Путь VI. Путь, на котором находится Сам Логос

Всем, кто внимательно изучал мировые процессы в свете закона соответствий, будет очевидно, что Логос на космических планах развивает внутреннее космическое видение, так же как в меньшем масштабе человек стремится к достижению такого же видения в системе. Это можно назвать развитием космического 1265] третьего ГЛАЗА. В физической структуре глаза заложен секрет, и её изучение может привести к раскрытию тайны.

Определённая часть глаза является ядром зрения и аппаратом самого видения. Остальная его часть служит защитной оболочкой. Обе части нужны, и ни одна не может существовать без другой. Так же обстоит дело и в космическом смысле, но аналогия существует на столь высоких уровнях, что слова только затуманивают и искажают истину. Некоторые из сынов человеческих – ядро, достигшее очень высокого посвящения в предыдущей Солнечной системе, – образовали вокруг Логоса эзотерическую группу, когда Он решился на дальнейшее продвижение. Как следствие, Он создал нынешнюю Солнечную систему – к этому Его побудило желание космического проявления. Эта эзотерическая группа остается с Логосом на атомном, или первом, плане системы, на субъективной, или внутренней, стороне, и соответствует, в оккультном смысле, зрачку глаза. Истинный дом этих великих Сущностей – на Космическом буддхическом плане.

Постепенно, ценой огромных усилий, некоторые Учителя приобрели или приобретают качества, позволяющие им занять место первоначальных членов этой группы, тем самым давая Им возможность вернуться в тот космический центр, вокруг которого вращаются и наша система, и более крупная система Сириуса.

Только очень немногие адепты здесь и там обладают необходимыми для этого качествами, поскольку такое развитие требует определённого отклика на космическую вибрацию. Это означает специализацию внутреннего зрения и развитие, в определённой мере, космического видения. На этот Путь встаёт большее число представителей дэва-эволюции, нежели человеческой. Человеческие же существа переходят на него через эволюцию дэв, в которую можно войти, перейдя на Пятый Путь, или Путь Лучей. На нём обе эволюции сливаются, а с Пятого Пути можно перейти и на Шестой.

Путь VII. Путь Абсолютного Сыновства

1266] Сыновство, подразумеваемое здесь, является соответствием на наивысшем плане той степени ученичества, которую мы называем стадией «Сына Учителя». Это Сыновство по отношению к Существу, более высокому, нежели наш Логос, и о Нём мы здесь говорить не можем. Кроме того, это великий Путь, управляющий Кармой. Владыки Липики находятся на этом Пути, и все, кто пригоден для этого направления работы и близок к Логосу в личном, сокровенном смысле, переходят на Седьмой Путь. Это Путь ближайших помощников Логоса, которым Он поручил проработку кармы в Солнечной системе. Им известны Его пожелания, Его воля и Его цель, и Им Он доверяет исполнение своих поручений. Эта связанная с Логосом группа образует особую группу, связанную с еще более высоким Логосом.

Два последних Пути ведут в космические состояния сознания, столь же непостижимые для человека, как сознание Эго человеческого существа непостижимо для атома субстанции. Потому нет необходимости, да и бесполезно рассказывать дальше об этих возвышенных состояниях.


1267]

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Раздел В

СЕМЬ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ СТАНС[323]

СТАНСА I

(Из Архаических Формул. №49)

Путь I. Путь Служения Земле

Дракон, что скрывается в низшем из Священных Трёх, восстаёт в Своей мощи. Во рту у Него весы, на которых Он взвешивает сынов человеческих, пронзенных на поле битвы Его копьём.

Одна чаша великих весов, на которых сосредоточен Его взгляд, скрыта в ярко-зелёном огне; другая – скрыта завесой красного.

Те сыны человеческие, чья нота не откликается на ноту красного, вступают на чашу с правой стороны. Оттуда они переходят на путь, который смутно виднеется за формой дракона.

На этот путь вступают через четверичную дверь. Священные фразы Сынов Света так определяют её: «Светозарные врата, ведущие из зелёного в сердце индиго посредством редкостного огня и 1268] богато расцвеченного сияния, для которых нет пока имени на земле». Тон её скрыт.

Эти сыны человеческие (а число их невелико) входят в эту дверь сияющего огня, когда взбираются на золотой гребень, возвышающийся на голове дракона над той точкой, где сверкает «глаз огня».

Глаз огня передаёт сильную вибрацию от троичных Лха в центр, находящийся в голове Адепта. Когда центр пробужден, открывается Жизнь, которая есть, форма, которая будет, и соединённая работа двух и четырёх.

Эти двое сводятся вместе. Их сущность сочетается. Тогда человек, ищущий путь, пронзается копьём и бросается в огненный свет, который скрывает весы. Происходит мистический процесс, и ... Так обнаруживается работа САТУРНА и достигается завершение.

Судьбоносной силой САТУРНА победитель быстро переносится на вершину гребня, а оттуда – на тот вибрирующий диск, что охраняет четверичную светозарную дверь.

Три Слова тогда вверяются Освобождённому. Торжествуя, стоит он на быстро движущемся диске, и когда их звучание..., становится видно, что дверь приоткрыта и из-за неё слышен голос, говорящий «Сын Сострадания, Учитель Любви и Жизни, колесо всё время вращается для тех, кто сражается на огненной тверди у ног дракона».

Первое Слово приступает к осуществлению своей миссии. Победитель поднимает голову и пытается произнести второе Слово. Но произнося его, Он останавливает на полпути его обширную вибрацию и снова вбирает его могущество в Своё сердце.

1269] Движение диска замедляется. Врата огненного света открываются шире. Видна форма. Учителю Огненного Сердца эта форма являет три драгоценности. Их названия скрыты для тех сынов человеческих, которые ещё не достигли гребня дракона.

Эти три драгоценности дают Учителю Огненного Сердца часть тройственной силы, что циркулирует в сфере планеты.

Пристален взгляд Учителя и сердце Его оживотворяется пылающей любовью; Он не изрекает последнего Слова. Он сходит с диска, обращает Свои Лотосовые Стопы назад, к оставленному Им ранее Пути, и вновь взбирается на гребень дракона с другой стороны. Будучи Сам драконом, теперь Он отождествляет Себя с теми, кто ищет встречи с этим зверем. И так Он служит, повернувшись спиной к двери света. Он – потомок Дракона и служит Своему времени...

Неведомый и невидимый Ему, обнаруживается, непрестанно вращаясь, больший диск. Он не видит его движения, ибо глаза Его обращены к миру, в который Он вернулся служить. Диск вращается и являет – перед Его еще невидящим взором – дверь, которая ещё больше и шире... Его глаз видения открывается... Он прокладывает первый великий путь, хотя ещё не знает его.

Нота, исходящая от этого первого великого ПУТИ, Ему пока не слышна. Её звук теряется в поднимающемся крике детей меньшего дракона.


1270]

СТАНСА XVII

(Из Архаических Формул. №49)

Путь II. Путь Магнетической Работы

Космическая горящая твердь живого огня находится в самой нижней части западных небес. Её дым поднимается в то высокое место, где обитают Священные Лха, Которым тройственное Единство нашего солнечного пространства предлагает свои подношения и верность. Сладкое, пряное благоухание и слабый аромат раскалённого ... достигает крайних пределов звёздного свода.

Поднимаются Двое и проносят сущностное Пламя через Свою горящую твердь, смешивая Свой меньший дым с большим.

Этот дым образует Путь, достигающий сфер внутри излучающей формы той Притягательной Жизни, Которой сыны бытия и сыны человеческие во всех их многочисленных рангах возносят молитвы и предлагают свою жизнь и благодарение.

Учитель на этой сфере, которая известна как четвёртая и не священная, видит огненный ПУТЬ; Он откликается на его жар и стремится согреть Себя в его волнах излучающего электрического огня.

Центр в срединной точке внутри великого тела Кумары образует погребальный костёр. Он пульсирует и сверкает. Он становится морем живого огня и вовлекает в себя то, что принадлежит ему. Дым, исходящий из этого огненного колеса, образует живой Путь, скрывающий предстоящие шаги.

Учитель – со срединным колесом в огне – вступает в дым, вступает вслепую. Он ничего не видит впереди. Он не слышит ни единого голоса. Он не чувствует ведущей руки. Лишь пятый, познанный последним, помогает Ему пробираться вперёд на ощупь и прямо проходить через скрывающие клубы дыма; лишь пробуждение Его колеса может указать на Его продвижение через новое магнетическое поле.

Лишь сынам ... (БЛИЗНЕЦЫ) ведом путь вовнутрь; лишь сыны со сверкающим огнём, исходящим из срединной точки, могут войти туда. Они устремляют свои лучи вперёд, чтобы осветить ПУТЬ. Адепт погребального костра, Учитель сверкающей сферы сжигает Себя. Принося Себя в жертву Тому, что является вновь созданным троичным Словом, священным ОМ, огнём Бога, Он проходит горящую твердь и сияет для тех, кто наблюдает, подобно излучающему пылающему солнцу.

Он ... и ведёт людей вперёд, к их цели, согревая их сердца, порождая двойственный огонь, ведя всех к вратам солнца, а оттуда – к ... (БЛИЗНЕЦЫ).

Мистическое Слово скрыто четырьмя буквами – Е, М, А, О*. Значением их чисел и применением их цветов дым рассеивается.


1272]

СТАНСА XXXIX

(Из Архаических Формул. №49)

Путь III. Подготовка Планетарных Логосов

Глаз Шивы широко открывается, и те, кто в поле его видения, пробуждаются к другой форме сна. Они спят, но всё же видят и слышат. Их глаза закрыты, но ничто из происходящего в великих космических Семи не упускается ими. Они видят, и всё же не видят; они слышат, и всё же их уши глухи.

Три раза закрывается глаз Шивы и три раза он широко открывается. Так три большие группы Владык Лотоса побуждаются к вступлению на Свой путь.

Одна группа называется «Владыками Лотоса глубокого невидящего сна». Они спят, и по мере того как Их сны принимают форму, миры ускоряются. Великая и жестокая майя планов сладкой иллюзии вступает в существование и втягивает в свою ловушку точки разъединённого света, затуманивая их блеск.

Так совершается работа...

Глаз, через который эти Владыки Лотоса соприкасаются с планами космического видения, обращён внутрь. Они не видят того, что на внешней грани.

Имя второй группы – «Владыки Внутреннего Лотоса». Это Те, кто спит, но не так глубоко. Они достаточно пробуждены, чтобы остерегаться блуждать за пределами тайного кольца-не-преступи, обрамляющего великую Иллюзию. Тесно стоят Они, и самой Их стойкостью формы держатся вместе.

1273] Глаз, через который эти Владыки Лотоса смотрят на великую Иллюзию, обращён вверх. Они не видят ничего кроме того, что прямо над Ними. Они созерцают ту огромную горную вершину, что пронзает ограничивающее колесо. Эта горная вершина сияет лучистым светом, отражённым от Лика Того, Кого Владыки миров нашей солнечной сферы не видели никогда.

* * * * * * *

Третья группа – странная и таинственная. Она тройственная и имя её пока нельзя услышать в тех планетарных сферах, цвет которых ещё не сочетается с синим в должной пропорции.

Глаз, через который эти Владыки Лотоса взирают на космический Путь, обращён наружу. Его оттенок – индиго. Глаз, через который смотрит средняя группа Владык Лотоса, бирюзово-голубой, а глаз Владык недвижимого, невидящего сна – сапфирово-голубой. Таков единый ПУТЬ тройственного синего.

Последний аспект глаза Шивы направляет другие два и собирает всю свою энергию из отдалённейшей космической сферы. Два откликаются, и проходя космический ПУТЬ, сплетают троичную силу в ту тропу, что отвечает потребностям тех, кто будет искать её впоследствии.

Они видят, Они слышат, Они видят сны и, видя сны, строят; Их глаза слепы, Их уши глухи, но Их уста звучат. Они издают особые космические Слова, сплетают семь с двенадцатью, и умножают пять.

* * * * * * *

Так строятся планеты; так они ведутся, управляются и познаются.


1274]

СТАНСА LXXVII

(Из Архаических Формул. №49)

Путь IV. Путь к Сириусу

Таинственные Лха священного скрытого огня отводят свою мысль, выходят из медитации и всё, что есть – между первым и третьим – теряется из виду. Ничего нет. Звук умирает. Слова теряются, ведь нет никого, чтобы слушать. Цвета тускнеют и каждая точка блекнет.

Океан затихает. Мать дремлет, забывая своего Сына. Отец удаляется в неведомое, туда, где скрыт огонь.

Змей вытягивается и затихает. Его кольца тушат низший огонь и гасят искры... Воцаряется безмолвие. Отстранённые Лха забывают о мирах и играют в другие игры... Всё переходит в ничто. И всё же сами Лха остаются.

* * * * * * *

Таинственные Лха пятеричной силы объединяют Свою мысль, погружаются в глубокую медитацию и связывают первое и третье. Миры возникают, и – стремительно облекаясь в приготовленные формы – следуют своим циклам.

* * * * * * *

Двенадцатиконечные играют Свою роль, будучи результатом союза Того, Кто превыше Солнца, с одной из семи жён.

* * * * * * *

1275] Учитель Священного Сердца – Тот, Кто выстраивает путь между сферой, в которую забросил Его жребий, и великим манасическим шаром. Он строит этот путь осознанно, призывая на помощь точки синего огня, которые возникают из сердца одной из семи. (ПЛЕЯДЫ).

Он дует на эти точки и они находят своё место как камни единого Пути, который Он строит для многих, по мере того как они держат путь через ум к уму, а от него – к пониманию. (От манаса – к махату, а от него к буддхи).


1276]

СТАНСА CXLVII

(Из Архаических Формул. №49)

Путь V. Путь Лучей

Собирающий держит весы, и чаши их должным образом установлены. Энергии сталкиваются и выводят их из равновесия. Иногда весы склоняются в правую сторону, а иногда – в левую.

Энергий пять, и основной их оттенок – золотой.

* * * * * * *

Три великих Слова произносятся Собирающим, и каждое слышится теми, чьи уши семь циклов были глухи, а уста – запечатаны на четырнадцать полных сроков.

Первое Слово содержит числовое значение синтезирующего индиго. Слово раскатывается. Чаши опускаются. Имеющий уши, чтобы слышать, взбирается на чаши и добавляет к этому Слову другой звук. Этот звук слышал только тот, кто стоял перед Князем Рока и видел тьму, опускающуюся на пятеричных сынов плоти.

Это двойственное Слово выстраивает стену, окружающую Сына Человеческого, чьи уста немы. Стена ограничивает Его, пока не будет произнесено то Слово, что распечатает источник речи.

Это молчание длится семь раз по сорок девять лет и каждый год – за день.

Когда Безмолвный за стеной видит приближение Луча, когда Он меняет тональность ранее изречённого слова, стена разрушается и перед Ним открывается дверь.

* * * * * * *

1277] Второе Слово скрывает число священного синего. По мере того как Слово разносится, чаши поднимаются, и человек, который хочет взобраться на них, видит, что благоприятный момент упущен, и не знает, что делать.

Он пытается говорить и воздевает Свою правую руку, взывая к великому Собирающему. Из священных залов Города Белого Острова выходит посланник, говорящий Ему следующие мистические слова:

«Когда могущество входит благодаря тому, что превыше всего, исходя из лотоса в голове Того, Кто сохранил Свой покой, произнеси это Слово … и вглядись внутрь».

Сдерживавший Свою речь нарушает молчание. Он издаёт четыре глубоких звука, заставляющие чаши опуститься и быть в пределах Его досягаемости. Видна ещё одна дверь; она широко открывается – и таким образом ПУТЬ пройден.

* * * * * * *

Третье Слово хранит надёжно запечатанным ключ к внешнему синему. Оно содержит указ к изменению на обратное, и это Слово могут слышать лишь те, чьи уши были закрыты одиннадцать эонов. Оно никогда не слышится в сферах страдания. Потому немногие слышат его, и эти немногие уклоняются от чаш, избегают огненного взора великого Собирающего и в самой Своей слепоте находят Путь, что лежит по другую сторону от чаш.

* * * * * * *

Эти Слова высокого указа исходят из того, что лежит на ... направляющей Жизни, которая удерживает нашего Владыку Жизни на Его Пути.


1278]

СТАНСА VI

(Из Архаических Формул. №49)

Путь VI. Путь Солнечного Логоса

Главный Третий несёт в себе вибрацию того, что было. Космический Владыка из бóльших семи (священное Имя Которого скрыто) ищет среди священных семи центр Своей жизни. Это скрытая мистерия, внутренний секрет, таящийся в сердце космического пространства внутри божественных групп.

Священные семь с бóльшими семью приближаются к своей первооснове, Тому, Кто стоит выше, и в своём циклическом внешнем качании они однажды соприкоснутся. Два станут Единым и растворятся в своей первооснове.

Ищи того же в меньшем масштабе во внутреннем круге, и на плане плотности узри проявленной меньшую первооснову. Закон сохраняется; тайна разрешается во ВРЕМЕНИ.

Главный Третий как в большем, так и в меньшем, космический Владыка – с Его тусклым солнечным отражением – завершает Свой цикл, встречает Своего брата, становится Сыном, соприкасается с Матерью, и Сам является Отцом. Всё – Единый, и ничто не разделяется, кроме как при переходе и посредством времени.

* * * * * * *

Главный пятый в Вечном Сейчас несёт с собой вибрацию того, что есть. Он отмечает точку космического знания, простирающегося далеко вперед в длящееся настоящее. Космический Владыка, священное Имя Которого содержит для нас мудрость сфер, ищет форму, чтобы скрыть в ней Сущность и с течением эонов совершенствовать великую троичность.

Скрытая тайна завуалирована тем, что есть. Глубоко покоится сущность, облачённая тем, что движется. Непроницаема тьма, затерянная в сердце бытия, и плотные формы скрывают внутренний свет; груба оболочка, действующая как барьер, и незрел материал, заслоняющий скрытую жизнь.

Главный пятый вмещает меньшего третьего. Двойственный главный отмечает достигнутую точку. Когда главный третий синхронизирован с бóльшим пятым и с космической нотой – соразмерной Владыке Космической Любви, Чья сущность есть огонь, – слышится священное Имя.

Космической Второй приближается к плотному и большему. Он соединяется и сочетается с ним, и всё теряется в диссонансе, который постепенно урегулируется. Сферы откликаются, Настоящее становится прошлым и соединяется с будущим. Сущность и жизнь, точка в круге и вечное кольцо-не-преступи становятся одним, и на эоны воцаряется покой. Время кончается; пространство рассеивается; ничего нет. Воцаряется темнота и безмолвие на водах. Длится срединный период покоя.

* * * * * * *

Завершённый аккорд, третий, пятый и седьмой внутри Вечного Сейчас, несёт с собой вибрацию того, что должно быть. На большем космическом плане наступает День Будь С Нами. И тогда жизнь, любовь и могущество видны как одно.

1280] Космический Владыка, священное Имя Которого пока скрыто даже от наивысшего Чохана, содержит в Себе источник космического действия и награду космической любви. Тройственное Всё вступает – из времени и пространства – в центр пралаического покоя.

Всё есть, и всё же ничего нет. Колёса не вращаются. Огни не горят. Рассеиваются завесы цвета. Три удаляются в точку покоя. Тройное кольцо-не-преступи больше не действует как барьер.


1281]

СТАНСА IV

(Из Архаических Формул. №49)

Путь VII. Путь Абсолютного Сыновства

То, что не имеет ни начала, ни конца; То, что видимо и всё же остаётся непознанным; То, чего мы касаемся и всё же не достигаем – таков Идущий Своим ПУТЁМ.

То, что мы называем Отцом и Сыном; То, что мы считаем превыше слов; То, что Мать почитает своим Владыкой и Богом, – таков Восходящий по космической лестнице.

То, что видится, когда каждая точка небесного света посылает свой луч в полночную синеву; То, что мы слышим в каждой космической ноте и чувствуем за звуком каждой формы, – таков Поющий небесную песнь и Отдающий Свой свет для возжжения космического огня.

То, что познается каждым Сыном Божьим, овладевающим Золотым Путём шаг за шагом; То, что слышится каждым дэва-владыкой, внимающим Слову в течение уходящих эонов; То, что звучит троичным циклическим АУМ, оставляя ещё один звук для высших космических планов – таков Непознанный, Неоткрытый, Поющий ноту в космическом аккорде.

1282] То, что в каждом эоне выходит и проходит Свой цикл на космическом Пути; То, что в бóльших кальпах будет вести богоподобную игру; То, что во всех космических сферах называется «Тем, Кто превыше Сына фиолетового оттенка» – таков Сияющий в галактике звёзд.

Это Тот, Кого извечно почитают сыны славы, когда Он следует Своим ПУТЁМ. Слава Ему как Матери, Отцу, Сыну, как Тому, Кто существовал в прошлом, существует в настоящем и будет существовать в Том, что грядёт.


ФИНАЛ

Утренние звёзды пели на путях своих.

Великий гимн творения ещё раздаётся и порождает вибрацию.

Песнь прекращается, когда достигается совершенство.

Когда всё сливается в едином полнозвучном аккорде, работа исполнена.

Ещё звучит диссонанс в пространстве. Разлад возникает во многих системах. Когда всё разрешится в гармонию, когда всё сольётся в симфонию, тогда великий хорал разнесётся до самых пределов познанной вселенной.

Тогда зазвучит то, что вне постижения даже наивысшего Чохана – брачная песнь Небесного Человека.


* Числа в квадратных скобках соответствуют нумерации страниц в английском издании этого трактата. Указатель в конце II тома нашего издания составлен по этой нумерации. Ссылки на трактат в других книгах А.Бейли также соответствуют этой нумерации. (Прим. Ред.)

[170] Грех Разума-лишенных (см. Т. Д., II, 195, 201). Этот грех относится к периоду Разделения Полов на заре третьей, лемурийской, коренной расы. На тот же исторический факт намекается также в Библии (Бытие, VI, 2-4).

«Они (полы) уже разделились, прежде чем луч божественного разума осветил темную зону их до сих пор дремавших умов, и согрешили. Так сказать, они совершили зло неосознанно тем, что создали неестественное следствие» (См. также Т. Д. II, 721, 728).

[171] Нынешний Круг является четвёртым. В нём желание, или отклик на контакт и ощущение, доводится до своего самого полного выражения. В следующем, пятом, круге принесёт плоды пятый принцип, принцип ума, или манаса.

* См. стр. 609] и 629] (Прим. Ред.)

* От Матфея, 11:12

[172] Отметьте соответствие, которое можно здесь проследить. На втором плане имеем Закон Сцепления – любви. На втором плане проявленной Триады – Закон Магнетического Управления – любви. Еще ниже, на втором плане Личности, – Закон Любви. Точность аналогии очень интересна и даёт простор для рассуждений.

* Три излияния – см. примечание к диаграмме II, с. 94] (Прим. Ред.).

[173] Три излияния – см. примечание к диаграмме II, с. 94].

[174] См. стр. 512].

[175] Жизнь и жизни. Е.П.Б. говорит в «Тайной Доктрине»:

«Оккультизм не признаёт ничего неорганического в Космосе. Употребляемое в науке выражение «неорганическое вещество» означает лишь то, что скрытая жизнь, дремлющая в молекулах так называемой «инертной материи», еще не распознана. Всё есть Жизнь, и любой атом даже минеральной пыли есть Жизнь, хотя и находящаяся вне нашего понимания и восприятия ... Потому Жизнь есть повсюду во Вселенной ... там, где есть атом материи, частица или молекула, даже в самом газообразном состоянии, есть жизнь. какой бы скрытой и бессознательной она ни была». – Т. Д., I, 269, 281, 282.

[176] Жизнь и жизни.

1. Всё живет и всё сознательно, однако не всякая жизнь и сознание имеет сходство с человеческим. – Т. Д., I, 79.

а. Жизнь есть единая форма существования, проявляющаяся в материи.

б. Материя есть проводник для проявления души.

в. Душа есть проводник для проявления Духа.

Поэтому 1-й Логос, 2-й Логос и 3-й Логос сотрудничают.

Иллюстрация:

Жизнь 3-го Логоса – оживляет атомы материи.

Жизнь 2-го Логоса – оживляет формы или их совокупности.

Жизнь 1-го Логоса – оживляет сложные формы.

2. Единая Жизнь синтезирует эту троичность.

Поясним это для Макрокосма и Микрокосма.

Фохат, Прана, Электричество, Магнетический Флюид – это всё термины для единой жизни, которая оживотворяет.

Микрокосм оживляется и оживотворяется праной, а его действия контролируются обитающим в нём Мыслителем.

Макрокосм оживляется и оживотворяется Фохатом, а его действия контролируются тем насыщающим Интеллектом, который мы называем Логосом.

[177] «...Агни – источник всего, что дает свет и тепло. Есть много разновидностей Агни (огня), но «какими бы ни были другие огни, они всего лишь отпрыски Агни, бессмертного» (Риг-Веда, L, 59 I). Первичное деление Агни троично. «У Агни, – говорится в Вишну Пуранах, – три сына: Сучи, Павамана и Павака» (I, X). Сучи означает Сауру, или Солнечный огонь; Павамана означает Нирматхану, огонь, производимый трением, таким как трение двух кусков дерева, а Павака означает вайдьюту или огонь небесного свода, то есть огонь молнии, или электрический огонь.

Могу вкратце сообщить, что источниками этих трёх огней являются три главные божества, о которых говорится в Ведах, а именно: Сурья, солнце, представляющее солнечный огонь, Индра (иногда Вайю), божество, производящее дождь и представляющее огонь небесного свода, и Агни, представляющий земной огонь, огонь, производимый трением (Нирукта, VII, 4). Напомним, что все три – лишь дифференциации единого Агни, который, в свою очередь, есть эманация Высшего Единого. Из приведенного в Вишну Пуранах аллегорического описания Агни читатель может обнаружить, что тот является сыном Брахмы, рожденным из его рта.

Каждая из трёх форм Агни имеет свои многочисленные разновидности. Солнечный огонь бывает нескольких видов сообразно природе лучей, испускаемых великим светилом. – «Теософист», VII, 196.

[178] В «Тайной Доктрине» Е.П.Б. упоминает о «разрешении загадки,... перед которой даже высший Дхиан Чохан должен склониться в молчании и неведении – Невыразимой Тайной того, что называется ведантистами Парабрахманом». – Т. Д., I, 352.

[179] Библия, Притчи, 4:18.

[180] Лунные Питри.

«Великие Чоханы призвали Владык Луны о воздушных телах: «Породите Людей, – сказали им, – людей вашей природы. Дайте им их внутренние формы. Она же (Мать Земля) построит внешние оболочки (внешние тела). Муже-женами будут они. Владыками Пламени также.» ... Они пошли, каждый в назначенную ему землю; семь из них – каждый на свой удел. Владыки Пламени остались. Они не захотели идти. Они не захотели творить». – Станса III, 12, 13; Т. Д., II, 79, 81.

[181] Лунные Питри создали физического человека. – Т.Д., I, 114, 197.

Существует три больших класса лунных Питри.

1. Наиболее развитые. Они сформировали в первом Круге совокупность трёх царств и достигли человеческой формы. – Т. Д., I, 203.

В Кругах 2 и 3 они составили совокупность всего, что в конечном счете будет человеком.

В начале Круга 4 они формировали эфирные тела нашего земного человечества.

2. Те, чьи тела занимаются Солнечными Ангелами. – Т. Д., I, 203.

3. Полная сумма трёх царств, известных в настоящее время.

[182] Земля дает человеку тело; Боги дают ему его пять внутренних принципов... Дух един. – Т. Д., I, 248.

1. Земля дает плотное физическое тело.

2. Лунные Боги дают ему три низших принципа –

а. Эфирное тело

б. Прану

в. Кама-манас.

3. Солнечные Боги дают ему два принципа –

г. Низший ум

д. Высший ум.

4. Монада есть два объединенных высших принципа –

е. Буддхи

ж. Атма.

[183] Совокупность форм. Бог «един, несмотря на бесчисленные формы в Нём», так и человек, представляющий на земле микрокосм макрокосма. – Т. Д., II, 197; 303; III, 584.

Человек включает в себя всё.

Он объединяет в себе все формы.

Тайна земного человека есть тайна Небесного Человека.

Потенциальность любого органа, полезного для животной жизни, заключена в человеке, Микрокосме Макрокосма. – Т. Д., II, 723.

[184] Питри – предки, или создатели, рода человеческого. Их семь классов, три из которых бестелесные и четыре – телесные. Они обычно называются Лунными Питри, или Предками, и их нельзя путать с Солнечными Питри, или Ангелами, которые дают человеку ум и создают сравнительно постоянное тело Эго, или Высшего «Я».

[185] Дэвы. «...он 1) разделил бы Дэв на два класса и назвал их «Рупа-дэвы» и «Арупа-дэвы» («имеющие форму», или объективные, и «не имеющие форму», или субъективные Дхиан Чоханы); и 2) сделал бы то же для своего класса людей, поскольку существуют Оболочки и «Мара-рупы» – то есть тела, обречённые на уничтожение. Вот они все:

1. Рупа-дэвы – Дхиан Чоханы, обладающие формами             бывшие

2. Арупа-дэвы – Дхиан Чоханы, не имеющие форм           люди

3. Пишачи – (двухпринципные) духи.

4. Мара-рупы – Обречённые на смерть (трехпринципные).

5. Асуры – Элементалы – имеющие человеческую форму              будущие

6. Звери – Элементалы второго класса – животные элементалы     люди

7. Ракшасы (демоны) – Души, или Астральные Формы, колдунов, люди, достигшие вершины знания в запретном искусстве. Мертвые или живые, они, так сказать, обманули природу, но это только временно – до тех пор, пока наша планета не вступит в обскурацию, после чего они волей-неволей будут уничтожены.

Эти семь групп составляют основные подразделения Обитателей субъективного мира вокруг нас». – Письма Махатм А. П. Синнетту, 107.

[186] Рупа – с формой или телом.

Арупа – бесформенный или бестелесный.

Говоря в общем, термин рупа прилагается ко всем формам в трёх мирах, тогда как термин арупа прилагается ко всем формам, через которые существования проявляются на четырёх высших уровнях Солнечной системы и абстрактных уровнях ментального плана.

[187] У Лунных, или Бархишад, Питри (Т.Д., II, 99) следующие функции:

1. Они – Предки Человека (Т.Д., II, 107)

2. Они – Создатели его формы.

3. Они обладали физическим творческим огнем.

4. Они могли только дать одеяние человеческим монадам.

5. Они не могли сделать человека по своему подобию.

6. Они не могли дать ему ум (Т. Д., II, 82).

7. Они выстроили его внешнюю форму.

8. Они дали низший принцип (Т. Д., II, 92).

[188] Временно – они Победители Духа (Т. Д., II, 66).

а. Дух погружается в материальные формы.

б. Формы – это поле битвы.

в. В конце концов Дух лишит формы жизни. (Т. Д., II, 67)

г. Отметьте эзотерический порядок (Т. Д., II, 88, 92, 100, 116).

[189] В «Голосе Безмолвия» есть такие слова: «Прежде чем вступить на Путь, ты должен разрушить свое лунное тело, очистить свое тело ума и сделать свое сердце чистым».

[190] Солнечные Ангелы двойственны в Природе.

«Манас двойственен – он Лунный в нижней и Солнечный в верхней своей части». – Т.Д., II, 520, 675.

а. Солнечный аспект влечется к Буддхи.

б. Другой нисходит в низшее животное, или притягивается им.

в. Солнечные Ангелы формируют «Душу», или Второй Аспект.

Главная «Душа» – это Манас, или ум. – Т. Д., II, 521.

[191] Астрологический Ключ упоминается в Т. Д. в т. II, 26.

[192] Агни – Бог Огня в Ведах; наиболее древний и почитаемый из Богов Индии. Он – тройственный аспект Огня и, следовательно, полная сумма проявления. Он считается также Владыкой ментального плана (5-го плана), чей символ – Огонь.

Варуна – Бог Воды в смысле вод пространства, или вод материи. Он считается также Правителем астрального плана (6-го плана), чей символ – вода.

Кшити – Бог Земли в смысле плотной субстанции, а не планетарного тела; он – Бог физического, седьмого плана.

[193] Сорок девять Ману. Они – кураторы, или охранители, расовых циклов в манвантаре, или Дне Брахмы. Имеется семь рас в мировом периоде и семь мировых периодов.

[194] См. Т. Д., I, 567.

* ВАХАНА (Санскр.) Проводник, носитель чего-то нематериального и бесформенного. Поэтому все боги и богини изображены как пользующиеся ваханами, чтобы проявить себя, причем эти носители всегда символичны. Так, например, Вишну во время Пралай имеет Ананту, "бесконечное" (Пространство), символизированное змеем Шеша, а во время Манвантар - Гаруду, гигантского полу-орла, полу-человека, символ большого цикла; Брахма появляется как Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, "лебеде во времени, или конечной вечности"; Шива появляется как бык Нанди; Озирис - как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне; Карттикея - на павлине; Камадэва - на Макаре, иногда на попугае; Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все они, есть "Огнь поядающий", проявляется как баран и ягненок, Аджа, "нерожденный"; Варуна - как рыба; и т.д., и т.д., тогда как проводник Человека есть его тело. – Теософский Словарь Е.П.Б.. (Прим. Ред.)

[195] Лунные ангелы должны достичь плана солнечных ангелов – Т. Д. I, 203.

Они должны добиться бессмертия – Т. Д., III, 518-519.

Самосознание – их цель Т. Д., I, 205; II, 622.

[196] Когда природа всякой субстанции признаётся «состоящей из существ», технически это известно как гилозоизм. Е.П.Б. пишет:

«Гилозоизм в философском понимании – это наивысший аспект пантеизма. Это единственно возможное убежище от идиотского атеизма, основанного на летальной материальности, и еще более идиотских антропоморфных концепций монотеистов, между которыми он стоит на своей собственной, совершенно нейтральной почве. Гилозоизм требует наличия абсолютной Божественной Мысли, которая пронизывает бессчетное число активных творческих Сил, или «Создателей», – Сущностей, которые движутся этой Божественной Мыслью, существуют в ней, из нее и благодаря ей... Существование таких активных «Создателей» известно, в них верят, поскольку их воспринимает и чувствует Внутренний Человек в Оккультисте». – Т. Д., II, 167, 168.

[197] Атом есть снабжённая сущностью абстракция. – Т. Д., I , 559-560.

а. Насыщающая сущность системы – Логос.

б. Насыщающая сущность плана – его Раджа-Владыка – такой, как Индра, Агни, Варуна, Кшити.

в. Насыщающая сущность планеты – её планетарный Логос.

г. Насыщающая сущность Микрокосма – Дхиан Чохан.

д. Насыщающая сущность каузального тела – Божественный Мыслитель.

е. Насыщающая сущность физического атома – элементальная жизнь.

Огонь есть во всех объектах (Т. Д., I, 146; II, 258).

а. Насыщающая сущность есть Огонь (Т. Д., I, 145, 146).

б. Материя формы пропитана огнем (Т. Д., I, 112).

в. Развивающийся ум есть космический огонь (Т. Д., I, 114).

* Елена Петровна Блаватская (Прим. Ред.)

[198] См. Т. Д., II, 621.

[199] Левый Путь – тот, которому следуют Черные Маги и Братья Теней. На него становятся, используя силы природы в эгоистических целях; он характеризуется сильным эгоизмом и обособленностью, а заканчивается в Авичи, восьмой сфере, доме потерянных душ, или тех скорлуп низшего человека, которые отделились от своего эгоического, или индивидуального, жизненного принципа.

[200] И так вот пребывает Бог во всем –
От мелких жизней и до человека,
Итога нашей схемы бытия
И завершенья этой сферы жизни,
Чьи атрибуты там и здесь бывали
Рассыпанными в зримом мире прежде,
Моля соединить их; малые частицы
Желали обрести единый облик чуда.
Несовершенства созданного мира
Просили об одном ещё созданьи,
Той точке, где бы встретились все эти
рассеянные ранее лучи,
Образовавши свойства человека...

Когда вся совершенствуется раса,
Стремится к человеческому всё,
А человека дав – к концу приходит.
Но в этом завершённом человеке
Опять стремленье к Богу началось.
Пророки предвещают достиженье,
И так вот в человеке возникают
Предчувствия величья, символы и типы
И образы грядущей красоты.
В том вечном круг