Техника выполнения пранаямы

Уджджаи

Название

В последней главе мы объяснили значение слова пранаяма. Также следует отметить, что автор Хатха-прадипики дает восемь вариантов пранаямы, один из которых - уджджаи. Мы точно не знаем, почему этот вид пранаямы называется уджджаи, однако, мы осмелимся сделать два объяснения ее названия. В древней Индии приветствие включало слово Джая, которое всегда произносилось достаточно звучно. Потому, слово Джая и родственные ему слова ассоциируются с громким произношением. Нынче же, отличительная особенность уджджаи-пранаямы - это громкий носовой звук, как дано в описании техники, возникающий благодаря частичному закрытию голосовой щели. Следовательно, вполне вероятно, что именно поэтому пранаяма называется уджджаи, что отличает ее от других разновидностей. Наше предположение окажется вполне возможным, если мы учтем два следующих факта 1) приставка «уд» встречается в имени Уджджаи (udajAyo), означая «во весь голос, громко». 2) Уджджапи, вариант, данный Браманандой, в его комментариях на Хатха-прадипику, фактически означает произнесенный громко. Возможно, название уджджапи было выбрано, потому как оригинальное слово уджджаи не ясно в своём значении. Таким образом, во всех возможных случаях уджджаи также означает произнесенный громко.

Некоторые варианты пранаямы называются уджджаи, потому что продолжительное выполнение этой практики приводит к успеху. Уджджаи может быть интерпретирована в значении приводящая к успеху.

Техника

Общие инструкции относительно времени, места, расположения, позиции и т.д., данные в последней главе, применимы к уджджаи. Теперь мы дадим практическую технику выполнения пранаямы.

Пурака

Прежде, чем мы опишем технику пураки в уджджаи, мы сошлемся на особенность пранаямы в общем, касающуюся вдоха и выдоха.

Во время цикла пранаямы следует сохранять закрытой ту или иную ноздрю, а в кумбхаке - обе ноздри. Что является традиционным способом закрытия ноздрей в Йоге? Следуя традиции, это действие выполняется особым образом. Согласно нашей точке зрения, метод закрытия ноздрей не только очень удобный, но также научно обоснованный. При практике используется правая ладонь. Указательный и средний пальцы загибаются, другие два пальца и большой палец остаются прямыми. Затем большой палец и прямые пальцы (безымянный и мизинец) кладутся на переносицу, большой палец на правую сторону, а два других - на левую. Затем, если закрыта правая ноздря, пальцы сохраняют свое положение, а большой палец незаметно переходит в свое первоначальное положение, и твердо держится на упругой правой ноздре, надавливая на нее в сторону перегородки и над твердой костью. И опять же, если левая ноздря закрыта, большой палец отводится назад в исходное положение на переносицу, а пальцы опускаются, твердо сохраняя свои позиции на левой ноздрей, надавливая на упругую часть перегородки и над носовой костью. Если обе ноздри закрыты, то и большой палец и остальные пальцы опускаются, надавливая на ноздри как в последних двух случаях (рис.30). Но если обе ноздри открыты, то для правой руки может быть две позиции, т.е. безымянный и мизинец, как и большой палец, могут покоиться на переносице или же правая рука может быть опущена на колено. Первая позиция предпочтительнее, когда происходит чередование открытия ноздрей, одна из ноздрей сохраняется закрытой, как в уджджаи. Но если это не поочередное закрытие ноздрей, то отдается предпочтение второй позиции. Теперь перейдем к пураке.

Каждая пурака, включая самую первую, начинается после завершения выдоха. В уджджаи дыхание следует выполнять через обе ноздри, вдох должен выполняться грудной клеткой. Ученик расширяет грудную клетку и воздух автоматически наполняет ее. В продолжение всего вдоха, голосовая щель частично прикрыта. Это частичное закрытие голосовой щели должно производить продолжительный звук, подобно звуку, который производится во время рыдания. Разница в том, что в рыдании звук неровный и ломанный. Здесь же он продолжительный. Во время вдоха лицевые мускулы или мускулы носа не должны быть сжаты. Сжатие мышц лица совершенно не используется при вдохе. У некоторых людей есть привычка некрасиво жмурить все лицо, когда они пытаются вдыхать, этого следует избегать.

Особое внимание следует уделять брюшным мускулам. Они должны оставаться под контролем с очень легким сокращением, которое сохраняется во время вдоха. Западные физ. культуристы советуют своим последователям вытягивать живот во время вдоха. По нашему мнению, это возникло из-за некоторой неправильной концепции о физиологии глубокого дыхания. Они находятся под впечатлением, что они могут собрать больше свежего воздуха и вследствие этого - кислорода, если они вытягивают свой живот. Дело в том, что регулирование мышц живота приводит на вдохе к набору большего количества кислорода, чем растяжение живота. Поскольку к этому имеет отношение и культура нервов, то регулируемые мускулы живота бесспорно имеют преимущество над расслабленными мышцами живота.

Мы не говорим пранаяма, а преднамеренно используем словосочетание глубокое дыхание. Физиологический эффект пранаямы очень отличается от глубокого дыхания. Поэтому, неправильно использовать два слова как эквивалент друг друга.

Весь процесс вдоха должен быть спокойным и равномерным, при этом сопровождающий звук (возникающий из-за частичного закрытия голосовой щели), должен быть также низким, но благозвучным и равномерным. Всех трений в носу, особенно в обонятельной области, следует осторожно избегать. Все трения, зачастую возникают вследствие расстройства мозга от неправильного выполнения пранаямы. Во время вдыхания предельного количества воздуха, не должно быть никаких судорожных напряжений при совершении дополнительного дыхания. После выполнения вдоха следует кумбхака.

Кумбхака

Из всех разнообразных видов кумбхак в уджджаи используется абхьянтара кумбхака, т.е. кумбхака, совершенная после глубокого вдоха. Первая вещь, которая требует нашего внимания в этой кумбхаке - это полное закрытие голосовой щели. При практике полностью закрывается проход в легкие и из них. Вторая особенность - это выполнение джаландхара-бандхи, а третья - закрытие ноздрей. Накрепко зажатая голосовая щель создает первую и самую эффективную защиту от вдыхаемого воздуха, который постоянно пытается прорваться через воздушный проход во время практики кумбхаки. Джаландхара-бандха полностью сокращает ротовую часть глотки, создавая второй уровень защиты. Третий уровень не нуждается в пояснении. Также необходимо отметить, что когда первый уровень ослабевает, то второй и третий не способны противостоять натиску воздуха. Не желательно пробовать практиковать подобные вещи, потому что такое напряжение скорее всего приведет к неблагоприятным последствиям. Первый уровень служит опорой для второго и третьего.

Также следует твердо усвоить то, что голосовая щель может выполнять эту работу при условии, что стенки грудной клетки прочно удерживают свое положение с поднятыми ребрами. Так, сжатие мышц гортани гарантировано в конце вдоха, чего следует придерживаться на протяжении всей кумбхаки.

Необходимо так же удерживать легкое сжатие живота. Как будет сказано в последней главе данной книги, настоящая польза кумбхаки заключена в брюшном сжатии. Здесь мы вынуждены сделать краткую ссылку на общеизвестное представление, согласно которому настоящая польза кумбхаки заключается в более крупном количестве кислорода, вследствие задержки воздуха в легких. У нас имеются данные лабораторной экспертизы, которые подтверждают, что такое утверждение не совсем точное.

Предельное время кумбхаки зависит от двух вещей: (1) ко времени окончания кумбхаки не должно возникнуть никаких ощущений удушья. (2) В завершении Кумбхаки, ученик должен контролировать легкие, а так же быть способен выполнить ровную и соразмерную речаку. Если эти условия выполняются, то нет опасности причинить вред легким и сердцу.

Время пропорции между пуракой и кумбхакой должно составлять 1:4 или 1:2. Начинающий должен постепенно продвигаться от первого соотношения к последнему. Но какой бы ни была пропорция, измерение кумбхаки должно сначала быть установлено на примере предыдущей главы, и только потом пропорциональное время пураки может быть фиксированным.

При завершении кумбхаки ослабляется нажатие на левую ноздрю, затем открывается джаландхара-бандха и после этого частично открывается голосовая щель. Грудная клетка расслабляется только тогда, когда воздушный проход становится открытым. С расслаблением грудной клетки начинается речака.

Речака

Речака должна выполняться через левую ноздрю. Ни на какой стадии во время речаки ученик не должен терять контроль над легкими. Расслабление грудной клетки должно быть медленным и равномерно приходящим к завершению. Голосовая щель в продолжение всего этого действия должна оставаться закрытой. Фрикционный звук из-за этого частичного закрытия, должен быть низким, но равномерной высоты.

С самого начала речаки брюшные мускулы подвергаются большому сокращению. Даже когда грудная клетка сжимается в высшей степени, живот должен продолжать сокращаться, до тех пор пока наконец последний миллилитр воздуха не вытиснится. Это не означает, что в речаке можно выполнятся любое количество растяжения. Это лишь означает, что выдох должен быть настолько полный, насколько возможно без привлечения любого чрезмерного растяжения. Однако, читатель может отметить, что при речаке возможно наименьшее чрезмерное растяжение, чем в пураке или кумбхаке. Есть другое мнение, которое также заслуживает внимания. Что касается воздействия на сердце обычного человека, при выполнении сверх правильных пропорций, пурака и кумбхака, возможно принесут больший вред легким, чем сердцу, тогда как чрезмерная глубокая речака, скорее всего окажет большее воздействие на сердце, чем на легкие.

Речака должна всегда занимать больше времени, чем пурака. Общепринятые пропорции между пуракой и речакой - это 1:2. Нужно стараться достичь стандарта. Здесь также каждый должен помнить, что речаку никогда не следует выполнять в спешке. Дело в том, что в урегулировании пропорций составляющих частей пранаямы, т.е. пураки, кумбхаки и речака, каждый отмечает, что он может выполнять с комфортом не только одну пранаяму, но также и все последующие. Если в сидячем положении ученик желает совершить четырнадцать циклов уджджаи, то он не должен ощущать потребность поспешного вдоха между любыми двумя следующими друг за другом циклами, до тех пор, пока все циклы не закончены. Неуместное ощущение удушья не должно возникать ни на какой стадии практики пранаямы, каким бы ни было количество циклов. Это необходимо принять не только в урегулировании составляющих частей отдельного цикла, но также в установлении общего количества циклов, который ученик желает выполнить за одну практику.