Ряд полезных советов для практики крия йоги

Наши следующие рекомендации помогут вам добиться больших успехов в практике крия йоги:

1. Асаны. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь сделать несколько асан перед исполнением практик крия йоги. Было бы неплохо, если бы вы смогли включать в эту свою предварительную программу следующие асаны: Сурья намаскар, Шава-асана, Бхуджанг-асана, Ардха-падма-пасчимотан-асана, Ардха-матсьендра-асана. Эти систематически сгруппированные асаны позволят вам подготовить тело для дальнейшей работы. И им, в общем целом, должно быть уделено не менее двадцати минут. Если необходимо, вы также можете делать асану, которая обычно называется «полубабочка». Если же времени у вас недостаточно, то нет особой необходимости делать эти асаны непосредственно перед практикой крия йоги. Однако, для того, чтобы поддерживать свое здоровье на высоком уровне, все-таки необходимо проделывать эти или другие асаны в течение дня.

2. Пение звука АУМ. Было бы неплохо исполнить звук «АУМ» три раза прямо перед началом упражнений крии йоги, то есть непосредственно перед Випарита Карани Мудрой.

3. Омовения. Если вы чувствуете, что засыпаете во время практики, то тогда плесните себе немножко холодной воды на лицо. В принципе, было бы хорошо, если бы вы приняли холодный душ или умылись холодной водой перед практиками.

4. Чанкраманам. Если вы почувствуете напряженность или усталость, то тогда мы рекомендуем вам провести несколько минут за упражнением Чанкраманам. Крии имеют фиксированный порядок. И если эта последовательность нарушается, то тогда сознание начинает свободно блуждать, что значительно уменьшает выгоды от ваших практик. Чанкраманам же - это метод временного прекращения последовательности практик без утери сознательности. Делайте Чанкраманам, когда вы почувствуете напряженность.

Если вы не чувствуете никакого дискомфорта, тогда нет никакой нужды прекращать практики крия йоги. Забудьте о Чанкраманам. Если вы все-таки практиковали Чанкраманам, то после этой практики, продолжающейся всего несколько минут, вернитесь к практикам крия йоги и продолжите с того места, на котором вы их прекратили.

5. Последовательность. Каждый раз, когда вы приступаете к практикам крия йоги, вам следует начинать с самого начала. Мы считаем, что исполнение, допустим, трех крии в один день, а затем трех других крии в другой день, и так далее, не является правильным исполнением крия йоги. Точно так же мы считаем, что не стоит уменьшать количества кругов в исполнении крии. Мы рекомендуем вам исполнять то количество полноценных крии, которое возможно, в зависимости от имеющегося у вас времени. Лучше сделать четыре полные крии, чем по пять кругов из десяти крии.

6. Постарайтесь избежать разговоров и контактов с другими людьми сразу после исполнения практик крия йоги. Практикуйте «моуну» (практику молчания) в течение часа. Это позволит вам изменять собственное сознание, ощущать шанти (покой), который будет сопровождать вас весь остаток дня.

7. Чувствительность. После интенсивной практики вы, вполне вероятно, обнаружите, что стали очень чувствительны к эмоциональным вспышкам, негативности и психически нездоровым проявлениям окружающих. Будьте внимательны, не поддавайтесь на их провокации. Постарайтесь оставаться отделенным.

МАНДУКИ МУДРА

(крия № 8)

На санскрите слово «мандуки» означает «лягушка»; слово «мудра» означает «психическое положение». Таким образом данная крия будет называться «психическое положение лягушки». На сопроводительном рисунке № 10 вы можете увидеть традиционное исполнение этой крии. Если у вас есть хоть немного воображения, то вы увидите, что это действительно достаточно похоже на положение, в котором обычно пребывает лягушка.

Эта практика также широко известна как мандуки крия.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

В «Бхагавадгите» говорится: «Пусть он (садхака) держит свое тело, голову и шею прямыми и неподвижными. Устремив свой взгляд на кончик носа, пусть позабудет об окружающих его» (стих 6:13).

Этот стих описывает и насикагра дриштхи, и Мандуки мудру, так как они очень похожи. Целью этой практики является придание уму целенаправленности, покоя и восприимчивости.

Мандуки мудра упоминается в «Гхерант санхите» (стих 3:57, 58), также и в «Хатха-йога Прадипике» (стих 1:63) под названием «Бхадра-асана».