Общая продолжительность отдельного цикла

Это непременно будет зависеть от способности каждого человека. Без включения наших собственных соображений, мы можем установить следующие правила:

1. Духовно ориентированные (приверженцы совершенствования) должны пытаться увеличить продолжительность каждого цикла.

2. Материалисты, кто желает достичь увеличения кислорода, наряду с выполнением, должны пытаться укоротить продолжительность каждого цикла.

3. Материалисты, которые желают достичь других ценностей в дополнение к увеличению кислорода, должны стараться выполнять четыре цикла в минуту.

Концентрация

Духовно ориентированный человек должен сосредоточиться на точке в той части глотки, где возникает первое ощущение прикосновения вдыхаемого воздуха. Эта точка расположена позади переднего открытия носового прохода, в куполе носовой глотки, там, где соединены твердое и мягкое нёбо. При выдохе последнее касание выдыхаемого воздуха должно ощущаться именно в этой точке. Концентрация на этой точке сохраняется в течение всей пранаямы, делается ли она во время пураки, кумбхаки или речаки.

Материалист должен концентрировать свое внимание на воздухе, которым он дышит. Во время вдоха и выдоха следует концентрироваться на голосовой щели. Во время Кумбхаки концентрация должна быть направлена на задержку воздуха в грудной клетке.

Для концентрации можно использовать на другие точки, важные как для материалиста, так и духовно развивающегося. Но невозможно рассмотреть все только лишь в одной книге.

Общие советы

Как объяснялось ранее, начинающий, как материалист, так и духовно ориентированный практик, должны практиковать уджджаи без кумбхаки. Для первого нет необходимости в кумбхаке, если только он не желает достичь таких совершенств силы, какие были описаны Проф. Рамамурти и теми кто ему подражал. Даже для духовно направленного, необходимость кубхаки возникает после достижения хорошего результата всего процесса. Во всяком случае, новичок должен избегать кумбхаки, когда она очень маленькая и когда она слишком большая, но больше всего следует избегать чрезмерного перенапряжения.

Имеется другая точка зрения, которую мы изложим нашим читателям. Даже в уджджаи, речака может практиковаться с использованием обеих ноздрей. Нам известно, что это изменение не сохранилось в традиционной технике, но оно оказалось наиболее удобным способом для начинающего. Однако, мы также не считаем, что это изменение принесет достаточно успешный результат.

Относительно этой рекомендации, также принимается и то, что при ослаблении кумбхаки нет необходимости в использовании правой руки для закрытия ноздрей.

Каково общее количество циклов, что необходимо практиковать ежедневно, и как они должны быть классифицированы?

Для духовного ориентированного практика максимальное количество циклов - 320. Они распределяются от двух до четырех подходов, согласно индивидуальным возможностям. Материально направленный человек должен совершать 240 циклов за два подхода. Наиболее благоприятное время - утренние и вечерние часы.

Новичок, практикующий йогу, независимо от типа, может выполнять семь циклов в каждом подходе, добавляя по три цикла каждую неделю.

Капалабхати

Название

Слово капалабхати составляют два: «капала» и «бхати». На санскрите капала означает череп, а бхати происходит от санскритского корня, означающего светиться. Поэтому капалабхати означает упражнение, которое делает череп светящимся. Капалабхати - это одна из шести очищающих практик, известных в Хатха-йоге как шат-крийи и предполагает очищение носового прохода, вместе с остальными частями респираторной системы (опираясь на наших лабораторные исследования капалабхати, мы можем сделать вывод, что эта техника способна очищать не только респираторную систему, но также и различные части анатомической системы, связанной с черепом. Также есть основания предполагать, что капалабхати способна очистить даже капилляры наиболее скрытых частей человеческого тела. Итак этому упражнению, очищающему части черепа, дано название капалабхати.

В Йога-шастре упоминаются три различные вариации капалабхати. Все эти разновидности в основном характеризуются способностью очищать носовой проход. Однако здесь, мы рассматриваем наиболее популярный вариант из множества. Как станет заметно из техники выполнения, этот вариант является типом дыхательного упражнения.

Техника выполнения

Несмотря на то, что капалабхати не является пранаямой в строгом техническом смысле этого слова, все же это безусловно является дыхательным упражнением и все, что описано относительно положения, времени и т.п. для пранаямы, относится и к этой технике. Таким образом, ученик должен выбрать место, привести в порядок свое сидение и отрегулировать время согласно общим инструкциям. Следующие вопросы касаются положения, предназначенного для этого упражнения. Ученик не ориентированный на духовный аспект может принять любое сидячее положение, которое для него удобно. Мы не считаем, что капалабхати может быть полезна в стоячем положении. Это дыхательное упражнение нуждается в очень свободном движении брюшных мышц. Поскольку в стоячем положении передняя часть мышц живота расслаблена не полностью, то ей нельзя двигать свободно. А в сидячем положении брюшные мышцы могут находиться в полной релаксации, и в этой позиции их движение может быть совершенно контролируемым. Таким образом, даже материально направленный человек сможет хорошо выполнить практику капалабхати в сидячем положении.

Относительно заинтересованного в развитии человека, ему необходимо принять устойчивое положение. Здесь для практики капалабхати совершенно конкретно рекомендуется позиция лотоса. Основная причина в том, что капалабхати приносит духовную пользу, ее практикуют энергично и продолжительно. Энергичная практика капалабхати, даже в течение нескольких минут, создает почти всегда некое сплетение вибраций в человеческом теле. Эти вибрации становятся более и более интенсивными, если упражнение продолжается дальше с естественной силой, до тех пор, пока эта сила не становится трудно контролируемой. Так, из всех медитативных положений, которые рекомендуются деховно ориентированному ученику, падмасана - единственная сидячая позиция, которая удерживает конечности в надлежащем положении в подобных условиях. Принципиален вопрос относительно нижних конечностей. Замок ступней, который получается при выполнении падмасаны настолько прочен, что никакая сила не может разъединить его. В других медитативных позициях ноги не закреплены, и интенсивные толчки, которые начинает производить тело вследствие энергичного выполнения капалабхати, вскоре выходят из должного положения. Рекомендуют, чтобы поза, однажды принятая, сохранялась в течение всего упражнения, поэтому падмасана - единственная медитативная поза, пригодная для практики капалабхати.

Традиционное и рациональное обучение капалабхати практикуется только в падмасане, что подтверждено автором Хатха-прадипики. Мы должны признать, что Сватмарама Сури не говорит красноречиво о том, что падмасана обязательна для практики капалабхати, но мы можем понять, что он подразумевает именно это из того, что он говорит в связи с бхастрикой. Между тем, как и в случае других кумбхак, Сватмарама не упоминает никаких особых позиций, в описании бхастрики и кумбхаки он особо упоминает падмасану ( samyak padmAsanaM badhdA ......| H.P.II59. - Допускается принять позу лотоса). Это означает, что согласно ему, бхастрика и кумбхака должны практиковаться в позе лотоса. А так как упражнение капалабхати родственно бхастрике, то мы можем вполне обооснованно утверждать, что бхастрика равнозначна капалабхати, плюс кумбхаке типа уджджаи. В этом случае мы можем логически заключить, что асана, которая обязательна для бхастрики также обязательна и для капалабхати.

В связи с этим необходимо помнить, что поза лотоса обеспечивает ножной замок, необходимый для капалабхати. Руки могут, по обыкновению, находится на коленях в джняна-мудре, или же они могут быть помещены впереди живота, как это необходимо в падмасане. Следующие инструкции относительно двух бандх, а именно, джаландхара и мула, которые являются обычными формами части падмасаны.

В дыхательном упражнении джаландхара-бандха практикуется только во время кумбхаки. Капалабхати - это, несомненно, дыхательное упражнение, состоящие исключительно из постоянных вдохов и выдохов, оно не включает кумбхаку. Следовательно, практика джаландхара-бандхи не является необходимой в позе лотоса, когда она принимается при капалабхати.

Другая, а именно, мула-бандха, используется по-разному. Ученик-йогин, особенно восприимчивый к вибрации, создаваемой капалабхати, бессознательно совершает эту бандху, с того момента как вибрации становятся все более и более интенсивными. Вся область таза автоматически сокращается в результате сильного сжатия анального сфинктера. Поэтому желательно избегать сознательного выполнения мула-бандхи на начальных стадиях практики. Если же выходит так, что вибрации, вызванные капалабхати не скрепляются автоматически в бандху, даже когда практик утвердился в выполнении этого упражнения, мула-бандха может быть добровольно введена в технику этой крийи.

То, что было сказано относительно прямого позвоночника в случае с уджджаи, касается и капалабхати.

Рассмотрев асану, необходимую при капалабхати, мы переходим к обсуждению техники правильного выполнения упражнения.

В широком смысле, капалабхати - это дыхательное упражнение брюшного или диафрагменного типа, в котором стремительные выталкивания дыхания следуют один за другим в быстрой последовательности и которое характеризуется отсутствием какой-либо паузы при длительном выполнении дыхания. Таким образом, это упражнение состоит только из речаки и пураки, кумбхака совершается независимо. Что касается речаки и пураки, речака - это непременная часть практики, пурака же является только дополнительной. В случае с капалабхати имеется одна большая особенность, которая заслуживает внимания. В других дыхательных упражнениях одна пурака, одна речака и одна кумбхака составляют один цикл. Но в капалабхати один цикл состоит из многих выталкиваний дыхания, по принципу сколько нравится или сколько способен выполнить практикующий. Таким образом, каждый может выполнять по нескольку сотен выталкиваний в одном цикле капалабхати.

Теперь перейдем к деталям практики, начиная с речаки, которая является главенствующим признаком упражнения.

Речака

Как в уджджаи, так и в любых других дыхательных упражнениях, не важно - восточные они или западные, речака и пурака неизменно должны быть очень глубокими. Под полной речакой подразумевается, что никакое дополнительное количество воздуха не возможно более извлечь из легких. Так же пурака считается завершенной, когда никакое дополнительное количество воздуха не может в дальнейшем быть введено в легкие. Так каков объем воздуха, который вытеснен из легких при выдохе в капалабхати? В каждой речаки выполненной в капалабхати выдыхается столько воздуха, сколько может быть выведено из легких стремительным и энергечным внутренним толчком совершаемым передними мышцами живота. Естественно это количество воздуха будет различным для каждого человека. Мы проводили эксперементы в лаборотории на измерение этого количества для различных субъектов и также сопоставляли его с соответвующим количеством их естественно выдыхаемого воздуха. На основе этих показаний, мы можем сказать, что в капалабхати выдох должен быть немного глубже, чем при обычном дыхании. (Например, если количество нормально выдыхаемого воздуха в случае отдельного человека равно 360 мл., то он предположительно должен выдыхать 450 мл. во время выполнения капалабхати). В каждодневной практике следующий практический метод будет достаточным. Нужно чтобы брюшные удары были цельными и дыхание легко выходило наружу. Когда это выполнено должным образом, количество выдыхаемого воздуха само собой приложится.

Однако, сущность речаки не заключается в регулировании количества выдыхаемого воздуха, она состоит упорядочивании различных анатомических частей, в особенности тех, что напрямую связаны с дыханием. Ранее упоминалось, что капалабхати - это упражнение брюшного дыхания. Поэтому в этой практике выдох скорее является результатом движения передних брюшных мышц и диафрагмы, чем движением мускулатуры, действующей в ребрах и между ними. Мускулы, задействованные в ребрах и между ними, остаются сжатыми до тех пор, пока продолжается отдельный цикл капалабхати, независимо от количества выталкиваний воздуха, которые формируют этот цикл. В других типах дыхательных упражнений йоги, эти мускулы остаются сжатыми только в пураке и кумбхаке. Как только начинается речака, они расслабляются, расслабление является завершенным, когда речака является наиболее глубокой. Но, в капалабхати, вследствие ее специфического характера, мускулатура, задействованная в ребрах и между ребрами, однажды сжатая остается в таком состоянии, сохраняя ребра поднятыми даже во время выдоха. Только диафрагма и передние брюшные мышцы являются той мускулатурой, которая свободно движется в течении всего упражнения, претерпевая дополнительное сжатие и расслабление. Это не следует интерпритировать в том значении, что ребра не опускаются все время в течении выдоха. Невозможно выдыхать без небольшоего понижения ребер, но понижение ребер должно быть настолько маленьким в капалабхати, что оно всегда незначительное. Оно может быть подтверждено внешним проявлением грудной клетки. Оно не является ни повышением, ни понижением, ощутимым во время всего цикла капалабхати.

Упражнение капалабхати, как указано выше - это работа брюшных мышц и диафрагмы. Они должны быть на протяжении всего времени гибкими и способными претерпевать быстрые и энергичные сокращения. В речаке передние брюшные мышцы внезапно и энергично сокращаются, создавая внутренний натиск брюшным внутренним органам, что поднимает диафрагму, которая отступает в грудную клетку, выталкивая воздух из легких. Поскольку сокращенные легкие не способны соединяться с грудной клеткой, выдох в капалабхати не такой глубокий как в уджджаи. Скорость, которой диафрагма и брюшные мышцы могут быть урегулированы, будет зависеть от практики каждого отдельного человека. Однако, не желательно развивать скорость за счет тщательности.

До этого момента мы обсуждали работу, совершаемую брюшными мышцами и грудной клеткой. Теперь мы рассмотрим как работает респираторный проход внутри грудной клетки.

В уджджаи мы нуждались в частичном закрытии голосовой щели. В данном упражнении это не используется. Причина довольно проста. Объем воздуха выдыхаемый в простой речаки так стремительно выталкивается, что частично закрытая голосовая щель будет доставлять серьезные помехи прохождению воздуха и будет создавать неполноценный выдох. Однако, имеется один обычай (это обычай последователей автора Хатха-прадипики), который обеспечивает очень легкое сужение голосовой щели даже в капалабхати. Но размер этого сужения настолько мал, что выдыхаемый воздух не может быть задержан в какой-либо ощутимой степени.

Когда выдыхаемый воздух способен выходить спокойно через голосовую цель, он становится плавным, спокойным, даже если быстро и стремительно передвигается до самого конца ноздрей. Если позволить выполнять работу автоматически, ноздри будут открываться добровольно, способствуя течению выдыхаемого воздуха. Таким образом, изучающий йогу не должен стараться управлять своими ноздрями и лицевыми мышцами на этой стадии. Очень часто люди по привычке легкой злости кривят лицо, когда они практикуют капалахати. Это не хорошо. Воздух должен течь очень спокойно и ровно.

Также следует помнить, что быстрое вытеснение объема воздуха будет спокойным ввиду некоторых трений в конце ноздрей. Но это не важно. Как наш читатель уже заметил, это часть внутреннего носа, которая покрыта толстой кожей и никакие трения не способны привести к какому-либо некорректному результату. Избегается трение любой слабой части мышечных мембран.

Ситкари

sItkAM ruryAta tathA vaktre ghrANenaiva vijR^iMbhikAm

(Во время пураки) надлежит произносить через рот звук «sIt». Также и речаку следует практиковать только через нос.

Название

sItkAra - это именительный падеж, ед.ч. от слова sItkArin, определяемое существительным мужского рода prANAyAma. sItkArin означает обладание звуком sIt. Слово kAr входит в состав других слов, указывающих на отдельный звук. Также, как AkAra будет означать звук А, makAra - звук ma, и т.д. Так и sItkAra будет означать звук sIt, а sItkArI - пранаяму, в которой произносится звук sIt. Здесь следует отметить, что этот звук произносится только в пураке и то, что посредством самого вдоха произносится звук sI, а произнесение t приходит только в конце вдоха, когда губы замкнуты в кумбхаке. Таким образом sItkArI - это звукоподражательное слово.

Техника

Сначала мы должны уяснить, описание техники, как приведено в оригинальном тексте - не только краткое, но и незаконченное. В описание дается ссылка на кумбхаку. Но автор ХП. включил sItkArI в восемь кумбхак, перечисленных в ХП., II-44, бездействие (неделание) не имеет тут особого значения, и таким образом, в дальнейшем выполнение кумбхак присутствует даже в ситкари. Речака, главным образом установленная как выдох, наиболее действенна через обе ноздри, а не через одну, как в сурьябхедане или бхастрике.

Особенность этой пранаямы заключается в методе пураки. Этот метод требует тщательного изучения, включающего и анатомию рта. Анатомическое изучение рта становится намного проще, если использовать зеркало. Практикующий должен открыть свой рот и направить на лицо свет. Зеркало должно быть установлено точно перед лицом, слегка направо, так, чтобы падающий свет мог осветить внутренности рта. Нижний ряд зубов должен быть немного виден в зеркало, в то время как рот должен быть широко открытым. Но для того, чтобы видеть верхний ряд зубов, ученик должен выдвинуть нижнюю челюсть и также немного приподнять нижнюю губу. Когда это сделано, в зеркале можно будет увидеть нижнюю часть зубов.

Теперь следует отметить, что существует 32 зуба, 16 - составляют верхний ряд и 16 - нижний. Оба ряда из 16 разделяются на две части, так, что каждая включает по восемь зубов. Две части - на правой стороне, и две части на левой.

Давайте теперь изучим левую сторону в верхнем ряду. Задняя часть имеет три очень больших зуба с двумя другими, следующими в их ряду, которые достаточно большие, несмотря на то, что они кажутся довольно маленькими по сравнению с большими. Эти пять зубов мы используем для пережевывания пищи. Таким образом, первые три называются коренными, а следующие два называются малыми коренными. Следующим, после этих пяти, идет острый зуб, он называется клык, т.к. имеет сходство с зубом собаки. Следующие за ним зубы - это два зуба, которые имеют в большей степени заостренные концы, они используются в разрезании, поэтому называются резцы. Подобное расположение зубов присутствует в остальных трех рядах.

Имея представление о расположении зубов, выполнение пураки в ситкари, которая является ее отличительной особенностью, представляется достаточно легким.

Для этого практикующий слегка открывает рот, опуская нижнюю челюсть и немного поднимая нижнюю губу. Затем свой язык он помещает за нижние резцы, после чего упирается в них. Когда это выполнено, оба края языка покрывают нижние и малые коренные зубы. Далее нужно поднять нижнюю челюсть так, чтобы язык слегка упирался между верхними и нижними резцами. Через образовавшееся отверстие воздух вдыхается создавая звук «sI». Из-за влажности на языке, звук становится более отчетливым.

Когда пурака завершена, язык возвращается в свое нормальное положение, а губы смыкаются. Это закрытие губ производит звук «t», так произносится все слово «sIt».

После обычной кумбхаки, речака совершается через обе ноздри. Когда этот процесс завершен, следует другой цикл ситкари, количество циклов ограничивается способностью ученика.

Шитали

jihvayA vAyumAkR^iShya pUrvavat kuMbhasAdhanam |

shanakaiH ghrANaraMdhrAyAM recayet pavanaM sudhIH ||

.......... shItalI nAma kuMbhakeyam ||

Вдыхая воздух через рот и выполняя кумбхаку как и раньше (в Сурьябхедане), ученик должен медленно выдыхать воздух через обе ноздри. Эта пранаяма называется шитали.

Название

Название этой пранаямы происходит в результате оказания охлаждающего действия на тело. kuMbhikA - это форма женского рода от слова kuMbhaka, а shItalI - это форма женского рода от shItala, означающая прохладу и подготовку к kuMbhikA.

Техника выполнения

Приведенная цитата из ХП. не объясняет всей техники. Но традиционное выполнение в этом отношении довольно точное, и комментарии Джйотсна, а также Шива Самхита, позволяют нам не сомневаться в этом.

Практика этой пранаямы начинается с высовывания языка (примерно на 3/4 дюйма) за пределы губ. Затем язык сворачивается трубочкой (складывается вдоль вдвое), как внутри так и снаружи рта, формируя своего рода канал, а также создавая трубкообразную конструкцию нижней и верхней губы. Внешние края языка формируют естественный узкий канал, направленный по направлению к кончику языка. Когда это сделано, язык обретает форму нижней части клюва птицы. Этот канал используется для вдоха воздуха снаружи во время пураки. Вдыхая достаточно воздуха, язык возвращается обратно, а губы закрываются.

Кумбхака - обычного вида. Речака выполняется медленно, как и в других случаях, но через обе ноздри.

В пояснении к названию этой пранаямы, следует отметить, что оно происходит из-за охлаждающего эффекта. Этот воздействие оказывается при помощи воздуха, который вдыхается через рот, а не через нос. Физиологически нос предназначается не только для дыхания, но также для согревания внешнего холодного воздуха перед его попаданием в легкие. Важным условием при выполнения этой пранаямы является то, что внешний воздух не превышает температуру тела, и не намного ниже. Более теплый воздух не будет давать охлаждающего эффекта. Если воздух намного ниже температуры тела, то это может неблагоприятно сказаться на легких. Шитали практикуется в жаркий сезон внутри прохладного ашрама. Шива Самхита говорит о втягивании прохладного воздуха.

III-84. (kAkaca~ncvA pibet vAyuM shItalam). Какачанчу - это язык, сложенный подобно клюву вороны.

Мурччха

pUrakAnte gADhataraM baddhvA jalandharaM shanaiH|

recayet mUrccanAkhyyaM manomurcchA sukhapradA||

 

В завершении пураки нужно до упора сделать джаландхару (замок подбородка), а затем медленно выдохнуть. Эта (пранаяма) называется мурччхана. Она ведет к потере сознания и является приятной.

Название

Когда мы изучим физиологию техники этой кумбхаки, мы будем способны понять, как техника способна довести до потери сознания. В Хатха-йоге потеря сознания, имеет некоторую духовную ценность, по-сути помощь для размышления. Действительно в некоторых традициях потеря сознания происходит посредством приема определенных наркотиков вместе с практикой пранаямы. Например, в L.Y.V. XXVIII-122 мы можем прочесть следующее:

praNAyAmadR^iDhabhyasaiH yuktyA ca gurudttayA|

AsanAshanayogena prANaspando nirudhyate.

Значение стиха таково: движение дыхания приостанавливается посредством хорошо выполняемой практики пранаямы, некоторого мастерского умения, показанного учителем, правильного использования положений йоги и диеты.

Теперь Vi.Nya., комментируя этот стих в Ji Mu Vi., объясняет некоторые из трюков, в числе которых упоминает «vismR^itipradauShadhisevA», т.е. принятие лекарственных препаратов (наркотиков), способных привести к потере сознания.

HP возможно пытаясь объединить результаты пранаямы и «vismR^itipradauShadhisevA» в одну и ту же практику, развивает технику, приведенную здесь. Вот почему эта кумбхака называется «мурччха», что означает потеря сознания.

Техника

В конце глубокого вдоха нужно выполнить кумбхаку с джаландхарой как в других типах пранаямы. Но в этом случае джаландхара должна быть так плотно зафиксирована, и должна удерживаться так долго, что приведет к помрачению сознания. Каким образом, джаландхара способна к порождению ступора объясняется в примечании на эту бандху, данную в начале этой части. Другой момент техники этой пранаямы, характерный для нее - продолжение джаландхары даже в течение речаки. Где-то в другом месте требуется, чтобы джаландхара была отпущена в конце кумбхаки.

Не волнуйтесь, один круг мурччхи не будут причиной ступора. Но, когда выполняется большее число кругов при каждом сидении, и практика продолжается изо дня в день, это приводит к внутреннему состоянию, которое доходит до потери сознания. Это состояние ума, как говорится в Хатха-йоге, будет не только приятным, но также полезным в концентрации, поскольку исключает все чувственные волнения и оставляет ум свободным от ассоциативных идей.

В Гхеранда-самхите -V-83 приводятся различные техники этой пранаямы, описывается, что ум должен быть зафиксирован между бровями.

Плавини

antaHpravartitodaramArutApUritodaraH

payasyagAdhe api sukhAt plavate padmapatravat

С животом, полностью наполненным свободным количеством введенного воздуха (через пищевод) и с легкими, наполненными (через трахею) йог легко плавает как лист лотоса даже в самых глубоких водах.

Название

Прилагательное «plAvinI» определяется существительным женского рода «kuMbhikA» и само используется здесь как существительное. Корень, от которого оно произошло - «plu» (означаtn «плавать») в своей причинной форме.

Даже обычный человек может легко держаться на воде, в том случае если он откинет назад голову и погрузит ее немного в воду. Это из-за выталкивающей силы воды и небольшой удельной силы тяжести человеческого тела. Тогда возникает вопрос, какова должна быть особая эффективность этой пранаямы, из-за которой она должна получить название gлавини. Ответ в том, что это кумбхака понижает удельную массу намного ниже нормы, так, что человеческое тело остается почти на поверхности воды как лист лотоса. Известно, что при обычном плавании части тела человека погружаются ниже водной поверхности, но в плавини этого нет. Отсюда следует уместность названия. То, как удельная масса понижается, будет ясно тогда, когда мы изучим технику этой кумбхаки.

Техника

Эта пранаяма нуждается в воздухе, который должен быть введен в живот и в легкие. Введение воздуха в легкие - обычное дело. В пранаяме нужно сделать вдох как можно глубже, в этом нет ничего необычного. Но нагнетаемый в живот воздух не является ни естественным, ни обычным. Практикующий плавини должен сначала заполнить свой живот, прежде чем он начнет пураку. Теперь разберемся как это делается.

Когда мы принимаем пищу или пьем воду, мы вначале берем ее в рот, а затем проглатываем через пищевод. В нижнем конце пищевода есть мускульное кольцо называемое кардиальный сфинктер, который обычно остается закрытым, и который открывается автоматически для проглоченной пищи или воды, так пища или вода оказываются в желудке. Практикующий плавини имитирует это действие (проглатывания) с воздухом. Он сначала набирает полный рот воздуха, а затем закрывает рот, чтобы проглотить. Некоторое количество слюны смешивается с воздухом и когда имитируется глотание, воздух со слюной спускается по пищеводу и находит путь к желудку через кардиальный сфинктер. При практике такого поедания воздуха становится настолько легко, что можно сильно раздуть живот, так, что в итоге живот будет выпирать, а его мышцы так растянутся, что небольшое постукивание произведет заметный звук! Этот воздух может оставаться в животе долгого время, а при практике может быть вытеснен через пищевод и рот искусственно, так же, как выходит при отрыжках. Специалист может вывести очень большое количество проглоченного воздуха в непрерывном потоке воздуха и освободить живот полностью с двух или трех попыток!

К настоящему времени йогин имел дело только с животом, но после заполнения живота, он имеет дело с легкими, он осуществляет самую глубокую пураку и кумбхаку. После задержки дыхания, так долго, насколько может, он практикует речаку, все время держа живот наполненным воздухом, который он глотал в начале. После совершения надлежащего числа кругов пранаямы, он освобождает живот также.

Большое количество воздуха, введенного в живот и легкие, необыкновенно увеличивает размер живота и груди, воздух, по сути, намного легче, чем вода, удельная масса йога понижается, позволяя ему плавать почти на поверхности воды. Однако это не означает, что плавини необходимо выполнять во время плавания. Нет, она выполняется, как и другие пранаямы, в сидящем положении на удобном месте. Название плавини дается только для того, чтобы обозначить специфическую особенность этой кумбхаки.

Бхрамари

vegAd ghoShaM pUrakaM bhR^INganAdam |

bhR^iNgInAdaM recakaM mandamandam |

yogingrANAm evamabhAsayogAt |

cite jAtA kAcidAnandalIlA

Посредством быстрого форсированного вдоха нужно произвести высокое жужжание, подобное жужжанию трутня, и очень медленным выдохом нужно произвести низкий звук, напоминающий жужжание пчелиной матки. При непрерывной практике такого типа, легко возникает состояние блаженства в уме выдающегося йогина, которое не поддается никакому описанию.

Название

«Бхрамари» - ж.р. форма «бхрамар», которая является прилагательным, полученным от «бхрамари», что означает пчела. «Бхрамари» соотносится с кумбхакой, в том смысле, что кумбхака будет выполнена в завершении. Фактически данный стих не ссылается на кумбхаку из ХП.II-44, которая включает бхрамари в список кумбхак. Эта кумбхака называется «бхрамари», потому что ее техника требует порождения звука, похожего на звук пчелы как в пураке, так и в речакеВ названии кумбхаки мы находим, что пурака и речака требуют производства высокого и низкого жужжания соответственно. Таким образом, мы должны понять, как этот жужжащий звук произвести.

Мы часто встречаем людей, храпящих во сне, храп груб и нерегулярен, кроме того, он происходит только при вдохе. Но если храп сделать добровольным, ровным и длительным, и во время выдоха, его звуки примерно напомнят жужжание трутня и пчелиной матки, необходимые в пураке и речаке соответственно.

Но как человек храпит? Дальняя часть неба мягка, к нему примыкает маленький язычок. Края этого мягкого неба очень тонкие и способны к вибрированию, они предназначены для затруднения потока воздуха. При обычном ровном дыхании, во время бодрствования или в спящем состоянии, воздух, который вдыхается через нос, скользит мягко, поперек мягкого неба и не слышно никакого шума. То же самое происходит, когда человек делает выдох. Но при храпе мягкое небо поднято, и приближаясь к стенке зева позади, частично затрудняет проход вдыхаемого воздуха. Тонкие края мягкого неба начинают вибрировать и способствуют храпящему звуку. У некоторых людей эта преграда создается даже при выдохе. Но в этом случае большая часть воздуха выходит через рот, и нет никаких колебаний мягкого неба, как при вдохе. На вдохе воздух засасывается легкими, для получения кислорода, который необходим, но во время выдоха воздух необходимо вытеснить, чтобы избавиться от CO2.

Таким образом, он может выйти через нос, но может также выйти через рот без какого-либо физиологического неудобства. Так или иначе, теперь мы понимаем, как человек храпит.

Однако есть люди, храп которых включает в себя даже носовые звуки различных типов, природа этих звуков зависит от носовой части, о которую воздух ударяется при вдохе. В понимании "бхрамари" мы должны учесть не только храп как таковой, но также и эти носовые звуки. Единственный носовой звук, встречающийся в "бхрамари" - звук "Н" в произнесении слова king.

Если мы улвили этот носовой звук и поняли, как человек храпит, мы можем легко выполнить технику «бхрамари».

Пробуйте подражать храпу и наблюдать движение мягкого неба. Понаблюдайте как мягкое небо поднимается и опускается к носовой части зева. Это движение можно фактически прочувствовать во рту. Затем опустите мягкое небо еще ближе к зеву, и вдыхайте. Будет слышен красивый звук, произведенный комбинацией нежной вибрации мягкого неба и носового трения. В начале это получится довольно грубо и нерегулярно, но посредством практики звук можно сделать настолько сладким и звучным, что слушатель может ощутить игру умелого музыканта на струнном инструменте. Это является важным моментом пураки.

Здесь выполняется кумбхака обычного типа, она не требует никакого объяснения. Речака требует того же самого движения мягкого неба. Очень часто практикующие думают, что, если они производят лишь носовой звук, это даст «бхрамари речаку». Но эта идея ошибочна. Носовой звук может быть произведен даже без колебаний мягкого неба. Однако бхрамари требует не только носового звука, но также и действия мягкого неба. Так, даже в речаке каждый должен поднять мягкое небо, так же, как в пураке, и с воздухом, который выдыхается, произвести носовой звук и колебания мягкого неба.

С этого момента речака должна занимать в два раза больше времени, чем отведено на пураку. Следовательно, поток воздуха, ударяющий о края мягкого неба и носового прохода будет медленнее, и произведенный звук будет более нежным по сравнению со звуком пураки. Он будет ниже по высоте.

Даже новичек будет способен произвести «музыку бхрамари» настолько очаровательно, что ум станет глубоко поглощенным ей, он сможет испытать радостные волнения во всем теле и уме. Неудивительно, что бхрамари, выполняемая йогами, которые достигли духовных высот совершенства, должна вести их к неописуемому блаженству.

В Гхеранда Самхите, стихах 77-88 дается другая техника, в Шива Самхите (ст. 39 - 48) так же описана иная техника под названием раджа-йога.