Глава 6 ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Рассматривая содержание произведений в отечественной журналистике, мы обычно относим их к одной из трех групп жанров: информационной, аналитической или же к художественно-публицистической. Когда же говорим о западной прессе, то упоминаем, что, скажем, в США есть прецизионная (точная) журналистика и журналистика расследовательская.

У нас до последнего времени такого членения не было (впрочем, некоторые издания уже стали венчать крупные публикации рубрикой «Журналистское рас­следование». Изменения в жизни нашего общества, происходящие в последние годы, пробудили у граждан интерес к общественной и политической жизни, вызвали потребность быть полноправным участником этой жизни. В современной российской прессе журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных газе­тах и журналах организованы отделы расследований.

История и практика журналистских расследований в России изучена пока не­достаточно. «Журналистское расследование» - так называется изданная в 2001 г. книга, авторы которой - сотрудники Санкт-Петербургского Агентства журналист­ских расследований - в первой главе вспоминают классиков этого жанра. Среди них - Марк Твен, написавший в соавторстве с Ч. Уорнером «Позолоченный век». В ней раскрывались «упадок морали, вульгарность нуворишей, подкуп народных избира­телей, сомнительность финансовых сделок, жажда наживы, охватившая обще­ство» [1]. Потом были «разгребатели грязи» - эра «макрейкеров» (1902-1913 гг.), «Уотергейтское дело», расследование которого в 1972-1973 гг. сделало журналис­тов Р. Вудворта и К. Бернстайна национальными героями. Подобные герои были не только в США. К примеру, в Швеции это журналист Ян Гийо, расследовавший убий­ство Улофа Пальме; в Германии - Гюнтер Вальраф, активно применявший метод включенного наблюдения, ради добывания истины меняющий не только профессию, но и внешность. В самой же России образцами журналистских расследований являются «История Пугачевского бунта» А. С. Пушкина, «История одного города» М. Е. Салты­кова-Щедрина, статья Н. СЛескова «О пожарах в Петербурге», творчество писате­ля В. Г. Короленко, журналистов В. В. Навроцкого, В. М. Дорошевича, В. Л. Бурцева, «короля репортажей» В. А. Гиляровского. Чтобы написать о Пугачеве («История Пу­гачевского бунта увидела свет в декабре 1833 г.) А. С. Пушкин целый год изучал ма­териалы следственного дела, труды историков, побывал в Оренбурге, Казани, Ниж­нем Новгороде, Симбирске, рылся в провинциальных архивах, опрашивал старожи­лов. В поселке Бердах Пушкину удалось собрать много интересного. Молодые казачки пели ему свои песни, старики рассказывали, что могли вспомнить о Пугачеве. За каж­дую песню или интересный эпизод поэт платил червонец. Подобная щедрость выз­вала подозрение у бердских обывателей, которые, собрав сход, написали начальнику края, генерал-губернатору донесение: «Был у нас неизвестного звания человек. Ли­цом смугл, волосом черен и курчав, на пальцах вместо ногтей когти. Подбивал под пугачевщину и дарил золотом. Должно быть, антихрист» [2].




Журналистское расследование



Владимир Гиляровский (1853-1935), писавший, кроме репортажей так же ста­тьи и очерки, обладал природными качествами, способностями журналиста: был об­щителен, вынослив, смел, хорошо знал жизнь, ее светлые и темные стороны. На мес­те происшествия Гиляровский всегда внимательно осматривал местность, искал очевидцев, пытался получить дополнительные сведения, определял социальную версию случившегося, стремился быть безупречным с точки зрения фактического изложения событий. Он не перегружал свои публикации деталями, не относящи­мися к существу дела, любил точность, в любом событии видел не только сюжет­ную фабулу - основное внимание всегда обращал на людей - непосредственных участников событий и тех, кто лишь присутствовал (как и он) при этом. Журна­лист много писал о трагедиях: убийствах, грабежах, пожарах, о погибающих от го­лода и холода людях, о жертвах железнодорожных и иных катастроф, об обречен­ных на смерть рабочих. Но, несмотря на это, в его репортажах никогда не было чувства безысходности [3].

К классикам журналистского расследования, бесспорно, следует причислить и Антона Павловича Чехова. В первую очередь речь идет о его путевых записках «Из Сибири» и особенно «Остров Сахалин». Из Москвы писатель выехал 21 апре­ля 1890 г., а вернулся 8 декабря того же года, привезя «сундук всякой, каторжной всячины: 10 000 статистических карточек, образцы статейных списков каторжных, жалобы врача Б. Перлина» и т. д. [4]. Публикация «Острова Сахалина» на страни­цах журнала «Русская мысль» в 1893-1894 гг. вызвала положительные отклики прессы. «"Остров Сахалин" очень серьезный вклад в изучение России, будучи в то же время интересным литературным трудом, - писала, например, «Неделя» (1895. № 38). - Много хватающих за сердце подробностей собрано в этой книге». На жанр книги Чехова, ее научно-публицистический характер большое влияние оказали «Записки из мертвого дома» Ф. М. Достоевского и «Сибирь и каторга» С. В. Мак­симова, на которые неоднократно ссылается автор в тексте повествования. В свою очередь, очерки Чехова побудили и других литераторов, журналистов поехать на Сахалин и написать книги об острове. Так, Влас Дорошевич опубликовал в 1903 г. две из них: «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин».

«Зеркалом русской совести» и «нравственным гением» называли писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921), который также выступал с весьма интересными журналистскими расследованиями, особенно в то время, как с 1885 г. стал работать в казанской газете «Волжский вестник». В публикации «Ис­тория темных денег» он разоблачил махинации председателя нижегородской уезд­ной земской управы М. П. Андреева; семь обстоятельных статей посвятил истории банкротства пароходного общества «Дружина»; начав кампанию против Алек­сандровского дворянского банка, добился его ревизии и отдания нескольких ди­ректоров под суд и т.п. [5]. В советское время примерами журналистского рассле­дования стали многие сюжеты киножурнала «Фитиль», который ежемесячно вы­ходил с 1962 г., а в печати внимание читатели привлекали публикации Аркадия Ваксберга, Юрия Щекочихина, Ольги Чайковской. Все они работали в отделе рас­следований «Литературной газеты». Однако жесткий партийный контроль сковы­вал авторов журналистских расследований, поэтому они были редкостью.



Глава 6

На процесс формирования расследовательской журналистики влияют пример западных коллег и традиции русского и советского проблемного очерка и репорта­жа. В самом деле есть давняя традиция: в статье, корреспонденции, очерке, фелье­тоне авторы в подлинном смысле исследуют ту или иную проблему, ведут рассле­дование конкретных явлений, ситуаций, конфликтов. И публикации оставляют за­метный след в читательской аудитории, если подготовлены скрупулезно, всесторонне, глубоко.

Два примера из недавнего прошлого. Чтобы написать статью о создании в За­падной Сибири крупнейшей базы нефтяной промышленности, журналисту Алек­сандру Мурзину пришлось проштудировать триста научных докладов, в которых о регионе говорилось все; вплоть до того, что будет к 2000 г. с климатом, травой, ры­бой этого края. И все это обилие фактов журналисту надо было спрессовать в два-три куска по восемь страниц каждый [6]. В «Известиях»13 мая 1984 г. была опуб­ликована последняя неоконченная статья Анатолия Аграновского «Сокращение аппарата». К ней прилагались записи из блокнота журналиста, которые показыва­ли, насколько глубоко была исследована им сложнейшая экономическая пробле­ма. Краткие, фрагментарные строки из блокнота свидетельствовали о научном под­ходе публициста к анализируемым вопросам.

В наше рыночное время, в условиях многопартийности и свободы слова иссле-довательско-расследовательское амплуа остается для журналистов таким же слож­ным. Но оно стало еще и опасным. За попытку разоблачения коррупции в армии в 1995 г. был убит журналист Дмитрий Холодов. В1997 г. погиб липецкий собкор «Ком­сомольской правды» Валерий Кривошеев, рассказавший о том, как высокопостав­ленный московский чиновник строит для себя роскошный дачный комплекс на 75 за­поведных гектарах, как неправедно выселяли монашек из монастыря или как бес­толково руководит районом глава администрации. Публикацию под заголовком «Велика Россия, а дурь девать некуда» «Комсомольская правда» опубликовала 5 сен­тября 1997 г., а три дня спустя - 9 сентября, в связи с убийством автора, газета писа­ла: «Жанр расследования - один из самых сложных в газетной работе, «руды» нуж­но перелопатить тонны, а сверкнет ли на дне дорогой «алмаз», еще неизвестно. Кри­вошеев работал так, чтобы каждое слово можно было подтвердить документально». В тот год (1997), по данным Фонда защиты гласности, были убиты 15 журналистов, избиты 43 (из которых 10 - представительницы слабого пола), захвачен в заложни­ки 21, а 19 незаконно задержаны правоохранительными органами [7].

Аналитическая публикация, основанная на исследовании или расследовании, обладает высокой новостной ценностью и большой общественной значимостью и появляется в прессе благодаря инициативе и энергии журналиста.'- автора, у кото­рого сильно желание служить обществу, отстаивать правду и справедливость. По­добный материал дает возможность завоевать добрую репутацию не только публи­цисту, но и газете, для которой он пишет, поднять рейтинг издания, укрепить дове­рие читателей. Но инициатива и энергия автора стимулируются его талантом, природным чутьем, знанием методологии исследования и расследования, умением строить солидную и основанную на убедительных фактах логическую структуру материала, раскрывающего процесс возникновения проблем и пути их наилучшего решения.

Журналистское расследование