Искусство сосредоточения на кончике носа

Целью сосредоточения на кончике носа является успокоение мятущегося и вечно куда-то рвущегося ума. Другими словами, установление равновесия между идой и пингалой, то есть привнесение баланса между экстравертностью и интровертностью. И это достаточно хорошо описано в китайском трактате, называемом «Тхай Чин Хуа Цзунг Чи», переведенном Вильгельмом: «А почему, собственно, так? Почему для сосредоточения выбран именно кончик носа? Нос служит глазам своего рода путеводной звездой. Если практикующий не руководствуется ориентацией на собственный нос, то его глаза бывают обычно широко открытыми и смотрят в разные стороны настолько, насколько возможно. Но широко открытые глаза видят так много, что ничего не могут поймать в фокус и, соответственно, ничего не могут толком оценить. С другой стороны, если глаза слишком закрыты, то практикующий совершает ошибку, проваливаясь в видение снов и психических картин. Но тогда, когда веки закрыты только наполовину (а это происходит, когда глаза смотрят на кончик носа), оказывается, что сознание человека концентрируется наилучшим образом. Именно поэтому нос и является нашей путеводной звездой...» Из этого отрывка видно большое значение, придаваемое китайскими практиками сосредоточению на кончике носа. Действительно, оно балансирует иду и пингалу и ведет к пробуждению су шумны, а следовательно, впрямую ведет к правильному исполнению медитации. Это и есть цель сосредоточения на кончике носа в Мандуки мудре. На санскрите сосредоточение на кончике носа называется «насикагра дриштхи» или «агочари мудра».

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Исходной позой для Мандуки мудры является так называемая бхадра-асана (поза джентльмена). Она существует в трех вариантах.

1. Традиционный метод: он может быть использован только теми, кто имеет гибкие суставы ног. Сам метод состоит в следующем: сесть в ваджра-асану. Затем развернуть ступни так, чтобы они смотрели в противоположные стороны. Затем развести колени как можно шире, но без болевых ощущений. А потом твердо прижать ягодицы к полу. Поместить руки на колени ладонями вниз. Поддерживать спину и голову в выпрямленном состоянии. Такова исходная поза.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №1 - открытая онлайн библиотека

Рис. 10

2. Альтернативный метод: этот метод гораздо легче и чаще используется людьми, которые практикуют крия йогу. Эта техника исполнения подобна той, которая описывалась в первом методе, за исключением того, что стопы «смотрят» внутрь. Большие пальцы сходятся вместе, а подошвы обращаются вверх. Ягодицы аккуратно опускаются на пол. Этот метод проиллюстрирован на рисунках № 10а и № 10б.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №2 - открытая онлайн библиотека

Рис. 10а

Искусство сосредоточения на кончике носа - №3 - открытая онлайн библиотека

Рис. 10б

3. Метод для начинающих, ибо многие сочтут, что методы 1 и 2 достаточно сложны. В этом случае следует свернуть одеяло в несколько раз и поместить его под ягодицы.

Этот метод хорош еще и тем, что в этом положении вы получите дополнительное воздействие на чакру муладхару (рис. 10в).

Искусство сосредоточения на кончике носа - №4 - открытая онлайн библиотека

Рис. 10в

Вам следует выбрать один из вышеуказанных методов в соответствии с гибкостью своих ног и предпочтениями. Важно обратить внимание на то, что в любом случае вы должны оказывать воздействие на чакру муладхару. В первых двух случаях на нее оказывается давление от пола, в третьем случае от одеяла.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ

Сядьте в бхадра-асану. Проверьте, чтобы ваши ягодицы находились в полном контакте с полом (или с верхушкой свернутого одеяла). Поддерживайте спину и голову прямыми. Расслабьте руки. Откройте глаза. Выполните насикагра дриштхи.

Осознайте естественный поток дыхания, струящийся через ваши ноздри. Вам следует представить, что поток дыхания каждой ноздри встречается с другим в межбровном центре.

Там, когда вы вдыхаете, воздух, поступающий в каждую ноздрю, смешивается друг с другом. На выдохе воздух разделяется в межбровном центре и выводится порознь в каждую из ноздрей. Будьте полностью сознательны относительно этого потока дыхания, который то соединяется, то разъединяется. Прочувствуйте его. Параллельно прочувствуйте все имеющиеся запахи. На этой стадии крия йоги ваши чувства, включая обоняние, вырастут до очень приличных размеров.

Целью этого упражнения является попытка ощутить астральное тело. Оно имеет тонкий запах, который некоторые описывают похожим на аромат сандалового дерева. Продолжайте быть сознательным относительно и потока дыхания, и обоняния. Если глаза устали, расслабьте их на минуту и снова проделайте насикагра дриштхи. Продолжайте практику, пока вы не ощутите блаженство. Не останавливайтесь в своей практике. Результат вскоре придет к вам. И когда вы ощутите блаженство, вам необходимо перейти непосредственно к следующей крие.

ДЫХАНИЕ

Дыхание должно быть медленным и глубоким.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Вам следует четко осознавать и процесс дыхания и процесс обоняния.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Для этой практики не существует четко выраженной фиксации длительности. Ведь в результате действия данной крии вы должны ощутить блаженство. А оно может прийти когда угодно, может тут же, а может через 12 часов непрерывной работы. Поэтому у вас должен быть собственный отсчет времени для исполнения данной крии. Примерная приемлемая протяженность от пяти до десяти минут.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Мандуки мудра должна исполняться сразу же за Маха бхеда мудрой и перед Тадан крией.

ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ

Глаза должны быть сфокусированы на кончике носа.

Если это будет делаться правильно, то тогда кончик вашего носа превратится в нечто подобное лингаму. Зафиксируйте свое сознание на этом «носовом лингаме».

Помните также, что глаза не должны быть ни широко открыты, ни полностью закрыты. Они должны быть полуоткрыты в той мере, в какой можно было бы сказать, что они полузакрыты.

ОСВЕЩЕННОСТЬ

Эта крия не должна исполняться в темноте. Должен быть неяркий и непрямой источник света, который позволил бы вам видеть кончик собственного носа. Все крии, которые последуют за Мандуки мудрой, могут быть исполнены и в темноте, и при свете, в зависимости от вашего предпочтения.

МУЛАДХАРА ЧАКРА И ЗАПАХ

Существует бесконечно тонкая связь между муладхара чакрой и обонянием. Это фиксируется в различных йогических рукописях. А кроме того, каждый может проверить это на самом себе, ибо в течение предыдущих семи крии муладхара чакра постоянно задействовалась. Это, в свою очередь, активно воздействовало на развитие обоняния. А практикующий становился способен очень тонко различать разного рода запахи.

ТАДАН КРИЯ

(крия № 9)

Слово «тадан» на санскрите означает «удар», а «крия» значит «техника». Таким образом, эту крию можно перевести как «техника удара». В более широком смысле она называется «раскачивание (подталкивание) кундалини».

Это очень простая и одновременно мощная крия. Она приносит почти полное блаженство, но только в том случае, когда практикуется в правильной последовательности крия йоги. Это последняя из крий, которая нацелена на развитие пратьяхары (чувства отделения от материальных и чувственных объектов). Следующая группа крий нацелена на становление дхараны (ментальной целеустремленности).

УПОМИНАНИЯ В ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Хатха-Йога-Прадипика описывает Тадан крию, правда, под именем Маха ведха, следующим образом:

«Как прекрасная женщина, не познавшая мужчины, так и Маха бандха, и Маха мудра бессильны и бесполезны без Маха ведха (Тадан Крий). Садхака должен сесть в позу Маха бандха (падма-асана) и сделать пурака (вдох) с концентрированным умом. Дыхание должно быть остановлено по мере того, как начнет делаться Джаландхара бандха. Поместив обе ладони по каждую сторону тела на землю, садхака должен медленно поднять себя над землей. Затем ягодицами следует мягко ударять о землю. Посредством этой практики прана входит в сушумну, питала и ида объединяются, а это ведет к свободе. Тело становится подобным трупу. На этой стадии вдох должен быть окончен. Эта практика дарует многие сиддхи (психические силы). Она препятствует старению, уничтожает морщины и окрашивает в черный цвет седые волосы.

Мудрецы очень положительно отзываются об этой практике» (глава 3, стихи 25-29).

Это достаточно хорошее описание Тадан крий, независимо от того, что она называется другим именем, и вне зависимости от того, что в данной технике используется джаландхара бандха. В крия йоге в данной технике джаландхара бандха не используется. Но эта деталь не столь важна, если человек практикует джаландхара бандха отдельно.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Для того, чтобы делать эту крию, необходимо сидеть в падма-асане. По сути дела, другой альтернативной позы не существует. Те же, кто не может сесть в падма-асану, должны сесть, скрестив ноги перед собой. Однако это положение значительно менее эффективно.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Во время всей практики руки остаются жестко зафиксированными к полу по обе стороны от ягодиц. Существует два различных варианта их расположения:

1. Ладони лежат на полу. Пальцы вместе и направлены вперед.

2. Пятки ладоней прижаты к полу, а пальцы разведены в разные стороны.

На прилагаемом рисунке мы показываем только вариант № 1, а с вариантом № 2 вы можете проэкспериментировать самостоятельно. В принципе, эти варианты равноценны.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Эта практика должна быть разделена на четыре стадии.

Стадия № 1

Начальное положение

Сядьте в падма-асану (если вы не можете сидеть в падма-асане, то сядьте со скрещенными ногами). Поместите обе руки по обе стороны ягодиц, прижав их к полу. Руки должны быть выпрямлены, но расслаблены. Откройте глаза. Откиньте свою голову слегка назад. Таково начальное положение (см. рис. № 11).

Искусство сосредоточения на кончике носа - №5 - открытая онлайн библиотека

Рис. 11

Стадия № 2

Вдох

Практикуйте шамбхави мудру; поддерживайте ее в течение всей практики. Слегка приоткройте рот. Медленно и глубоко вдохните ртом способом удджайи пранаяма. Представьте, что внутри вас проходит трубочка, которая связывает рот с муладхара чакрой. И как только вы это представите, ощутите, как дыхание направляется по ней к муладхара чакре. Дыхание должно быть аккумулировано, чтобы создавать давление на муладхару. Этот процесс показан на рисунке № 11. По мере окончания вдоха переходите к стадии № 3.

Стадия № 3

Удар ягодицами

Задержите дыхание. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Практикуйте мягкую форму мула бандхи. Это вызовет легкие сокращения муладхары. Выпрямите руки, поднимите ягодицы и все тело над землей (см. рис. № 11а).

Искусство сосредоточения на кончике носа - №6 - открытая онлайн библиотека

Рис. 11а

Ударьте ягодицами об пол. Таким образом, выпрямляя и ослабляя руки, начинайте раз за разом ударять о землю. Начинающим рекомендуется сделать это всего три раза. Постепенно порция должна быть увеличена до одиннадцати раз. Этот удар не должен быть жестким. В течение всей практики сознание должно быть зафиксировано на муладхаре. Затем переходите к стадии № 4.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №7 - открытая онлайн библиотека

Рис. 11б

Стадия № 4

Распространение

После завершения указанного числа ударов сядьте на пол. Прекратите выполнение мула бандхи. Расслабьте все тело. Выдохните с помощью удджайи пранаямы. Ощутите, как дыхание праны распространяется во всех направлениях от муладхара чакры (см. рис. № 11б). Это и есть окончание первого круга движений (стадии № 1-4). Проделайте семь таких кругов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не ударяйте ягодицами слишком сильно об пол, ибо в этом случае вы можете серьезно навредить себе. Внимательно следите за копчиком и ни в коем случае не ударяйте им об пол. Ягодицы и тыльная поверхность скрещенных ног должны ударять об пол одновременно.

ДЫХАНИЕ

Вдох и выдох должны делаться с помощью удджайи пранаямы. Вдох должен повлечь прану к муладхара чакре (рис. № 11).

Задержите дыхание на время ударов ягодицами (рис. № 11а). Выдохните, ощущая распространение праны от муладхара чакры (рис. № 11б). Если вы считаете нужным, то можете сделать один полный вдох и выдох в промежутке между подходами.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Вы должны быть сознательны относительно дыхания, межбровного центра (шамбхави мудра), физических движений, аккумуляции и распространения праны от муладхара чакры.

КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ

Когда вы будете ударять ягодицами, количество ударов будет связано с вашей способностью задерживать дыхание. Начинающим рекомендуется делать это только три раза. Рекомендуем добавлять по одному удару через несколько дней, чтобы в конце придти к одиннадцати ударам.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Практика занимает в среднем одну минуту на круг движения, следовательно, полный комплекс займет около семи минут.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Тадан крия должна делаться после Мандуки мудры и перед Наумукхи.

НАУМУКХИ

(крия № 10)

На санскрите слово «нау» означает «девять»; «мукхи» означает «врата». Таким образом, данная крия может быть переведена как «мудра девяти ворот». Она имеет и более развернутое название, которое звучит как «закрытие девяти ворот». Это десятая крия, которая следует непосредственно за Тадан крией.

Первые девять крий мы классифицируем как техники пратьяхары. Наумукхи же первая из группы крий, нацеленных на развитие дхараны (концентрации). С этой стадии и далее ум становится все более и более целеустремленным.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

В человеческом теле есть девять отверстий, или ворот, через которые происходит восприятие информации из внешнего мира. Они таковы: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анус и сексуальный орган.

Есть также и десятые врата, которые называются Брахма двара (дверь Брахмы) и ведут к мистическому или трансцендентальному опыту и реализации. В обыденной жизни мы получаем всю информацию именно от этих девяти ворот. В Наумукхи же эти девять ворот временно закрываются. Это предотвращает внешние раздражения и помогает открыть десятую дверь.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В Наумукхи используют следующие вспомогательные техники:

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

3. Мула бандха.

4. Ваджроли мудра.

5. Иони мудра.

ВАДЖРОЛИ МУДРА

Слово «ваджроли» вытекает из слова «ваджра», которое имеет множество значений. В контексте ваджроли мудры «ваджра» соотносится с названием нерва, который связывает сексуальный орган с мозгом. Он может также восприниматься как психический проход, который зачастую ассоциируется с проходом сушумна. Этот канал напрямую связан с пробуждением могучих психических сил.

Существует два типа исполнения ваджроли мудры. Один из них связан с майтхуной (сексуальным контактом при определенных вышеупомянутых условиях), а другой с одной из форм раджа-йоги. В крия йоге он стал использоваться значительно позднее.

Техника его такова: сядьте в любую удобную позицию. Поместите руки на колени и расслабьте все тело. Постарайтесь поднять сексуальный орган вверх посредством небольших толчков и напряжения сексуального органа и низа живота. Это усилие подобно тому, которое вы делаете, когда выпускаете мочу. Но в этот раз моча должна быть задержана на некоторое время. Тестикулы у мужчины и вагина у женщины должны двигаться мягко для того, чтобы вызвать сокращения. Это - простая форма ваджроли мудры.

Цель этого упражнения - превратить ретас (сексуальную энергию) в оджас (высоко очищенную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется Урдхва ретас - сублимация сексуальной энергии. Прана - это и оджас, и ретас в одном существе; ваджроли же помогает вызвать сублимацию грубого ретас а в более тонкий и очищенный оджас.

ЙОНИ МУДРА

Слово «йони мудра» может быть переведено как «взывание к источнику». Йони мудра также широко известна как шанмукхи мудра, которая означает «позу семи ворот». Прежде, чем вы приступите к исполнению Наумукхи, мы рекомендуем практиковать йони мудру в течение нескольких дней.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Для мужчины это должна быть сиддха-асана, для женщины - сиддха-йони-асана. Эти две асаны наиболее приемлемы для того, чтобы создавать постоянное давление на муладхара чакру в области промежности.

Если вы не можете сесть в эту асану, вы должны выбрать нечто подобное и удобное. Если необходимо, можно использовать подушку.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Поддерживайте спину прямой, но расслабленной. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Поместите руки на колени и расслабьте руки. Глубоко выдохните и наклоните голову мягко вперед, как это показано на сопроводительном рисунке № 12. Отсюда начинайте первый цикл движения.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №8 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12

Зафиксируйте свое внимание на муладхара чакре. Повторите «муладхара» ментально три раза. Это повторение должно проводиться на задержке дыхания. Затем вдохните способом удджайи пранаяма и начните продвигать сознание вверх по каналу арохан, как это показано на прилагаемом рисунке № 12. Ощутите прохождение вашего сознания через поля следующих чакр: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи. Не называйте их ментально, лишь касайтесь сознанием по мере прохождения. Начинайте поднимать голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду (рис. № 12а). Вдох должен быть полностью завершен, когда сознание достигнет бинду. Задержите дыхание. Начните исполнять йони мудру, закрыв большими пальцами уши, указательными пальцами глаза, средними пальцами ноздри, а безымянными и мизинцами рот (рис. № 12б). Не надо надавливать пальцами слишком сильно, достаточно лишь четко фиксировать положение закрытости «ворот». Исполните мула бандху, но без джаландхара бандхи. Исполните ваджроли мудру. На этой стадии все «врата» пребывают закрытыми. Затем переведите внимание на канал аварохан.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №9 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12а

Искусство сосредоточения на кончике носа - №10 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12б

Постарайтесь визуализировать блестящий медный трезубец (тришу), который располагается в области позвоночника, основанием своим упираясь в муладхару, а три зубца вытягивая над вишудхи чакрой (рис. № 12в).

Искусство сосредоточения на кончике носа - №11 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12в

Продолжайте задержку дыхания. От вишудхи трезубец начинает медленно подниматься вверх таким образом, что центральный зуб пронзает бинду. Как только трезубец пронзит бин-ду, ментально произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально «пронзание бинду»). Прочувствуйте, как мантра начинает распространяться во все стороны от бинду (рис. № 12г). Когда же это произойдет, трезубец начинает опускаться в исходное положение, указанное на рисунке № 12в. Затем повторите подъем трезубца еще раз. Еще раз произнесите мантру «бинду бхедан». Затем снова опустите трезубец. Проделывайте эту манипуляцию с трезубцем настолько долго, насколько у вас, естественно, будет хватать задержки дыхания.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №12 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12г

Затем прекратите исполнение ваджроли мудры, мула бандхи. Уберите руки от глаз, ушей, ноздрей и губ и положите их на колени. Выдохните с помощью удджайи пранаямы и кхетчари мудры. В то же время начните двигать свое внимание по каналу аварохан в направлений следующих центров: бинду, аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхис-тана, муладхара. Осознайте прохождение каждого центра (рис. № 12д). Но не называйте его ментально. Выдох должен закончиться в муладхаре. Задержите дыхание, медленно наклоните голову вперед. Это и есть окончание первого цикла. Сразу же переходите ко второму циклу. Вдохните и позвольте своему сознанию двигаться по центрам фронтального канала арохан. Таким образом проделайте пять полных циклов.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №13 - открытая онлайн библиотека

Рис. 12д

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики придерживайтесь дыхания уджайи. Задержите дыхание, когда повторяете мантру «муладхара». Вдыхайте по фронтальному каналу арохан. Задержите дыхание, когда визуализируете трезубец и повторяете мантру «бинду бхедан». Выдыхайте, опускаясь по каналу аварохан.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Фиксируйте сознание на дыхании, чакрах, полях чакр, закрытии девяти ворот, трезубце и мантрах «муладхара» и «бинду бхедан».

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ

Всего необходимо проделать пять полных циклов. Это должно занять что-то около пяти минут. Может быть немного больше, может быть немного меньше, в зависимости от вашей способности задерживать дыхание.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

1. Многие люди найдут, что провести полный цикл на одном дыхании достаточно сложно. Вы можете почувствовать даже легкое недомогание. И поэтому в начале ваших занятий, если таковое случится, лучше прервать практику на середине, нормально вдохнуть, выдохнуть и расслабиться. Очень важно помнить о необходимости быть полностью расслабленным.

2. Может быть и такое, что сначала вы сможете проделать только один полный круг вдоха и выдоха и вслед за этим почувствуете дискомфорт. В этом случае мы рекомендуем вам совершить одно дыхательное движение (то есть вдох и выдох) «впустую», но только тогда, когда ваше сознание достигнет муладхары. С течением времени, когда у вас выработается привычка, а протяженность вдоха, задержки и выдоха увеличится, дополнительный вдох и выдох больше не понадобятся.

3. Может случиться и такое, что после задержки дыхания и визуализации трезубца вы ощутите дискомфорт или сложности с выдохом. Легкие покажутся как бы закрытыми. В этом случае мы рекомендуем вам сделать еще один маленький, короткий вдох, а потом проделать полный выдох.

4. Исключительно важно, чтобы ваша спина была полностью выпрямлена во время всего исполнения данной крии. Если спина не прямая, то ощущения пронзания бинду не возникает.

5. Особенно важно правильное исполнение ваджроли мудры. Это позволит увеличить результативность данной практики. Когда ваджроли мудра исполнена правильно, сокращение ваджранади может быть достигнуто без сжатия анального сфинктера. Полученное ощущение будет подобно электрическому току, бегущему по всей длине ваджранади в направлении головного мозга.

6. Постарайтесь прочувствовать свое сознание в момент пронзания бинду. Ощущение должно быть подобно электрическому шоку.

ШАКТИ ЧАЛИНИ

(крия № 11)

На санскрите слово «шакти» означает «энергию, прану или кундалини»; а слово «чалини» означает «движение или проведение». А посему данная крия может быть переведена как «движение праны» или «пробуждение кундалини». Это одиннадцатая крия, вторая из группы практик, которые ориентированы на дхарану (концентрацию). Она должна исполняться сразу после Наумукхи.

УПОМИНАНИЯ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

Шакти Чалини широко известна в ведических текстах. Она описывается в Йога Чудамани Упанишад (стихи 107-108), в Гхерант Самхита (стих 3:44-50) и в Хатха-Йога-Прадипике (стих 3:104-120). Описания, однако, рознятся, и Шакти Чалини исполняется по-разному в различных системах. И ни одна из этих техник не похожа на ту, которую выполняют в крия йоге. Если вы интересуетесь этим вопросом, мы полагаем, что вы можете проверить это самостоятельно. Однако мы считаем необходимым дать несколько выдержек из Хатха-Йога-Прадипики: «Кундалини свернута кольцами и по форме напоминает змею. Когда Шакти движется, тогда имеет место реализация. В этом нет сомнения» (стих 3:108).

Этот стих указывает на важность пробуждения Кундалини (Шакти) при помощи метода, подобного методу Шакти Чалини. Однако необходимо упомянуть и о ментальном балансе:

«Баларанда (кундалини) находится посередине между Гангой (идой) и Ямуной (пингалой). Когда они движутся, то достигают вверху Господа Вишну (источника света)» (стих 3:109).

Этот стих указывает, что Кундалини не может быть разбужена, покуда не установится баланс между идой и пингалой. Без этого баланса Кундалини не будет разбужена, даже если вы будете практиковать Шакти Чалини или какие-нибудь другие йогические техники двадцать лет подряд.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Для того, чтобы практиковать Шакти Чалини, вам следует знать и уметь выполнять следующие техники:

1. Кхетчари мудра.

2. Удджайи пранаяма.

3. Йони мудра.

Положения пальцев и рук для йони мудры были проиллюстрированы в предыдущей крие на рисунке № 12б.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Если вы не можете сидеть ни в одной из этих асан, сядьте в какую-нибудь другую приемлемую асану.

Лучше всего оставаться в том положении, которое вы использовали для Наумукхи; нет никакой необходимости сдвигать тело или открывать глаза.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Примите удобную позу. Обратите внимание на то, чтобы спина была прямая. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Глубоко выдохните. Наклоните голову вперед. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Отсюда начинается первый цикл обращения энергии.

Ментально произнесите мантру: «муладхара, муладхара, муладхара». Когда вы начнете вдыхать с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию, подниматься по фронтальному каналу арохан. Осознанно проходите следующие центры один за другим: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи. Должен быть только мягкий ток сознания (рис. № 13). Никакого ментального произнесения чакр. Поднимайте голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду (рис. № 13а). Вдох должен быть закончен по достижении бинду. Задержите дыхание. Исполните йони мудру, закрыв глаза, уши, нос и губы пальцами (рис. № 13б).

Искусство сосредоточения на кончике носа - №14 - открытая онлайн библиотека

Рис. 13

Искусство сосредоточения на кончике носа - №15 - открытая онлайн библиотека

Рис. 13а

Искусство сосредоточения на кончике носа - №16 - открытая онлайн библиотека

Рис. 13б

А теперь пусть ваше сознание движется по непрерывному замкнутому кругу, образуемому каналами арохан и аварохан. Параллельно постарайтесь визуализировать тонкую зеленую змейку, которая образует петлю, заглотив свой хвост. Продолжайте задерживать дыхание. Змея должна продолжать двигаться вниз от бинду к муладхаре по каналу аварохан, затем вверх от муладхары к бинду по каналу арохан. Движение змеи должно быть интегрировано с движением вашего сознания. Змея должна образовывать замкнутую петлю (рис. № 13б).

При визуализации змея обязательно должна заглатывать собственный хвост. Позвольте этой змее совершать движения по непрерывному кругу. Если она будет двигаться несколько различными путями, позвольте ей это: ваша задача - только наблюдать. Может так случиться, что змея выскочит с местоположения каналов аварохан и арохан. Не обращайте внимания. Позвольте ей двигаться так, как ей заблагорассудится. Главное - оставаться сознательным.

Продолжайте эту визуализацию настолько долго, насколько удобно задерживать дыхание. Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Затем прекратите исполнение йони мудры и поместите руки на колени. Зафиксируйте сознание на бинду. Выдохните с помощью удджайи и затем пройдитесь сознанием по каждому центру канала аварохан в следующем порядке: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана, муладхара (рис. 13в). Обращаем особое внимание: должно быть только прохождение сознания, никакого ментального повторения. Выдох должен быть закончен, когда сознание достигнет муладхары. Спокойно опустите голову в нормальное естественное положение. Это окончание первого круга. Затем сразу же перейдите к исполнению второго круга. Ментально повторите мантру «муладхара» три раза, а затем с помощью удджайи пранаямы начинайте поднимать сознание по центрам канала Арохан. Проделайте пять полных циклов. Поддерживайте правильное дыхание с помощью удджайи пранаямы в течение всей практики. Задерживайте дыхание, когда повторяете мантру «муладхара», вдыхайте по восходящему каналу арохан, задерживайте дыхание, когда визуализируете движение внутренней змеи, выдыхайте, когда опускаетесь по каналу аварохан.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №17 - открытая онлайн библиотека

Рис. 13в

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

Когда вы достигнете мастерства в исполнении данной крии, то тогда пять циклов будут равны пяти полным вдохам и выдохам. Для начинающего, однако, это не так легко. Мы полагаем, что вам надлежит следовать инструкциям, которые мы оставили в описании предыдущей крии Наумукхи.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Необходимо осознавать процессы дыхания, центры в каналах арохан и аварохан, мантру «муладхара», физические движения головы (ее подъем и опускания), а также визуализацию психической змеи.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Если вы начнете практики крия йоги прямо с Шакти Чалини, то визуализировать змею будет достаточно тяжело. Однако если вы сначала исполните все десять крий, то визуализация змеи будет проходить намного легче. Змея будет появляться совершенно естественно. Если вы все же не можете увидеть змею, не беспокойтесь, со временем это произойдет.

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ

Проделайте пять полных кругов. Это займет приблизительно пять минут, в зависимости от вашей способности задерживать дыхание и умения контролировать выдох и вдох.

ШАМБХАВИ

(крия № 12)

Шамбхави - это имя жены Шивы. Она известна под многими именами, такими, как Парвати, Шакти, Ума и другими. Она символизирует собой энергию и весь мир явленных предметов, в то время как Шива представляет из себя чистое сознание. Они являются двумя сторонами существования.

Крия № 12 посвящена Шамбхави, так как без ее силы все крий, да и все йогические практики бессмысленны и бессильны. Без энергии грубой и тонкой невозможно практиковать никакой вид садханы. На русский язык эта крия может быть переведена как «лотос Шамбхави» или «лотос Парвати».

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Для того, чтобы практиковать Шамбхави, необходимо знать следующие техники:

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

Они являются вспомогательными частями предыдущих крий, поэтому вы с ними уже познакомились ранее.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

В этой крие вам будет необходимо визуализировать лотос, растущий по позвоночнику, с корнями, находящимися в муладхаре, и цветком, находящимся в сахасраре. Поначалу это будет тяжело, но со временем будет становиться все легче и легче. Вы должны сосредоточиться на чида акте (пространстве сознания), находящемся непосредственно перед закрытыми глазами, и прочувствовать пространство как вне вашего тела, так и внутри него. Затем вам необходимо прочувствовать лотос, находящийся в чида акше, но таким, чтобы его местоположение было и в позвоночнике.

Если вы никогда не видели лотос, то вы можете визуализировать любой другой вид цветка.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Лучше всего сидеть в падма-асане, либо в сиддха-асане, или в сиддха-йони-асане. Если это сложно, то вы можете сидеть в любой другой приемлемой медитативной асане.

Как показали проведенные опыты, лучшие результаты целеустремленности и сознания получаются тогда, когда вы остаетесь в той асане, в которой исполняли предыдущие крии. Так что лучше всего делать Наумукхи, Шакти Чалини, Шамбхави и следующую крию - Амрит Пан - без изменения физического положения тела. Очень важно поддерживать спину прямой.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в удобную позу. Продолжайте держать глаза закрытыми. Обратите внимание на то, чтобы спина оставалась прямой. Выполните кхетчари мудру.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №18 - открытая онлайн библиотека

Рис. 14

Постарайтесь визуализировать лотос, растущий в позвоночнике. Корни белого или зеленого цвета должны распространяться во все стороны вниз от муладхара чакры. Длинный, тонкий зеленый стебель поднимается вверх, начинаясь от муладхара чакры и заканчиваясь под сахасрарой. Цветок лотоса пребывает в бутоне. Вокруг бутона находятся несколько светло-зеленых молодых лепестков. Основные лепестки - нежно розового цвета с красными прожилками. Постарайтесь визуализировать весь лотос от корня до цветка в чида акше. Однако параллельно у вас должно быть также ощущение, что он растет и в позвоночнике.

Глубоко выдохните. Зафиксируйте свое сознание на муладхаре. Визуализируйте корни лотоса. Вдохните глубоко с помощью удджайи пранаямы и позвольте сознанию постепенно подниматься по стеблю лотоса, находящемуся в позвоночнике. Если возможно, то постарайтесь представить, что вы движетесь вверх внутри самого стебля. Медленно поднимаясь по стеблю, вы как бы поднимаетесь внутри самого себя посредством своего вдоха. По окончанию вдоха ваше сознание должно достигнуть верхушки стебля непосредственно под бутоном. Задержите дыхание. Зафиксируйте свое сознание на сахасраре. Цветок, который только что был закрыт, начинает медленно распускать свои листья и показывать свое прекрасное естество. Как только он раскроется, вы увидите желтые тычинки, находящиеся в центре цветка. Цветок закрывается, а затем снова начинает открываться. Постарайтесь добиться такого ощущения, чтобы вы воспринимали лотос как изнутри, так и снаружи. Наблюдайте за тем, как лотос открывается и закрывается, до той поры, пока у вас хватает силы задерживать дыхание. В этот момент лотос должен принять форму бутона.

Затем вы начинаете выдыхать с помощью удджайи праная-мы, позволив своему сознанию медленно скользить по стеблю позвоночника в направлении муладхары. Выдох должен быть закончен, когда вы достигнете муладхары. Таково окончание первого круга. Сразу за этим приступите к исполнению второго круга.

Задержите дыхание на несколько секунд, пока визуализируете корни, распространяющиеся во все стороны от муладхары. Затем вдохните и поднимайтесь по стеблю лотоса снова. Так проделайте одиннадцать полных кругов.

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Задерживайте дыхание, когда визуализируете корни лотоса. Вдыхайте, когда восходите по стеблю. Задержите дыхание, когда визуализируете открытие и закрытие цветка. Выдыхайте, когда опускаетесь по стеблю.

Искусство сосредоточения на кончике носа - №19 - открытая онлайн библиотека

Рис. 14а

СОЗНАНИЕ

Будьте сознательны относительно дыхания. Осознавайте весь лотос: корни, стебель, цветок; параллельно осознавайте весь дыхательный процесс.

ЧИСЛО КРУГОВ

Всего следует проделать одиннадцать кругов. Это займет около одиннадцати минут или немного более.

АМРИТ ПАН

(крия № 13)

На санскрите слово «амрит» означает «нектар», а слово «пан» означает «пить» или «пить маленькими глоточками». Таким образом «Амрит Пан» может быть переведено как «питие нектара» или лучше «наслаждение каплями нектара». Это тринадцатая крия, и она идет непосредственно за Шамбхави.

АМРИТ

Амрита - это божественный поток, который несет с собой бессмертие. Он также называется эликсиром жизни или нектаром богов, нектаром бессмертия, амброзией. Амрита символизируется по-разному в разных мировых религиях. В ведах она Сома - опьяняющий поток блаженства. В христианстве и тантре он символизируется вином. Многие поэты восхваляли «сладкое вино», которое несет невыразимое счастье. Иисус Христос говорил: «Всякий, кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 4:14).

ЛАЛАНА ЧАКРА

Амрита ниспадает с бинду на вишудха чакру и хранится она в мал