается гипнотическому воздействию. Находясь в состоянии измененного сознания, он во время допроса бьет подозреваемого головой об стол.

«Мне казалось, гипноз не может заставить человека пойти против его моральных принципов», - удивляется агент Лисбон.

«Ригсби по своей сути жесток, - отвечает Джейн. - Если раньше вы этого не знали, то теперь знаете. Это распространенная черта характера среди тех, кто идет служить в полицию».

То есть гипноз, конечно, не может заставить нас идти против наших принципов, но подталкивает поступать в соответствии с нашими подсознательными желаниями или чертами характера, которые мы обычно сдерживаем.

«В состоянии глубокого гипнотического транса люди очень легко поддаются внушению. Кроме того, практически все их внутренние барьеры рушатся», - продолжает Джейн.

После этого Джейн просит Ригсби закрыть глаза и подумать о том, что он больше всего хочет сделать в данный момент.

После этого Патрик просит Ригсби выполнить то, о чем он подумал. Тогда тот подходит к своей напарнице и целует ее.

Видите, Джейн лишь подтолкнул Ригсби сделать то, чего он сам хотел глубоко в душе. Конечно, существуют определенные ограничения. Но гипноз определенно дает широкие возможности для воздействия на человека через его подсознательные желания и влечения. Гипнотизер пробуждает подсознание и позволяет ему действовать, хотя обычно это происходит только во время глубокого сна.

Как я уже рассказывал, сила гипнотического внушения может облегчить боль или, как нам время от времени показывают в телешоу, помочь справиться с вредной привычкой вроде курения или обгрызания ногтей.

Возьмем, к примеру, попытки сбросить вес. Сознание борется с подсознанием, решая съесть или нет третий кусочек пиццы. В конце концов, сознание сдается и принимает решение полакомиться еще чуть-чуть. Но что именно в нашем подсознании так повлияло на сознательное решение? Может, это прошлые разочарования, которые заставили нас искать в еде утешение? Гипнотизер мог бы внушить вам, чтобы вы больше не ассоциировали еду с утешением. Как думаете, это помогло бы вам сбросить вес? Скорее всего, да.

ПРОВЕРЕННЫЙ ФАКТ

Гипноз и курение

В 1992 году ученые из Университета Айовы изучили опыт более чем семидесяти двух тысяч курильщиков, которые пытались избавиться от своей пагубной привычки.

География исследования простиралась от Америки до Скандинавии и других частей Европы.

Исследователям удалось выяснить, что гипноз - это наиболее эффективный метод борьбы с курением. Он в три раза эффективнее никотиновых пластырей и в пятнадцать раз эффективнее попыток бросить курить, полагаясь на собственную силу воли.

Постгипнотическое внушение

Чтобы клиент начал терять вес, гипнотизер должен посеять в его сознании ростки соответствующего внушения. Тогда в следующий раз наедине с аппетитным кусочком торта загипнотизированная толстушка будет чувствовать себя гораздо лучше.

Постгипнотическое внушение - это напоминание о заложенной гипнотизером программе: чувствовать или вести себя определенным образом при определенных обстоятельствах после выхода из транса.

Давайте вернемся к серии «Рыжие волосы и серебряная лента», в которой Джейн загипнотизировал подругу убитой, чтобы она охотнее помогала следствию. Джейн использовал для этого технику погружения при помощи визуализации. Патрик попросил девушку подумать о нем, когда она ляжет спать, и почувствовать себя при этом невесомой. Почувствовать, что «она может улететь и оставить все тяготы, заботы и страхи далеко позади». После этого Джейн прикасается к ней и «подсаживает» постгипнотическое внушение. Патрик говорит, что в следующий раз, когда они встретятся и он скажет ей привет, она расскажет всю правду, потому что это принесет ей тоже чувство облегчения. Это, конечно, не санкционированный для применения в полицейской работе метод, но, тем не менее, он отлично сработал.

В этом примере Джейн в основном использует эмоциональные внушения. Он хотел, чтобы у девушки возникло ощущение спокойствия в следующий раз, когда они увидятся, и она перестала при общении руководствоваться своим страхами. Он буквально дал ей возможность сказать правду.

В иных обстоятельствах гипнотизер может внушить человеку действовать определенным образом. Возьмем хотя бы тот самый пример с гавкающим мужчиной. Номер заключается в том, что гипнотизер запрограммировал его лаять каждый раз, когда он, допустим, услышит свое имя. И он будет продолжать делать это, даже когда спустится со сцены обратно в зрительный зал.

В гипнотерапии постгипнотическое внушение может использоваться в целом ряде случаев. К примеру, гипнотизер может сделать так, чтобы каждый раз, когда его застенчивый клиент будет встречать своего босса, в нем пробуждалось чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. А одним из самых распространенных постгипнотических внушений является попытка гипнотизера облегчить себе работу на будущее. Он программирует клиента на чувство спокойствия и безмятежности во время следующего погружения в транс.

Но в этой книге мы все-таки рассматриваем гипноз как инструмент менталиста. Патрик Джейн пару раз пересек черту, поэтому полицейский департамент совершенно не в восторге от использования постгипнотических внушений. В общем, гипноз - не самый нежный (и законный) метод.

Поэтому обычно Патрик Джейн использует его облегченную форму - разговорный гипноз.

Станьте джедаем

Большинство из нас помнит сцены из «Звездных войн», когда джедай изменяет чье-то сознание посредством одной только интонации. В противостоянии джедай берет и меняет точку зрения противника простой фразой.

Это на самом деле так просто? Можно заставить кого-то изменить свою точку зрения, просто произнося противоположное тому, что он сказал? Вряд ли, если, конечно, ваш собеседник не примитивен до крайности.

Но это не значит, что разговорный гипноз не работает и не напоминает иногда те самые приемы фантастических джедаев.

На самом деле разговорный гипноз-это серия спланированных шагов, используемых для манипулирования мнением человека. В случае успеха в конце разговора мнение собеседника будет максимально приближено к нужному вам.

Идея разговорного гипноза впервые была представлена психотерапевтом Милтоном Эриксоном. Эриксон был уверен, что гипнотический транс не возникает у человека сам по себе, а должен быть вызван чем-то или кем-то. Кроме того, Эриксон понял, что такие трансы возникают у людей несколько раз вдень, каждый день. Например, когда вы долго фокусируетесь на компьютерном экране, ждете автобус или отгораживаетесь от окружающего мира газетой, держа ее на расстоянии 15 сантиметров от лица.

Эриксон думал, что с помощью разговорного гипноза можно сломить сопротивление самого несговорчивого человека.

Вместо конфликта он предлагал установить с этим человеком взаимопонимание, используя косвенное внушение и замешательство для погружения в транс.

Как это сделать?

Взаимопонимание

Поиск взаимопонимания с человеком с целью загипнотизировать его не сильно отличается от разговорных тактик, которые мы обсуждали в главе про распознавание лжи.

Собеседник должен чувствовать себя с вами комфортно. Нужно создать атмосферу спокойствия и доверия. Как этого добиться?

Самый простой и быстрый способ достичь этой цели - соглашаться со всем, что говорит собеседник. Если он утверждает, что погода ужасная, соглашайтесь с ним. Если он высказывается о ситуации в позитивном или негативном ключе, уверьте его в том, что разделяете эту точку зрения.

Так вы культивируете в собеседнике доверие к себе, а заодно убаюкиваете его сознание, ведь ему не нужно быть настороже с тем, кто соглашается с ним каждый раз.

Не забывайте также о подражательных техниках из главы 5. Итак, если вы уже синхронизировались со своим собеседником, убаюкали его сознание, внушили чувство уверенности и безопасности, можете приступать к следующему шагу.

Замешательство

После того как доверие собеседника принадлежит вам целиком и полностью, нужно привести его в замешательство. Проще всего это сделать быстрой, сбивающей столку фразой. Так, если ваш собеседник утверждает, что ситуация безвыходная, скажите, что все его проблемы может решить первый встречный, или займите конфронтационную позицию, согласившись с тем фактом, что ситуация безвыходная и вы не знаете, как вообще кто бы то ни было может из нее выпутаться.

Всего через минуту мысли собеседника придут в полнейший сумбур. Неожиданно он станет высказываться в более оптимистичном ключе, и вы услышите что-то вроде: «Все не так плохо. Мы сможем это сделать».

Другой способ заключается в использовании магического слова, которому я научился у Пауля Фегена, профессионального фокусника, известного, как the Fantastic Fig. С этим трюком все просто, нужно всего лишь произнести «скатерамус харшбар». Да-да, я сказал именно «скатерамус харшбар».

Нет, слова, если их вообще можно так назвать, не несут ни для менталиста, ни для обычного человека никакого особого значения. Это всего лишь еще один способ контролировать собеседника.

То есть вы просто подходите к кому-то и произносите магическое слово - или любую другую тарабарщину - в контексте нормального предложения. Например, что-то вроде:

«Скатерамус харшбар», - смотрите на человека.

«Что?» - переспрашивает он.

«Скатерамус харшбар, разве нет?» - продолжаете вы, понизив голос. Или можете спросить нечто вроде: «Мы не встречались в скатерамус харшбаре?»

Так, просто переиначивая на разные лады это слово, вы, скорее всего, добьетесь того, что человек подойдет к вам ближе и станет вслушиваться в то, что вы говорите, пытаясь понять, о чем речь. Он сосредоточится на попытках разобрать непонятные слова и вряд ли сможет заметить остальные ваши действия. Поэтому, если вы собирались испытать на нем парочку трюков из своего арсенала менталиста, сейчас самое время, потому что объект уже у вас под контролем.

Внушение

Итак, если на этапе замешательства направление мыслей собеседника еще не изменилось само собой, необходимо переходить непосредственно к этапу внушения.

Ваш собеседник уже прошел путь от жалоб на безвыходность ситуации до фразы «Постой, у нас все получится», и теперь можно продолжить эту линию и сказать: «Ты уже настроен более позитивно, правда?»

Скорее всего, на этот вопрос последует положительный ответ.

Это и есть основные этапы разговорного гипноза. Если он показался вам несложным, не обольщайтесь. Для его успешного применения требуется большой опыт.

Практика нужна даже для того, чтобы соглашаться с любыми высказываниями собеседника. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, необходимо тренировать фразы, сбивающие столку. Как именно нужно противоречить собеседнику, чтобы вызвать его замешательство? Вам нужно будет соображать крайне быстро.

Триггер

Важный аспект любой гипнотической техники, которого мы до сих пор не касались, - это триггер.

Так называют действие или фразу, которую вы устанавливается в качестве своеобразного пароля для погружения или вывода человека из транса.

Для того чтобы установить триггер, необходимо в тот момент, когда ваш объект находится во внушаемом состоянии, связать ключевое слово или движение в его подсознании с процессом расслабления, то есть погружения в транс, или, наоборот, с ощущениями, которые он испытывает при выходе из гипнотического состояния. Это может быть любое слово, пришедшее вам на ум, или простой жест вроде касания руки.

Оба примера можно найти в «Менталисте».

Например, в той серии, когда агент Ригсби подвергся гипнозу, Джейна просят освободить его от внушения. Но Патрик говорит, что не может этого сделать, потому что не знает ключевого слова - триггера.

«Это все равно, что искать черную кошку в темной комнате», - говорит он, пытаясь объяснить бессмысленность попыток подобрать триггер.

Но триггер может быть и не слишком сложным. В другой серии Джейн быстро и непринужденно погружает подозреваемого в гипнотическое состояние, используя только свой голос и зажигалку, а затем также легко выводит из транса простым похлопыванием по руке.

Тип триггера, который нужно использовать при выводе человека из транса, также зависит от типа личности загипнотизированного и того, насколько сильно он погрузился.

* Важный аспект любой гипнотической

  техники – это триггер. Так называют

  действие или фразу, которую вы устанавливаете

  в качестве своеобразного пароля для погружения

  или вывода человека из транса.

Самогипноз

И, наконец, я хочу рассказать вам о некоторых техниках самогипноза. На самом деле этот процесс не сильно отличается от погружения в транс кого-то другого.

Точно так же погружение необходимо начинать с усыпления собственного сознания. Вы должны очистить свои мысли от всего постороннего и сконцентрироваться на чем-то одном, будь то какой-то предмет, раскачивающийся у вас перед глазами, или маленькая точка на стене напротив. Монотонно произносите «ом», считайте от ста до единицы или представляйте, что спускаетесь вниз по бесконечной лестнице. С каждой минутой вы становитесь все спокойнее и расслабленнее, а ваше сознание все глубже погружается в состояние транса.

Погрузить собственное сознание в сон не так-то просто, это, как и все в нашем деле, требует практики. Со временем точно так же, как вы руководите другими во время транса, вы сможете внушать определенные мысли собственному подсознанию. Кроме того, полезно составить список заранее подготовленных утверждений и повторять их снова и снова, словно отпечатывая на подсознании.

Это помогает утвердиться в собственных решениях и развить уверенность в своих силах.

Все, что вам по-настоящему нужно для того, чтобы самостоятельно погрузиться в транс, - это тихое место и время. В конце всего процесса не забудьте представить себе позитивный образ и подумать о том, что после транса почувствуете себя отдохнувшим и полным энергии.

СЦЕНАРИЙ ПОГРУЖЕНИЯ

Вы можете использовать этот сценарий для погружения в гипноз одного или нескольких людей. Также его можно применять для самогипноза.

Пожалуйста, возьмите лист бумаги и ручку и сфокусируйтесь на каком-либо желании.

Запишите то, о чем вы подумали. Например, что-то вроде «В течение следующих тридцати дней я буду...».

Не нужно слишком обобщать и писать «Я похудею», вместо этого напишите «Через тридцать дней я буду весить 60 килограммов». То есть формулируйте свою цель конкретнее.

Затем определитесь, с как и зачем.

Как вы будете идти к своей цели и зачем это нужно?

Все, что мы будем делать, не может лишить вас сознания или вызвать потерю памяти, поэтому не бойтесь.

По сути, я просто хочу, чтобы вы проделали под моим руководством несколько простых упражнений. Итак, глубоко вдохните и закройте глаза. Слушайте звук моего голоса и вместе с медленным выдохом начинайте постепенное погружение. Хорошо. Вдохните еще раз и задержите дыхание. Ваши глаза все так же закрыты. Теперь медленный выдох. Вы начинаете замечать, что немного устали... и хотите спать... Вы абсолютно расслаблены- Сделайте еще один глубокий вдох... и выдох.

Хорошо. Теперь медленно откройте глаза. Не двигайтесь, продолжайте слушать мой голос. Сфокусируйтесь на маленькой точке, на стене. Ваш взгляд прикован к ней. Теперь, пожалуйста, вдохните... и выдохните.

Вы чувствуете, что вас клонит в сон, глаза закрываются, веки тяжелеют.

Не сопротивляйтесь этому, почувствуйте, как с каждым вдохом ваша голова становится все тяжелее. Сделайте глубокий вдох, не отрывайте взгляд от точки на стене.

Вы очень-очень устали, вам хочется закрыть глаза. Да, ваши веки стали уже очень тяжелыми. Вы все глубже и глубже погружаетесь в расслабленное состояние. Вам осталось лишь закрыть глаза, чтобы почувствовать абсолютное спокойствие и расслабленность.

Сейчас я буду считать от десяти до одного, и вы ощутите, как напряжение покинет вас без остатка.

10. Вам все больше и больше хочется спать.

9. С каждым счетом ваше тело становится тяжелее. Когда я дойду до цифры «один», вы позволите своим векам сомкнуться.

8. Продолжайте расслабляться, ваше тело становится все тяжелее и тяжелее. Голова начинает наклоняться под собственным весом.

7. Ваши ресницы начинают трепетать... Вы все чаще моргаете и больше не можете держать глаза открытыми - позвольте себе уснуть.

6. Вы все ближе. Теперь отпустите свое тело. Вы больше не в нем, вы - парящий разум.

5. Вдохните еще раз очень глубоко и погрузитесь в кресло. Представьте, как каждый сантиметр вашего тела проходит сквозь него.

4. Вы в безопасности здесь и скоро крепко уснете. Ваши глаза закрываются. Просто растворитесь и позвольте напряжению растаять вместе с вами.

3. Ваши глаза закрываются.

2. Вы погружаетесь все глубже и глубже.

1. А теперь закройте глаза и дышите.

В своем воображении вы видите свет. Он постепенно приближается к вам.

Его тепло несет в себе исцеление и мудрость. Свет все ближе к вам. вам становится все теплее и теплее. Абстрагируйтесь от любых посторонних звуков, оставайтесь в кресле. Вы счастливы, наполнены внутренней сутью и абсолютно расслаблены.

Теперь базовое погружение завершено, и вы можете приступать непосредственно к процессу воздействия на подсознание.

Вывод из транса

Сейчас я сосчитаю от одного до десяти. Когда я скажу «десять», вы очнетесь и почувствуете себя бодрым, жизнерадостным и полным сил, как никогда раньше.

1. Ощутите прилив жизненных сил и бодрости.

2. Ваши глаза начинают приоткрываться.

3. Дышите чаще, как будто бежите вверх по эскалатору.

4. Вы поднимаетесь по эскалатору все выше и выше.

5. Начинайте открывать глаза.

6. Вы чувствуете себя превосходно... вас переполняет счастье.

7. Вы просыпаетесь. Ваше тело становится все легче и легче. Совсем скоро вы проснетесь окончательно.

8. Вы все ближе. Ваши глаза готовы распахнуться.

9. Вы возвращаетесь и...

10. Теперь медленно откройте глаза и добро пожаловать назад.

Если вы будете практиковать гипноз, то в конце концов выработаете свою собственную технику - метод, который будет наиболее эффективным именно для вас. Путем проб и ошибок.

Теперь давайте выберемся из головы нашего подопечного и приступим к главному в жизни каждого менталиста - «чтению». Думаю, вы удивитесь тому, как много можно узнать о человеке, даже не забираясь глубоко в его подсознание.


Глава 7

Чтение

Людей пленяет то, что они не могут объяснить, именно поэтому их так притягивают всевозможные хироманты, ясновидящие и шоумены, утверждающие, что они могут говорить с духами умерших.

Итак, все эти экстрасенсы, которых мы встречаем на фестивалях и видим на телеэкране, действительно обладают сверхъестественными способностями?

Конечно, нет?

Скорее всего, они менталисты, которые используют свои навыки холодного и горячего чтения, чтобы заставить вас поверить в свою связь с иными слоями реальности.

В этой главе я раскрою вам некоторые секреты «экстрасенсов» и покажу, как ловко можно выдавать ментальное искусство за магию.

Сверхъестественное?

Перед тем как мы начнем разоблачать трюки телепатов и экстрасенсов, давайте до конца разберемся в том, кто они. Мы сталкиваемся с такими шоуменами на городских фестивалях или у входа в метро. И это далеко не все места, где можно с ними повстречаться.

Они становятся героями комиксов, популярных телешоу (причем не только фантастического жанра) и даже наших любимых книг.

Претензии на обладание телепатическими или экстрасенсорными способностями уже стали нам привычными, ведь даже полиция берет себе на службу медиумов. Таких как Кристина Фрай из «Менталиста».

Но хочу вам сказать, полицейские не приглашают к себе на службу шарлатанов, которые «говорят с потусторонним миром». В действительности им просто нужен свой Патрик Джейн.

Хочу быть экстрасенсом

Термин «экстрасенсорное восприятие» (ЭВ) употребляется сегодня всеми и как попало. Но что он на самом деле обозначает?

Когда баскетболист, не глядя, делает точный пас, про него говорят: «У него как будто глаза на затылке. Он, похоже, экстрасенс». То же самое про хоккеистов.

А что насчет тех моментов, когда собеседник заканчивает за вас предложение или высказывает мысль, которая только что пришла вам в голову? Это ЭВ?

Ну, технически ЭВ - это способность получать информацию не через традиционные каналы, а при помощи разума. Иначе говоря, это то самое «шестое чувство».

ЭВ - это собирательное понятие для так называемых сверхъестественных способностей, включая телепатию и ясновидение. Хорошо развитая интуиция также относится к области ЭВ. Поэтому, если кто-то говорит вам, что действует просто по наитию, он, сам того не зная, хвалится способностями к экстрасенсорному восприятию.

* ЭВ - это собирательное понятие для

  так называемых сверхъестественных

  способностей, включая телепатию и

  ясновидение. Хорошо развитая интуиция

  также относится к области ЭВ.

Интересный пример ЭВ можно найти в фильме «Охотники за привидениями». Исследователь держит в руке карточку с нарисованной на ней фигурой и просит своего подопытного с кучей датчиков, прикрепленных к голове, сконцентрироваться и попытаться понять, что это за фигура. Каждый раз, когда подопытный ошибается, его бьет разряд.

Карточки, которые были использованы в этой сцене, называются картами Зенера, по имени своего создателя Карла Зенера.

Зенер создал карты с изображениями различных фигур, среди которых были звезды, круги и волнистые линии, в начале тридцатых годов XX века для экспериментов по исследованию экстрасенсорного восприятия, которые он проводил вместе со своим коллегой Дж. Б. Райном.

В их эксперименте один был «отправителем», а второй «получателем». Отправитель должен был сфокусироваться на изображении в надежде на то, что получатель сможет уловить его мысли.

Он загипнотизирован, что дальше? - №1 - открытая онлайн библиотека

В колоде Зенера всего пять карт, поэтому шансы получателя правильно угадать фигуру равняются 20%. Предполагалось, что если получатель называет правильную фигуру более чем в 20% случаев, то он обладает неким экстрасенсорным восприятием или просто очень удачлив.

Раин объявил, что нашел нескольких испытуемых, которые после бесчисленных попыток набирали гораздо больше 20%. Он посчитал, что у этих людей «дар». Критики же сочли, что эти люди просто каким-то образом смогли обмануть исследователя.

Сегодня исследования паранормальных способностей все так же вызывают многочисленные споры. По данным авторитетных источников, подавляющее большинство ученых - более 90 процентов - крайне скептически относятся ко всему, что касается экстрасенсорики.

И все-таки как они это делают? Как «получатель» читает «отправителя»?

Большой секрет

Итак, я собираюсь открыть вам большой секрет, завладев которым вы сможете претендовать на звание обладателя паранормальных способностей. Сможете впечатлить своих друзей, позлить врагов и смутить коллег.

Есть два способа уверить человека в том, что вы все о нем знаете: холодное и горячее чтение.

В горячем чтении менталист использует предварительно собранные знания, например, полученные от ваших коллег до того, как вы появились на деловой встрече. Именно горячее чтение чаще всего используют экранные ясновидящие и целители. У них обычно есть достаточно времени, чтобы подготовиться перед встречей с объектом чтения.

Другая техника называется холодным чтением.

Такое чтение гораздо сложнее для артистов или «ясновидящих», потому что в этом случае они работают, не имея на руках никакой предварительной информации о вас. Но к концу номера вам будет казаться, что этот человек знал вас с младенчества.

Никакой магии

Перед тем как мы приступим к разговору о холодном чтении, я хочу, чтобы вы твердо поняли: я не обладаю никакими сверхъестественными способностями, и более того, мне это даже неинтересная не гадаю на картахТаро, не занимаюсь хиромантией, не умею составлять астрологические прогнозы и не имею никакого отношения к прочей «паранормальной» атрибутике.

Я использую холодное чтение в своих представлениях. Номер всегда получается гораздо эффектнее, если я как бы между прочим вставляю пару фраз о личности человека из числа зрителей, которого никогда прежде не видел.

В этой главе вы не найдете указаний о том, как развить в себе дар ясновидения, или инструкций по вызову духов умерших. Здесь нет материалов, которые помогут вам убедить окружающих в наличии у вас сверхъестественных способностей.

Я хочу предоставить вам проверенную и эффективную методику, которая дополнит ваш арсенал менталиста. Я хочу, чтобы эта глава помогла вам избежать тех ошибок, которые мне пришлось совершить, когда я только начинал включать холодное чтение в свои представления.

Как вы уже поняли, я подхожу к холодному чтению с точки зрения профессионального артиста. Это моя маленькая хитрость, которую я использую для того, чтобы удивить зрителей. Надежная и выверенная программа всегда становится несколько непредсказуемой, стоит только добавить в нее элементы холодного чтения.

Я всегда сочетаю холодное чтение с направляющим чтением (об этом чуть позже), чтобы всегда быть на шаг впереди зрителей. Для них чтение еще даже не началось, а я уже многое для них приготовил.

Итак, давайте, наконец, приступим к холодному чтению.

Холодное чтение

Холодное чтение на самом деле не совсем «трюк», то есть не уловка или фокус. Скорее это набор методов, техник и теорий, которые позволяют вам собрать недоступную для остальных информацию о человеке.

Эти техники построены на использовании навыков проницательного наблюдения, при помощи которых менталист создает предварительный образ объекта чтения.

Этот образ является отправной точкой. Приступая к чтению, менталист опирается на него и свои фундаментальные знания человеческой природы и психологии.

Что-то вроде: «Однажды в детстве вы сильно ударились правой коленкой». Конечно, ударились. Кто не ударялся?

Когда вы разовьете в себе некоторую уверенность в использовании холодного чтения, то сильно удивитесь тому, насколько сильное воздействие оно может оказывать на окружающих.

* Холодное чтение - это набор методов,

  техник и теорий, которые позволяют вам

  собрать недоступную для остальных

  информацию о человеке.

Подготовительный этап

Приступая к чтению, вы должны осознавать, к чему хотите в результате прийти. Сформулировать для себя, что именно вы собираетесь преподнести своему зрителю.

Вы должны чрезвычайно внимательно изучить человека, которого собираетесь прочитать. Но не позволяйте ему заметить вашу сосредоточенность. Всегда в этом смысле помогают музыка, свечи, красивая ассистентка или другие отвлекающие внимание декорации. Вначале обратите внимание на одежду, обувь, манеру речи, позу, диалект и татуировки.

О чем говорит макияж и аромат духов? Что сидящий напротив вас человек пытается скрыть? К каким уловкам для этого он прибегает?

О чем говорят украшения? А о чем он хотел, чтобы эти украшения говорили?

Постарайтесь собрать все свои наблюдения в единую картину, дополните их другими техниками, о которых мы уже говорили раньше. Помните, для успешного чтения необходимо объединить все имеющиеся в вашем распоряжении средства сбора информации.

Вы должны мастерски освоить все аспекты чтения, чтобы создать у человека впечатление того, что вы следили за ним «от колыбели до могилы».