Научные исследования пранаямы

Вообще считается, что в практике пранаямы каждый использует больше кислорода и выделяет больше углекислого газа. Свами Кувалаянанда продемонстрировал, что это не верно. С его точки зрения, ценность кислорода не столь велика в пранаяме, как нервное развитие ввиду дыхательной обратной связи.

Точка зрения Свами Кувалаянанды показывает, что в пранаяме с кумбхакой потребление кислорода остается почти таким же, как и в нормальном состоянии. Вопреки этому полученные данные Беханана и Мили говорят об увеличении потребления кислорода во время кумбхаки.

Были зарегистрированы электрические напряжения различных участков носовой слизистой мембраны. Также было отмечено, что в этих напряжениях существует различие между левой и правой сторонами. Эти изменения были полностью независимы и несвязаны с деятельностью дыхания.

Наблюдалось, что пранаяма благоприятно влияет на проницательность и восприимивость человека.

В эксперименте с бхастрика-пранаямой, осуществленной непрерывно в течение 45 минут, не было замечено никакого явственного изменения в кислотности крови или мочи (Свами Кувалаянанда и П.В. Карамбелкар)

Roitbak(1960), Stejkal (1968), и Dostalek (1976) сообщили, что в пранаяме во время непреднамеренной кумбхаки и продолжительного выдоха лучше используется кислород при более низкой вентиляции, и возможно спецефическое действие углекислого газа. Во время продолжительного выдоха, уровень возбудимости организма становится ниже.

Dostalek и Lepicovska (1983) сообщили, что частота сердечных сокращений значительно уменьшается в процессе внутренней кумбхаки. Кумбхака, выполненная непосредственно после капалабхати, ее действие приходится на интервал PQ до 300 мс.

Изменения электроэнцефалограммы в процессе бхастрика-пранаямы более явные, чем в капалабхати. Развитие Hi-ритма наблюдалось при выполнении кумбхаки.

Возбудительный эффект прерывается под влиянием дыхательного центра (Dostalek, 1974, 1975) и ритмичном возбуждении внутренних органов. В процессе бхастрики, капалабхати ритмично стимулирует брюшные внутренние органы и вегетативные сплетения. Было доказано, что ритмичное возбуждение в значительной степени действует на функциональный тон центральной нервной системы Varbonova and Nikolov ,1982).

Юкта и аюкта-пранаяма

*************

В вышеуказанном стихе Хатха-прадипики утверждается, что посредством правильной (юкта) практики пранаямы все болезни уничтожаются. Неправильная (аюкта) практика пранаямы, с другой стороны, приводит к усилению всех видов болезней, таких как икота, астма, кашель, головная боль, боль в ушах и глазах из-за дисбаланса вайю.

Что такое правильная (юкта) и неправильная (аюкта) практика пранаямы, описывается в следующем стихе:

************

Нужно вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть как описано, чтобы достичь успеха в пранаяме.

Предписанный способ практики пранаямы описан в следующих пунктах:

a) юкта стхана (правильное место)

b) юкта видхи (правильная техника)

c) бандха юкти (правильное использование бандх)

d) юкта абхьяса (правильная практика)

e) юкта кала (правильное время)

f) юкта ахара (правильная диета)

g) малашодхана юкти (правильное очищение)

Эти пункты объяснены далее:

а) юкта стхана (правильное место). Место для практики пранаямы должно быть изолированным и свободным от всех видов беспокойств. Оно не должно подвергаться сквозняку.

b) юкта видхи (правильная техника). Есть несколько вариантов пранаямы. Нужно выбрать индивидуальный вариант для интенсивной практики. Этот выбор регулируется интересом и способностью индивидуума, а так же квалифицированным учителем.

Каждая пранаяма состоит из трех фаз, а именно: пурака, кумбхака и речака. Каждая пурака - медленная и завершенная. Кумбхака выполняется в зависимости от способности человека. Она не должна быть слишком длительной, так чтобы не сделать речаку неконтролируемой. Закрытие носа с использованием указательного и среднего пальцев и применение джаландхара бандхи - важные моменты в кумбхаке. Речака должна быть всегда медленной, управляемой и выполняться только через ноздри. Временное соотношение между пуракой и речакой должны быть 1:2. Продолжительность кумбхаки должна постепенно и осторожно увеличиваться с концентрацией на выбранных внутренних точках.

с) бандха юкти (правильное использование бандх). Согласно хатхайогической технике, каждая пранаяма должна сопровождаться тремя бандхами, а именно: мула-бандхой, джаландхара-бандхой и уддъяна-бандхой. Мула-бандха применяется вместе с пуракой, джаландхара-бандха - во время кумбхаки, а уддъяна - в конце кумбхаки, но перед тем, как начинается речака. Поскольку применение этих трех бандх одновременно, в течение пранаямы является очень энергичной и продвинутой практикой, Свами Кувалаянанда предлагает использовать только джаландхара-бандху и избегать мулабандхи и уддъяна-бандхи для того, чтобы уберечь практикующего от возможных повреждений, по крайней мере, в начале. Применение трех бандх должно осуществляться строго под руководством и наблюдением компетентного учителя.

d) юкта абхьяса (правильная практика). Практика пранаямы нуждается в правильном контроле над респираторными импульсами. Она имеет дело с респираторным (дыхательным) механизмом. Перед практикой фазы кумбхаки, желательно поддерживать себя контролируемой и продолжительной пуракой и речакой. Потом кумбхака может осуществляться в течение короткого времени. Кумбхака должна увеличиваться постепенно, согласно способности человека. Но, нужно обратить внимание, что нет никакого ощущения удушья в любое время.

Постепенное увеличение в практике пранаямы означает прибавление числа кругов, также как количество подходов. Традиционные тексты, такие как Хатха-прадипика дают необходимое предостережение в практике пранаямы, выраженное следующими словами:

«Так же медленно, как приручаются лев, слон и тигр, дыхание постепенно должно быть приведено под контроль; в противном случае это принесет вред практикующему». (ХП-II.15)

e) юкта кала (правильное время). Гхеранда самхита-V.9 советует начинать практику весной или осенью. Тем самым, практикующий достигает успеха и освобождается от болезней.

В Хатха-прадипике -II.11 говорится о выполнении пранаямы четыре раза в день -утром, днем, вечером и вполночь, с постепенным увеличением количества циклов и количество подходов. В любом случае пранаяма должна осуществляться на легкий желудок.

f) юкта ахара (правильная диета). Правильная диета в йоге называется митахара. Она имеет два аспекта - количественный и качественный. Пища должна приниматься в умеренном количестве, так, чтобы одна четвертая часть желудка оставалась пустой. Пища должна быть свежей, питательной, сладкой, маслянистой, содержащей продукты из молока, необходимо избегать несвежих, соленых, квашеных или вызывающих раздражения продуктов. В начале приема пищи рекомендуют принимать молоко или гхи. Потребляемая пища должна быть простой, легко перевариваемой и полезной для интенсивной практики. Тексты говорят, что тот, кто начинает практику без контролирования диеты, подвергается многим болезням и недостигнет прогресса.

g) малашодхана юкти (правильное очищение). Если нади загрязнены, прана не движется вдоль сушумны. Лишь тогда, когда нади очищаются, практик способен регулировать прану и легко сохраняет дыхание. Поэтому, необходимо выполнять шесть очистительные процессов: дхаути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати, чтобы избавиться от избытка жира и слизи, которые создают апатичность и тяжесть в теле, и засоряют свободное течение пранических импульсов. Когда нади очищены и прана течет через сушумну, ум достигает равновесия.

Таким образом, для того, чтобы извлечь максимум пользы от практики пранаямы нужно принять во внимание все пункты, перечисленные выше.