И возникновение журналистики

Процесс постоянного возрастания роли и увеличения информации, необходи­мой для обеспечения жизнедеятельности общества, в конце XX в. шел параллельно с процессом развития и совершенствования технологий накопления и распростра­нения информации. Это привело к информационной революции. В истории разви­тия цивилизации было несколько таких революций, когда кардинальные измене­ния в сфере обработки информации вели к преобразованию общественных отно­шений.

Первая революция связана с изобретением письменности, она дала возмож­ность передавать знания из поколения к поколениям.

Вторая обусловлена изобретением книгопечатания в 1450 г., которое радикаль­но изменило индустриальное общество и его культуру.

Третья (конец XIX в.) вызвана изобретением электричества, благодаря кото­рому появились телеграф, телефон, радио, возможность оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцес­сорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессо­рах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

РЕФОРМЫ ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РОЖДЕНИЯ ПРЕССЫ

Первая революция привела к пражурналистским явлениям, вторая - к воз­никновению газет, третья - к появлению радиовещания и телевидения.

Зарождение журналистики было вызвано тремя актуальными потребностями: политической - была нужда в средстве управления обществом и государством; идео­логической - в эффективном инструменте идеологической борьбы, экономичес­кой - в источнике коммерческой информации. Но материально-технические пред­посылки к возникновению масс-медиа появились только после изобретения кни­гопечатания (в 1450 г. Иоганн Гутенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы).

Первыми европейскими газетами были «Nieuwe Tijdingen», основанная в 1605 г. в Антверпене типографщиком Абрагамом Феогувеном, и вышедшие в 1609 г. такие издания, как «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аутсбург). В 1631 г. врач Теофраст Ренодо при поддержке кардинала Ришелье стал выпускать в Париже еженедельник «Gazette» [1]. Первая ежедневная газета начала издаваться в Лондоне только в 1702 г. («Daily Courant»), хотя, по утверждению К. Бюхера, первая ежедневная газета возникла в 1666 г. («Leipziger Zeitung») [2]. Само слово «газета» -

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики13

итальянское. «Gazzetta» называлась мелкая монета, составляющая цену письмен­ного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI в. был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон све­та. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр «gazzetta». Рубеж XVI-XVII вв. был временем формирования капиталистических отношений, роста международной тор­говли, развития науки и культуры, распространения грамотности, развития сети коммуникаций, централизации почты. Важность прессы признавалась повсемест­но. «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», - утверждал Наполеон [3]. В каждой из завоеванных стран он немедля основывал официальный рупор: «Газетт де Мадрид», «Газетт де Берлин», «Журналь дю Капи-толь» (Рим) и др. «Завладейте газетами и управлением» - твердит Наполеон Мю-рату в начальный период завоевания Пиренейского полуострова.

Пражурналистские явления

Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности - могуще­ственного средства общения на дальние расстояния (считается, что первый пись­менный текст появился в различных странах 8-6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения - знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усили­лось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства разви­ваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ора­торы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма раз­нились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выс­тупал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво говорит Марк Тулий!». А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну - Филиппу!». Информацию распространяли и пра­вительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского вет - совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет - «три­бун», «курьер», «почта» и т.д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная пе­чать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названии которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.

Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распростра­нения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны, потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимство­вала алфавит у финикийцев - торгового народа древнего Средиземноморья [4]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом



Глава 1

эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал» [5]. Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также на специально обработанной коже животных - перга­менте, названном в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изго­товлять во II в. до н. э. Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось мно­го, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их скла­дывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревян­ные ящички» [6].

В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использова­лись стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площа­ди около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных госу­дарственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гада­ний по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты-таблицы складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеоб­щего обозрения, оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Авгу­сте на досках стали публиковать и светскую хронику [7]. Были и рукописные изда­ния, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, об­щественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.

Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но и сте­ны, и камни, и появившиеся папирусные свитки, и дорогостоящий пергамент - всё это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные фор­мы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность рас­пространения «изданий»). На рубеже I и II вв. н. э. переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V-X вв. н. э.) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и про­поведи.

Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского - хлопок): впервые полученная в Китае еще в I-II вв. н. э., она оказалась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X в. через арабских купцов попала в Европу, сменив там перга­мент, а на Руси - бересту.

В1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве выре­зался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экзем­пляров на отдельных листах). Средневековые рукописи украшают заставки, орнамен­ты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337-1453) возникают агитационно-пропа­гандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.

Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 15

было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые извес­тия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасно­сти дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересо­ванным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «scrittori d avise» (перепис­чики новостей), такие же вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti» [8].Подобные бюро создаются в и других европейских городах.

Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необхо­димом объеме. Вторая половина XV в. ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия - 1465 г., Швейцария - 1468 г, Франция - 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша - 1473г., Чехия и Англия - 1482 г., Австрия и Дания - 1482 г., Швеция - 1483 г., Португалия - 1487 г. [9].

На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV-XVI вв. творчеством дипло­матов Ивана IIIутверждается светская публицистика. В1564 г. первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую кни­гу «Апостол». С печатным станком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не толь­ко с помощью опричников, но и широко используя могущество слова. Книгопечат­ное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от за­падных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типо­графия в Кремле (1678-1783 гг.), организованная для печатания литературных тру­дов Симеона Потоцкого - наставника детей царя Алексея Михайловича. Первы­ми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVIв. начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы со­временной жизни.

Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место зани­мают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «courant» - текущий). «Курантами» обычно назывались голландские периодичес­кие органы XVII в.(«Amsterdamische Courant» и др.), откуда и было заимствовано называние русских рукописных газет.

Из донесений заграничных агентов в Московском Посольском приказе состав­лялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться «Куранта­ми». Ас 1731г. начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражени­ях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т. п. в русском переводе зано­сились на узкие длинные листы бумаги - «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей). Составлялись «Куранты» два-че­тыре раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными



Глава 1

материалами [10]. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность та­кого протоиздания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, ко­торый заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.