Связь между горловым, альта и ментальным центрами

1155] Вопрос о центрах всегда очень интересовал людей, и направление внимания на физические центры принесло много вреда. К несчастью, были названы центры, имеющие соответствия в физической форме, и при обычной склонности людей отождествляться с тем, что является осязаемым и физическим, была собрана масса информации, основанной не на духовном знании, а на изучении эффектов, вызываемых медитацией на физических центрах. Такая медитация безопасна лишь в том случае, если человек более не поляризован в своем низшем личностном «я», но всё видит с точки зрения Эго, с которым он полностью отождествлён. В этом случае центры в физической материи считаются простыми фокусами энергии в эфирном теле, которые имеют определённое применение. Оно заключается в том, чтобы служить передатчиками определённых форм энергии, сознательно направляемой Эго, или «Я», с тем чтобы побуждать физическое тело (не являющееся принципом) исполнять цель Эго. Для этого Эго должно следовать определённым правилам, подчиняться закону и добиться не только сознательного контроля над физическим телом, но и знания законов энергии, состава эфирного тела и его связи с физическим. Внимание учащихся нужно привлечь к некоторым фундаментальным фактам о центрах, чтобы тем самым дополнить, соотнести и подытожить информацию, уже изложенную в данном трактате. Необходимо и полезно эти факты повторить; сообщённые при этом сведения и указанные соответствия обеспечат всем последователям раджа йоги основу для здравого размышления, осмысленной медитации и более полного понимания 1156] обсуждаемых истин. Поскольку раса быстро развивается и ей предстоит раскрытие эфирного зрения, есть реальная польза в том, чтобы изучающие оккультизм получили хотя бы теоретическое представление о природе того, что сравнительно скоро станет видимым.

Центров, как мы знаем, семь, и они сформированы в материи эфирных подпланов физического плана. Как нам сообщалось, буквально их десять, но низшие три не считаются объектами для направления эгоической энергии. Они относятся к увековечению физической формы и тесно связаны с:

а) Тремя низшими царствами природы;

б) Тремя низшими подпланами физического плана;

в) Третьей Солнечной системой – с логоической точки зрения.

Надо иметь в виду, что хотя три Солнечных системы (предыдущая, нынешняя и будущая) разделены для человеческого сознания во времени и пространстве, они, с точки зрения Логоса, скорее представляют собой высшее, среднее и низшее, образуя три формы, но одно выражение. Поэтому предыдущая система считается эзотерически третьей, будучи низшей и имея отношение к плотной, негативной материи. Отсюда ясно, что предыдущая Солнечная система тесно соотносится с третьим, или животным, царством, которое, как считается, человек уже трансцендировал.

Можно обнаружить, что семь центров, с которыми имеет дело человек, существуют двумя группами: это низшие четыре центра, связанные с четырьмя Лучами-Атрибутами, или четырьмя малыми Лучами, а потому – с кватернером, микрокосмическим и макрокосмическим, и высшие три центра, которые являются передатчиками для трёх Лучей-Аспектов.

1157] Эти энергетические центры передают энергию из многих и разнообразных источников, короткое перечисление которых выглядит следующим образом:

а) От семи Лучей через семь подлучей конкретного монадического Луча;

б) От трёх аспектов Планетарного Логоса, проявляющегося через схему;

в) От того, что называется «семью отделами логоического Сердца», или от Солнца в его семеричной сущностной природе, эзотерически лежащей за внешней физической солнечной формой;

г) От семи Риши Большой Медведицы; эта энергия вливается через Монаду и передается вниз, сливаясь на высших уровнях ментального плана с семью потоками энергии от Плеяд, которые поступают в виде психической силы, проявляющейся через Солнечного Ангела.

Все эти многообразные потоки энергии проходят через определенные группы, или центры, по мере эволюции всё больше активизируясь и протекая всё свободнее. В настоящее время применительно к человеку эта энергия соединяется и стремится энергетизировать его физическое тело, направляя его деятельность через семь эфирных центров. Последние получают силу тремя способами. Это -

а) Сила от Небесного Человека, а, следовательно, от семи Риши Большой Медведицы через Монаду.

б) Сила от Плеяд через Солнечного Ангела, или Эго.

в) Сила с планов, от Раджа Дэв этих планов, или фохатическая энергия через спириллы постоянных атомов.

Именно в результате этого происходит постепенный рост и развитие человека. Поначалу направляющая сила субстанции 1158] плана заставляет его отождествляться с самой грубой субстанцией и считать себя человеком, членом четвёртого царства, и быть убеждённым в том, что он – «не-Я». Позднее, с усилением притока силы от Эго, акцент переносится на психическую эволюцию (здесь я использую слово «психический» в его высшем смысле), и он начинает считать себя Эго, Мыслителем, тем, кто пользуется формой. Наконец, возникает отклик на энергию Монады, и он сознает себя не человеком, не ангелом, но божественной сущностью, или Духом. Эти три типа энергии демонстрируются во время проявления как Дух, Душа и Тело. Через них в человеке встречаются и соединяются три аспекта Божества, которые находятся в каждом атоме в латентном состоянии.

Семеричная энергия планов, а следовательно, и субстанции достигает своего пика, когда четыре низших центра полностью активны. Семеричная энергия психэ, аспекта сознания, демонстрируется, когда три высших центра в трёх мирах вибрируют с необходимой точностью. Семеричная активность Духа ощущается, когда каждый из этих семи центров не только вполне активен, но и вращается подобно «колёсам, обращающимся вокруг себя», когда их активность становится четырёхмерной не только индивидуально, но и в соединении с семеричным головным центром. Тогда человек видится таким, каким он воистину является – огненной сетью с пылающими фокусными точками, передающими циркулирующую огненную энергию. Эти центры не только принимают энергию через верхушку головы или, если быть более точным, через точку чуть выше верхушки головы, но и выводят её через головной центр, причем та, что выводится, отличается по своему цвету, будучи светлее и вибрируя быстрее, чем принимаемая. Эфирное тело образовано из негативного аспекта огня и является приёмником огня позитивного. Сочетание, слияние и циркуляция различных типов огней усиливает их, производя определённые следствия в огнях микрокосмической системы.

1159] Центр у основания позвоночника (низший из тех, с которыми человек должен сознательно работать) особенно интересен, поскольку является источником трёх протяжённых потоков энергии, проходящих вверх и вниз по позвоночному столбу. У этого тройного потока силы есть интереснейшие соответствия, которые интуитивный учащийся может проследить. В связи с этим могут быть даны некоторые намёки. Сам этот канал тройственной энергии обладает тремя исключительно интересными точками, которые можно обозначить (так, чтобы передать смысл для заинтересованных) как:

1. Базовый центр в самой низшей точке позвоночника;

2. Центр альта на вершине позвоночника;

3. Наивысший головной центр.

В миниатюре они дают картину всей эволюции духа и материи, поскольку:

1. Наинизший центр соответствует личности;

2. Средний центр – Эго, или Мыслителю;

3. Наивысший головной центр – Монаде.

В эволюции огней позвоночника имеем соответствие сутратме с тремя её базовыми точками – монадическим аурическим яйцом, её излучающей точкой; эгоическим аурическим яйцом, её средней точкой; и телом,или грубой формой, её наинизшей точкой.

Другой интересный намёк заключается в том, что между этими позвоночными центрами существуют разрывы (если можно так выразиться), которые должны быть (в ходе эволюции) перекрыты энергетическим действием быстро возрастающей вибрации единицы силы. Между тройственной энергией позвоночного столба и центром альта существует зазор, аналогичный зазору (который должен быть перекрыт) между троичным низшим человеком и эгоическим телом, или между ментальной единицей на четвёртом подплане ментального плана и Солнечным Ангелом на третьем подплане. Хотя нам говорят, что триада постоянных атомов заключена внутри каузальной периферии, тем не менее с 1160] точки зрения сознания существует пропасть, через которую необходимо построить мост. В свою очередь, между центром альта и наивысшим головным центром есть ещё одна пропасть, соответствующая пропасти, имеющейся между планом Эго и низшей точкой Триады, манасическим постоянным атомом. Когда человек выстроит антахкарану (что делается им на заключительных стадиях его эволюции в трёх мирах), мост через эту пропасть будет выстроен, надежно соединив Монаду и Эго. Когда человек поляризуется в своем ментальном теле, он начинает выстраивать антахкарану. Когда центр между лопатками, о котором ранее в нашем трактате говорилось как о манасическом центре, вибрирует с нужной силой, тогда альта и головной центры можно соединить через горловой центр.

Когда человек достигает этой стадии, он уже является творцом в ментальной материи, и масштаб его действий на этом плане совсем другой по сравнению с бессознательно работающим средним человеком. Он строит в унисон с планом, и божественный Манасапутра, Сын Ума, переориентирует своё внимание: вместо того, чтобы быть Сыном Могущества в трёх мирах, он центрирует внимание в Духовной Триаде, тем самым повторяя на более высоком витке спирали ту работу, которую он делал в качестве человека. Это становится возможным в том случае, когда параллельно росту треугольника, о котором только что говорилось (основание позвоночника, центр альта и горловой центр, объединяемые в голове), развивается другая троичность – солнечное сплетение, сердце и третий глаз; их энергия объединяется в том же головном центре. Третий глаз – это энергетический центр, выстроенный человеком; он аналогичен каузальному телу – энергетическому центру, выстроенному Монадой. Центр альта создаётся подобным образом другими потоками силы и являет собой интересное соответствие троичной форме, конструируемой Эго в трёх мирах.

Как только эта двойственная работа доходит до определённой эволюционной точки, в результате действия обоих потоков тройной энергии пробуждается ещё одна троичность внутри самой 1161] головы. Этот треугольник передает через шишковидную железу, гипофиз и центр альта огненную энергию, которая достигает головного центра. Таким образом эти три треугольника представляют девять потоков энергии, соединяющихся и проходящих в наивысший головной лотос. Все, кто в этом разобрался, увидят здесь соответствие определённым макрокосмическим силам.

Мы убедились в наличии тесной связи между различными центрами и производимыми ими эффектами, которые постепенно выявляются, по мере того как центры объединяются и в конце концов образуют синтетическую циркуляционную систему для протекания эгоической энергии вместе с энергией низшего человека, образующей своего рода проводник, через который может проявляться эгоическая сила. Что касается макрокосма, то человек на его нынешней стадии эволюции мало что может понять в этом вопросе. Тем не менее мы приведем ряд кратких утверждений, которые (если их обдумать и соотнести друг с другом) могут пролить некоторый свет на планетарную эволюцию и отношения между Планетарными Логосами и Солнечным Логосом.

В качестве Своих энергетических центров Солнечный Логос использует планетарные схемы, каждая из которых воплощает особый тип энергии и потому вибрирует на ключевую ноту логоического Солнечного Ангела, слабым отражением которого является человеческий Солнечный Ангел. Здесь можно отметить, что подобно тому как человеческий Солнечный Ангел представляет собой единство, проявляющееся через три ряда лепестков, его логоическое соответствие ещё более интересно, так как эта великая космическая Сущность видится на Космическом ментальном плане в виде тройного пламени, действующего через семь рядов лепестков, и именно энергия, исходящая из этих семи энергетических кругов, пульсирует через каждую схему. Всё это скрыто в тайне ТОГО, О КОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО, и людям невозможно её понять – эта истина неясна даже наивысшему Дхиан Чохану нашей системы.

1162] Сами энергетические центры Солнечного Логосаимеют форму гигантских лотосов,[311] или колёс, в центре которых скрыты те центральные космические Жизни, которые мы называем Планетарными Логосами. Они – место встречи двух типов силы: духовной, или логоической, достигающей их через логоический Лотос на космических ментальных планах, приходя от семи Риши Большой Медведицы на их собственном плане, и во-вторых, буддхической силы, которая передается через семь Сестер, или Плеяд, из созвездия, называемого в некоторых книгах Драконом, откуда и произошло название «Дракон Мудрости».

В этих центрах добавляется и может быть обнаружен третий тип энергии – энергия манасического типа. Она достигает логоических центров через звезду Сириус и передается из того созвездия, 1163] которое (как ранее намекалось) должно пока остаться неизвестным. Эти три великих потока энергии образуют суммарное проявление логоического центра, известное нам как планетарная схема.

Внутри планетарной схемы эти потоки энергии действуют в основном следующим образом:

а) Духовная энергия... три высших плана Монады

б) Буддхическая сила. четвёртый план.... Солнечные Ангелы

в) Манасическая сила два низших плана четыре царства природы

Физическая энергия, остаток предыдущей Солнечной системы, демонстрируется через плотную физическую форму и в том материале, который насыщается энергией в течение инволюционного цикла. Она не считается принципом и рассматривается как основа майи, или иллюзии.

Не все планетарные схемы похожи между собой; они различаются своим:

а) Типом энергии;

б) Точкой эволюции;

в) Положением в общем плане;

г) Кармической возможностью;

д) Скоростью вибрации.

Главное же различие, как мы часто повторяли, заключается в том, что три из них образуют три высших эфирных энергетических центра Логоса, а четыре – низшие центры.

Сатурн интересен для нас тем, что Логос Сатурна занимает в теле Солнечного Логоса то же положение, что и горловой центр в микрокосме. Три центра к концу проявления будут выровнены подобно тому, как выравниваются центр у основания позвоночника, горловой центр и центр альта. Здесь нужно указать, что 1164] имеются три планетарные схемы, положение которых сходно с положением шишковидной железы, гипофиза и центра альта, но это не те схемы, что упоминались как центры, или известны нам как насыщаемые Планетарными Логосами. В данной конфигурации участвуют определённые астероиды, а также одна схема, вышедшая из активности и находящаяся в состоянии неподвижности и бездействия. В логоическом теле она соответствует атрофированному третьему глазу в четвертом царстве природы. Когда человек разовьёт своё эфирное зрение и тем самым расширит своё видение, он узнает об этих фактах, так как будет их видеть. Его удивлённому взору откроется множество планетарных схем, имеющихся только в эфирной материи. Он обнаружит, что (как и в микрокосмическом теле) есть семь (или десять) главных центров, и большое число других – для снабжения различных органов энергией. Таким образом, макрокосмическое тело тоже имеет мириады энергетических фокусов, или питающих точек, обладающих своим местом, своей функцией и своим вполне ощутимым воздействием. Эти центры без плотных физических глобусов образуют то, что иногда называется «внутренним кругом», и передают свою силу через те бóльшие центры, которые, согласно оккультным книгам, с ним связаны.

Каждую из этих планетарных схем можно видеть в форме лотоса с семью главными лепестками, каждый из которых образован цепью. Кроме того, лотос имеет дополнительные лепестки вторичной окраски в соответствии с природой и кармой задействованной Сущности. Представление об этих солнечных лотосах у изучающих оккультизм весьма путаное. Например, верно, что планетарная схема, соответствующая микрокосмическому основанию позвоночника, представляет собой четверичный лотос, то есть имеет четыре лепестка. В нём есть четыре ярко выраженных лепестка особого оттенка, но есть и три лепестка вторичной окраски, а также девять лепестков третичной природы. (Интуитивным учащимся этот намёк может сообщить название планеты и природу её эволюции).

1165] Каждый из солнечных лотосов, то есть планетарных схем, раскрывается в течение трёх больших стадий активности, и в каждой преобладает один из трёх типов энергии. По мере раскрытия вибрационная активность возрастает, а внешнее проявление активности меняется.

а) Движение лотоса, или колеса, долгое время представляет собой просто медленное вращение;

б) Позже, в течение ещё более длительного периода, каждый лепесток вращается внутри большего целого, под углом, отличным от угла вращения целого;

в) Наконец оба вида активности усиливаются появлением особой энергии, которая, исходя из центра, пульсирует так мощно, что образует как бы потоки энергии, проносящиеся от центра к периферии и обратно;

г) Когда все три энергии, или вида активности, будут действовать в унисон, эффект будет поразительным; его будет невозможно проследить глазами, постичь человеческим умом и выразить словами. Именно эта стадия, – и макрокосмическая, и микрокосмическая, – формирует различные уровни выравнивания. Учащимся никогда не следует забывать, что всё проявляющееся – это сфера, а выравнивание на самом деле состоит в налаживании беспрепятственного сообщения между сердцем сферы и периферией, или границей влияния динамической воли и центром.

Внутри каждой планетарной схемы находятся семь цепей, то есть семь планетарных центров, а внутри цепи – семь глобусов, то есть центров цепи. Впрочем, учащимся лучше не изучать глобусы с точки зрения центров, пока их знание о тайне, стоящей за плотной физической субстанцией, не станет шире, иначе они впадут в заблуждение. Чем ниже пытаешься провести соответствие, тем больше вероятность ошибки. Соответствие должно быть в качестве и в выражаемом принципе, а не в форме.


1166]

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Раздел Е

ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ

I. Дополнительные Законы

Закон Химического Сродства

Закон Прогресса

Закон Секса

Закон Магнетизма

Закон Излучения

Закон Лотоса

Закон Цвета

Закон Тяготения

Закон Планетарного Сродства

Закон Солнечного Единства

Закон Школ