Упоминания в рукописях и древних текстах

Маха мудра упоминается во многих йога-тантрических манускриптах. Однако эти описания очень рознятся одно от другого и в целом не адекватны. Вот, в частности, что говорит «Йога Чудамани Упанишад»: «Маха мудра - это практика, которая очищает всю сеть нади (психических каналов), приводит к балансу иду и пингалу и поглощает расу (нектар блаженства) в такой степени, что это переполняет и пропитывает все человеческое существо» (стих 65).

«Подбородок должен быть придавлен к яремной впадине (джаландхара). Левая стопа должна быть жестко закреплена напротив промежности (между анусом и сексуальным органом). Правая нога должна быть вытянута перед собой и твердо лежать на земле. Обе руки необходимо положить на правую ногу. Дыхание должно направляться в легкие и затем медленно исходить наружу. Это и называется Маха мудра - разрушитель болезней» (стих 66).

Это краткое описание подобно одному из методов, используемых в крия йоге. Но существенная разница здесь состоит в том, что джаландхара бандха не практикуется в Маха мудре в крия йоге. Текст же продолжает: «Дыхание должно идти сначала через левую ноздрю, а затем через правую. В этом случае задействуются каналы ида и пингала. Они приходят к балансу, а мудра получает свое полное воплощение» (стих 67).

Этот метод хатха-йоги использует Нади шодхана пранаяму при исполнении Маха мудры. Метод крия йоги отличен от этого, хотя и приносит тот же самый результат - медитацию. Далее текст продолжает описывать выгоды от исполнения Маха мудры:

«Благодаря силе этой мудры совершенно неприемлемая пища может быть переварена, а невкусная пища становится вкуснейшей. Происходит спокойное усваивание даже излишков пищи. Более того, благодаря этому упражнению, даже яд может усваиваться и превращаться в нектар. Различные заболевания, такие, как проказа, заболевание желудка, туберкулез, могут быть излечены и предупреждены» (стих 68-69).

«Маха мудра дарит духовную силу и дарует секрет, который не разглашается никому» (стих 70).

Маха мудра и в хатха-йоге, и в крия йоге никогда не изучалась широко. Она всегда передавалась от гуру к ученику. Однако, в связи с требованиями данной эпохи, эти техники получили право выхода на широкую публику.

Подробное описание Маха мудры дается и в Хатха-Йоге-Прадипике (гл. 3, стихи 10-18), и в Гхерант Самхита (гл. 3, стихи 6-8). Здесь же мы рассматриваем Маха мудру в форме, приемлемой только для крия йоги.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для того, чтобы практиковать Маха мудру, необходимо четко усвоить следующие техники:

1. Удджайи пранаяма

2. Унмани мудра

3. Кхетчари мудра

4. Шамбхави мудра

5. Мула бандха

С тремя первыми техниками мы были уже знакомы по предыдущему их использованию в практиках крия йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение на межбровном промежутке) и мула бандха также уже описывались, и для освежения их в памяти необходимо обратиться к ранним разделам данной книги.

ВНИМАНИЕ!!! В Маха мудре не должна исполняться мула бандха с помощью джаландхара бандхи. У вас должен быть только контакт с промежностью, но без опускания подбородка на грудь.

ПРАКТИКА

ВАРИАНТ № 1

ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ

Положением для крии в данном случае является сиддха-асана (для мужчин) и сиддха-йони-асана (для женщин). Эти асаны выбраны не случайно, ибо в них можно оказывать давление на промежность, а точнее, на центральную точку чакры муладхары. Если вы не можете сидеть в этой асане, практикуйте маха мудру по второму варианту.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Проконтролируйте еще раз, чтобы ваша пятка жестко надавливала на чакру му-ладхару между анусом и сексуальным органом. Поддерживайте позвоночник прямым. Ввергните язык в кхетчари мудру и удерживайте его там в течение всей практики. Откройте глаза. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Опустите голову вниз. Еще раз обратите внимание на муладхара чакру и на давление, оказываемое на нее посредством пятки. Такова стартовая поза для начала исполнения этой крии. Затем повторите в уме три раза: «муладхара, муладхара, муладхара». После этого вдохните с помощью удджайи пранаямы и начните посредством сознания подниматься по полям чакр канала арохан (смотри рисунок № 6): свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, бинду. Ментально повторять эти чакры не следует, достаточно лишь касаться сознанием. И как только ваше сознание начнет двигаться от вишуд-хи к бинду, ваша голова должна начать медленно подниматься. По приходу сознания в бинду и окончания вдоха, голова должна быть поднята и даже чуть-чуть откинута назад. Зафиксируйте свое сознание в бинду, задержите дыхание.

Упоминания в рукописях и древних текстах - №1 - открытая онлайн библиотека

Рис.6

Повторите ментально: «бинду, бинду, бинду», а затем практикуйте мула бандху и шамбхави мудру до той поры, пока сможете удерживать дыхание (рис. 6а).

Упоминания в рукописях и древних текстах - №2 - открытая онлайн библиотека

Рис. 6а

Скажите ментально: «шамбхави - кхетчари - мул», когда ваше сознание движется через эти центры (смотри рисунок № 6б).

Упоминания в рукописях и древних текстах - №3 - открытая онлайн библиотека

Рис. 6б

Когда вы говорите «шамбхави», ваше сознание должно быть зафиксировано на межбровном центре. Когда вы говорите «кхетчари», ваше сознание должно быть зафиксировано в самой дальней верхней части рта. Когда вы говорите «мул», ваше сознание должно быть зафиксировано на чакре муладхаре. Прохождение сознания через «шамбхави - кхетчари - мул» следует исполнить три раза. Когда ваша практика приобретет постоянство, эти три раза должны быть увеличены до двенадцати в течение нескольких месяцев или даже более. После проделанного верните свой взор в исходное, прекратив делать шамбхави мудру. Затем также перестаньте делать мула бандху. Снова вернитесь сознанием к бинду и выдыхая с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию опускаться по чакрам позвоночного канала аварохан: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана (смотри рисунок № 6в). Еще раз напоминаем, что не должно быть никаких ментальных повторений названий чакр, только прохождение их сознанием. Как только ваше сознание начнет процесс опускания, начинайте выполнять унмани мудру. Когда же ваше сознание достигнет чакры муладхара, выдох должен быть закончен и голова мягко склонена вперед.

Упоминания в рукописях и древних текстах - №4 - открытая онлайн библиотека

Рис. 6в

Откройте глаза, и это будет окончанием первого цикла. Весь процесс отображен на прилагаемых рисунках. А теперь начните второй круг. Задержите дыхание. Зафиксировав сознание на муладхаре чакре, ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара», затем позвольте вашему сознанию подниматься по фронтальному каналу арохан, как мы уже описывали. И так повторите двенадцать раз. Не напрягайтесь.

ДЫХАНИЕ

Втечение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Один полный круг должен быть равен полному вдоху и выдоху. Задержите дыхание, когда вы повторяете три раза «муладхара». Вдыхайте по фронтальному каналу. Задержите дыхание, когда три раза повторяете «бинду», и затем опускайте сознание через «шамбхави - кхетчари - мул». Выдыхаете по опускающемуся позвоночному проходу.