Движение и ментальная оболочка

В первом разделе данного трактата, рассматривая «огонь трения» и огненное движение самой субстанции, мы уже немного касались различных фаз активности. Сейчас мы только затронем ряд других аспектов этого вопроса, поскольку учащемуся необходимо иметь в виду некоторые моменты. Он должен постараться 1098] уяснить связь между универсальным умом (или системным умом) и космическим умом и понять назначение ментальной оболочки, которая среди различных тел одна из самых интересных по причине своего огненного газообразного состава. Он должен также стремиться достичь, благодаря медитации, того ментального контроля и выравнивания, результатом которых будет стабилизация и отзывчивость на каузальное впечатление. А это приведёт к передаче эгоических инструкций человеку на физическом плане.

Требуется подчеркнуть определённые моменты, связанные с ментальной оболочкой, хотя наша цель – только обозначить их природу. Пользуясь законом соответствия, учащийся должен сделать разумные суждения и выводы о назначении и месте конкретной группы лунных Питри, образующих этот проводник.

Ментальное тело состоит только из четырёх типов дэва-сущности, или эссенции, тогда как астральное и физическое тела состоят из семи типов. Образующие тело дэвы сгруппированы вместе как «когорты четвёртого порядка» и тесно связаны с группой космических Жизней, ответственных (в силу своего влияния на солнечную материю) за то, что наша Солнечная система является системой четвёртого порядка. Управление и манипуляция этой группой Жизней производится – в макрокосмическом смысле – с космических ментальных уровней через центральное Духовное Солнце и через посредство того, что эзотерически называется «четвёртой солнечной полостью». Если учащиеся будут медитировать над природой человеческого сердца с его различными отделениями, а особенно одного из его клапанов, то эта сложная проблема может отчасти проясниться. На космических ментальных уровнях происходит постоянный приток энергии от этих великих Сущностей. Этот приток есть сама жизнь солнечных единиц, образующих совокупность четырёх низших подпланов 1099] ментального плана и, следовательно, жизнь тех индивидуальных единиц, что образуют ментальные тела всех человеческих существ.

Вдумчивым учащимся должно быть ясно, что на всех планах четвёртый подплан имеет своеобразную и тесную связь с Четвёртой Творческой Иерархией – иерархией человеческих Монад; в особенности это справедливо в отношении ментального тела. Числа плана (пять) и подплана (четыре) делают фактом возможность посвящения для человеческого существа и вызывают ту конкретную форму активности, что отличает его прогресс. Итак, есть два основных потока энергии, отвечающих за форму ментальных оболочек –

а) Тот, что исходит с четвёртого подплана Космического ментального плана, включая, следовательно, и остальные три подплана;

б) Тот, что исходит от совокупности жизней, образующих Четвёртую Творческую Иерархию. Как известно, эзотерическое число этой Иерархии – девять, а экзотерическое число – четыре.

Именно сочетание этих двух потоков силы (в пределах трёх миров) приводит к прогрессирующей активности человека. А когда эта активность соединяется с самостоятельно инициированным действием индивидуальных атомов любой оболочки, имеем спирально-поступательное движение. Это верно и для макрокосма, и для микрокосма, поскольку активность Космического физического плана (наших семи системных планов) в большой степени зависит от согласованной активности определённых силовых проявлений, которые можно перечислить следующим образом:

а) Силовое проявление Четвёртой Творческой Иерархии, образующей в своей совокупности силовые центры;

1100]
б) Влияние, эманирующее от четвёртого космическою эфира – буддхического плана, от которого во всей системе зависит проявление того, что осязаемо и объективно;

в) Открытие - макрокосмическое и микрокосмическое - четвертого аспекта солнечного и человеческого эгоических лотосов; это откровение «Драгоценности в Лотосе» и – макрокосмически – совершенная координация всех трёх аспектов через субстанцию; это исполнение логоического намерения, то есть цели четвёртой группы. Говоря иначе:

«Когда будет познано всё относительно значения четвёртого измерения, тогда четвёртый порядок вместе с пятым составят священную девятку».

г) Специфическое выравнивание, взаимодействие, или свободная циркуляция силы одновременно через следующие проявления единой Жизни:

1. Логоический Кватернер, а равным образом и человеческий.

2. Четвёртый системный эфир.

3. Четвёртый космический эфир, буддхический план.

4. Четвёртую Творческую Иерархию.

При выполнении последнего условия будет достигнута универсальная цель и Логос обретет желаемый контроль над Своим физическим телом. Человеческие единицы тогда будут функционировать на буддхическом плане, а группы жизней, образующие ментальные тела человеческих существ (и нумерологически соотносящиеся с приведенным перечнем), также достигнут своей цели.

На ментальную оболочку всякого человеческого существа действуют определённые влияния и силы, вызывающие в ней активность, которая именуется «спирально-поступательной». Коротко говоря, эти силы следующие:

1. Энергии атомов субстанции, образующих ментальное тело.

1101] 2. Энергии лунного отца, который является связной жизнью ментального группового тела. Эти две группы относятся к «не-Я», третьему аспекту монадического проявления.

3. Энергия Солнечного Ангела, или Отца, того координирующего принципа, который стоит за проявлением в трёх мирах.

4. Энергии интеллектуальных жизней, образующих эгоическое тело. Эманирующий источник этих жизней находится на других, не системных уровнях. Эти две группы относятся к эгоическому, среднему принципу, который связывает высшее с низшим и является вторым аспектом монадического проявления.

5. Энергия, исходящая от самой «Драгоценности в Лотосе», фокуса энергии Высшей Триады. Относится к «Я» – наивысшему аспекту монадического проявления.

Следствия взаимодействия этих пяти типов энергии друг с другом порождают (посредством ментальной единицы) то, что мы называем ментальной оболочкой. Эта оболочка – в конце концов лишь совокупность тех атомов внутри определённой области, с которыми должен работать Мыслитель, магнетически удерживая их внутри своего кольца-не-преступи. Эти атомы служат средством его ментального выражения в соответствии с его точкой эволюции. Данное определение будет признано верным для всех атомных оболочек, и одной из задач, которыми в конце концов займутся те, кто изучает оккультные науки, будет исследование природы жизней, насыщающих эти оболочки, определение качества энергий, влияющих на эти жизни, и изучение характера и силы базовых основополагающих принципов. Так учащиеся придут к фактам, связанным с энергиями в человеческом царстве, и значение этих фактов окажется неоценимым.

Следуя основной идее данного трактата, проходящей через различные его разделы, я хотел бы привлечь ваше внимание к четырём пунктам, которые мы разбирали применительно к движению 1102] в физической и астральной оболочках. Мы посчитали возможным принять, что следствий такого движения всего четыре:

Отделение.

Движущая сила.

Трение.

Поглощение.

Отделение вызывается начальной активностью Эго, порождающего первую из тех форм, которые оно намерено использовать в цикле воплощения путем соединения энергий посредством самостоятельно инициированного импульса. С целью развития Эго отождествляет себя с этой формой, тем самым временно отделяясь от своего собственного истинного «Я». Сначала оно познаёт отделение через завесу ментальной материи и обретает свой первый опыт в трёх мирах. Так происходит отделение от наивысшего аспекта. С личностной точки зрения тоже можно видеть отделение, поскольку активность монадической оболочки, её собственное внутреннее волеизъявление производит формирование сферы активности, иной по своей природе и управляемой своими собственными законами. Эта сфера активности – пока по ходу эволюции не достигается определенное выравнивание – живёт своим собственным существованием, отдельным от двух низших оболочек, астральной и физической. Поэтому воистину можно сказать, что «ум убивает Реальное»[303] и служит «великим Обманщиком» по отношению к «Я» в одном случае, и «великим Разделителем» – в другом; он встаёт между центральной, эгоической жизнью и личностными существованиями.

Отделение неуклонно усиливается по мере интенсификации вращательно-спирального движения ментального тела в циклах 1103] проявления; «индивидуализированная» Идея с течением времени всё больше преобладает. Принцип «Ахамкара»[304], как он называется в «Тайной Доктрине», делает свое дело, и в человеке начинают преобладать самоцентрированность и самосознательность в низшем смысле этого слова. Позднее, со вступлением в действие высших энергий, когда делается усилие уравновесить три типа силовых проявлений в трёх мирах через три проводника, Эго осознает обман и в конечном итоге освобождается. Когда на заключительных стадиях эволюции равновесие достигается, ментальное тело становится передатчиком силовых потоков от эгоического ума, выстраивается антахкарана между высшим умом и ментальной оболочкой, а «передающее умственное тело» соединяется с «отражающим астральным телом». Таким образом период отделения заканчивается.

Пусть учащиеся отметят, что для ментального тела цель заключается в том, чтобы стать простым передатчиком мыслей и желаний Солнечного Ангела и служить агентом Триады. Цель астрального тела состоит в том, чтобы подобным же образом быть отражателем буддхических импульсов, достигающих эмоционального тела через определённые лепестки эгоического лотоса и астральный постоянный атом. Процесс уравновешивания сил в личности (дающий стабильность и выравнивание) осуществляется благодаря научному проявлению электрических реакций трёх оболочек.

Ментальная оболочка по совокупности своих сил считается позитивной. Оба физических тела считаются негативными по отношению к ментальному. Астральный проводник – это точка единения энергий; это поле битвы, на котором противоположности согласовываются друг с другом и достигается равновесие. Вот мысль, лежащая в основе выражения «кама-манасическое тело», поскольку на протяжении двух третей скитаний Пилигрима это тело служит двоякой цели. Только на более поздней стадии 1104] человек различает между волей и желанием, а также между своим ментальным телом и своим телом желания.

Движущая сила. Активность ментальной оболочки и постепенно возрастающая скорость её вибрации вызываются притоком разного рода энергий. Эти разнообразные факторы, начиная воздействовать на ментальную оболочку, активизируют индивидуальные атомы и увеличивают скорость их вращения, а также скорость развития всей оболочки, что означает более быстрый вывод атомов низкой вибрации из оболочки и замену их на атомы высокого качества.

Это подразумевает также ускоренное прохождение различных энергий, или ускорение спирального движения. Вот один из факторов, вызывающих более быстрое воплощение и более быстрое усвоение опыта. Достаточно любопытно, с точки зрения среднего мыслителя, что этот фактор обусловливает более длительные периоды пребывания в дэвачане, так как активность в этих циклах внутреннего ментального усвоения всё время усиливается. В эти периоды происходит интенсивная ментальная перенастройка и генерация силы, пока (к концу цикла воплощений) порождённая активность не усиливается настолько, что непрерывность сознания становится совершившимся фактом. После этого человек зачастую пропускает период дэвачана, так как больше в нём не нуждается. К другим результатам относится начало четырёхмерной активности различных «колёс», когда они начинают не только вращаться, но и «оборачиваться вокруг себя», и оживление четырёх спирилл ментальной единицы. Можно перечислить некоторые из энергий, увеличивающих движущую силу в ментальной оболочке, и по мере их осмысления, учащимся станет ясно, насколько в действительности сложный процесс – человеческое раскрытие. Энергии эти следующие:

1. Возрастающее прямое влияние Солнечного Ангела, которое ощущается в четыре стадии:

Как раскрытие трёх рядов лепестков (1-3 стадии);

1105]     Как более мощное излучение «внутренней драгоценности» (4 стадия).

2. Обратное действие со стороны физической личности, или мысленные потоки, посылаемые время от времени физическим мозгом.

3. Активность астрального тела.

4. Потоки мысли, или энергетические единицы, вызванные отождествлением с группами – национальными, семейными, расовыми и эгоическими.

5. Потоки, пронизывающие ментальные тела всех человеческих существ с приходом и уходом разных Лучей.

6. Силы и энергии, которые становятся активными или же скрытыми в течение различных циклов.

7. Взаимодействие между планетами или между системами и созвездиями, иллюстрацией которого может быть воздействие венерианской энергии на нашу Землю.

А также множество других факторов, слишком многочисленных, чтобы о них упоминать. Все эти энергии оказывают свое действие и способствуют либо ускорению, либо, в некоторых случаях, замедлению эволюционного процесса.

Учащимся следует помнить, что эгоические группы управляются Законом Кармы только в той мере, в какой он относится к Небесному Человеку, а не в той его части, которая очевидна в трёх мирах. Кармический закон, то есть импульс, управляющий центрами Небесного Человека, проявляется различными путями, и, поскольку эти центры составлены из человеческих Монад, каждая группа получает свои собственные «задачи активности», по-своему спирально проходит круг Бытия и демонстрирует качества и виды движения, отличающиеся от таковых своих собратьев. Например, когда происходит перенос энергии (а не из-за базовой инерции) часть Монад, которые в совокупности являются центром творческой силы Небесного Человека, яростно сопротивляются на 1106] физическом плане действию некоторых «законов природы», но после своего перехода из низшего центра в горловой центр Небесного Человека оставляют бунтарские качества, делавшие их загадкой для своих братьев.

Теперь нам нужно рассмотреть «активность трения» ментальной оболочки, а также тот вид её активности, который проявляется как поглощение. Вспомним, что оба вида относятся к движению ментальной оболочки как целого. Результат этой активности – вращательно-спиральное поступательное движение.

Трение. Из названия следует, что данный вид активности имеет отношение к аспекту «огня трения» субстанции и, следовательно, к низшему аспекту энергии ментальной оболочки. Сила Жизни внутри оболочки проявляется в притягательном и отталкивающем действии индивидуальных атомов. Это постоянное, непрерывное взаимодействие приводит к «оккультному разогреву» тела и усилению его излучения. Кроме того, трение - это один из факторов, способствующих постепенному встраиванию новых атомов субстанции (всегда обладающих лучшим, более адекватным качеством) и выталкиванию того, что не удовлетворяет в качестве средства интеллектуального выражения.

Ментальная единица – это синтез четырёх типов силы, с которыми мы имеем дело, и четырёх её проявлений, которые мы сейчас рассматриваем.

Каждая из этих групп жизней, являющихся живой сущностью четырёх подпланов и фокусирующихся в через одну из спирилл единицы, тем самым воздействуя на

а) Саму оболочку;

б) Человека на физическом плане;

в) Часть головного центра,

в большей или меньшей степени выражает эти четыре качества.

Здесь можно отметить, что некоторыми оккультными наставниками этим группам присвоены определённые названия, отражающие 1107] идею того активного усилия, которое является их преобладающей функцией.

«Жизни» на четвертом подплане (на котором находится ментальная единица) называются «Те, кто поглощает высшее и низшее» или «Передающие лики четвёртого порядка». Они, с одной стороны, принимают и поглощают энергию Эго на первой стадии процесса воплощения, а с другой, поглощают энергии личности в конце периода проявления. Потому их активность можно считать соответствующей первому аспекту. Если вспомнить, что космический процесс повторяется на каждом плане, а Эго в трёх мирах занимает положение непроявленного, то станет очевидно, что они – начальные разделители и конечные «разрушители».

Жизни следующего плана (использующие вторую спириллу ментальной единицы) называются «Взаимодействующие точки циклической движущей силы». Эти точки накапливают движущую силу благодаря процессу притяжения и отталкивания и представляют в ментальном теле двойственную силу, потому что лишь через объединение и разделение атомов, больших и малых, макрокосмических и микрокосмических, становится возможным какое бы то ни было проявление.

На подплане, образованном жизнями, функционирующими через третью спириллу, находятся «точки трения», или «производители теплоты», и эти три группы – группа поглощающих, точки движущей силы и производители теплоты – изливают свою суммарную силу через «разделяющие жизни», которые образуют настоящий барьер между следующим телом и ментальной оболочкой. Это возможно только в том случае, когда их работа становится объединённой и синтезированной. Учащийся должен помнить, что хотя эти жизни являются выражениями единой Жизни, 1108] та или иная спирилла будет агентом жизней, выражающих специфические качества. Теперь рассмотрим четвёртое следствие движения в ментальной оболочке, проявляющееся через весь проводник.

Поглощение. Это та способность, что производит формы ментального кольца-не-преступи и становится (к завершению цикла) активным принципом, стоящим за дэвачаническим проявлением. Изучая макрокосмический процесс, учащийся может прийти к пониманию отделения ментального тела в смысле его индивидуального функционирования. Мы говорим именно о процессе «небесного удаления». Пользуясь законом аналогии, нелегко прослеживать различные этапы и стадии, и вот по каким причинам.

Все наши планы, будучи космическими физическими подпланами, образуют логоическое физическое тело. При окончательном удалении из проявления Логос функционирует в Своём космическом астральном теле, и в настоящее время космический дэвачан ещё далёк от Него и постичь его невозможно. Поэтому лишь некоторые соображения о человеческом «отдыхе на Небесах» – вот всё, что для нас возможно.

Поглощение в дэвачан – это поглощение в определённое состояние сознания внутри логоического физического тела. Следовательно, оккультно дэвачан представляет собой состояние сознания, но сознания в терминах пространства и времени в трёх мирах. Дэвачан не является конкретным местом для единицы сознания, но с точки зрения Небесного Человека он - конкретное место. Пракрити (материя) и сознание – в проявлении – неразделимы.

«Дэвачан» оккультной литературы связан с сознанием логоического планетарного тела и с газообразным подпланом Космического физического плана. Следовательно, человек выходит за пределы дэвачана в тот момент, когда начинает функционировать в космических эфирах, например, на четвёртом космическом эфире, буддхическом плане. Дэвачан тесно связан с некоторыми кармическими силами, поскольку, находясь в нем, человек занят 1109] совокупностью построенных им мыслеформ, имеющих по сути оккультную, ментальную и устойчивую природу.

Именно в дэвачане человек занят огранкой и полировкой тех камней, которые встраиваются в Храм Соломона. Это та мастерская, в которую поступают для отделки индивидуальные камни (добрые деяния и мысли), извлечённые из каменоломни личностной жизни.

Поскольку дэвачан состоит из ментальной материи, он может рассматриваться как центр, или сердце, покоя внутри сферы влияния ментальной единицы. Четыре спириллы образуют четыре охранительных потока силы. Соответствие этому можно увидеть в четырёх реках, вытекающих из Сада Эдема. Из этого сада человек изгоняется в мир физического воплощения, и Ангел с огненным мечом охраняет вход, не давая ему войти обратно, пока не придет то время, когда он продвинется по дороге эволюции и сможет войти в эти врата, нагруженный камнями, которые способны противостоять действию огня. Он подвергнет эти камни действию огня и если они выдержат испытание, он сможет вновь взойти на «Небеса», хотя и ограниченный на этот раз природой и качеством того, что он принёс.

Когда же сознание дэвачана впитает всю суть жизненного опыта, тогда даже это место, или аспект материи, не сможет удержать человека, и он уйдёт от этих ограничений в каузальный проводник.


Движение в каузальном теле

Мы отчасти изучили эту активность в её четверичном проявлении в ментальной оболочке, а причина того, что мы так немного сказали об этом вопросе, в том, что ментальная оболочка подпадает под законы материального аспекта и подчиняется тем же правилам, что и материальные проводники всех существований. Это лишь материя более тонкой степени. Поэтому учащийся может приложить изложенное ранее относительно астрального и 1110] физического тел к ментальному телу и тем самым избавить нас от необходимости излагать этот предмет подробнее. Каузальное тело отличается от аспекта Брахмы тем, что является более полным воплощением жизни второго аспекта, и преобладающие его характеристики принадлежат ко второму аспекту. Изучение природы движения в каузальном проводнике требует большой ясности мысли и правильной оценки природы этого тела.

Рассматривая каузальное тело, следует помнить, что мы имеем дело именно с проводником проявления Солнечного Ангела, который является жизнью, насыщающей и конструирующей это тело, совершенствуя и увеличивая его, тем самым отражая в малом масштабе работу Логоса на Его собственном плане.

Каждая часть каузального тела приводится в действие одним из типов силы, эманирующей из того или иного большого центра, поэтому было бы интересно рассмотреть составные части этого «Храма Души», исследовать тип оживотворяющей его активности и прийти к пониманию сил, действующих на него и через него. Мы разберём их по одной, начиная с внешнего ряда лепестков.

Лепестки Знания. Это лепестки, представляющие низший аспект Триады и отзывчивые на низшие типы эгоической силы. Лепестков этих три, и они подпадают под влияние определённых потоков активности.

а) Один поток энергии эманирует от низшей триады постоянных атомов, особенно от физического постоянного атома, через тот из трёх лепестков, что называется лепестком знания. Порождённая в низшем «я» сила циркулирует тройным потоком (отражающим в низшем «я» троичный путь к Богу) по атомному треугольнику в основании эгоического лотоса. Достигнув достаточного уровня силы и чистоты, она воздействует на внешний ряд лепестков. Это воздействие начинает ощущаться в третьем периоде эволюции человека, когда он становится средней мыслящей единицей, или атомом. Эта энергия, сочетаясь с энергией, присущей атомным жизням, образующим лепестки, производит в конце концов то тесное слияние души и тела, что делает человека воплощённой душой.

б) Другой поток энергии эманирует в свое время от второго ряда лепестков, когда они пробуждаются к активности. Этот ряд особенно близок жизни и качеству Манасапутры в проявлении. Второй ряд лепестков любого эгоического лотоса даёт нам ключ к природе Солнечного Ангела, так же как внешний ряд – для внутреннего видения Адепта – это ключ к точке эволюции личности. Смотря на эгоический лотос, видящий может охарактеризовать природу:

Личностного «я» по состоянию атомного треугольника и внешнего ряда лепестков.

Высшего «Я» по цвету и расположению центрального ряда лепестков. Этот ряд даёт информацию о «семье» Солнечного Ангела расположением атомных жизней, образующих лепестки, и циркуляцией потоков сил в этих лепестках.

Монады по внутреннему ряду лепестков; стадия её низшей осведомлённости открывается подобным же образом, а также –

Номер Луча, который узнаётся по качеству «света» сокрытой драгоценности.

1113]
1111]
Во всех этих лепестках задействованы группы жизней, солнечных и других, и потоки энергии от них фокусируются через лепестки. Для человека, обладающего ключом, это очевидный факт. Любопытно, что потоки силы, образующие лепестки и находящиеся в постоянном движении, по всей видимости и дают «ключевые символы» в пределах периферии эгоического колеса, открываясь таким образом через свою активность.

в) Третий тип энергии – тот, который, в конце эволюции, даёт себя почувствовать через внутренний ряд лепестков и является результатом притока монадической силы, или атмы.

г) Поэтому, когда, наконец, лепестки раскрыты, они являются передатчиками жизни, или энергии, из трёх источников:

1. Низшее «я»... Лунные Питри........ Лепестки знания

2. Эго................. Солнечный Ангел.. Лепестки любви

3. Монада.......... Отец Небесный...... Лепестки жертвы

Затем появляется возможность воспринять ещё более высокую форму энергии, которая является энергией центра в теле Небесного Человека, или Планетарного Логоса, и использует «Драгоценность в Лотосе» в качестве своей фокусной точки.

Итак, резюмируя, мы перечислили основные типы энергии, проявляющиеся в эгоическом или каузальном теле. В связи с внешним рядом лепестков следует рассмотреть и некоторые другие влияния.

д) Есть энергия, достигающая лепестков знания непосредственно из манасического постоянного атома. Постоянные атомы Духовной Триады, как и выстраиваемые вокруг них тела, содержат определенные группы дэва-жизней, которые пока не обсуждались. Они не лунные Питри в том смысле, в каком этот термин обычно употребляется, но они напрямую связаны с тем, что называется «космической луной», или той умирающей солнечной системой, которая так же относится к нашей системе, как Луна - к Земной цепи. «Космическая луна» передает свою энергию на манасический атомный подплан через планету Сатурн. Эта энергия тройственная, и между ней и кольцами Сатурна есть эзотерическая связь.

«Древний Комментарий» так говорит об этой интересной группе сынов Манаса:

1112]
«Эти Сыны ума вцепились в старую, умирающую форму и отказались покинуть свою Мать. Они выбрали переход в растворение вместе с ней, но младший сын (Сатурн) искал способ спасти своих братьев и для этого выстроил тройной мост между старым и новым. Мост этот всё ещё существует и образует тот путь, благодаря которому возможно спасение.

Некоторые спаслись и пришли на помощь воплощающимся Сынам Ума, которые покинули Мать ради Отца. Мост через бóльшую пропасть был построен. Меньшая пропасть осталась, и мост через неё должен быть выстроен самими воплощёнными Сынами Ума».

(Последняя фраза относится к постройке антахкараны).

Энергия, передаваемая из манасического постоянного атома каждого воплощенного Дживы, её соединение со своим отражением, энергия ментальной единицы и тройной поток силы, созданный таким образом на ментальном плане, имеют своё планетарное отражение в отношении Сатурна к другой планетарной схеме и в трёх его кольцах, которые являются энергетическими кольцами и символами определённой внутренней истины.

е) Кроме того, энергия изливается на лепестки знания из эгоической группы, или из вместе взятых лепестков знания всех остальных лотосов группы, с которой связан Солнечный Ангел. Эти группы уже разбирались ранее.

1114]
ж) Далее, энергия передается в лепестки знания через группы и эманации тех планетарных схем и потоков силы, которые образуют внешние лепестки великого центра, которым является наша Солнечная система и который, как нам говорят, видится с высших планов, как двенадцатилепестковый лотос. Эти потоки исходят не от семи священных планет, а от других планетных тел внутри солнечного Кольца-Не-Преступи. Потоки же силы от Священных Планет воздействуют на центральный ряд лепестков. Для мудрого учащегося здесь есть намёк и ключ к природе низшего аспекта Солнечного Ангела.

Лепестки Любви-Мудрости. Потоки энергии, действующие на второй ряд лепестков и через него, близко напоминают уже рассмотренные нами, но зарождаются в других группах жизней (лунных и солнечных):

а) Низшая форма энергии, достигающая этого ряда, эманирует от низшего «я» через астральный постоянный атом и второй лепесток внешнего ряда. Это трансмутированная астральная энергия; она мощнее, чем её соответствие в первом ряду лепестков в силу природы астрального тела и того факта, что она усиливается энергией внешнего ряда. Эта энергия - один из факторов, вызывающий более быстрый прогресс в период завершения эволюционного периода. В эволюции Монады участвуют определённые потоки силы, которые можно считать воплощающими для неё линию наименьшего сопротивления; начиная с низшего, это:

а) Эманации растительного царства.

б) Астральная энергия.

в) Энергия второго ряда лепестков.

г) Буддхическая сила.

д) Активность Второго Логоса, планетарного или солнечного.

Естественно, это верно только для нашей Солнечной системы как системы возрождающей любви.

б) Другая форма энергии зарождается во внутреннем ряду лепестков, являющемся фокусом силы для Монады, в аспекте атмы. Следует указать, что потоки силы, образующие «лепестки воли», обладают динамической активностью, и эти потоки (будучи в действии) вызывают очень быстрое раскрытие. Из двух указанных типов силы этот является внутренним; их взаимодействие обеспечивает необходимую стимуляцию и приводит к раскрытию бутона и откровению Драгоценности.

1115]
Остальные виды энергии аналогичны уже перечисленным для лепестков знания, и я хочу упомянуть только один из них – тот, что достигает второго ряда лепестков любви через буддхический постоянный атом. Возникающая таким образом энергия особенно интересна, будучи базовой энергией всякого проявления и совокупностью сил, образующих семеричное сердце физического Солнца и находящихся за его ослепительной завесой. Эти силы, в свою очередь, являются передатчиками жизненных импульсов из сердца центрального Духовного Солнца, так что перед нами предстает упорядоченная прямая цепочка:

а) Сердце центрального Духовного Солнца;

б) Семеричное сердце физического Солнца;

в) Буддхические дэвы,

           передающие энергию к –

г) Центральному ряду лепестков;

д) Астральному постоянному атому;

е) Сердечному центру головы;

ж) Сердечному центру.

Эта буддхическая энергия – совокупность жизненной силы Вишну, или Сына, передатчика и представителя ещё более великого космического Божества.

Всё вышесказанное служит тому, чтобы продемонстрировать единство самой мельчайшей единицы с единой великой насыщающей Жизнью и показать красоту всей схемы. Жизнь величайшего космического Владыки Любви в бесконечно малой степени 1116] пульсирует в сердце самого крошечного Его отражения, и поэтому человек-атом вправе заявить: «Я тоже Бог, Жизнь Бога – это моя жизнь».

Лепестки Жертвы. Энергии, или силы, протекающие через внутренний ряд лепестков, лепестки жертвы, и вызывающие их активность, опять-таки по своей природе подобны перечисленным. Однако, эти лепестки подвергаются определённой стимуляции ещё с двух направлений.

Одно стимулирующее влияние приходит от Волевого Аспекта Монады, то есть (посредством передачи) от Первого аспекта Планетарного Логоса, а другое эманирует от «Священного Бутона, скрывающего Драгоценность». Это особенно мощная вибрация, потому что когда внутренний ряд раскрыт, открывается Драгоценность, причем три «завесы», или «священных лепестка», последовательно открываются с раскрытием трёх рядов.

Итак, мы видим, как много энергетизирующих агентов ответственно за «движение» – в оккультном понимании – эгоического лотоса. Есть жизнь, присущая атомным единицам, образующим каждый лепесток, и циркулирующая жизнь каждого лепестка, рассматриваемого как индивидуальная единица. Далее, есть жизнь ряда из трёх лепестков, а к ней мы должны добавить объединённую активность трёх внешних рядов, или сочетание сил знания, впитанных от личностного «я», сил любви, являющихся естественными энергиями Солнечного Ангела, и сил жертвы, вливающихся из Монады. Так возникает удивительная совокупность энергетических потоков, каждый из которых представляет всё более внутренние и более объемлющие (то есть космические) энергии.

Наконец, имеем динамическую силу «Драгоценности» в Сердце, которая сама является фокусной точкой жизни Планетарного Логоса, а через Него – и всех других Логосов.

Поэтому возможности, скрытые в воплощающемся Дживе, огромны, и он может уподобиться Богу, если подчинится эволюционному процессу и не будет «воздерживаться от распятия на 1117] колесе». Поэтому все расширения сознания, которые позволят индивидуальной точке духовной жизни войти в управляющие Советы и пребывать в Мудрости Божества, – не праздные обещания, но гарантированы самим устройством используемого проводника и тем местом, которое «развивающаяся Точка», как иногда именуют Эго, занимает в схеме. Ничто во времени и пространстве не может быть помехой, поскольку каждая форма, будучи всего лишь выражением энергетизированной жизни, стремится служить любой другой форме. Определенного рода стимуляция, тенденция повышения вибрации соприкасающихся энергетических потоков, акцентирование активности каждой центральной точки при контакте с другими точками при общем повышении вибрации посредством взаимодействия сил – всё это ведёт всю систему к её завершению, к «славе, которая должна открыться».[305] Все эти силы образуют совокупность того, что называется «фохатической жизнью». Так же как система, или тело Логоса, продвигается вперед энергией всех своих частей, так и всякая бесконечно малая частица ускоряется на своём пути к подобной же индивидуальной славе. Те многие, что образуют Всеобщность, те единицы, что составляют Единое, не могут быть разделены по достижении завершённости. Они сливаются и растворяются в общем «свете блаженства», как иногда называется это достижение. Мы можем расширить данное представление несколько дальше и осознать космическое взаимодействие, происходящее аналогичным образом. Можно представить космическую стимуляцию и интенсификацию, которые имеют место, когда единицы Целого образуются созвездиями, а не планетами или человеческими атомами. Роль атомов играют солнца со своими системами во всём их безмерном количестве. Так можно получить некоторое представление о единой Цели, стоящей за вращением великого Колеса космических Небес, и об исполнении жизненных 1118] намерений колоссальных Существований, занимающих в космической Иерархии положение, подобное положению «ТОГО, О КОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО».

Невозможно дать учащимся адекватное представление о красоте эгоического лотоса, достигшего стадии полного раскрытия. Мы уже не говорим здесь о сиянии его красок, но как блистательны огни и мерцающие вспышки непрестанно движущихся потоков и точек энергии! Каждый лепесток пульсирует переливающимися огнями «точек», и каждый ряд лепестков вибрирует жизнью, в то время как в центре сияет Драгоценность, излучая потоки энергии от центра до периферии самого дальнего ряда.

Огни живой энергии циркулируют вокруг каждого индивидуаль