Местоположение бинду в крия йоге

В крия йогических практиках центральная точка бинду считается находящейся на затылке головы. Ее более-менее точное расположение показано на рисунках, прилагаемых к крие № 1 и крие № 2.

Практика для уяснения местоположения точки бинду.

Никаких специальных практик для этого не существует. Вам следует начать практиковать первые две крии так, как предписывалось выше, и в процессе практики вы скоро почувствуете, что бинду существует и существует именно там, где мы это указывали.

ПОНИМАНИЕ БИНДУ

Бинду может быть понято только через регулярную практику йоги или другие духовные системы. Те рассуждения, в которые мы вынуждены пускаться, на самом деле тяготеют к отех-ничиванию того, что есть на самом деле. Если вы представляете из себя тип человека, который рефлексивен по натуре и способен бесконечно задавать вопросы о реальной природе вещей, и если это делается с достаточной интенсивностью, то вскоре это приведет к тому, что вы познаете бинду.

КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

В этой части мы обсудим жизненно важный предмет. Это - сознательность, ибо она является основой как крия йоги, так и всех прочих медитативных техник. Способность быть свидетелем всех событий, независимо от того, внешние они или внутренние, с формированным отношением отделения от них, есть то, что называется концентрацией сознания. В общем целом, наше сознание постоянно исполнено потоком внешних раздражителей и внутренних переживаний. Это создает постоянный и неотвязный шум в нашем сознании, и все поле восприятия переполнено этой нескончаемой суетой, которая действует, как покрывало, наброшенное на истинные пласты человеческого существа. Это необходимо изменить путем медитативных практик и преобразования обыденной жизни. Практикующему посредством специальных упражнений следует выработать решение о принятии нового качества: качества свидетеля всех событий. И внешние, и внутренние раздражители, согласно своей эмоциональной подоснове, являются как бы горючим для наших ментальных операций. Именно эмоциональная привязанность является тем, что вносит изменения как в мысли практикующего, так и в реакции на них. Способность быть только свидетелем прекращает всякую эмоциональную привязанность, останавливает внутренний шум и успокаивает сознание. При этом условии покой и дхарана (концентрация) устанавливаются в сознании практикующего.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Концентрация означает фокусирование внимания на одной точке или объекте, исключив при этом все иные - объекты и мысли. Зачастую концентрация ассоциируется с подавлением чужеродных мыслей. Сознательность же означает: 1) практику свидетельствования; 2) спонтанное состояние медитации, состояние полного внутреннего покоя вместе с высокой степенью бодрствования.

В контексте крия йоги под словом «сознательность» мы будем понимать первое определение, то есть то, где под сознательностью понимается процесс свидетельствования действий или мыслей. Это означает рассоединение самости с работой ума. Уму позволяется делать все, что он обычно делает, выполнять свое нормальное функционирование без какого-либо подавления. Вы отказываете ему только в одном - идентификации себя с ним. Такая сознательность может быть применена и в обычной ежедневной работе.

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Означает идентификацию с объектами, идеями и т. п. Они называются мыслями и случаются тогда, когда сознание «ловится» и следует за объектами восприятия, будь они внешними или внутренними. Чтобы этого избежать, объекты и идеи необходимо расположить по ту сторону самоидентификации, и тогда практикующему останется только быть свидетелем всех ментальных восприятий и физических действий. Это и будет называться сознательностью.

Сознательность в соответствии с нашим определением также подразумевает неприложение никаких намеренных усилий для того, чтобы сконцентрировать ум посредством подавления мыслей. Это особенно важно в крия йоге.

УМ КАК КОМПЬЮТЕР

Наш ум подобен машине. Он запрограммирован на постоянность мыслетока. Ум полон мыслей из прошлого и планов на будущее. Он постоянно связан и угнетен разного рода тревогами, заботами, страхами, неудовлетворенными желаниями и прочим. Ум постоянно зациклен на мыслях типа: «Понравился я этому человеку или нет?», «Произвел ли я хорошее впечатление?», «Не выглядел ли я дураком?», «Я был сегодня очень умен» и так далее. Нам ум способен запомнить множество вещей. Здесь и радости, и горести. Этим событиям и ожиданиям этих событий нет конца. И, в принципе, они не могут быть остановлены каким-то жестким, прямым давлением сверху. Они будут подниматься снова и снова со все увеличивающейся интенсивностью. А идентификация сознания с этими процессами не может привести к такому явлению, как ментальный мир, блаженство или самопознание.

Что же нам надлежит сделать для того, чтобы найти мир в нашей жизни? Есть достаточно четкий и прямой метод для развития сознания. Постарайтесь быть свидетелем всех мыслей и действий, наблюдая за ними со стороны. Нарушьте процесс говорения и отриньте гипнотический эффект постоянного течения мыслей. Вместо этого будьте в стороне от мыслей и поступков. Постарайтесь просто стать их свидетелем.

В Индии автоматические функции ума называются «карма». Это относится и к ментальным впечатлениям, которые составляют чью-либо личность. Эти ментальные впечатления основаны на принятии и непринятии, на вере и неверии, на бесконечном потоке концепций, находящимся в нашем уме. Именно эти ментальные впечатления заставляют нас чувствовать себя то выше других, то ниже, то хорошими, то плохими и так далее. Эти впечатления возникают в нашем сознании и являются причиной того, что посредством их мы отвечаем на какие-то внешние раздражители. И если идентифицировать себя с ними, то достаточно легко утратить истинную тропу жизни. Карма находится в уме. Она указывает на путаницу и привязанность к внешним феноменам и подсознательным данным, оставленными в памяти. А стать свободным от власти кармы можно только, став свидетелем.

Это выглядит несколько странно, но люди имеют стойкую тенденцию привязываться к мыслям. Особенно - к радостным мыслям и радостным переживаниям. И такой человек выглядит как бы находящимся на верху многоэтажного здания, построенного на базе собственных положительных впечатлений. Обычно люди боятся утратить привязанность к своим мыслям и концепциям, так как считают, что тогда пропадает и смысл жизни. Но в действительности это явление обратного свойства. Только утратив привязанность к мыслям и идеям, можно стать счастливее и обрести смысл жизни.