Прана шакти (микрокосмическая энергия)

Прана шакти также проявляется в виде шести главных центров, или чакр (хранилищ праны), которые располагаются вдоль позвоночника. Самая нижняя чакра в контуре энергии - муладхара. Следующая чакра, свадхистхана, располагается на два пальца выше муладхары и соответствует крестцовому сплетению. Выше находится манипура, располагающаяся позади пупка и соответствующая солнечному сплетению.

 В области сердца в позвоночнике находится анахата чакра, которая связана с сердечным сплетением. В середине шеи располагается вишуддхи чакра, соответствующая шейному сплетению. На верхушке спинного мозга, в продолговатом мозге, находится аджна чакра, которая связана с шишковидной железой в физическом теле.Кроме того, для управления функциями тела, прана шакти проявляется в пяти главных прана вайю: пране, апане, самане, удане и вьяне. В Упанишадах прана вайю также называется «дыханием». Вьяна - это «всепроникающее дыхание». Прана - это вдох, апана - выдох, самана - промежуток между ними, а удана - увеличение этого промежутка. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны.

В Чандогхъя Упанишаде спрашивается: «Что поддерживает твои тело и чувства и тебя самого (душу)? Прана. Что поддерживает прану? Апана. Что поддерживает апану? Вьяна. Что поддерживает вьяну? Самана». Эти пять главных движений праны порождают пять второстепенных, или упа праны. Они известны как курма, которая стимулирует моргание, крикара, порождающая голод, жажду, чихание и кашель, девадатта, вызывающая сон и зевание, нага, которая вызывает икоту и отрыжку, и дхананджайя, которая в течение короткого времени остается после смерти. Совместно эти десять пран управляют всеми процессами в человеческом теле.

Необходимость праны.

Из пяти вайю две самые важные - это прана и апана. Прана представляет собой движущую силу, направленную внутрь, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вверх от пупка к горлу. Апана - это движущая сила, направленная вовне, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вниз от пупка к анусу.

И прана и апана движутся в теле сами по себе, однако ими можно управлять с помощью практик тантры и йоги. В Упанишадах говорится, что следует использовать метод, позволяющий обратить вспять противоположно направленные движущие силы праны и апаны, чтобы они объединялись с саманой в пупочном центре. Результатом соединения этих сил становится пробуждение кундалини.В тот момент, когда прана полностью покидает тело, сознание уходит, поскольку прана и сознание - это два полюса одного и того же источника - Я. В тексте Прашнопаншиада говорится: «Эта прана рождается от Я. Подобно тому, как человек отбрасывает тень, так и прана зиждется на Я...» (3:3). В момент смерти, когда дыхание прекращается, и прана уходит, сила, которая поддерживала целостность тела, разрушается, а вместе с ней и само тело.

Поэтому в тексте Брихадараньяка Упаншиада прана и дыхание сравниваются со связующей нитью: «Поистине, воздухом, как нитью, удерживаются целыми этот мир и все существа. Поэтому говорят, что когда человек умирает, его члены ослабевают, поскольку их удерживает целыми дыхание, подобное связующей нити». Пока сохраняется прана, тело не умрет.От зачатия до четырех месяцев беременности зародыш существует только за счет материнской праны. Он подобен опухоли в теле матери. После четырех месяцев прана входит в зародыш и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает двигаться каждая прана, активируются соответствующие телесные функции.

Однако прана ребенка становится полностью независимой только когда он рождается и начинает дышать.Без праны мы были бы разлагающимися трупами, не способными видеть, слышать, двигаться и т. д. В тексте Прашнопанишада это иллюстрирует такая история: «Божества (тела) - это эфир, воздух, огонь, вода, земля, речь, ум, глаз и ухо. Видя свое величие, они похвалялись: "Мы правители тела, потому что мы - его опора". Но Прана, главная среди них, сказала: "Не заблуждайтесь. Это одна я, деля себя на пять частей, поддерживаю тело и сохраняю его целостность". Но другие божества были недоверчивы. Тогда Прана в припадке гнева вышла из тела, и все другие божества сразу обнаружили, что покидают его вместе с ней, а когда Прана вернулась, божества снова оказались на своих прежних местах. Подобно тому, как пчелы покидают улей, когда его оставляет их матка, и возвращаются, когда она возвращается, точно так же ведут себя и божества. Удовлетворенные этим доказательством, божества воздали почести Пране».

Многомерная энергия.

Прана, или ощутимое проявление высшего Я, течет в теле по Различным энергетическим проводящим путям, или матрицам. Три наиболее важных пути пранической энергии называются ида нади, питала нади и сушумна нади. Они располагаются вдоль спинного мозга. Ида и пингала нади обвиваются вокруг сушумны в трех измерениях, подобно винтовой лестнице.

Полное знание этих нади помогает пониманию свойственной человеку многомерной энергии, которую представляет собой прана. Ида и пингала - это потоки заряженных ионов, способные оказывать влияние на течение праны. Ида нади представляет собой отрицательно заряженный поток праны, а пингала нади - положительно заряженный поток праны. Вследствие этого происходящие между ними разряды могут влиять на все измерения сознания человека, который над ними медитирует.

 На самом деле некоторые ученые полагают, что психические центры, или чакры, в теле - это ни что иное, как области мощной радиации, вызываемой локальными скоплениями пранической энергии, которые испускают различные субатомные, или «элементарные» частицы. Прану описывают как разновидность сложной многомерной энергии, состоящей из сочетания электрических, магнитных, электромагнитных, фотонных, термических, визуальных, и ментальных энергий. Пять главных подразделений праны, которые существуют в разных частях тела, имеют разные плотности ионных полей. Их можно визуализировать как кружащиеся облака разных цветов и оттенков.

Эти облака праны могут свободно увеличиваться или уменьшаться под влиянием или без влияния внешних факторов. Наименее плотной праной является удана; затем идут прана, самана и апана. Вьяна, текущая по всему телу, имеет плотность, которая равна среднему значению плотностей всех других разновидностей праны. Различные цвета пранических или биоплазматических облаков обусловлены испусканием фотонов при изменении уровней энергии электронов в результате переходя от более высоких к более низким частотам. Таким образом, согласно некоторым ученым, прана имеет облакоподобную природу и обладает электромагнитной энергией.

Это дает начало электромагнитному излучению, в котором волны электрической и магнитной энергий располагаются под прямым углом друг к другу, образуя то, что выглядит как спираль. Эту структуру излучения видели, описывали и изображали мудрецы и ученые из всех частей света и разных эпох. Около четырех десятилетий назад она была сфотографирована с помощью процесса, который называется фотографией по методу супругов Кирлиан. Кроме того, психические целители чувствуют, что некоторая сила покидает их тело и передается пациенту.

Пранамайя коша.

Многие тысячелетия тому назад риши и визионеры говорили, что праны находятся не в грубом физическом теле, а в более очищенном и тонком теле, именуемом пранамайя коша или пранической оболочкой. Они описывали это тело как нечто, похожее на облако, постоянно бурлящее внутри. В зависимости от того, что человек ест, что думает, от состояния его сознания во время медитации и от внешней среды облако имеет разную окраску.Согласно йоге, пранамайя коша образует тонкую сеть, по которой течет прана. Ее также называют праническим, эфирным, или биоплазменным телом. Считается, что это энергетическое тело имеет ту же форму, что и физическое тело.

Однако с помощью определенных йогических техник сосредоточения и визуализации, особенно техники прана видья, практикующий может заставлять его расширяться и сокращаться. Если восприятие тонко настроено на праническое тело, можно увидеть тело света, в котором имеются тысячи тонких, похожих на проволочки структур, проводящих шакти, или энергию. Эти структуры, похожие на проволочки - нади, или энергетические потоки. В тексте Шива Самхита говорится, что всего в теле имеется 350000 нади; согласно тексту Прапанчасара Тантра, их насчитывается 300000, а в тексте Горакша Сартака упоминаются 72000 нади. В субструктуре грубого тела имеются многие тысячи нади, и они распределяют сознание и прану ко всем атомам.

Праническое поле иногда называют псиплазмой, поскольку его можно сравнить с физической плазмой (ионизированным газом), которую изучает физика. Оно представляет собой облако заряженных частиц, на которое можно воздействовать изнутри - умом, и извне - электрическим, магнитным или электромагнитным полями. Это представление приемлемо для многих представителей физики, метафизики и парапсихологии. Кроме того, его легко понять, учитывая взаимосвязанность пранической, умственной, эмоциональной, духовной и физической энергий.* Изменение одной из этих энергий приводит к соответствующему изменению другой. Более плотные из этих пранических облаков естественным образом тяготеют к областям меньшей плотности и притягиваются ими.

Таким образом, в праническом теле имеет место постоянная активность. Это перемешивание значительно ускоряется под действием различных практик йоги, таких как пранаяма, мудры, бандхи, шаткармы хатха йоги и прана видья. Эти практики нередко заставляют различные пранические поля соединяться, что вызывает жар или холод в теле, а также головокружение, интроверсию, увеличение аппетита, а иногда - тонкое восприятие цветов и звуков при практике сосредоточения и отключения чувств (пратьяхара). Многие из этих видов опыта быстрее случаются в практике пранаямы, которая не редко оказывается чересчур мощной практикой для абсолютных новичков в йоге.

* Теория праны получает дополнительное подтверждение в современных исследованиях биофизики процессов дыхания, согласно которым биологические молекулы постоянно находятся в энергетически возбужденном состоянии благодаря взаимодействию с активными формами кислорода (АФК), которые представляют собой свободные радикалы. В частности обнаружено, что дыхание некоторых клеток ( в частности, нервных клеток животных и человека) на 70% осуществляется за счет свободно-радикальных реакций, сопровождающихся излучением света. Кроме того экспериментально показано, что живые существа не могут существовать в атмосфере, лишенной свободных радикалов, и погибают от удушья.

Один из исследователей биологической роли АФК В. Л. Воейков (Биологический факультет МГУ) считает, что без свободных радикалов невозможны никакие процессы жизнедеятельности. (См. Воейков В. Л., «Благотворная роль активных форм кислорода», «МИС-РТ»-2001 г., сборник № 24-1 -5) (пер.)

Пранические вихри.

Согласно тексту Сватмарамы «Хатха Йога Прадипика», «Йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений» (шл. 5, Гл. 2). В процессе пробуждения великой кундалини шакти, практикующий должен не только очищать энергетические каналы (нади), но также повышать количество и качество праны, и запасать ее. Прана накапливается в шести главных центрах вдоль позвоночника. Эти центры находятся в тонком теле, но в действительности соответствуют нервным сплетениям в грубом теле. Прана шакти и манас шакти собираются в чакрах и образуют вращающиеся массы энергии. Каждая чакра вибрирует с собственной скоростью и частотой.

Чакры, находящиеся в самых нижних точках энергетического контура, работают на более низкой частоте, и считаются более грубыми и создающими более грубые состояния осознания. Чакры, находящиеся на вершине контура работают на более высокой частоте, и ответственны за тонкие состояния осознания и более высокий разум.

Прана и сознание.

Согласно Веданте, есть два аспекта человеческого существования - прана и сознание. Прана - это жизненная или биоплазменная энергия, которая повсеместно присутствует в природе, а сознание представляет собой знание. Прана считается активным, а сознание - дремлющим аспектом нашего существования. Сознание, духовное начало, именуется Пуруша, что буквально означает «спящий в городе».

Прана - начало природы, энергии и материи - именуется Пракрити, буквально - «деятельность». Пуруша всегда должен действовать в сотрудничестве и в единстве с Пракрити. Без праны сознание не способно творить. Должна существовать фундаментальная сила, которая преобразуется в различные объекты и формы.

На более высоком уровне опыта прана и сознание едины. Однако на мирском уровне существования они взаимно связаны и взаимодействуют друг с другом. По существу они являются взаимозависимыми сущностями, которые временами сливаются друг с другом, а временами становятся отдельными. Таким образом, сознание может воздействовать на прану, и наоборот. Как можно понять природу нашего существования?

Прану можно понимать и осознавать посредством систематического изучения измерений нашего сознания. Однако это самый трудный путь, поскольку для него необходимо непосредственное восприятие природы сознания, которое для большинства людей невозможно.

Пранаяма.

Более легкий способ понимания и постижения аспектов сознания представляет собой изучение и осознание различных аспектов праны в теле с помощью таких техник йоги, как пранаяма и прана видья. Поскольку прана представляет собой силу, заключенную в дыхании и в теле, она больше всего поддается изучению. Слово «прана» образовано из двух слогов - пра и на - и обозначает постоянство, будучи силой, постоянно пребывающей в движении.

В то время как прана - это жизненная сила, пранаяма представляет собой процесс, посредством которого увеличивается внутренний запас праны. Некоторые люди делят слово «пранаяма» на два - прана и яма - и определяют его как «управление дыханием». Однако, в действительности, оно состоит из слов прана и аяма, что означает «праническая емкость или продолжительность».

Пранаяма - это техника, посредством которой количество праны, имеющееся в теле, активируется до более высокой частоты. С помощью практики пранаямы во всем теле генерируется определенное количество теплоты или творческой силы, влияющей на существующий запас праны. Затем эта прана поднимается по пингала нади в аджна чакру. Когда в организме генерируется достаточное количество теплоты, аджна чакра передает сообщение обратно к основанию кундалини, и происходит действительное пробуждение великой праны.

Наука пранаямы основана на удержании праны, или кумбхаки, для достижения этой цели.

Задержка дыхания.

Управление всем организмом достигается путем осознания природы дыхания и его сдерживания. При задержке дыхания прекращается движение нервных импульсов в различных частях тела и достигается контроль над волновой активностью мозга.

В практике пранаямы необходимо увеличивать продолжительность задержки дыхания. Чем дольше задержка дыхания, тем больше разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Когда дыхание задерживают на длительное время, уменьшается умственное возбуждение. С технической точки зрения, и согласно Патанджали, пранаяма, по существу, представляет собой только задержку «...пранаяма - это прекращение движения вдоха и выдоха» (Сутра 49).

 Вдох и выдох - это методы вызывания задержки. Задержка важнее всего, поскольку она обеспечивает более длительный период для усвоения праны, равно как и более длительное время для газообмена в клетках, в результате которого поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Прана и сознание существенным образом связаны через дыхание. Их можно разделять научными способами, начиная с йогической техники обучения задержке дыхания.

Сила праны.

Чтобы проиллюстрировать силу праны и показать, что она представляет собой не просто дыхание, нам бы хотелось привести здесь пример гуру-брата Парамахамсы Сатьянанды - Свами Надабрахмананды Сарасвати. В Фонде Менинджера, в США, проводился эксперимент для проверки его заявления о том, что он может без труда задерживать дыхание в течение часа. Его поместили в герметичную стеклянную камеру; в аналогичную камеру поместили горящую свечу и живую обезьяну.

На его голове, груди и других частях тела закрепили электроды; кроме того, ученые заткнули ему нос и уши, и покрыли его тело воском, поскольку думали, что он, возможно, дышит порами кожи. Затем его попросили играть на таблах, в то время как ученые будут наблюдать за ним снаружи. Спустя три минуты свеча в соседней камере погасла, а через пятнадцать минут обезьяна потеряла сознание, но Свами Надабрахмананда продолжал играть на таблах более сорока минут. Несмотря на отсутствие дыхания, он потел, и монета, которую один из исследователей положил на его выбритую голову, подпрыгивала. Когда к любой части его тела прикладывали микрофон, слышался непрерывный звук, похожий на шум водопада. Он объяснил, что это - звук движения праны, добавив, что человек будет продолжать жить до тех пор, пока праны активны, даже если он перестанет дышать.**

Биохимия и биофизика

** Современная биохимия и биофизика могут объяснить и этот феномен, который называется эндогенным дыханием. Во-первых, при таком дыхании, энергоснабжение организма (главным образом, мышц) может частично переключаться на так называемый креатин-фосфатный цикл, который является анаэробным (не требует участия кислорода) - например, именно включением этого цикла, повидимому, обеспечивается феномен «второго дыхания» у бегунов на длинные дистанции. Во-вторых, как показывают исследования биофизики дыхания, процессы клеточного дыхания могут протекать по свободнорадикальному механизму, используя активные формы кислорода, генерируемые в организме из воды путем физико-химических превращений с использованием механической энергии.

Возможно, активацией именно таких процессов объясняется звук «похожий на шум водопада», который слышали ученые. См. В. Л. Воейков, «Роль динамических процессов в воде при реализации эффектов слабых и сверхслабых воздействий на биологические системы». Доклад. ; Рабочее Совещание «Сверхслабые воздействия на физико-химические и биологические системы. Связь с солнечной и геомагнитной активностью» 6-8 мая 2002 года, Крымская Астрофизическая обсерватория НАН Украины, (пер).

Источник http://www.yoginpiter.ru/prana-pranayama-prana-vidya.htm

 Продолжение – модель автора

«Все есть яд и все есть лекарство».

«Только доза делает вещество ядом или лекарством

- а так же – знание этой дозы».

Идея проста – наше тело помнить всю свою эволюцию – начиная от Рождения Вселенной и до сих пор. Для того чтобы вспомнить что-то, надо перейти на другой квантовый уровень – сменить доминантную чакру. И вот для этого необходимо воздействие на наши клетки через пранаяму – смерть дыхания.

Йога предписывает постепенность и ритм. Такие сверхусилия как это делает Бодхи -  http://www.bodhi.ru/ сомнительны на счет ахимсы – такой надрыв…

Итак – классика пранаямы.

Пранаяма - начало

Источник http://yogaold.info/joga_sutry/pranayama.html

Прана шакти (микрокосмическая энергия) - №1 - открытая онлайн библиотека Обычно пранаяму переводят как управление дыханием. Но дыхание - одно из проявлений праны, универсальной энергии. Прана - это энергия, в самом широком смысле этого слова - от плазмы звезд, до пищеварительных или мыслительных процессов в человеке.

«То, что там в солнце, и то, что здесь в человеке, - одно», - говорит упанишада. Йога учит, что в космосе все взаимосвязано. Один тип энергии перетекает в другой. Материя (акаша) может «усложняться», если есть энергия. При этом энергия как бы скрепляет частицы материи. Когда эти частицы опять расщепляются, то энергия высвобождается. Это происходит на разных уровнях, химических, физических, психических. Например, солнце. Расщепляясь, материя солнца высвобождает энергию. Эта энергия, пойманная листьями дерева, структурирует более простые частички, добытые из земли. Так появляется древесина или плод. Эта древесина при сожжении высвобождает ту энергию, которая была ею аккумулирована из солнца. Тот же процесс происходит в человеческом теле. По сути, мы берем плод и сжигаем его на медленном огне, в наших желудках. Этот пищеварительный огонь йога называет «огнем вайшванара» - «всечеловеческим». Дыхание, добытый из воздуха кислород способствует этому процессу. Легкие, как кузнечные мехи, раздувают огонь вайшванару. Тот сжигает пищу, высвобождая энергию, часть которой тратится на дыхание.

Так, очень просто, функционирует наше тело. Дыхание - это лишь часть трансформированной энергии, добытой из пищи.

Йога начинает с мышц, ответственных за дыхание, потому что они могут функционировать в двух режимах - могут подчиняться нашей воле или работать автоматически. Поэтому и уделяется дыханию такое большое значение. Благодаря практике дыхательных упражнений, постепенно все нервные и психические токи становятся подвластны волевому контролю.

По этой теме написано много, если вы читали книги по йоге, то согласитесь со мной. Но лишь некоторые авторы понимают суть пранаямы. И только малая часть из понимающих сами практикуют ее. А для объяснения нужно, чтобы автор правильно понимал и имел опыт по дыхательным упражнениям.

Вспомните притчу о мудреце, который убежал с высокой башни. Пранаяма и есть та шелковая нитка, с помощью которой тот поднял нить потолще. Начав практиковать дыхательные упражнения, спустя несколько месяцев вы обнаружите, что оказались в другом теле. Вместо вашего физического тела (стхула шарира - грубое тело), вы себя ощутите сгустком переливающихся энергий (сукшма шарира). Это новое ощущение будет настолько субъективным и непохожим на все, что вы изумитесь, у вас появится желание проверить, реально это ощущение или это галлюцинация, вызванная углубленным дыханием. Это очень справедливый и честный импульс. Не нужно ничему верить слепо и безрассудно. Проверить объективность реальности сукшма шариры можно. Когда вы ощутите потоки энергии вместо физического тела, то направьте их на семена, положенные на мокрую вату. Возьмите два блюда. Положите вату, намочите и посыпьте любыми семенами, способными прорасти. Одну оставьте как контрольную, а другую насыщайте теми потоками энергий, которые вы почувствуете в конце дыхательных упражнений. Делайте это наложением рук и пассами. Через неделю вы заметите, насколько превосходят по росту те семена, которых вы насыщали праной, своих собратьев, оставленных как контрольные. Это очень полезный опыт, ибо он дает решимость продолжать заниматься йогой. Но не делайте этот опыт в самом начале. Сперва позанимайтесь пранаямой несколько месяцев, хотя бы дважды в день.

После этого опыты можно разнообразить - насыщать энергией не семена, а воду, которой их поливаете. Или этой же энергией излечивать головные боли ваших близких и т. п. Но не стоит увлекаться или начинать курсы народного целительства - мир и так полон всяких «Лонго» и потомственных целителей в сотом поколении, исправляющих все - от кармы до формы носа. Единственное, что они не могут исправить, - это свое невежество. Люди, которые обращаются к ним, похожи на слепых, ведомых слепыми. Эксперимент с растениями нужен вам, чтобы вы поняли, что ощущения, появляющиеся во время пранаямы, - это объективные факты, а не ваше субъективное самоощущение.

Не растрачивайте время сверх меры на мелкие чудеса. После овладения высшими стадиями йоги для вас откроется мир волшебства и вы будете способны повторить ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ человечеству парапсихологические опыты. Но и они - лишь миражи, сновиденье в сновиденье. Не стоит из-за этих «стеклянных бус» отказаться от ИСТИННОГО СОКРОВИЩА - нирваны и самопознания. Помните, как у Стругацких в книге «Трудно быть богом»? На самом деле, «трудно им не быть, когда каждая клеточка, фибра, нерв вопит о вашей божественности». Стремление к бессмертию, власти, наслаждению - все это из-за вашей истинной сущности - пуруши, обладающего бесконечным, осознанным блаженством. Так что, по сравнению с познанием вашей самости, все мелкие парапсихологические эффекты - лишь пустая трата времени и сил.

Теперь перейдем собственно к пранаяме. До упражнений в пранаяме должны быть очищены нади - эфирные каналы праны. Нади находятся в «тонком» теле, сукшма шарире. У многих авторов вы можете прочитать устройство «тонкой» физиологии, описание чакр как нервных сплетений и т. д. Но чакры и нади находятся не в физическом теле. Они в эфирном теле, так что они по большей части субъективны, чем объективны. Поэтому опустим описание и перейдем к упражнениям. Только благодаря упражнению вы получите истинное знание о устройстве нади. Читать о чакрах, иде, пингале, сушумне - бесполезная трата времени. Только благодаря дыхательным упражнениям эти тонкие каналы и скопления энергии становятся ощутимыми.

Несколько месяцев вы должны упражняться в капалабхати.

Капалабхати (прочистка головы) - упражнение состоит в серии возможно более коротких вдохов и возможно более сильных и глубоких выдохов. Запомните, выдохи сопровождаются сильными сокращениями мышц промежности и заднего прохода. Без этого кровь будет застаиваться в малом тазу. При энергичном упражнении в капалабхати тело начинает сотрясаться и может выступить пот. Но не нужно доводить до этого. Вообще упражняться в пранаяме нужно осторожно, подобно тому, как укрощают хищника. Сделайте от десяти до двадцати вдохов и выдохов. Передохните. Нужно очень осторожно наращивать количество дыхательных экскурсий. Помните, это лишь предварительное упражнение, прочищающее голову и нади.

После «прочистки головы» переходите к упражнению, называемому Удджай.

Удджай (ведущая к победе) - это ритмическое дыхание. Без задержки. Следует плавно вдыхать и выдыхать. Но чтобы правильно выполнять это упражнение, вы должны забыть, как дышали до этого, и научиться дышать «йогически». В йоге вдох всегда происходит снизу - сперва воздух идет в живот, а затем постепенно добавляются верхние отделы туловища. Выдох происходит подобным же образом - сперва выталкивается воздух из нижних отделов напряжением нижней части живота, и постепенно мы сжимаем средние и верхние сегменты.

Запомните, упражнение всегда начинается с выдоха (речака). Приступая к пранаяме, вы выдыхаете, освобождая легкие от застоявшегося воздуха. Выдыхать нужно плавно, с одинаковой силой до конца. Начинайте с сокращения мышц промежности и мышц стенки живота - с нижних отделов. После этого плавно сокращаются мышцы надпупочной области. Если не делать упражнение в такой последовательности (сперва нижние области, а после надпупочные), то создастся препятствие для оттока крови из малого таза, что чревато проблемами...

В третьей фазе выдоха, после того, как уже вышло достаточное количество воздуха, нужно плавно ослабить вдыхательные мышцы, и грудь начнет пассивно опадать. Активное сокращение мышц брюшного пресса нужно продолжать все время, осуществляя выдох главным образом ими. Но при этом нужно придерживаться «золотой середины» и не делать чрезмерных усилий. Когда выдох происходит подобным образом - благодаря брюшному прессу, то это обеспечивает правильный ток венозной крови из депозитных органов - пещеристых тел, селезенки, печени и позвоночника в целом.

После выдоха следует приступить к вдоху (пурака). Сначала начинаем с брюшного дыхания. Не до конца доведя брюшной вдох постепенно включаем ребра - сначала нижние, потом верхние. Переход от брюшного вдоха к грудному должен происходить медленно, плавно, так, чтобы в конце немного втянулся живот. Активно втягивать его не следует.

Начиная упражняться в уджжай, не следует делать остановку (кумбхака). Спустя несколько месяцев добавляем задержку дыхания. Она может быть практикуема как после вдоха, с наполненными легкими, так и после выдоха - с опорожненными легкими.

Первая ваша задача при практике уджжай - найти ритм вселенной. «Прислушайся к своему дыханию, и ты услышишь ритм вселенной», - говорили в древности. В йоге принято пользоваться мантрами вместо мысленного счета. Вы можете практиковать и так, и этак. Сосчитайте ваше сердцебиение - пронумеруйте от одного до двенадцати. 12 ударов - вдох, 12 ударов - выдох. Вместо цифр «один, два, три...» вы можете повторять АУМ, любую мантру, имя бога, имя гуру.

Классика - повторения пранавы (аум). Это слово - нечто вроде пароля. Утверждают, что оно оставлено в сансаре подобно паролю и имеет невероятное влияние. В упанишадах очень детально описаны виды медитации при помощи Омкары (аум). Опишу только несколько, вкратце.

А - прошлое, У - настоящее, М - будущее. Говоря А-У-М, мы как бы выходим за время, над прошлым, настоящим и будущим.

Или А - сознание при бодрствовании, У - сновидное состояние, когда мы видим сон или грезы, и М - сон без сновидений, когда нет ничего, кроме ощущения покоя, ибо просыпаясь, мы помним, что спали без сновидений, и хотя это было единство тамаса, состояние, приближенное к небытию, но наше я, оказывается, все же бодрствовало, ибо после пробуждения мы помним, что сладко спали, долго и спокойно, или недолго, беспокойно. То, что мы можем оценить наш сон без сновидений, сказав о нем, что он был длинен или короток, что мы спали глубоко или поверхностно, сладко или неспокойно, подтверждает, что мы действительно присутствовали в небытии глубокого сна. Наши пуруши (души) наблюдали, как психику объяла эта темнота и небытие сна. Йога придает огромное значение состоянию сознания во сне без сновидений.

Произнеся «А-У-М», ученик старается ощутить все три состояния сознание: бодрствование (джагат), сновидное (свапна) и глубокий сон без сновидений (сушупти).

Говорят, что лишь йогам доступно четвертое состояние, когда пуруша освобождается от трех прежних состояний. Это состояние называют Туриям - «по ту сторону». Оно отлично от всех троих. Самосознание в этом состоянии еще четче, чем в бодрствовании, органы чувств изолированы от внешнего мира, как во время сновидений, а сама психика полностью заторможена, но иначе, чем бывает во время глубокого сна без сновидений. Торможение, вызванное самим йогом во время Турий, различается от торможения, которое развивается от усталости каждую ночь. В йоге экспериментатор добивается доминанты, которая объемлет все остальные доминанты. Есть закон торможения слабых доминант более сильными. Слабые даже подкрепляют более сильную, их энергия, переходя в тормозное состояние, сливается с более сильной, победившей доминантой. Так, например, при увлеченной работе человек не слышит мелодию, которую сам же и насвистывает или напевает. Пение как бы даже помогает еще сильнее сконцентрироваться на работе.

Законы соотношения очагов возбуждения, или доминант, были открыты на востоке, тысячелетия тому назад. Ритмичное дыхание можно проводить как слабую доминанту, которая поможет для развития другой доминанты, сосредоточения. Так ритм мантры, произносимой мысленно, в такт сердцебиению, постепенно превращается в некий напев, невероятной гармонии. И, пытаясь сосредоточиться, йог совершает ритмическое дыхание, как некто напевает, чтобы лучше сосредоточится на работе. Йога советует смотреть на кончик носа, с полуопущенными веками. Это еще одна доминанта. Ровное напряжение тела в правильной асане - тоже одна из доминант. Йога учит, как объединить силы этих маленьких доминант в йогическое сосредоточение невероятной силы. Это уже приходит с практикой. Если честно, то где-то полгода вы будете только осваивать уджжай. Это время нужно для очистки нади – каналов, по которым циркулирует прана. Но и само это осваивание чудесно. После двух - трех месяцев вы будете терять ощущение физического тела и станете чувствовать пранические токи. Вы проникнетесь ритмом, и придет Настоящий Отдых. Вы поймете, что раньше вообще не отдыхали. Доже во время сна вы не достигали подобной релаксации. Тело станет послушным аппаратом, со здоровьем не будет никаких проблем. Уджжай - и вправду «ведущая к победе».

По прошествии нескольких месяцев ежедневные упражнения в асанах, капалабхати - «очистка мозга» и уджжай - изменят вас. У вас появится удовлетворенность, жизнь «окрасится» в разные цвета. Это все - результат накопления гунны саттва. Чтение сакральных книг, тапас, омовения, диеты, асаны, упражнение в капалабхати и удджай сделают психику саттвичной. Это проявится в наслаждении. При каждом упражнении, при каждом «нырке» в священные тексты вы будете чествовать необычную ананду - блаженство. Так что ваша решимость все время будет расти. Упражнения йогой превратятся в самое любимое время. Поверьте, ощущение от гуны саттва - подобно действию некого чудесного наркотика, вы будете чувствовать эйфорию и будете пытаться продлить все больше и больше это блаженство. На этом этапе упражнения йоги уже не будут требовать напряжения воли, вы будете с нетерпением ожидать времени, отведенного для пранаямы.

В сакральных текстах говорится, что пранаяма дает здоровье, чистый цвет лица, делает приятным голос. Вивекананда говорил, что он вообще не встречал йога с неприятным голосом. Кожа от пранаямы очищается и приобретает некий золотистый оттенок. Это не физический цвет, а впечатление от восприятия ауры йога. Окружающие, смотря на йогина, воспринимают его как бы светящимся изнутри, окруженным золотым сиянием.

 Далее – пранаяма подразделяется на малую, среднюю и большую.

Пранаяма

Источник http://www.dharmanathi.ru/content/view/104/44/

Пранаяма - важная йога-анга, которая повсеместно принята с ранних времен. Слово ПРАНАЯМА состоит из «прана» и «аяма», которые означают контроль или регулирование «праны». Сейчас мы попытаемся более ясно объяснить идеи «пранаямы».

Слово «прана» образуется от корня «ан» (дышать с префиксом «пра»). Глагол и его формы встречаются в Ригведе, и в различных стихах «прана» означает просто «дыхание». В Упанишадах прана становится жизненно важной силой или принципом всего существования, символом Брахмы.

«Прана» главным образом переводится как «жизненное дыхание». Но в йогической литературе мы находим слово «прана», используемое в следующих смыслах:

(a) Дыхание, то есть дыхательный воздух, как сказано «pracchardanavidhAraNAbhyAM vA prANasya» в P.Y.S. 1-34. В Гхеранда Самхите прана также означает «дыхание». В описании множества кумбхак, вайю или прана означает «дыхание». В Хатхапрадипике «prANaM sUryeNAkR^iShya» означает дыхание, производимое через правую ноздрю.

(b) Дыхательные импульсы, которые вызывают вдох или выдох. Йогабхашья на P.Y.S. 1-31, определяя «шваса» и «прашваса», говорит «prANo yadbAhyam vAyumAcamati sa shvAsaH, kauShThasya vAyu-niHsAraNaM sa prashvAsaH". Это означает, что прана - некоторая сила, которая отвечает за вдох воздуха в грудную клетку, и выдох воздуха из грудной клетки.

(c) Нервный импульс, или ощущение прохождения через различные части тела. Например, ощущение медленного движения по спинному мозгу в Кундалини Йоге или в пяти типах Дхараны, описанной в Гхеранда Самхите III-70-72; а также в Горакша Шатаке, 69-73. Здесь слово Прана не может означать ни дыхание (как в первом случае), ни импульс (второй случай). Это совершенно точно означает некоторый тонкий импульс, проходящий по нервам. Это обозначено в Горакша Шатаке, стих 25 - там говорится «iti (prANAdi vAyus) nADIsahasreShu vartante jIvarUpiNaH», что описывает как вайю, п<