Роль телевидения в дни августовского путча

Два кровавых воскресения подряд – в Вильнусе и в Риге. Части спецназначения штурмуют студию телевидения в центре Вильнуса и телебашню. Бойцы спецназа врываются в студию, где журналистка. Показывают либеральные телеканалы. На защиту эфира бегут жители города. Они оказывают сопротивление властям. В России наступление на ГЛАСНОСТЬ начинают с закрытия телепрограммы «Взгляд» в программе фильм об ушедшем в отставку Шиварнадзе. В гостелерадио говорят об уточнении творческой концепции оно затянется на восемь месяцев. В ТСМ Татьяна Меткова отказалась прочитать тенденциозно-официальное сообщение о событиях в Вильнусе, её и ещё двух основных ведущих отстранили от эфира. Радио России запрещают выходить на программах Маяка и Первой программы. Партийная пресса пишет: «осторожно у микрофона злопыхатели».Создаются 4 студии: Вести - информация, Республика – публицистика, Лад – литературно художественная , Ортель – музыкально развлекательная. Это всё программа «Вести», они образовались после разгона ТСН (Телевизионная служба новостей).Августовский путч - попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая самопровозглашённым Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) - группой консервативно настроенных заговорщиков из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ 19 августа 1991 года, приведшая к радикальным изменениям политической ситуации в стране.Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения на 6 месяцев, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением жёсткой цензуры в СМИ и запретом ряда из них, отменой ряда конституционных прав и свобод граждан. Руководство РСФСР (президент Б. Н. Ельцин и Верховный Совет РСФСР) и некоторых других республик, а впоследствии также законное руководство СССР: президент М. С. Горбачёв и Верховный Совет СССР квалифицировали действия ГКЧП как государственный переворот.Цель путчистовОсновная цель путчистов заключалась в том, чтобы не допустить ликвидации СССР, которая, по их мнению должна была начаться 20 августа во время первого этапа подписания нового союзного договора, превращающего СССР в конфедерацию - Союз Суверенных Государств. 20 августа договор должны были подписать представители РСФСР и Казахской ССР, остальные будущие компоненты содружества в течение пяти встреч, вплоть до 22 октября.

Центральное телевидение СССР в вечернем выпуске программы «Время» неожиданно пропускает в эфир сюжет, подготовленный своим корреспондентом Сергеем Медведевым об обстановке у Белого Дома, в который попадает Ельцин, зачитывающий подписанный накануне Указ «О незаконности действий ГКЧП». В завершение звучит комментарий С. Медведева, в котором прямо высказывается сомнение по поводу возможности выхода этого сюжета в эфир. Тем не менее, сюжет увидела огромная аудитория телезрителей всей страны, он резко контрастировал с остальным содержанием программы (с сюжетами в поддержку действий ГКЧП) и позволил усомниться в действиях ГКЧП. Стоит отметить, что в 1995 году Сергей Медведев стал пресс-секретарем президента Бориса Ельцина и занимал этот пост до 1996 года.

10.1. ТВ эпохи «дикого капитализма» 1991-1995 года.
1991–1994 годы: телевидение революции и периода первоначального накопления капитала
Децентрализация телевизионной системы обозначилась в кон­це 1980-х годов и завершилась в 1994 году с ликвидацией «Останкино» – так после перестройки назывался «Первый канал» ЦТ. Госу­дарство практически утратило функции идеологического и финан­сового контроля.
Событиями общенационального масштаба стали:
- создание в 1990 году Российского телевидения на базе второй про­граммы ЦТ, оппозиционного союзному вещанию; канала «2x2», на котором появилась первая примитивная реклама; распад Гостелерадио в 1991 году и рождение ТВ-6.
- рождение НТВ в 1993 году. Этот период – лучшие годы талантливой и амбициозной команды НТВ;
- возникновение практически во всех ре­гионах страны местных частных телекомпаний.
После митингового прорыва перестройки и гласности именно в эти годы, совпавшие с периодом приватизации, были заложены основы журналистики, ориентированной на западные модели. Тогда же обозначилось основное противоречие в развитии инду­стрии следующего десятилетия: государственные телерадиокомпании не были готовы конкурировать с мобильными и динамично развива­ющимися коммерческими станциями. Ситуация усугублялась «феода­лизацией эфира на местах».
В 1990–1993 годах госканалы и в центре, и в регионах накрыла рыночная стихия: движение денежных реклам­ных потоков никем не контролировалось. Рекламный бар­тер, когда за программы и фильмы расплачивались рекламным време­нем, которым каждый независимый производитель торговал по свое­му усмотрению, демпинговые схемы, пренебрежение лицензионными правами и таможенными правилами ввоза западной продукции – все это заложило основы будущего благосостояния многих независимых производителей и крупных рекламных агентств.
К концу периода децентрализации телевидения (1995 год) начался первоначальный раздел рынка средств массовой информации теми представителями биз­неса, которые раньше других оценили его преимущества. На слуху – независимые телевизионные производители, сделавшие в хаосе перехода от одной модели к другой свои капиталы: «ВиД», АТВ, РЕН, крупные рекламные агентства «Видео Интернешнл» и «Премьер СВ», группы Березовского и Гусинского, которые тогда жестко конкурировали друг с другом.
С конца 1991 года «Первая программа» перестала существовать и её заменил «1-й канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино» - основанного на базе Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев.
В начале 1995 года «Останкино» окончательно потеряло свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что «Останкино» значительно уступало по объёму аудитории в дневное время телеканалу 2×2, а в вечерние часы - НТВ, в связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.