Наука и искусство Средних веков

Наука эпохи Средневековья резко отличалась как от античной, так и от хорошо известной нам науки XIX–ХХ вв. Античную науку обычно называют наблюдающей: исследования, проводимые учеными, представляли собой наблюдения за природными процессами. На основе этих наблюдений раскрывались некоторые несложные природные закономерности (например, закон Архимеда) и создавались простые технические приспособления. Наука Средних веков опирается на другой принцип, другой подход к миру – это наука комментирующая.

Комментирующая наука была тесно связана с религиозным учением, которое разрабатывала теология (рассуждение о боге, от слова «тео» – бог). Религиозные исследования называли также схоластикой – от слова схола, обозначающего учебные заведения при монастырях. С точки зрения христианской религии все наиболее важные сведения о мире заложены в Библии и в трудах отцов церкви. Поэтому ученый должен не исследовать природу (так можно, не дай бог, ошибиться и власть в ересь, получив выводы, не совпадающие с религиозными представлениями), а читать, сопоставлять и комментировать классические религиозные труды, ища в них ответы на все волнующие человека вопросы. Если ученый монах и занимался исследованиями природы, например, алхимией, то он был вынужден – как брат Лоренцо из «Ромео и Джульетты» У. Шекспира – тщательно скрывать свои занятия от окружающих. Религиозный мыслитель Кассиодор так объяснял задачи научного исследования: «Вместо того чтобы надменно искать новизны, лучше утолить жажду у источника древних».

Уровень грамотности населения средневековой Европы был крайне низок. Церковь специально препятствовала распространению обычного умения читать и писать, а также любых знаний, которые могли бы ослабить позиции религиозного мировоззрения. Известный реформатор христианства римский папа Григорий I (Григорий Великий) (ок. 540–604) писал одному из своих епископов: «Ты, кажется, учишь грамоте, я не могу повторить этого, не краснея; я печален и вздыхаю».

Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце VII – начале IX вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название «Каролингское возрождение». Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим «Капитулярий о науках» 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне. Эти мероприятия оживили культурную жизнь Франкского государства, расширился круг образованных людей, в скрипториях наряду с христианской литературой стали переписываться произведения античных авторов.

Внецерковные школы начинают возникать в начале XII в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях для оформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городского управления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями.

Эти школы отличались от церковных, готовивших прежде всего клириков, но не могли сразу же избавиться от их влияния. Большинство преподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах как временную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели – магистры – жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда это приносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІ заявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальная независимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже было несколько таких школ (пришли в упадок после возникновения Парижского университета, который возник на их основе). Выдающийся ученый и педагог Пьер Абеляр, будучи вынужденным какое то время переезжать с места на место, сопровождаем был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры, впоследствии обретшие имя вагантов.

В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь прежде всего противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаивала свое «право» давать разрешения на преподавательскую деятельность. Она подкупала магистров «свободных искусств» церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковный авторитет. Александр ІІІ на Латеранском соборе 1175 г.: «Поскольку церкви божией, как в том, что служит для поддержания тела, так и в том, что относится к духовному преуспеянию, надлежит матерински заботиться о нуждающихся, дабы у бедных, не могущих получать поддержку из родительских средств, не была отнята возможность читать и преуспевать, каждая соборная церковь должна отвести какой-нибудь подходящий бенефиций в пользу учителя, который учил бы даром клириков этой церкви, а равно и бедных школьников».

В начале XII-XIII вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах – епископальные школы. Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.

Лежавшие в основе античной системы обучения «семь свободных искусств» в VI в. были разделены на две ступени. Низшую составлял тривиум: грамматика, риторика и диалектика; высшую, квадривиум – геометрия, астрономия, арифметика и музыка. Риторика рассматривалась лишь как предмет, который учит церковному красноречию и умению литературно оформлять свои мысли. Диалектика (формальная логика) – как «служанка теологии», помогающая церкви в ее борьбе с ересями; арифметика – как предмет, облегчающий религиозно мистическое истолкование чисел, встречающихся в Писании. Под геометрией понимались самые фантастические сведения, относящиеся к описанию земли; музыка рассматривалась как необходимая принадлежность церковной службы; под астрономией понимался предмет, позволяющий определить сроки наступления церковных праздников. В целом астрономические представления были довольно абсурдны: так, церковь решительно отвергала учение о шарообразности земли, считала Иерусалим ее центром. Всякое знание считалось полезным лишь постольку, поскольку оно помогает усвоению церковного учения. Из науки выхолащивалось все, что так или иначе не гармонировало с церковными требованиями и могло побудить человека стремиться к приобретению знаний, основанных на опыте.

В позднее Средневековье начинает повышаться уровень грамотности населения Европы. В 1086 г. в Болонье на базе юридической школы открывается первый европейский университет, привлекавший студентов со всего континента. В 1160 г. открыт университет в Париже, в 1167 г. – в Оксфорде, в 1209 г. – в Кембридже, в 1364 г. – в Кракове и т. д. Так начинает формироваться высшая школа – университет (от лат. universitas – совокупность). Университетом называлось объединение преподавателей и учащихся (universitas magistrorum et scholarium). Например, Парижский университет, получивший в 1200 г. королевскую грамоту, включал учащихся, преподавателей, переписчиков, посыльных, аптекарей и даже трактирщиков, обслуживающих университет. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, «артистический», на котором изучали «семь свободных искусств», а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический.

Богословский факультет считался самым высоким, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели. В конце XIV в. из 700 с лишним студентов Лейпцигского университета 600 чел. были артистами (студентами артистического ф-та), 100 – юридического, 4–5 чел. изучали медицину и всего 6–7 богословие. 1/3 поступавших в университет уходила со степенью бакалавра свободных искусств, а 1/16 – со степенью магистра. Большинство школяров шла в университеты и школы лишь для того, чтобы получить минимум знаний, который обеспечил бы их заработком. К окончанию богословского факультета стремились лишь те, кто принадлежал к духовному званию. Диплом, полученный в любом из университетов, признавался в каждом другом; образование, начатое в одном университете, можно было продолжить в любом другом. Все обучение велось исключительно на латыни, так что обучаться могли студенты из разных стран (поэтому часто места, где обычно проживали студенты, назывались Латинским кварталом). Учебный процесс заключался в слушании и записывании лекций студентами (утром бесплатных, вечером – платных); при недостатке помещений занятия могли происходить просто на улице: студенты располагались на охапках соломы, брошенных просто на землю. Частыми были диспуты – дискуссии по заранее предложенному вопросу (нередко заканчивались драками).

Раздробленность Европы на множество слабо связанных между собой государств привела к тому, что в раннее Средневековье не существовало единых художественных стилей, свойственных всему континенту. В архитектуре, ввиду почти полного отсутствия городов, основными типами построек были донжон (сторожевая башня), укрепленный феодальный замок, монастырь, собор при монастыре.

Одним из архитектурных стилей средневековой Европы становится стиль раннехристианских храмов. С 404 г. резиденция императоров Западной Римской империи переносится из Рима в город Равенну. Здесь создаются первые монументальные христианские храмы, сочетающие в себе элементы древнеримской, византийской и арабской архитектуры. Наиболее известными из них являются построенные в VI в. церкви Сан-Витале (547), Сан-Аполлинаре и Сан-Апоплинаре Нуово (504). Сохранились также мавзолеи императора Теодориха (ок. 526) и Галлы Плацидии (V в.). Особенностью убранства раннехристианских храмов являются отлично сохранившиеся мозаики, изображающие сцены из библейской истории и жития святых (богоматерь с младенцем на троне, святой Аполлинарий в райском саду, византийский император Юстиниан и императрица Феодора с придворными). В раннем христианстве не было принято совершать обряд крещения в церкви, и рядом с древними храмами строились особые помещения для крещения – баптистерии. Мозаики на потолке баптистерии кафедрального собора в Равенне (конец V – начало VI в.) изображают, например, сцену крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан и фигуры двенадцати апостолов. Аналогичное изображение воссоздано в VI в. в баптистерии арианской ереси. Раннехристианские храмы, несколько отличающиеся от построек Равенны, сохранились в Испании.

Второй широко известный локальный художественный стиль раннего Средневековья – каролингское возрождение. Карл Великий, создатель империи франков, знал несколько языков, в том числе латинский и греческий, покровительствовал художникам и ученым. После завоевания Рима Карл не захотел довольствоваться титулом короля франков и в 800 г. папа Лев III короновал его как «императора римлян». Новый император подчинил себе римскую церковь и попытался возродить великую Римскую империю. Карл Великий стремился укрепить в своей стране образование, поддержать науку и искусство. При нем впервые в Средневековье возникли самостоятельные художественные школы: придворная в столице страны городе Ахене и реймская, славившаяся резьбой по кости, ювелирными изделиями и книжной миниатюрой. В эти годы изобретается новый легко читаемый шрифт, основанный на древнеримском написании букв. Художники при дворе Карла ориентировались на возрождение древнеримской – «романской» культуры, ее литературы, архитектуры, скульптуры и живописи. Потомки императора, основавшего империю Каролингов, старались поддержать политику возрождения античной культуры, однако скорый распад страны не позволил реализовать их планы.

При Каролингах велось интенсивное церковное и монастырское строительство. Часто культовые и светские постройки объединялись вместе – это были тронный зал для торжественных церемоний и дворцовая капелла. В Ахене сохранилась такая капелла, освященная в 805 г., и фундамент прилегавшего к ней тронного зала. Образцом при ее постройке послужила уже упоминавшаяся церковь Сан-Витале в Равенне.

Типичными постройками эпохи Каролингов были базилики с башнями, несколькими апсидами и алтарями (базилика – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на три или пять продольных частей – нефов – рядами столбов или колонн; апсида – полукруглая, иногда многоугольная выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие). Внутри они украшались фресками или мозаиками, часто на темы истории Древнего Рима, поскольку Каролинги считали себя потомками римских императоров. Монастырские комплексы, помимо церкви, включали большой внутренний двор – клуатр и множество других помещений, в том числе библиотеку и скрипторий – место для переписывания книг античных авторов.

Ведущим видом искусства позднего Средневековья остается архитектура. В ней ярко выразилась тяга культуры этой эпохи к энциклопедизму, т. е. целостному охвату всего сущего. В философии влечение к целостной, завершенной картине мира выразилось в создании всеохватывающих трудов, т. н. сумм – например, «Суммы теологии» и «Суммы против язычников» Фомы Аквинского. Средневековые соборы также замышлялись как своеобразные каменные энциклопедии универсального знания, а не просто помещения для молитв, защиты от непогоды и хранения культовых предметов. Мастера, возводившие соборы, пытались показать мир в его многообразии и завершенном геометрическом единстве. Все другие виды изобразительного искусства – иконопись, мозаика, скульптура, цветные витражи в окнах – были вспомогательными по отношению к архитектуре, создавшей целостный образ мира. Весь собор воспринимался как символ мироздания, устремленного к высшей идее. Внутри и снаружи его украшали скульптуры – например, аллегорические фигуры наук, изучавшихся в средневековых школах, – Грамматики, Арифметики, Музыки, Философии. Здесь же находились многочисленные «каменные иллюстрации» к Библии – сцены из жизни религиозных персонажей. Для неграмотных людей этого времени скульптуры, барельефы, мозаики и фрески собора становились одним из главных источников знания и средством освоения религиозной культуры христианства.

Первый художественный общеевропейский стиль – романский. Он возникает на основе древнеримских традиций в Х в. и господствует в Западной Европе до XII в., в отдельных местах – до ХIII в.

Романские постройки возводились в основном еще в период упадка городов. Это были, как правило, отдельные, одиноко стоящие здания – замки феодалов, монастыри и соборы. Политическая и идеологическая ситуация в Европе Х–XII вв. прямо воздействовала на архитектуру, предъявляя к ней два основных требования. Во-первых, монастырь или замок должен противостоять частым набегам врагов. Поэтому стены построек делались толстыми (иногда толщина их превышала два метра) и достаточно высокими, окна напоминали узкие бойницы, в которые трудно попасть из лука или стрелкового оружия, замок обычно окружался рвом с водой. Во-вторых, любое архитектурное сооружение несло в себе большую идейную нагрузку, выражало в своем облике важные черты христианского мировоззрения. Постройки представляли собой отдельно стоящие сооружения, возведенные в живописных местах (на горе, на берегу реки и т. п.) и хорошо вписывающиеся в окружающий природный ландшафт. Своим величественным видом замок должен был походить на описанный в «Откровении Иоанна Богослова» Град Божий, в котором после Страшного Суда будут жить праведники. Тем самым архитектурное сооружение наделялось глубоким философско-религиозным содержанием: оно выражало представление архитектора о будущем человечества, указывало на мистическую связь земного и божественного, на связь прошлого, настоящего и будущего.

Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия), замок Алькасар в Севилье (Испания), соборный комплекс в Пизе (Италия).

Второй общеевропейский художественный стиль – готика – господствует в Западной Европе в XIII–XIV вв. и затем вытесняется стилем эпохи Возрождения. Название стиля происходит от древних племен готов – предков германцев, населявших Европу в начале нашей эры и разгромивших Римскую империю. Однако на самом деле готический стиль не имеет к культуре готов никакого отношения.

В готическом искусстве скульптура преобладает над живописью, а архитектура – над скульптурой. В архитектуре готический стиль появляется в период возрождения средневековых городов. Основными типами официальных городских зданий были кафедральные соборы и ратуши (помещения для администрации городской коммуны), все они находились на центральных городских площадях. Теперь архитектор должен заботиться о том, чтобы готическое здание гармонировало не с природным ландшафтом, как романская постройка, а с городской архитектурной средой. Ограниченность городской территории требовала большей, чем в романской архитектуре, компактности сооружений. Поэтому готическая архитектура рванулась вверх; теперь стремление человека к богу выражалось в большой высоте строений, их устремленности к небу. Высота соборов могла достигать 150 метров, при этом все их очертания были подчеркнуто легкими, стреловидными, утонченными. Для достижения такой высоты при сохранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовались специальные технические приемы: новая конструкция свода и применение опорных ребер (контрфорсов), укрепляющих своды. Стены были покрыты кружевной каменной резьбой с множеством скульптурных изображений. Большие окна занимались витражами – мозаикой из цветного стекла. На них обычно изображались сцены из Священного Писания, городской жизни, рыцарские турниры, эпизоды из истории страны. Готический собор возводился несколькими поколениями людей, постройка могла затягиваться на целые столетия.

Готические соборы в Средние века были не только местом богослужения. Здесь читались университетские лекции, происходили диспуты на разные темы. Перед собором разыгрывались театрализованные представления.

Наиболее известными памятниками готического искусства являются Собор Парижской Богоматери, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Вестминстерское аббатство и Винчестерский собор в Англии, кафедральный собор в Милане (Италия), собор святого Витта в Пражском граде (Чехия), городские ратуши в Брюсселе и Вене.

Вопреки точке зрения, получившей хождение в эпоху Возрождения, Средние века не были периодом сплошной католической реакции, неким тысячелетним провалом в истории европейской цивилизации. Это было время медленного, но глубинного процесса развития культуры. В раннее Средневековье формируется феодальное общество с присущей ему экономикой, культурой, искусством. В позднее Средневековье с усилением городов начинается формирование того экономического, политического и идейного фундамента, на котором в эпоху Возрождения возникает раннекапиталистическое общество.

КОНТРОЛЬНЫЕ Вопросы

  1. Где был открыт первый европейский университет?
  2. Какие военно-монашеские ордены организовывали крестовые походы?
  3. Назовите основные условия появления культуры эпохи Средневековья.
  4. В чем заключалась главная цель крестовых походов?
  5. Какую роль в средневековой Европе играли военно-монашеские ордена?
  6. Кто такие «трубадуры»?
  7. Что собой представляло «Каролингское Возрождение»?
  8. Как велось обучение в первых университетах?
  9. Охарактеризуйте архитектурные стили средневековой Европы.

Термин «средние века» был впервые употреблён итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В российской историографии нижней границей средних веков традиционно считается V в. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в. – когда произошла буржуазная революция в Англии.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

· раннее Средневековье (V – Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

· классическое Средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

· Наука и искусство Средних веков - №1 - открытая онлайн библиотека позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – начало формирования нового капиталистического общества.

Многие историки период XV – XVII вв. относят уже к Новому времени.

Важнейшим событием рубежа Древности и Средневековья многие ученые называют великое переселение народов – это условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV – VII вв. германцев, славян, сарматских и др. племен на территории Римской империи. Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи.

Активное перемещение племен началось с 370-х гг., когда из Приуралья двумя потоками двинулись гунны: с одной стороны по северному побережью Черного моря и восточно-европейских степей, с другой – через Кавказ, Грузию и Армению в Сирию. Нашествие гуннов сдвинуло с места другие племена. Ок. 370 г. они перешли Волгу и вместе с покоренными аланами обрушились на готов, которые жили в Северном Причерноморье. Готы, разделившись на остготов и вестготов,прошли через Дакию на север Адриатики, несколько раз нападали на Константинополь. С разрешения римских властей вестготы поселились на территории империи. Из-за притеснений чиновников они взбунтовались в 377 г. и в 378 г. одержали победу в битве под Адрианополем, в результате которой погиб император Валент. Натиск готов, аланов и гуннов был остановлен, но готы были поселены как федераты в Мезии. Существенно усилилась варваризация римской армии.

Вестготы заняли большую часть Северной и Средней Италии, ав 410 г. их король Аларих взял Рим (в честь этого события Августин написал трактат «О граде Божием»). В 410 г. вестготы основали Тулузское королевство, просуществовавшее до 507 г.

Вандалы прошли через южную Германию, Францию и Испанию и заняли бывшую римскую провинцию Африка (429-439 гг.).

В 476 г. вождь германцев Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. В 493 г. Теодорих создал королевство остготов со столицей в Равенне. В Европе возникли и другие варварские королевства: франков в Северной Галлии (476 г., впоследствии завоевали большую часть других варварских государств), бургундов в юго-восточной Галлии с центром в Лионе (ок. 457 г.). С новой силой двинулись гунны под предводительством Аттилы. Их продвижение в Галлии остановила битва на Каталаунских полях (451 г.). В этой битве против гуннов под предводительством римского полководца Аэция выступили вестготы, бургунды и франки. После смерти Аттилы (453 г.) его держава быстро распалась.

Император Восточной Римской империи Юстиниан I в 530-60-х гг. отвоевал у варваров Северную Африку, Италию и часть Испании, но после его смерти натиск варваров возобновился. В 568 г. лангобарды вторглись в Италию и основали там свое королевство. В VII в. славяне, иногда поддерживаемые аварами и протоболгарами, заселяют Балканский полуостров. Часть славян расселяется в пределах Византийской империи в Малой Азии. На западе славяне продвигаются до территорий, занятых саксами и алеманами.

В Британии англы, саксы и юты, начав свои вторжения в середине V в., к концу VI – началу VII вв. образуют ряд королевств.

В целом эпоха переселения народов определила дальнейшую религиозную и политическую систему взаимоотношений в Европе.

В IX в. на арену европейской истории выходят Скандинавские страны и Великобритания. Скандинавы имеют германское происхождение и делятся на три народа: датчане, норвежцы, шведы.

Шведов привлекает Финский залив, и постепенно, двигаясь по течению русских рек, они доходят до Черного моря. Благодаря варягам их опорные укрепленные базы превращаются в, небольшие государства, как, например, Киевское (840) и Новгородское (850). Вначале отношения шведов с византийцами сводятся лишь к торговле. Позднее, в X в., шведы со своим флотом уже представляют угрозу для Византии и добиваются для себя заключения более выгодного торгового соглашения.

В отличие от шведов норвежцы и датчане устремляются на запад и юг, совершая опустошительные набеги. В течение двух веков они представляют собой серьезную угрозу для Запада. Эти грозные завоеватели достигают Ирландии, Великобритании, Германии, Голландии, Франции и даже Средиземноморья. Они подходят к территориям эллинских государств и получают название «норманнов» (людей с Севера). На самом деле речь идет о викингах, властителях морей, которые, воспользовавшись анархией того периода, стремятся укрепиться, хотя бы и временно, в Западной Европе. Их быстроходные и прочные суда позволяют им плавать по морю, а также по неглубоким рекам. Они располагают в избытке древесиной скандинавских лесов для строительства флота.

Викинги были не только замечательными моряками и воинами, но и прекрасными торговцами. Они основывали города и порты (например, Гримсби в Англии, Уотерфорд в Ирландии), способствуя тем самым процветанию Северной Европы и росту ее политического значения.

Захватив Ирландию в 875 г. и основав там королевство, норвежцы направляются к берегам Исландии, где в 930 г. собирается Альтинг, старейший «парламент» Европы. Оттуда они отплывают на открытие новых земель. Сегодня уже известно, что почти за шесть веков до Христофора Колумба норвежские мореплаватели высаживались на побережье Америки. Но большие расстояния и нехватка средств не позволили им закрепиться там окончательно.

Основная угроза Западной Европе исходила от настоящих «норманнов» – датчан. Поднимаясь по рекам, они проникают далеко в глубь различных стран. Так, с 834 г. они появляются в Германии и на территории современных Нидерландов, а чуть позже и в Ирландии. Они прочно обустраиваются в этих странах, откуда совершают свои набеги. Затем они захватывают Англию, которая была ими разграблена и больше всего пострадала. В 885 г. сакс Альфред Великий овладевает Лондоном и прилегающими к нему землями и становится основателем саксонского королевства в Англии.

Датчане совершают набеги и на французское побережье. В 885 г., после ряда умело организованных экспедиций, они доходят до Парижа, и их пиратские нашествия продолжаются до конца века. Затем они окончательно поселяются на французской территории. В 911 г. король из династии Каролингов Карл III Простой и вождь датских викингов Роллон (Рольф) подписывают договор, в силу которого Роллон получает титул герцога Нормандии. Эпоха викингов способствует приобщению северных народов к христианству. В 826 г. миссионер Ансгар основывает церковь в Хедеби на германо-датской границе, а в следующем веке король викингов Харальд Синезубый принимает обряд крещения.

Скандинавские набеги имеют очень важные последствия: норманны окончательно обосновываются на территории Франции, а затем в Англии, в Южной Италии и на Сицилии; доверие к королям франков падает и население уже не чувствует себя в безопасности. В подобной обстановке воздвигаются укрепленные замки, которые позже станут одним из признаков феодального строя.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V – XVII вв.)Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу оп­ределяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого разви­тия товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближней (внутренней) тор­говли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенно­сти, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде абсолютных или сословно-представительных монар­хий. Особенностями политической власти были ее раз­дробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на зем­лю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сослов­ное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в госу­дарствах Западной Европы – тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневеко­вой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, за­нимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полу­ченной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наибо­лее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т. е. вла­дельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже расположились вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы – еще более мелкие рыцари, у других – бы­ли в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал,– сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важ­нейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал-феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, не­смотря на кажущийся четким порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи западноевропейского средневекового общества. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их «код», получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, переда­вали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современни­ки, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы по­пляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и в отно­шении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что пре­ступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучи­тельный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказа­ния. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Раннее Средневековье (V – X вв.). В период раннего Средневековья – начала становления средневекового общества – значительно рас­ширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу антич­ной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то ср<