Бинду, вишудхи чакра и амрита

Когда мы описывали вишудхи чакру, мы указывали, что нектар (или амрита) стекает от бинду к вишудхи. Эта амрита является блаженством, а бинду - непосредственным источником этого блаженства. В индийской мифологии данные отношения символизируются рекой Ганг (нектар), текущей с полумесяца луны (бинду).

Эта амрита, или божественный нектар, течет по сушумне через бинду. В Хатха-Йоге-Прадипике говорится: «Нектар, текущий из бинду, есть супруга Шивы - Шакти. Она наполняет канал сушумны» (раздел 4:46).

Целью крия йоги является пробуждение чакр и баланс иды и пингалы, чтобы амрита свободно стекала по каналу сушумны.

БИНДУ И КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА

Бинду подразумевает растворение или аннулирование ментальной деятельности. Сознание становится прозрачным, восприимчивым и полностью целеустремленным. Оно становится кристаллом, полностью отражающим чистое сознание. В знаменитой Йога-Сутре-Патанджали говорится: «Прекращение деятельности сознания есть йога» (1:2). Это текст раджа-йоги, и концентрация сознания вызывается техниками раджа-йоги. Бинду в нем не упоминается, даже когда речь заходит о том, что стоило бы назвать этим именем. Под полной концентрацией сознания в крия йоге подразумевается то, что является сознанием бинду. А под остротой бинду то, что является полной концентрацией сознания. Бинду также подразумевает полный отказ от ментальной деятельности, и на этой стадии тропа йоги переходит в йогические переживания.

Некоторые йогические методы вызывают концентрацию сознания посредством манипуляции праной, в частности пранаяма. Смысл того, что находится за этим, объясняется в нижеследующем тексте: «Когда дыхание не регулярное тогда и сознание становится неустойчивым, а когда дыхание становится под контроль, тогда и сознание становиться контролируемым и целеустремленным...» (Хатха-Йога-Прадипика, 2:2).

С другой стороны: «Равновесие сознания означает равновесие праны. В этом случае бинду становится также устойчивым...» (Хатха-Йога-Прадипика, 4:28).

Следовательно, контроль дыхания, концентрация сознания и бинду полностью взаимосвязаны. Когда сознание сконцентрировано на точке бинду, тогда оно движется от конечного к бесконечному. Практикующий в этом случае выходит за сферу ума. По этой причине концентрация сознания является одной из первооснов всех йогических практик и духовной жизни в целом. Проникая в бинду, практикующий попадает в сферу чистого сознания, в царство нулевого времени - безвременье.

БИНДУ И САДХАНА НАДА-ЙОГИ

В соответствии с положениями древнеиндийской философии сознание выражает себя через нада (тонкие вибрации). По сути дела, здесь необходимо упомянуть о трех основных моментах: кала, бинду и нада. Кала - это индивидуальный принцип, упомянутый уже нами в статье под заголовком «Немного о понятии эволюции». Бинду - это точка, через которую сознание выражает себя в творимой Вселенной. Нада - это поток сознания, идущий от бесконечности через бинду к объектам творения. Этот процесс может быть сравнен с воронкой. Бинду и кала сливают сознание в концентрированный поток, а этот поток (нада) является посредником между сознанием и точкой творения. Когда нада движется вперед или вверх, тогда творение имеет место. Это отмечено в павритти марга и называется манифестацией или материальной эволюцией. Нада является как бы связующим звеном между чистым сознанием и всеми сотворенными объектами. Эти нада также могут использоваться и для действия в противоположном направлении. Тогда они называются нивритти марга. В этом случае нада может быть использована практикующим как средство слияния их сознания с источником - сахасрарой (чистым сознанием). Но для того, чтобы это произошло, нада должна сначала пройти через бинду.

А посему нада-йога есть средство возвращения практикующего на путь нада, который является оригинальным средством для индивидуального роста и личностного бытия.

С интенсивной практикой сознание практикующих становится все более и более очищенным и чувствительным, и однажды оно окажется в состоянии воспринимать такие тонкие нада, что практикующий, наконец-то, познает бинду, а бинду - это входные ворота в чистое сознание. В этом и есть смысл сад-хана нада-йоги.

Символизм

Бинду символизируется одновременно и полной луной, и месяцем. Полная луна в реальности представляет из себя бесконечно малую точку, о которой мы уже говорили выше. А месяц указывает, что бинду широко связано с кала (фазами) луны. В данном случае речь идет о луне, которая постепенно изменяется от периода новой до полной луны. Месяц же символизирует огромность сахасрары, находящейся за бинду, которая постепенно приоткрывается через различные типы йогических практик, если они делаются регулярно и искренне, если практикующий посвятил им и день, и ночь с целью познания жизни и самого себя. Под месяцем подразумевается то, что духовно страждущий увидел некий проблеск сахасрары, находящейся за бинду, но не имеет пока еще возможности совершить полное переживание этого. Полнота переживания может быть только тогда, когда человек утратит собственную индивидуальность.

Бинду изображается обычно на заднем плане ночного неба, указывающем, что базисом бинду является сахасрара и она сама по себе бесконечна. Большинство из тех, кто практикует йогу, обычно знакомы с этим символом - с символом АУМа.

Точка, находящаяся в правом верхнем углу этого изображения, является символом месяца. Эта точка называется висарга (капля) и представляет собой бинду, ибо месяц также является бинду, как уже объяснялось выше. Чакры существуют в сфере человеческого существа совместно с его качественными характеристиками, такими, как тамас, раджас и саттва. Эти характеристики существуют в сфере природы (пракрити). Бинду показано в отдельности от основного тела АУМ, указывая этим, что бинду трансцендентальна и находится вне сферы влияния природы.