Эгоический лотос с двенадцатью лепестками

Солнечный Огонь двойственен. Он появляется в результате слияния огня материи, или субстанции, с огнем ума. Это делает человека шестиконечной Звездой Света, поскольку каждый из этих огней – тройной. Огонь ума также в своей сути двойственен, что добавляет еще одну троичность, образуя тем самым девятку. Все лепестки соединяются и сливаются, когда человек посредством сознательного контакта с электрической искрой своего Небесного Человека пробудит девять огней, раскроет девять лепестков и получит стимул, который придается при посвящении. Три 539] внутренних лепестка, которые вместе с девятью образуют двенадцать и связаны с последними, духовными по своей сути стадиями эволюции, в действительности более тесно связаны с эволюцией Небесного Человека и со стимулом, который сам Он получает, соприкасаясь с логоической искрой, или аспектом чистого Духа Логоса.

Следует заметить, что на это девятеричное развитие даются намеки в «Тайной Доктрине» на тех страницах, где Е.П.Б. говорит о Кумарах[168], или Небесных Людях, отражением которых является Микрокосм. Она называет их Владыками Знания, Владыками Любви и Владыками Жертвы. Каждый из них – это лотос с девятью лепестками в логоическом теле. Они – пылающие Колеса, и в разнообразных их именах, встречающихся в «Тайной Доктрине», может быть обнаружен ключ к тайне. Но сначала мы добьемся ясности в отношении Микрокосма, а затем распространим эту идею и на Небесных Людей. Представим эгоический Лотос с девятью лепестками, Сердечный центр монадического сознания, раскрывающий каждый свой лепесток. Его девять лепестков образуют три группы по три лепестка на каждом из трех подпланов высшего ментала. Их раскрытие происходит благодаря эволюционным процессам, проходящим на трех планах в трех мирах, или в трех Залах: Неведения, Учения и Мудрости.

а) Первая группа лепестков – Лепестки Знания:

1. Лепесток Знания Физического плана. Нарушая Закон и страдая в результате этого, человек платит цену за неведение и получает знание. Приобретенный опыт Физического плана вызывает раскрытие этого лепестка.

2. Лепесток Любви Физического плана. Раскрывается благодаря физическим отношениям и постепенному развитию любви от любви к себе до любви к другим.

3.

540]
Лепесток Жертвы Физического плана. Его раскрытие вызывается движущей силой обстоятельств, а не свободной волей. Это принесение физического тела в жертву на алтарь желания – прежде всего низшего желания; при этом и стремление к достижению цели все еще проявляется как желание. Поскольку человек на ранних стадиях своей эволюции поляризован на Физическом плане, многое для него проходит бессознательно, без какого бы то ни было осознания того, что достигается в реальности; однако в каузальном теле результат виден в двойном усилении тепла, или активности:

- Физический постоянный атом становится радиоактивным, или излучающей точкой огня.

- Три низших лепестка начинают вибрировать и раскрываться до полного развития.

б) Вторая группа лепестков – Лепестки Любви:

1. Лепесток Знания астрального плана; его раскрытие вызывается сознательным уравновешиванием пар противоположностей и благодаря постепенному применению Закона Притяжения и Отталкивания. Человек выходит из Зала Неведения, где, с эгоической точки зрения, работает вслепую, и начинает оценивать следствия своей жизни на Физическом плане; благодаря осознанию своей сущностной двойственности он начинает понимать причины.

2. Лепесток Любви астрального плана; его раскрытие осуществляется в процессе постепенной трансмутации любви к объектам в любовь к субъективной природе, или внутреннему «Я». Это имеет двойной эффект и вырабатывается на Физическом плане в течение многих жизней суеты, устремления и неудач, во время которых человек старается перенаправить свое внимание на любовь к Реальному.

3.

541]
Лепесток Жертвы астрального плана; его раскрытие вызывается таким отношением человека к своим желаниям, когда он прилагает сознательные усилия, чтобы отказаться от них ради блага своей группы. Его побуждения пока еще отчасти неясны и окрашены как желанием вернуть то, что он отдает, так и желанием любви со стороны тех, кому он пытается служить; но эти побуждения уже гораздо более высокого порядка, чем слепая жертва, к которой человека на более ранних стадиях его раскрытия толкают обстоятельства. По мере того, как происходит это тройственное просветление, или раскрытие, также виден двойной результат:

- Астральный постоянный атом входит в полную активность и начинает излучать; это касается пяти его спирилл, а оба атома (Физического и Астрального планов) начинают одинаково вибрировать.

- Три лепестка, образующие центральное кольцо эгоического Лотоса, также полностью раскрываются, и сердечный центр Монады виден как быстро вращающееся и наполненное энергией огненное колесо с шестью спицами.

в) Третья группа лепестков – Лепестки Жертвы:

1. Лепесток Знания ментального плана; его раскрытие отмечает тот период, когда человек сознательно использует все, что он обрел или обретает по закону, чтобы принести конкретную пользу человечеству.

2.

542]
Каждая группа лепестков отличается своей доминирующей окраской; на Физическом плане это свет Знания, а окраска остальных двух видится как дополнительная; на Астральном плане это свет Любви, а свет жертвы здесь более бледен по тону, чем другие два, сияющие практически с равной яркостью. На Ментальном плане свет Жертвы достигает своего полного проявления, и все, что видится, окрашено этим светом.

3. Лепесток Любви Ментального плана раскрывается в результате сознательного и неуклонного приложения всех сил Души для служения человечеству, без мысли о возмещении или желания награды за безмерную жертву.

4. Лепесток Жертвы Ментального плана. Его раскрытие делает потребность жертвовать преобладающим стремлением Души в течение ряда жизней, которые посвященный проживает перед своим окончательным освобождением. Он становится в своей сфере «Великой Жертвой».

Ясновидящий может объективно видеть двойной эффект этой стадии:

- Ментальная единица становится сияющей точкой света; четыре ее спириллы передают силу с чрезвычайной скоростью.

- Три верхних лепестка раскрываются, и виден совершенный девятилепестковый лотос.

543]
Тогда каузальное тело (выражаясь в терминах огня) становится светозарным центром тепла, излучающим своей группе тепло и жизненность. В эгоическом колесе можно видеть девять спиц, вращающихся с огромной скоростью и – после Третьего посвящения – становящихся четырехмерными, то есть они становятся колесами, «оборачива­ющимися вокруг» самих себя[169]. Внутри, образуя определенный геометрический треугольник (отличающийся в зависимости от Луча Монады), могут наблюдаться три точки огня, или постоянные атомы и ментальная единица во всей своей славе. В центре видно центральное сияние славы, возрастающее в интенсивности по мере того, как три внутренних лепестка начинают отзываться на стимуляцию. Когда огонь материи, или «огонь трения», становится достаточно интенсивным, когда огонь ума, или солнечный огонь (насыщающий жизненной энергией девять лепестков), разгорается столь же сильно, когда электрическая искра в сокровеннейшем центре вспыхивает и может быть видима, все каузальное тело становится радио­активным. Тогда огни субстанции (жизненность постоянных атомов) вырываются из своих атомных сфер и добавляют свою долю в большую сферу, в которую они изливаются; огонь ума соединяется со своим эманирующим источником, и цен­тральная Жизнь высвобождается. Это великое осво­бождение. Если говорить об этом в терминах человеческого устремления, то можно сказать, что Человек достиг своей цели. Он прошел через три Зала и в каждом добавил к содержимому своего сознания то, что он там обрел. Он в предопределенной последовательности развил и раскрыл лепестки Лотоса – сначала раскрыв три низших, что подразумевает процесс, занимающий огромный период времени. Затем открылся второй ряд лепестков, – этот период времени охватил его интеллектуальное участие в делах мира, до вступления в духовное царство при Первом посвящении; а во время заключительного и более краткого периода развились и открылись три верхних лепестка, или внутреннее кольцо лепестков.

В заключение сказанного на тему Эгоического Луча и огня ума я попросил бы учащегося усвоить следующие пункты:

Первое. Порядок развития лепестков и стимуляция огней за­висят от Луча Монады и подлуча, на котором находится каузаль­ное тело. Эта мысль может быть продолжена, что явится для ок­культного исследователя плодотворным источником исследова­ния.

Второе. Такое раскрытие проходит медленно на ранних ста­диях и ускоряется только тогда, когда человек начинает работать над ним, прилагая сознательные усилия.

Эго не проявляет активного интереса к развитию до тех пор, пока не начнет открываться второй лепесток во втором ряду. До 544] этого работа продвигается по Закону бытия Эго и благодаря внутренне присущей жизни Второго Логоса, которая и является жизнью лепестков лотоса. Жизнь Первого Логоса, работающего через «Я» (которое обитает в форме, выстроенной жизнью, или энергией, второго Логоса из силы-субстанции, оживотворенной жиз­нью Третьего Логоса), отзывается на благоприятную воз­можность только по достижении упомянутой стадии.

И последнее: церемония посвящения проводится только то­гда, когда каузальное тело в состоянии отозваться на аспект Воли Небесного Человека (Первый аспект) в результате добро­вольного сотрудничества полностью сознательного «Я».

Большего здесь сообщить невозможно, однако и приведенного достаточно, чтобы обозначить различные направления исследований. Если им следовать, они приведут изучающего ко многому из того, что имеет практическую ценность.

Выводы

Наша следующая тема посвящена элементалам ментального плана, мыслеформам, которые они оживляют, а также рассмотрению их в качестве силовых центров, способных производить результаты – конструктивные, если они верно направлены, и разрушительные, если они слепо следуют своим путем. Однако, прежде чем приступить к этому предмету, я хочу собрать воедино некоторые мысли по поводу только что изложенной темы. Если мы тщательно сопоставим сведения об эгоическом проявлении на его собственном плане и об огнях каузального тела, то увидим близкое сходство между эгоическим телом, рассматриваемым как силовой центр, и определенными аспектами логоического проявления.

Каузальное тело выглядит как колесо огня, содержащее в своей периферии три фокусные точки энергии, постоянные атомы. Они, как указывалось ранее, аналогичны седьмому принципу каждого из трех аспектов – воли, или могущества, любви-мудрости 545] и активного ума. Каждая из этих фокусных точек обладает собственной внутренней структурой в виде спирилл, являющихся, в сущности, потоками силы, отзывающимися на стимуляцию и вибрацию, возникающую внутри и за пределами их ограничивающего «кольца-не-преступи». Внутренней жизнью постоянного атома и тем, что оживотворяет и обусловливает его активность, является жизнь Третьего аспекта; а сила, воздействующая на него и через него, – это жизнь Второго аспекта. С ходом эволюции интенсивность жизненных сил в постоянных атомах и тех сил, что воздействуют на него извне, постепенно нарастает все больше и больше, свет постоянных атомов усиливается, лепестки лотоса раскрываются и «спицы» излучающегося огня приходят в действие. Помните, что постоянные атомы связаны с аспектом субстанции Существования, или Становления, в то время как лепестки лотоса, или огненные спицы колеса, относятся непосредственно к психическому аспекту, или развитию Сознания; центральное ядро, или три внутренние лепестка, воплощает аспект чистого Духа.

Все три линии эволюции развиваются одновременно и оказывают одна на другую отраженное влияние; именно это обеспечивает последующее совершенство раскрытия. Невозможно и нежелательно прослеживать каждую линию этой тройственной эволюции отдельно или рассматривать их в отрыве друг от друга. Их взаимодействие так необходимо и взаимная стимуляция так важна, что изучающий эгоическую эволюцию не может этим пренебречь.

Как уже говорилось, Эго входит в контакт со своим объективным миром именно через постоянные атомы; оно воздействует на свое окружение и действует через него эффективно или вслепую, в зависимости от того, в какой мере оно способно энергетизировать свои постоянные атомы, и вывести спириллы из латентного состояния в активное. Это становится возможно лишь тогда, когда оно раскрывает лепестки лотоса. Следует помнить, что три низших лепестка, будучи полностью раскрытыми, воздействуют 546] своей жизненной энергией на три главных спириллы физического постоянного атома. По мере постепенного раскрытия лепестков, образующих второе кольцо, астральный постоянный атом подвергается аналогичному процессу, ведущему далее к полному пробуждению спирилл в ментальной единице.

Здесь мне хотелось бы указать, что в случае ментальной единицы имеется небольшое отличие, поскольку четыре спириллы ментальной единицы пробуждаются к полной активности после того, как открывается лепесток знания из верхних трех лепестков. Раскрытие остальных двух лепестков являет сияющий троичный цветок, который находится в центре эгоического проявления.

В связи с эгоическим раскрытием следует высказать одно предостережение. То, что было здесь сказано, – не более чем формулировка общего плана эгоического раскрытия, интерпретированная в терминах сознания, или огня. Исследуя эту тему самостоятельно, учащийся должен помнить следующие факты:

Первое –что лепестки раскрываются по разному в зависимости от Луча Монады. Например, если Луч Монады – Второй Луч, лепесток знания откроется первым, но развитие второго лепестка любви будет проходить почти параллельно первому, поскольку является для этого конкретного типа Эго линией наиболее легкого раскрытия; труднее всего для него будет раскрыть лепесток знания.

Второе –что последствия раскрытия одного кольца лепестков Лотоса будут ощущаться в лепестках его следующего кольца, начиная с ранней стадии, и вызовут вибрационный отклик, поэтому последние стадии раскрытия протекают быстрее, чем первые.

Третье – что существуют много причин неравномерного и неодинакового раскрытия. Например, очень часто встречаются люди с двумя раскрытыми лепестками в первом кольце и одним еще в нераскрытом состоянии, и в то же время лепесток в центральном, или втором, кольце у них уже может быть полностью 547] развит. Этим часто объясняется проявляемая некоторыми людьми способность к служению в определенных сферах в сочетании с их сравнительно низкой стадией развития, или сознания (если говорить об этом с эгоической точки зрения). Обусловлено это разными причинами, такими как Карма самой Монады на ее высоком плане и степень монадической власти над Эго; множество жизней, посвященных определенному направлению деятельности, в результате чего возникла настолько сильная вибрация, что она затрудняет развитие отклика на дополнительные вибрации; некоторые особые условия, скрытые в эволюции какого-либо конкретного Владыки Луча, и действие этих условий на конкретную группу клеток; групповая карма множества каузальных тел и их взаимодействие. Каждая эгоическая единица, или монадический силовой центр, оказывает определенное воз­действие на группу, или сообщество, многих Эго, в которое она входит, и в результате такого вза­имодействия иногда временно возникают неожи­данные результаты.

Изучающему эгоическую эволюцию следует хорошо помнить эти моменты. Вся эта тема важна потому, что она является следующим шагом вперед для изучающих оккультную психологию. Со временем будет открыто многое, что прольет новый свет на возможность человека достигать результатов на Физическом плане. Весь секрет успеха в каждом таком устремлении, или предприятии, основан, в первую очередь, на двух обстоятельствах:

Во-первых: на способности Эго работать через личность, используя ее просто как средство выражения.

Во-вторых: на карме эгоической группы, по мере того как она все более выявляется на Физическом плане. До сих пор изучают и учитывают главным образом индивидуальную карму. В будущем групповая карма постепенно займет свое должное место в мышлении учеников, и это приведет к более осмысленному сотрудничеству, к более полному пониманию групповой ответственности, к более адекватному решению групповых проблем.

548] Изучение оккультной психологии включает в себя истинное представление о природе Эго, или пробуждении Эго к полной активности в проявлении; это вызовет необходимость правильного формулирования Законов эгоического раскрытия и методов, благодаря которым лотос, лепесток за лепестком, может быть доведен до совершенства, а также понимания тройственной природы его эволюции. Это ведет также к конечному постижению истинного смысла силы и энергии в двух ее аспектах: внутренней вибрации и внешнего излучения, – и сосредотачивает внимание всех продвинутых изучающих на центрах – в этом случае не на физических центрах на эфирных уровнях, а на психических центрах, таких как Эго в каузальном теле и эгоические группы. Позже это поможет лучше понять влияние одного сознания на другое на Физическом плане. Это знание будет научно использовано для получения особых результатов в групповой эволюции, и тем самым будут решены некоторые мировые проблемы. Наконец, будут изучаться Законы Огня, оккультно исследоваться природа тепла, излучения и пламени, и действие одного огня на другой; будет осознан результат излучения из одной сознательной сферы в другую, а также постепенно раскрыт метод пробуждения сознания на разных планах воздействием каузального тела на эти огни и их стимуляцией.

Весь этот вопрос медленно, чрезвычайно медленно выходит на первое место в человеческой мысли (даже если это пока мало осознается) благодаря профессиональному образованию, деловому умению и месту, которое человеческая единица занимает в любом деле или предприятии. О людях говорят и оценивают их с точки зрения их потенциальной силы, и это шаг в верном направлении.

Если подходить к тому же вопросу с точки зрения личности, а не с эгоической, то быстро приближается время, когда основной 549] упор в образовании будет делаться на том, как наилучшим образом научить молодых людей соприкасаться со своим собственным Эго, или высшей энергией; как лучше всего направить их к применению знаний и способностей своего высшего «Я» на Физическом плане; как лучше всего определить свою групповую формацию и таким образом работать совместно со своей группой и в унисон с ее совокупной энергией; как лучше всего выровнять троичное низшее «я», физическое, астральное и ментальное, с его высшим центром силы и тем самым обеспечить непрерывное поступление энергии для укрепления трех своих проводников и умелого управления ими; как лучше всего пробудить различные спириллы и высвободить для действия энергию своих клеток. Все это будет постепенно развиваться, здесь же я всего лишь наметил общее направление будущих исследований, ибо в формулировании возможности заключено ее последующее осуществление. Такой процесс должен протекать медленно. Силы Эго колоссальны, и если бы они через посредство неподготовленной личности высвободились сейчас, это привело бы к большому несчастью. Однако время придет, и в должный срок верное осознание присущих способностей послужит на пользу всем тем, кто обладает интуицией, чтобы распознать цель.



* Числа в квадратных скобках соответствуют нумерации страниц в английском издании этого трактата. Указатель в конце II тома нашего издания составлен по этой нумерации. Ссылки на трактат в других книгах А.Бейли также соответствуют этой нумерации. (Прим.ред.)

* [Все ссылки в соответствии с английским оригиналом даны на “The Secret Doctrine” by H. P. Blavatsky, First printing, London].

1 Т.Д., I, 42-44.

* Данные стансы будут малопонятны начинающим ученикам. Рекомендуем перечитать их после прочтения трактата. (Прим.ред.)

[1] “То, во что все входит, Вишанти, есть Вишну; тот, кто покрывает, охватывает, окружает, предпринимает все, есть Брахма; тот, кто спит во всем, есть Шива. Шива спит, покоясь скрытым во всем и вся, как связь, скрепляя все, и это природа желания. Врините означает охватывание, покрытие оболочкой, очерчивание границ или периферии и, стало быть, формирование или творение (всех форм); это действие управляется Брахмой. Вишанти сарвани означает то, что все вещи входят в Это, а Это – во Все, и точно таким же является “Я”, связанное с познанием и с Вишну. Их итог, или совокупность – Маха-Вишну”.

 “Маха-Вишну, ‘высший господь всей этой мировой системы’, описывается как Ишвара, белый, четырехрукий, украшенный раковиной, диском, булавой, лотосом, лесным венком и канстубхой – драгоценным камнем, сияющий, облаченный в голубое и желтое, бесконечный и вечный, лишенный атрибутов, но одушевляющий и лежащий в основе всех атрибутов. Эпитет Ишвара служит здесь признаком владычества; четыре руки – четыре действия познания и т. д.; белое сияние – освещение всех вещей; шанкха, раковина, означает всяческий звук, а чакра, колесо или диск, – все время, причем между ними имеется связь; гада, (вращающаяся) булава, – это спиральное движение мира, а цветок лотоса – итог этого движения; вана-мала, венок из лесных цветов, означает соединение всех вещей в единство и необходимость; нила-пит-амбара, голубое и желтое одеяния, – это тьма и свет; канстубха, драгоценность, олицетворяет неразрывную связь со всем; Ниргуна, лишенность атрибутов, являет природу Отрицания, тогда как сагуна, присутствие всей полноты атрибутов, подразумевает обладание именем и формой. Мировой процесс (воплощенный в нашей мировой системе) является результатом мышления Маха-Вишну”. (“Пранава-Вада”, 72-74, 94-95)

[2] Махадэва – буквально означает “Великий Дэва”. Этот термин часто применяется, когда речь идет о Первом Лице проявленной Троицы, о Шиве, об аспекте –Разрушителе, Творце.

[3] Один день долгой жизни Брахмы называется Кальпой. Кальпа – это промежуток времени, проходящий между одним наибольшим сближением всех планет на горизонте Ланки, в первом градусе Овна, и другим, следующим за ним подобным сближением. Каждая Кальпа разбивается на царствования четырнадцати Ману, а также на сандхи (интервалы между царствованиями); каждый Ману располагается между двумя сандхи. Период, в течение которого властвует каждый Ману, содержит в себе семьдесят одну Маха Югу, каждая Маха Юга состоит из четырех Юг, т.е. Крита, Трета, Двапара и Кали; продолжительность каждой из этих четырех Юг кратна приведенным в том же порядке числам 4, 3, 2 и 1.

В различные вышеупомянутые периоды входит следующее количество сидерических, то есть звездных, лет:

Годы смертных

360 дней смертных составляют один год……………………….. 1
Крита Юга содержит………………………………………………… 1 728 000
Трета Юга содержит………………………………………………… 1 296 000
Двапара Юга содержит 864 000
Кали Юга содержит……………………………………………….…. 432 000
Совокупность всех четырех указанных Юг составляет Махаюгу..............................……...................................….............   4 320 000
Семьдесят одна такая Махаюга составляет период царствования одного Ману.................................................….....   306 720 000
Царствование четырнадцати Ману охватывает продолжительность в 994 Махаюг, что равняется..........…………............   4 294 080 000
Добавьте Сандхи, т. е. Промежутки между царствованием каждого Ману, которые равнозначны шести Махаюгам, что составляет...........................................................………………....     25 920 000
Сумма царствований 14 Ману и промежутков между ними – это 1000 Махаюг, которые составляют Кальпу, то есть один день Брахмы, равный................…………………………..............     4 320 000 000
Поскольку ночь Брахмы имеет такую же продолжительность, день и ночь Брахмы будут содержать.......………………...........   8 640 000 000
360 таких дней и ночей составляют один год Брахмы, равный…...............................................………………..................   3 110 400 000 000
100 таких лет составляют полный период века Брахмы, т.е. Махакальпу ............................................………….......................   311 040 000 000 000

То, что эти цифры не являются фантастическими, но основаны на астрономических данных, продемонстрировано м-ром Дэвисом в эссе в “Asiatic Researches”, а впоследствии подтверждено геологическими исследованиями и вычислениями, проведенными доктором Хантом, бывшим президентом Антропологического Общества, а также подкреплено в некоторых отношениях и исследованиями, проделанными профессором Гексли.

Каким бы огромным ни представлялся период Маха Кальпы, мы убеждены, что прошли тысячи и тысячи миллионов таких Маха Кальп, и столько же еще пройдут (см. Брахма-Вайварта и Бхавишире Пураны, а также Линга Пурану, гл. 171, стих 107 и т. д.) и это, говоря простым языком, значит, что прошедшее Время – бесконечно, и Время грядущее – также бесконечно. Вселенная образуется, разрушается и воспроизводится в неопределимом ряду последовательностей (Бхагавад-гита, VIII 19)”. "Теософ", т. VII, с. 115.

[4] Термин “кольцо-не-преступи” используется в оккультной литературе для обозначения периферии сферы влияния какой-либо основной жизненной силы и применяется в равной мере ко всем атомам, начиная от атома материи, каким его описывает физик или химик, и до атомов человеческого и планетарного (вплоть до великого атома Солнечной системы). Кольцо-не-преступи среднего человеческого существа – это сфероидальная форма его ментального тела, которое простирается значительно дальше физического и позволяет ему функционировать на низших уровнях ментального плана.

[5] 1. Изначальное – это Луч и непосредственная эманация Священных Четырех. (Т. Д., I, 115,116)

Священные Четыре это:

Единство

а. Отец….. Махадэва……... 1 -й Логос……….. Воля……………

Дух.

Двойственность

б. Сын…… Вишну…………. 2-й Логос………...

Любовь-Мудрость.

Троица

в. Мать….. Брахма………… 3-й Логос………...

Интеллектуальная активность.

Священные Четыре

 
             

г. Единое проявление всех трех………………..Макрокосм.

2. Проявленный Кватернер и семь Строителей происходят от Матери. (Т. Д., I, 402)

а. Семь Строителей – это Манасапутры, Умом рожденные сыны Брахмы, Третьего аспекта. (Т. Д., Ill, 540)

б. Они достигают проявления, чтобы развить Второй аспект. (Т.Д., I, 108)

в. Их метод – объективность.

3. Вновь пробужденные Энергии появляются в пространстве.

а. Они – завуалированный синтез. (Т. Д., I, 362)

б. Они – совокупность проявления. (Т.Д., I, 470)

в. Они докосмические. (Т. Д., I, 152,470)

[6] Акаша. Определение ………………………………………………….. (Т.Д., II, 538)
Это синтез эфира….. ………………………………………………….. (Т. Д., I, 353, 354)
Это сущность эфира…… …………………………………………….. (Т.Д., I, 366)
Это изначальный эфир... …………………………………………….. (Т. Д., I, 585)
Это Третий Логос в проявлении …………………………………… (Т. Д., I, 377)

Е. П. Б. определяет Акашу в следующих выражениях (Т. Д., II, 538): “Акашу, астральный Свет, можно определить следующим образом: Это Вселенская душа, Матрица Вселенной, Mysterium Magicum, из которой все сущее рождается путем отделения или дифференциации. В различных оккультных сочинениях она называется разными терминами, и будет, вероятно, небесполезно перечислить здесь некоторые из них. Имеется один универсальный элемент и его дифференциации:

Однородное Дифференцированное
1. Недифференцированная космическая субстанция. 1. Астральный Свет.
2. Изначальный эфир. 2. Море огня.
3. Изначальная электрическая сущность. 3. Электричество.
4. Акаша. 4. Пракрити.
5. Сверхастральный свет. 5. Атомная материя.
6. Огненный змей. 6. Змей зла.
7. Мулапракрити. 8. Прагенетическая материя. 7. Эфир с его четырьмя подвидами: воздухом, огнем, водой, землей.

[7] Здесь нужно различать высший и низший аспекты эфира – Aether и ether. В данном русском переводе они различаются написанием с большой и маленькой буквы соответственно; Также не путать Море Огня на Высшем плане и море огня дифференцированного на ментальном плане. (Прим. пер.)

[8] Фохат – это божественная мысль, или энергия (Шакти), в проявлении на любом плане космоса. Это взаимодействие между Духом и материей. Семь дифференциаций Фохата суть:

1. План божественной Жизни………. Ади……………………….. Море Огня
2. План монадической Жизни………… Анупадака………………. Акаша
3. План Духа…………………………….. Атма……………………… Эфир
4. План интуиции……………………….. Буддхи…………………… Воздух
5. План ума………..…………………….. Ментальный……………. Огонь
6. План желания………………………… Астральный…………….. Астральный Свет
7. План сгущения..……………………… Физический……………... Эфир

– (Т. Д., I, 105, 134-136)

[9] Кватернер состоит из четырех низших принципов и оболочек, через которые эти принципы проявляются как связанная единица, сохраняющая свою целостность в течение всего срока проявления при помощи жизненной силы обитающей в ней сущности.

[10] Эти термины – Низшее “я”, Высшее “Я”, Божественное “Я” – способны сбивать с толку до тех пор, пока изучающий не узнает различные связанные с ними синонимы. Помощь в этом может оказать следующая таблица:

Отец………………………… Сын……………………………. Мать……………………….
Дух…………………………... Душа…………………………... Тело……………………….
Жизнь………………………. Сознание……………………... Форма……………………..
Монада……………………... Эго…………………………….. Личность………………….
Божественное “Я”……….. Высшее “Я”……………….. Низшее “я”………………
Дух………………………….. Индивидуальность……….… Личное “я”……………….
Точка………………………... Триада………………………... Кватернер………………...
Монада…………………….. Солнечный Ангел…………… Лунные Владыки………..

[11] Т. Д., I, 169, 562, 567, 569; II, 258, 390, 547, 551, 552.

[12] В “Изучении сознания” г-жа Безант говорит (с. 37): “Сознание есть единая реальность в самом полном смысле этой часто употребляемой фразы; это следует из того, что любая, где бы то ни было находящаяся реальность извлекается из сознания. Следовательно, все, что является мыслью, существует. Мы называем Абсолютным Сознанием то сознание, в котором все, в самом буквальном смысле, является “возможным”, а также “действительным”: действительное – это то, о чем отдельное сознание во времени и пространстве думает как о чем-то существующем, а все то, о чем никто и ничто не думает подобным образом в любой период времени и в любой точке пространства, – это возможное. Абсолютное Сознание – это Все, Вечное, Бесконечное, Неизменное. Сознание, создающее мыслью время и пространство, а также думающее обо всех формах, как о существующих во времени и пространстве в последовательности и на своих местах, есть Универсальное Сознание, Единое, которое индуисты называют Сагуна Брахманом – Вечным, наделенным атрибутами, Пратьяг-Атмой – Внутренним Я; парсы – Ормуздом; мусульмане – Аллахом. Сознание, имеющее дело с конкретным временем, долгим или коротким, с конкретным пространством, огромным или ограниченным, является индивидуальным сознанием; это сознание конкретного Существа, Повелителя многих вселенных или одной вселенной, или любой так называемой части вселенной, то есть его части, которая, следовательно, является для него вселенной; эти термины варьируются в зависимости от мощи сознания – от того, насколько большую часть универсальной мысли некое отдельное сознание способно охватить мыслью полностью; иными словами – вселенная отдельного сознания есть то, на что оно способно наложить свою собственную реальность, о чем оно способно думать как о существующем подобно ему самому”.

[13] Универсальное сознание, проявляясь как сознание во времени и пространстве, как весьма компетентно объясняет г-жа Безант, включает в себя все формы активности, а также спиральную циклическую эволюцию с точки зрения космической эволюции, но в понятиях абсолютного сознания оно может опять обусловливать вращательное движение.

[14] “Божественная сущность, пронизывающая всю Вселенную миллионов солнечных систем, улавливается нашим Солнцем и распространяется в проявленной форме до самых крайних пределов нашей Солнечной системы настолько, что эта проявленная сущность получает возможность стать базовой почвой для роста, сохранения и разрушения наших миров; эта божественная сущность является несоставным, неразложимым Надамом нашей йогической философии, и этот Надам, или ОМ, последовательно проявляется в виде семи потоков. Непроявленное проявляется или порождается путем последующих дифференциаций. Эти потоки – семь гласных, или семь нот. Эти семь гласных, или нот, обладают, должно быть, особой связью с семью ведическими ритмами, поскольку Парамара описывает в Вишну Пуране ведические ритмы как боевых коней Солнечной сущности”. (“Размышления о Гите”, с. 74.)

[15] Т.Субба Роу говорит на 20-й странице “Эзотерических трудов”: “Как общее правило, когда бы и в какой бы то ни было связи в древней оккультной науке Индии ни упоминалось семь сущностей, следует предполагать, что эти семь сущностей произошли от трех первичных сущностей и что эти три сущности, в свою очередь, развились из одной сущности, или монады. Знакомый пример: семь цветных лучей солнечного луча развились из трех первичных цветных лучей; три же первичных цвета сосуществуют в солнечном луче вместе с четырьмя вторичными цветами. Сходным образом три первичные сущности, приведшие человека к существованию, сосуществуют в нем наряду с четырьмя вторичными сущностями, возникшими из различных сочетаний трех первичных сущностей”.

 В христианской терминологии это три Ипостаси Троицы и семь Духов перед престолом. Сравните: “Бог наш есть огонь поядающий”. (Евр. 12;29).

[16] “Говоря об этом Логосе, я уже заявлял, что, вполне возможно, именно Логос явился в образе первого Дхиан Чохана, или Планетарного Духа, когда человеческая эволюция возобновилась пос