Вступление на путь медитации

Чистота – это психологическая основа для концентрации. Сущность концентрации состоит в неотвлекаемости, и очищение это систематическое сокращение отвлекающих вещей. Работа медитирующего заключается в достижении собранности ума, его однонаправленности. Обычно поток мыслей беспорядочен и рассеян, а цель концентрации и медитации в том чтобы сфокусировать поток мыслей сосредоточением ума на отдельном объекте, предмете медитации. На позднейших стадиях концентрированной медитации ум не только направляется на объект, но и проникает в него; полностью растворяясь в объекте, ум стремится достичь с ним единства. Когда это происходит, то такой объект становится единственной вещью в сознании медитирующего.

Любая вещь, на которую направляется внимание, может быть выбран в качестве объекта концентрированной медитации, которая просто удерживает в фокусе какую-то одну точку. Но характер объекта медитации определенным образом влияет и на результат."Вишуддхимагга" рекомендует сорок объектов для концентрации:

· десять "кашин" – окрашенных кругов, около 30 см. в окружности: земля, вода, огонь, воздух, темно-голубой, желтый, кроваво-красный, белый, свет, и просто ограниченное пространство.

· десять "асубх": отвратительный гниющий труп, например, труп раздутый, обглоданный, кишащий червями, и т.п., включая скелет.

· десять размышлений: об атрибутах Будды, учении, сангхе, спокойствии, своей собственной чистоте, своей терпимости, о божественных качествах в себе или о неизбежности смерти; созерцание 32 частей тела или входящего и выходящего дыхания.

· четыре возвышенных состояния: любовь и доброта; сострадание; радость от того, что счастливы другие; самообладание.

· четыре бесформенных созерцания: бесконечного пространства, бесконечного сознания, сферы пустоты и сферы "ни восприятия ни не-восприятия", и отвратительность пищи.

· четыре физических элемента: земля, воздух, огонь, вода как абстрактные силы : сила отталкивание, способность передвигаться, тепло и сила сцепления.

Каждый из этих объектов специфически влияет на природу, глубину и побочные продукты концентрации: медитация на трупе, например, сильно отличается от медитации на любви и доброте. Все эти обеты удобны для развития концентрации до глубины состояния Нирваны. Концентрация, вызванная объектами сложной природы, как например атрибутами Будды, менее сфокусирована, чем концентрация на отдельных объектах, например, на "кашина" земли, круге цвета глины. Помимо глубины концентрации, вызываемой разными объектами, медитация над каждым из них имеет различные побочные психологические эффекты. Например, медитация на любви и доброте имеет несколько результатов: человек спит и бодрствует в комфорте, он не видит плохих снов, он дорог всем существам, ум его легко концентрируется, у него безмятежное выражение лица и он умирает спокойно.

Будда считал, что для людей различных темпераментов подходят различные объекты концентрации. Его указания о подборе наиболее подходящих объектов базируются на следующих четырех главных типах темперамента:

· человек, предрасположенный к ненависти;

· человек похотливый, легко возбудимый и заблуждающийся.

· человек склонный к вере.

· человек понимающий.

Объектами, подходящими для ненавистника, являются четыре возвышенных состояния или четыре окрашенных "кашина", для похотливого – 10 видов медитации над трупом, частями тела и дыханием, для верующего – первые 6 размышлений, для понимающего – размышления над смертью, отвратительности пищи и физических элементах. Остальные объекты подходят для всех."Вишуддхимагга" также определяет подходящее физическое окружение для каждого типа. Например, для похотливого человека предназначается тесная хижина без окон, расположенная в опасной местности по соседству с недружественно настроенными людьми; для ненавистника, наоборот, рекомендуется удобное и просторное жилище в приятной местности, близко от людей, готовых помочь.

УЧИТЕЛЬ

Идеальным учителем медитации был Будда, который, как говорят, развил в себе силу видеть умы и сердца других людей. Он с абсолютной точностью подбирал для человека подходящие объект и обстановку для концентрации. Но по отсутствию такого учителя, "Вишуддхимагга" рекомендует подбирать себе наставника в зависимости от медитационных достижений последнего: чем выше эти достижения, тем лучше и учитель. Советы учителя имеют решающее значение для ученика, прокладывающего себе путь через незнакомую территорию своего ума. Ученик, заключив соглашение с учителем подчиняться ему, находит "убежище" в своем учителе.

Ученик отказывается от эгоизма, и от того, что препятствует ему заниматься медитацией, следуя по этому пути до того момента, когда он сможет выйти за пределы своего Эго. Но ответственность за свое спасение лежит на собственных плечах ученика, а не на плечах учителя; учитель – это только "добрый друг" на пути. Учитель указывает путь, а ученик должен идти сам. Сущность той роли, которую играет учитель, выражена в следующих строках из японского "Дзенрина": "Если хочешь узнать дорогу на гору, спроси у человека, который ходил по ней."

Глава 2

ПУТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

При описании пути концентрации "Вишуддхимагга" страдает серьезными недостатками: она начинается с описания продвинутого пробужденного состояния, которого многие или даже большинство медитирующих могут никогда не достичь. Обычные, и имеющие намного больше общего (с состояниями большинства медитирующих) предварительные стадии пропущены. Этот пробел может быть восполнен с помощью других буддийских источников, которые начинают описание с обычного состояния ума медитирующего, а не с тех утонченных состояний, которые в деталях описывает "Вишуддхимагга".

Сначала у медитирующего фокусировка внимания отклоняется от объекта медитации. Как только он замечает это отклонение, он возвращает свое осознание обратно, в фокус. Однонаправленность еще является случайной, приходящей периодически. Ум колеблется между объектом медитации и отвлекающими мыслями, чувствами и ощущениями. Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкий шум, или волны различных мыслей и чувств медитирующего, перестают оказывать влияние на его ум. Хотя он слышит звуки, и отмечает мысли и чувства, но они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии ум медитирующего фокусируется на объектах медитации в течении продолжительных периодов. Способность возвращать свой ум, когда тот отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и чувствует преимущество спокойной однонаправленности. После того, как это произошло, медитирующий получает способность преодолевать те свои привычки, которые препятствуют спокойной собранности, такие, например, как скука из-за жажды новых впечатлений. Теперь ум медитирующего способен не отвлекаться в течении продолжительных периодов.

НА ГРАНИ РАСТВОРЕНИЯ

На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания желание причинить зло, отчаяние, гнев, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, а также сомнение и скептицизм. Но по мере практики приходит момент, когда эти препятствия полностью преодолеваются. После этого наблюдается заметное оживление концентрации, и начинают преобладать такие ментальные свойства, как однонаправленность и блаженство, которые окончательно проявляются при полном растворении. Каждое из этих свойств уже испытывалось раньше на различных стадиях, но когда они возникают сразу оба, то их проявление имеет особую силу. Это первое достойное внимания достижения в концентрированной медитации. Так как это состояние находится на грани полного растворения, то оно называется "предварительной" концентрацией.

Это состояние концентрации подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне те ментальные факторы, которые характерны для полного растворения, еще недостаточно сильны, их появление носит случайный характер, а ум колеблется между ними и своей "внутренним диалогом", обычными размышлениями и всякими отвлекающими мыслями. Медитирующий все еще открыт своим восприятиям и осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и преобладает в уме, но еще не занимает весь ум полностью. На этом предварительном уровне возникает чувство сильного энтузиазма и восторга, вместе со счастьем, удовлетворением и невозмутимостью. Бывают быстрые, мгновенные притяжения внимания к объекту медитации, как бы сталкивающиеся с ним, или же более непрерывная фокусировка на объекте. Иногда бывают вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект медитации – это "кашина" или дыхание. Может также наступать ощущение легкости, как будто тело плывет в воздухе. Но предварительная концентрация – это не настоящее достижение, и если в этот раз она не привела к более полному растворению, то в промежутке между занятиями ее нужно оберегать, избегая отвлекающих действий и встреч.

ВИДЕНИЯ

На пороге этого уровня человека могут посещать видения, когда такие факторы, как восторженность, уже проявились, но мысли еще продолжают перескакивать с одного на другое и продолжительное фокусирование на объекте концентрации все еще слабо. Если бы непрерывность концентрации проявилась в полной мере, пока внимание приковано к объекту, то те ментальные процессы, которые порождают видения, прекратились бы. Поэтому, хотя и предварительный, и более глубокий уровень растворения по своей природе прямо противоположны видениям, но при приближении к этому предварительному уровню растворения, или при выходе из более глубокого уровня растворения видения весьма вероятны. Эти видения могут быть устрашающими: например, вид собственного трупа или вид ужасного зверя; но могут быть и приятными – фигура покровительствующего божества, или, например, Будды. Медитативные видения очень живые; "Вишуддхимагга" говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес визит. Предупреждается, что люди робкие или склонные к тревожному состоянию могут сойти с ума от ужасных видений. Другая опасность состоит в том, что медитирующего могут увлечь прекрасные видения и он приостанавливает свое дальнейшее продвижение, делая эти видения главной целью своей медитации и отказываясь от дальнейшего усиления концентрации. Цель медитирующего – за пределами всех видений. Поэтому в Дзен-буддизме и говорят: "Если встретишь Будду – убей его."